20 основных правил, влияющих на эффективность учебы

Сфера образования находится всегда в центре внимания и это не удивительно, потому что чаще всего эффективность учебы влияет на дальнейшее будущее школьника, студента и другого субъекта учебного процесса. Кроме того, обучение молодого поколения – это одно из главных заданий государства, влияющих на развитие страны в будущем. Учеба и знания оказывают слишком большое влияние на население, поэтому данной теме следует выделить определенное внимание.

20 основных правил, влияющих на эффективность учебы

Образование в резюме — Примеры, как написать и указать среднее, высшее и дополнительное образование » Резюмешкин
Важность образования в жизни человека

Сфера образования находится всегда в центре внимания и это не удивительно, потому что чаще всего эффективность учебы влияет на дальнейшее будущее школьника, студента и другого субъекта учебного процесса. Кроме того, обучение молодого поколения – это одно из главных заданий государства, влияющих на развитие страны в будущем. Учеба и знания оказывают слишком большое влияние на население, поэтому данной теме следует выделить определенное внимание.

На эффективность учебы влияют внешние и внутренние факторы, поэтому с любой стороны можно ждать какой-то негативный фактор, который понизит рентабельность процесса учебы. Каждое учебное учреждение также влияет на процесс обучения, поэтому объект образования тоже важен в этой тематике.

Мы разделили данную статью на четыре основных сектора, которые будут отвечать за определенные подпункты, а именно:

  • Улучшение способностей памяти;
  • Определения цели и мотивация;
  • Тайм-менеджмент;
  • Коррекция сложного в простое.

Все разделы напрямую влияют на эффективность учебы. Сегодня мы узнаем 20 основных правил, которые могли бы повысить количество получаемых знаний студентом, школьником, аспирантом.

Улучшение способностей памяти

Память является очень важным компонентом учебы, так как с более развитым хранилищем информации в голове, процесс образования проходит намного легче. Обработка больших объемов информации возможна лишь при развитии запоминающей функции, или просто – памяти.

Сон плюс учеба

Мозг имеет сразу два режима работы:

  • Сфокусированный;
  • Рассеянный.

Когда ученик читает какой-то определённый текст, то его мозг работает в режиме фокусировки. Это природное явление, так как целью человека является обработка информации. Спустя несколько часов учебы, мозг переключается в режиме рассеянности, именно в этот момент начинаются основные процессы нейронной связи.

Как улучшить память: 10 вопросов человеку, который может запомнить всё - The-Challenger.ru
Как работает мозг?

То есть, человек получает знания в режиме фокусировки, но формирует для себя часть из них в режиме рассеянности. И этот цикл повторяется из раза в раз.

Хорошим примером будет обычное школьное задание – рассказать стих на память. У большинства людей этот процесс проходит таким образом: сначала ученик несколько раз повторяет стих и пытается его выучить, но ничего не выходит, зато к следующему утру стих волшебным образом запоминается. Тут и действуют два этих режима.

Постоянные перерывы

Нужно делать возможные перерывы, так как процесс фокусировки не может быть постоянным. При долгом сосредоточении внимания, человек начинает отвлекаться и растягивать свою небольшую задачу в огромную. Лучше всего делать перерывы на 10-15 минут, каждые 50 минут учебы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Поставьте себе будильник или таймер на каждые 50 минут. Это правило поможет вам не перетрудится и сохранить как можно больше трудовых ресурсов для дальнейших действий.

Кривая забывания и борьба с ней

Герман Эббингауз – это немецкий психолог 19 века, который открыл такое понятия, как кривая забывания. По сути, эта кривая может показать на что способен человек в плане запоминания информации. Исследование психолога было достаточно долгими, для этого Герман запоминал вовсе ненужные слова, чтобы добиться нужного результата.

В итоге результаты эксперимента получились действительно интересные, а именно:

  • Спустя час после учебы, человек сможет вспомнить 44 % от прочитанного;
  • Спустя неделю, этот процент снизится до 25 %;
  • Через месяц объем информации, который можно будет вспомнить где-то 20 %.

Как мы видим, то большая часть информации будет забыта уже спустя час. Делаем вывод – информацию нужно повторять на регулярной основе. Если ученик будет повторять выученный материал, то он сможет заметно замедлить процесс кривой забывания. Повторить стоит около четырех раз.

