Защита диплома – один из важнейших этапов в подготовке новоиспеченного специалиста. Именно после данного этапа он получает заветный документ об образовании и может приступить к работе по освоенной специальности.
Сам по себе процесс защиты диплома стандартен и идентичен, не зависит от направления подготовки. Притом каждый дипломант сталкивается с дополнительными вопросами. Сегодня мы отметим основные вопросы, которые задают члены аттестационной комиссии на защите диплома по экологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Что спрашивают на защите диплома по экологии?
Защита дипломной работы по экологии проходит по «накатанной» траектории, но имеет ряд специфических черт.
Во-первых, данный проект и выступление дипломанта посвящено сугубо экологической теме и проблеме. Во-вторых, аттестационная процедура предполагает также развитие дискуссии в рамках исследуемого вопроса и выдвинутой автором идеи. То есть дополнительны вопросов не избежать никому? Сколько их будет – отдельная тема. При качественном освещении проекта – вопросы будут минимальны, при слабых ораторских качествах, сомнительном исследовании и слабой репутации индивида – вопросов будет явно больше.
В рамках защиты диплома чаще всего задают типичные вопросы:
- Общие, нацеленные на определение степени освоения программы, но строго в рамках темы диплома. Экзаменаторы могут попросить разъяснить тот или иной термин, подход, метод, прием, закон и пр. Чаще всего такие парадигмы затрагивают теоретическую часть проекта;
- Практико ориентированные, которые призваны оценить умение пользоваться приемами и уместно их использовать. Обычно такие задания затрагивают практическую часть дипломной работы. Аттестационная комиссия может попросить пояснить составные части того или иного показателя, пояснить особенности применение и обоснование выбранного подхода по диагностике и пр.;
- Нестандартные вопросы. Чаще всего этим способом проверяют умение ориентироваться в информации и подбирать решения. Вопрос может быть задан «методом от противного». Например, «если бы не данный прием, то какой инструмент можно было бы использовать для решения проблемы еще?». То есть здесь важно предложить альтернативу и все же показать достоинства авторской позиции, предложенной изначально гипотезы.
- Вопрос-сомнение. Это один из нетрадиционных вопросов, призванный повергнуть выпускника в ступор, задать ему несуществующие параметры или повергнуть сомнениям предлагаемое решение. Главное – не сдаваться, рассуждать, аргументировать. Постарайтесь удержаться на плаву и достойно отстоять собственное мнение, разработку.
Указанные варианты – самые распространенные, с которыми сталкиваются выпускники экологических направлений подготовки. Чтобы предоставить правильный и грамотный ответ, важно не только знать все по теме диплома, но и вникнуть в суть вопроса и понять, что от вас хотят услышать.
Таким образом, на защите дипломной работы по экологии будут заданы вопросы разных форматов, но все они будут укладываться в рамки освоенной специальности и темы исследования. Их миссия – определить уровень теоретической и практической подготовки, навыки ориентирования в информационном поле, умение применять соответствующие подходы уместно и грамотно, обосновывать собственную позицию и решение проблемы.
Как отвечать на вопросы по теме диплома по экологии?
Вопросы после выступления дипломанта по теме дипломной работы по экологии – привычное, можно сказать стандартное дело. Не стоит думать, что на вас набросятся сразу все или несколько экзаменаторов и станут заваливать вопросами и критикой. Эта метода призвана оценить общий уровень подготовки новоиспеченного специалиста в области экологии, определить понимание темы и умение принимать решение самостоятельно.
Сама по себе процедура итоговой аттестации – строго регламентированная и ограниченная по времени. Обычно на каждого выпускника отводится до 15 минут, в течение которых он выступает с научным докладом по теме диплома и далее поддерживает дискуссию. То есть «мучиться» и отвечать на вопросы придется около 5-10 минут.
Обычно члены аттестационной комиссии начинают задать общие вопросы, изучая тем самым почву с учетом психоэмоционального состояния и поведения докладчика, его увлеченности в ходе выступления и пр.
В числе наиболее распространенных вопросов по теме диплома по экологии можно выделить следующие.
