Как работать с научной статьей и литературой?

Студенческая или научно-исследовательская жизнь так или иначе связана с изучением огромного объёма информации, преимущественно научного плана работать со специализированной и узкопрофилированных литературой бывает непросто. Поэтому мы решили рассказать об особенностях использования научных текстов при выполнении исследований и написании разного рода проектов.

Как работать с научной статьей и литературой?

Студенческая или научно-исследовательская жизнь так или иначе связана с изучением огромного объёма информации, преимущественно научного плана работать со специализированной и узкопрофилированных литературой бывает непросто. Поэтому мы решили рассказать об особенностях использования научных текстов при выполнении исследований и написании разного рода проектов.

Под научной литературой понимают специализированные труды исследователей, авторские аргументированные изыскания, которые сумели доказать выдвинутые ими гипотезы, теории, факты и пр. К этой разновидности проектов относят научные доклады, статьи, монографии и диссертации, авторефераты и пр.

Из чего складывается работа с научной литературой?

Основные этапы по работе со специализированной, научной литературой предполагают:

  • Поиск информации;
  • Изучение найденных первоисточников и их перепроверка;
  • Выборка материалов;
  • Систематизация данных.
Из чего складывается работа с научной литературой?
Что нужно знать при поиске и работе с информацией?

В целом, порядок работы с научной литературой мало чем отличается от стандартного знакомства с любым иным произведением, но все же следует отмети ряд отличий:

  • Поиск научной литературы более узкий: на специализированных платформах, базах данных, научных изданиях и пр.;
  • В специальной литературе преобладают специальные термины, профессионализмы, инструменты и методы и пр.;
  • Каждый труд будет посвящен конкретной теме, дисциплине или области наук и пр.

Опытные исследователи рекомендуют подбирать научную литературу для своего исследования следующим образом:

  • Конкретизируйте тему проекта и выделите ключевые слова, тезисы. На данном этапе исследователь задает ориентир, отвечая на вопросы: что изучать, для чего и как;
  • Ищите информацию не только через общие запросы, в поисковике, браузере, но и на специальных площадках. Лучше всего пользоваться проверенными первоисточникам. Они располагаются во всемирно известных электронных библиотеках РИНЦ, Scopus. WoS, на официальных сайтах ВУЗов, научных компаний и организаций, лабораторий, ВАК-изданиях и тематических научных изданиях.
  • Не ограничивайте поиск информации строго в рамках одного предмета, автора или платформы. Главное – тема, план будущего проекта, цель, задачи, объект и предмет. Чтобы найти максимальный объем информации по теме исследования, важно располагать разными данными, из разных источников. Только так в дальнейшем возможно определить достоверные и надежные ресурсы.
  • Обращайте внимание на дату публикации и доказательную базу (состав ресурса). В основе новых исследований должны лежать исключительно актуальные данные, публикация которых не превосходит 3+-5-летней давности. Более поздняя литература может стать лишь «справочно-архивными» материалами, но не аргументами за или против выдвинутой гипотезы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чек-лист: Учимся читать и вникать в научные работы и материалы с максимальной эффективностью

Грамотный поиск информации – это лишь треть исследования. Далее автору студенческой или научно-исследовательской работы предстоит разобраться во всех нюансах и умело использовать найденные ресурсы во благо: с пользой для собственного изыскания (положить в доказательную базу), легально и оригинально.

Все научные труды имеют четкую структуру. Как правило, она однотипная. Поэтому при первом знакомстве с ресурсом важно понять, соответствующие ли он теме проекта и какие основные моменты в нем освещаются. Для этого достаточно изучить аннотацию. Если Вы намерены «на корню» решать проблемы, то можно сразу же перечитывать полностью все материалы, отсеивая на пути ненужные или неподходящие.

Этапы работы с научной литературой
Как работать с полученной информацией?

Изучение научной литературы предполагает, что читатель:

  • Внимательно прочитает материал и выделит в нем: тему, гипотезу, ключевые слова и термины, ход исследования и достигнутые результаты;
  • Соотнесет собственные интересы (тему своей работы) с первоисточником, определит целесообразность и необходимость его использования;
  • Тщательно перепроверит материалы, сопоставив их с научными трудами других исследователей, мнением критиков и авторитетных умов. Важно убедиться в достоверности источника, точности и обоснованности, отсутствии нестыковок и противоречий. Поверьте, доверять можно только себе. Даже авторитетные издания и опытные авторы могут совершать огрехи.
  • Выделит наиболее подходящие фрагменты для своей работы (с учетом утверждённого плана, структуры, смысла и пр.). На данном этапе важно определить: ключевые моменты и аспекты, которые необходимы для написания проекта, основные термины, определения, формулы, их уместность и достаточность, необходимость, возможности цитирования/заимствования или грамотного перефразирования.