Вопрос |
Ответ (примерный, общая формулировка) |
Вопрос 1. Почему вы выбрали данный экологический вопрос, тему? Что в ней интересного и неординарного? Какова актуальность темы с точки зрения экологии? | Данная тема актуальна, а проблема остается нерешенной, оказывает негативное влияние на… об этом свидетельствуют… (факты, статистика, научные труды, цитаты и пр.) |
Вопрос 2. В чем проявляется проблема исследования? Каковы причины ее возникновения? Как она соотносится с экологией и иными науками? | В дипломе выражена следующая проблема:… она появилась на фоне… проблема влияет не только на окружающую среду, но и иные сферы деятельности, порождая ряд сложностей. Например, с юридической точки зрения…, с биологической позиции…, по статистическим данным… |
Вопрос 3. Как вы считаете, есть ли методы диагностики и наиболее эффективные пути решения проблемы? | Исследовать экологическую проблему (по теме) можно разными способами. Я выбрала данный подход в силу… также можно полагаться на … но мой подход более оптимальный и не требует излишних затрат, позволяет быстрее и успешнее справиться с … |
Вопрос 4. Как вы понимаете термин …? | Термин … означает… |
Обратите внимание, что общие вопросы обычно затрагивают теоретическую часть дипломной работы. Здесь важно владеть не только изложенным в этом разделе материалом, но и дополнительным первоисточниками, которые помогут тщательнее обосновать свой выбор, постановку исследовательского вопроса, выбор соответствующего метода и решения, показать владение понятийным и научным аппаратом и пр.
Также возможны общетематические вопросы, которые были бегло затронуты или упомянуты в основной части исследования. Их придется уточнить, пояснить и пр.
Популярные вопросы по содержанию диплома по экологии
Как правило, данная категория вопросов затрагивает преимущественно прикладную часть дипломной работы по экологии. Здесь выпускнику придется объяснить причинно-следственные связи, обосновать проблему и необходимость ее решения или воздействия на нее и пр.
Члены аттестационной комиссии будут задавать как уточняющие, так и дезориентирующие вопросы, вопросы-противоречия или вопросы-сомнения. В числе наиболее популярных формулировок можно выделить:
- Вопрос 5: в чем особенности избранных вами методов исследования? Насколько они эффективны в экологии? Что помогают установить?
Ответ должен обосновать избранную методическую и методологическую базу, показать ее уместность (на фоне имеющейся информации), а также показать их рациональность. Выпускнику следует подчеркнуть, что с помощью этих методов он выявил и какие перспективы увидел, на чем строится его гипотеза.
- Вопрос 6: насколько эффективны ваши результаты и о чем они говорят? Можно ли получить более высокий результат, если использовать иной подход или метод?
Ответ призван показать эффективность предлагаемого решения, характер воздействия на противоречие, его уместность и обоснованность. Можно сделать также акцент на значимости и новизне результатов с использованием выдвинутой методологии, обосновать это с экологической точки зрения.
- Вопрос 7: если бы вам предоставили еще один шанс выполнить исследование по данной теме, что бы вы изменили и почему?
Ответ призван подчеркнуть, какие сложности возникли в ходе проведения экологического исследования и написания диплома в целом, как их преодолел автор. Если исследователь увидел новые возможности, то можно отметить их, но при этом придется их обосновать. Важно постараться сохранить приверженность описанной методе и идее. Но если комиссия все же настаивает выдвинуть альтернативу, то придется ее описать и показать эффективность.
- Вопрос 8: как вы подбирали объект исследования для диплома, на что ориентировались?
Ответ призван подчеркнуть осознанность и тематическую приверженность выпускника. Важно подчеркнуть, что избранный объект подходит к теме диплома по экологии и имеет соответствующую проблему. Если он был избран с помощью сравнительного анализа, картографического подхода – то этот также можно указать, показав тем самым обоснованность и целесообразность.
- Вопрос 9: как вы расцениваете степень достижения цели исследования и выполнения поставленных задач? Все ли было достигнуто и выполнено?
Ответ должен быть исчерпывающим и обоснованным. Важно отметить полученные результаты, эффект и показать достижение утвержденной цели. Если она не достигнута или достигнута не в полной мере – это явный недостаток проекта.
Также не исключены вопросы (вопрос 10) относительно структуры документа и ее связи с логикой экологического исследования.
В данном случае важно показать следование конкретной методике, учет правил и законов экологии, умение подбирать приемы и пользоваться ими на основе располагаемой информации, проводить анализ и пр.
Как отвечать на вопросы, затрагивающие идею, авторскую позицию и выводы в дипломе по экологии?
идея (гипотеза) и авторская позиция подчеркивают оригинальность и самостоятельность экологического исследования. Члены аттестационной комиссии зачастую затрагивают и эти аспекты, стараясь лучше понять позицию и мнение выпускника, обоснованность его действий и особенности выдвигаемого предложения, перспективы развития темы.
В данном случае вопросы будут прямолинейными, проверяющими эффективность и аргументированность авторских суждений, предложений. Ниже мы приведем наиболее распространенные варианты дискуссии относительно авторской идеи и позиции, выводов по результатам исследования в дипломной работе по экологии.
Вопрос |
Приблизительный ответ (общая формулировка) |
Вопрос 11. Какой результат вы получили? Довольны ли вы им? Что он подчеркивает? В чем его эффективность? К каким выводам вы пришли? | По результатам исследования, я пришел к выводу, что проблема появилась на фоне… текущие приемы показывают снижение эффективности, поэтому я предложил… сравнив изначальные показатели и конечные, я установил следующие связи (сравнение ситуации, показателей до и после). Считаю предлагаемое решение эффективным, так как все намеченные ориентиры (цели и задачи) были достигнуты, проблема – решена. |
Вопрос 12. В чем проявляется практическая значимость вашей идеи и результатов? | Моя гипотеза отличается от других тем, что… она позволяет решить … и улучшить экологию. Идея может быть использована предприятиями, иными объектами, если будут соблюдены следующие условия… выводы дипломной работы помогут в решении экологических проблем и улучшении ситуации. |
Вопрос 13. Какова ваша позиция в рамках исследуемой темы и проблемы? | Я полагаю, что современная обстановка и ухудшение экологии связано с… поэтому важно оперативно действовать и …(описать идею). Выдвинутая мной идея поможет снизить экологические риски и угрозы, защитить природу и пр. |
Вопрос 14. С каких ракурсов была рассмотрена тема и обоснована авторская позиция, идея? | В дипломе я пояснил суть гипотезы, основные мероприятия. Результаты (эффект) от идеи быт оценен с основных позиций: экологическая, юридическая, экономическая и пр. Все показатели подчеркивают эффективность решения и его перспективность. |
Чтобы ответить на вопросы относительно идеи, гипотезы, авторской позиции, результатов и выводов, важно понимать значение каждой категории, ее проявление и описание в проекте, уметь правильно ее аргументировать.
Неординарные вопросы на защите диплома по экологии
Согласитесь, что не всегда оказывается легко и просто ответить на поставленный вопрос. Притом дело не только в подготовке, владении материалом. Порой члены аттестационной комиссии изощряются и задают весьма неожиданные вопросы: с «подковыркой», частично с критикой или сомнением и пр. В данном случае главное – не растеряться, собраться с мыслями и дать полноценный ответ. Не бойтесь вступить в «научную перепалку», признать свои ошибки или неправоту. Главное – умение рассуждать, убеждать, признавать недочеты и оценивать их и пр.
Чаще всего в числе неординарных и неожиданных вопросов на защите диплома по экологии встречаются следующие:
- Вопрос 15. Какие последствия могут наступить при исполнении предложенной идеи и при отклонении от заданных вами условий?
Согласитесь, что в рекомендательной части дипломной работы по экологии автор изложит сильные стороны гипотезы, условия и возможности ее применения. Но лишь единицы выпускников подчеркивают последствия. К данной категории принято относить негативные проявления, а не результаты. То есть важно также оценить не только выгоду, пользу, но и потенциальный вред: на чем отразится реализация идеи, что ухудшится, как с этим бороться.
Также не менее важно оценить последствия некорректного исполнения описанного плана или гипотезы. Можно отметить общие моменты и риски или же описать конкретную модель с соответствующей траекторией.
- Вопрос 16. Можете ли вы доказать, что применение приема (определенный метод) будет эффективно в рамках вашего проекта?
Для ответа на данный вопрос важно понимать суть соответствующего подхода и если он не был использован в проекте, то придется не просто импровизировать, но и адаптировать ее согласно поставленному исследовательскому вопросу.