При первом знакомстве с научной статьей, литературой внимательно изучите аннотацию. Здесь важно отметить на вопрос: подходит ли материал к вашему исследованию? Если ответ положительный, то далее придется детально изучить весь текст первоисточника, разобравшись во всех нюансах, каждом слове и обороте.

В процессе изучения важно делать пометки: выписывайте ключевые слова, краткое описание или тезисы, результаты, которые пригодятся в проекте. Притом лучше всего сразу же сортировать по утверждённому плану: в каком именно разделе или месте следует использовать материал.

Если найденный первоисточник весьма большого объема, то предварительно необходимо ознакомиться с миниверсией. Ею может быть автореферат, обзоры экспертов и критиков. Такой подход позволит сократить время на ознакомление с первоисточником, «диагностировать» его необходимость и уместность использования.

Самая простейшая инструкция по изучению и подготовке научной литературы к дальнейшему использованию будет включать в себя следующие стадии:

  • Первичное знакомство с ресурсом: беглое чтение, изучение оглавления и аннотации;
  • Вторичный детальный «осмотр»: детальное изучение «содержимого» с выделением тезисов, терминов, формул, ключевых слов и фраз. Здесь уместны такие приемы, как «структурный разбор» (по абзацам, частям), анализ первоисточника, констатация фактов (сбор доказательной базы);
  • Определение места первоисточника в новом исследовании: в какой части/разделе уместно применение данной литературы, для чего (подтверждение гипотезы, общий обзор по теме, связующий элемент и пр.);
  • Выбор приема для включения материала, грамотная реализация метода.

Включение первоисточника в контекст новой работы должно быть естественным, логичным и последовательным, подходящим по смыслу.

Как использовать научную литературу в собственном исследовании?

Найденный первоисточник после тотального изучения подлежит эффективному использованию с учетом намеченных целей и планов. В этом деле важно определить способ применения ресурса:

  • Банальное копирование. Помните, что данный прием нелегален и может принести ряд серьезных последствий: вплоть до административной, уголовной и гражданской ответственности. Более того, копирование чужих трудов резко снижает уникальность исследования. поэтому, будьте осторожны.
  • Заимствование. Под данным термином следует понимать «пересказ» или перефразирование прочитанных постулатов. В этом деле важно сохранить изначальный смысл из первоисточника, но не забудьте упомянуть «автора слов» для подтверждения фактов, гипотез, теорий и пр.
Как использовать научную литературу в собственном исследовании?
Использование научной литературы в своей работе
  • Цитирование. Этот прием основан на дословном или частично-дословном копировании фраз, фрагментов с обязательным отражением автора цитаты. Здесь следует помнить о правилах оформления цитат: в форме прямой или косвенной речи и пр.
  • Схематический образ. Автор научного изыскания имеет право отражать свои мысли любым удобным способом. Что же мешает ему «заимствовать» текст и преобразовывать его в новый вид: таблица график, схема и пр.? Данный способ не только способен повысить уникальность текста, но и продемонстрировать «верх пилотажа», творческий подход, умение оперировать различными приемами, грамотно преподносить информацию и пр.

Применение научной литературы требует сознательности, разборчивости и внимательности.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в поиске и подборе научной литературы для исследования независимо от масштабов, направления (области наук), уровня сложности. Наши специалисты готовы выполнить следующие услуги:

  • Подготовить список первоисточников в рамках предоставленной заказчиком темы исследования;
  • Подобрать информационную базу и обработать ее, сформировав полноценный текст исследования;
  • Обработать и грамотно оформить результаты эксперимента;
  • Повысить уникальность текста и пр.

Работа с научной литературой – процесс длительный и изнурительный, требующий наличия как минимум базовых знаний по работе с большим объемом информации, специфическими терминами, формулами, нюансами и пр.

В нашей команде трудятся исключительно надежные, ответственные и высококвалифицированные специалисты: педагоги топовых ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, действующие исследователи, доценты и профессора, практикующие эксперты. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!