Притом ответ на поставленный вопрос не обязательно должен быть положителен. Если вы опровергли возможность, уместность, необходимость или эффективность заявленного приема это тоже результат и отражение компетентности выпускника, его готовности, умения принимать решение, исследовать все возможности и пр.
- Вопрос 17. Насколько важна тема/проблема в современном обществе, экологической среде и пр.?
В данном случае важно рассуждать и анализировать, показать актуальность проблемы и ее воздействие на различные сферы деятельности, разные объекты. Важность темы и проблемы проявляется именно в необходимости ее решения, устранения или смягчения.
- Вопрос 18. Насколько выгодна ваша гипотеза? Уверены ли вы в том, что ее можно внедрять на практике?
В данном случае вопрос носит провокационный характер. Далеко не все выпускники могу апробировать предлагаемую траекторию решения. Поэтому для ответа на данный вопрос важно показать, что автор учел различные факторы и отметил их в рекомендациях. Если есть примеры со схожими идеями, их реализацией – можно привести их в качестве образца и провести аналогию со своим исследованием.
Если все же есть результаты апробации, то это только усилит авторскую идею и выводы, рекомендации, подчеркнет реалистичность выдвигаемой концепции.
- Вопрос 19. Каковы перспективы применения предлагаемой идеи и возможности развития темы? Как можно усовершенствовать вашу гипотезу, какие факторы влияют на это?
В данном случае достаточно подчеркнуть особенности, достоинства и недостатки предлагаемой идеи. Затем на основе недостатков постараться продумать альтернативы, не забывая об этом про риски.
Не менее показать, на предложенном вами решении изучение экологической проблемы и темы не заканчивается, оно продолжается. Автор может отметить, что со временем его идея также может устареть и потребовать обновления.
- Вопрос 20. Какие проблемы и конфликты могут возникнуть на фоне реализации вашей идеи или гипотезы?
В данном случае важно выделить риски и показать способы их минимизации или обхода, смягчения. Притом важно отметить не просто общие угрозы, но и с акцентом на конкретную сферу: законодательство, экономическая выгода, безопасность и экология, техническая сторона и пр.
Согласитесь, что такое разнообразие вопросов способно повергнуть автора дипломной работы по экологии в шок. Но самое главное правило успеха – не молчать, не бояться отстаивать собственную позицию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы по подготовке к дополнительным вопросам на защите дипломной работы по экологии
Итак, дополнительные вопросы по теме диплома будут заданы каждому выпускнику. Без дискуссии выйти из аудитории невозможно. Поэтому в целом морально и физически можно подготовиться к этому испытанию. В среднем члены гиа задают каждому дипломанту от 2-3 до 5 вопросов. Все зависит от качества его выступления.
Помните: за пределы темы вопросы выходить не будут. В этом особенность защитного процесса и изюминка при подготовке к ней. Не нужно перечитывать все материалы, профильные предметы, вопросы, повторять основные каноны по профилю и пр. Подготовка к защите моментально упрощается. Поэтому досконально изучите дипломную работу по экологии, вызубрите все основные положения, факты, выводы. Владейте материалом по максимуму.
Если есть возможность изучить дополнительную литературу по избранной тематике и проблематике – отлично. Будет чем блеснуть перед экзаменаторами. Более того, глубокое владение темой – самый настоящий туз в рукаве дипломанта, который сможет спасти его от провала и чрезмерной критики.
Внимательно прочитайте рецензию от научного руководителя и его отзыв. Именно в них могут крыться потенциальные вопросы. Чаще всего они затрагивают замечания, недостатки.
Также можно подготовиться к волне дополнительных вопросов, проконсультировавшись с наставником или расспросив об этом ранее защитившихся студентов с потока. Такой ход позволит понять, о чем обычно спрашивают на защите и тщательнее проработать защитную речь.
Если все же сомневаетесь в качестве подготовке к защите дипломной работы по экологии, опасаетесь шквала дополнительных вопросов и слабых способностях оперативно подобрать достойный ответ – обращайтесь за консультацией и помощью к нашим экспертам!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
обязательно нужно хорошо знать экологическое законодательство. притом лучше даже ответы на вопросы (которые касаются относительно благоустройства, оптимизации и пр.) сразу же связывать с ними. во-первых, сразу показываешь компетентность, во-вторых — хорошо обосновываешь ответ и позицию, меньше вопросов в дальнейшем возникает у комиссии.