Вы, наверное, часто видели в конце темы или урока, что там есть вопросы для закрепления знаний. Так вот, это и есть первое повторение. Второе повторение должно быть через день после прочтения информации. Следующий повтор должен состоятся через 2-3 недели и лучше это делать на практике. Возможно есть какие-то задания в рамках обучающего курса, это было бы неплохо. Четвертый подход через 3 месяца после третьего подхода. Перечитайте информацию ещё раз и постарайтесь вспомнить как можно больше материала.

Жизненный цикл контент маркетинга
Регулярно повторяем изученный материал

Повторение материала — это важный процесс, поэтому выполнять его нужно правильно. Просто прочитав материал, много не запомнишь, более верным решением будет обсуждения темы с преподавателем и выполнения дополнительных заданий. Ученики, которые уделяют больше времени теме, в итоге получают лучшие знания.

Поэтому, лучше всего будет сделать такие шаги:

  • Прочесть материал;
  • Обсудить тему с друзьями, учителем, наставником;
  • Выполнить практическое задание.

Перечитывания материала на постоянной основе и выделение основной информации

Перечитывать материал несколько раз подряд не самая лучшая идея, так как никакого эффекта для ваших мозгов это не окажет. Более того, при таком подходе к изучению материала, можно снизить эффективность работы, так как такой способ обучения повышает усталость глаз, а от этого может начать болеть голова, и тогда всё изучение информации уйдет коту под хвост. Подчеркивание основных идей также не лучший выход, потому что этот метод не заставит запоминать ученика больше информации.

Если вы и хотите получать больше, то лучше выполняйте задания и отвечайте на вопросы после темы.

Стиль обучения

Есть два стиля обучения:

  • Визуальный;
  • Аудио.

К визуальному относятся картинки, текст и его чтение, а к аудиальному – аудио книги, лекции, подкасты.

3 основных стиля обучения - Engexpert
Увидеть, услышать, дотронуться

Тут уже каждый выбирает себе что-то конкретное, всё зависит от того, что лучше воспринимается. Но есть парочку интересных исследований, которые так не думают, и вот в чем дело.

Исследования некоторых ученых и психологов показало, что люди, которые выбирают визуальный или аудиальный стиль обучения ничем не отличаются в процессе изучения информации. В результате исследования было выявлено, что все люди под разными стилями обучения, запоминают лучше информацию через визуальный стиль. То есть если даже человек выбрал аудио обучение, то он бы мог больше запомнить с помощью текстов и картинок.

На это и указывают исследования, где 81 % учеников сдали успешно тест, именно этот процент студентов выбрали визуальный стиль в то время, как из аудиального метода обучения успешно сдали тест лишь 59 %.

Стиль обучения стоит выбирать не только, потому что он нравится, но и подбирать его к предмету. Допустим, математику учить по аудио очень сложно, а вот с английским языком уже другая ситуация.

Differences in Brain Activity May Determine How Smart You Are | Live Science
Спорт поможет улучшить мозговую деятельность

Спорт

Чтобы лучше запоминать материал, нужно заниматься спортом. Физическая активность вырабатывает в мозгах нейротропный фактор мозга, который влияет на появления новых связей нейронов. Возможно, вы сами замечали, что после небольшой прогулки, мозг перезагружается и готов к новой информации.

Употребление воды в процессе обучения

Употребление воды в момент изучения материала, может повысить концентрацию человека и усидчивость.

Определения цели и мотивация

Без определённой цели, очень сложно понять, чего человек хочет достичь. В такой ситуации непонятно зачем происходит процесс обучения, поэтому ученику может казаться, что он/она учится просто так. Мотивация также очень важна, так как нужно понимать, какая награда ждет человека, в том случае если он будет обладать достаточным объемом знаний.

Идти к цели или бросить: когда стоит отступить - K.Fund Media
Определения цели и мотивация

Backwards planning

У людей часто бывает моментальная тяга к чему-то. Например, когда человек увидел рекламу какого-то курса обучения и очень захотел купить этот курс. Обычно такая тяга к знаниям не постоянная, потому что в итоге оказывается, что данный курс вовсе и не нужен человеку, поэтому обучение останавливается на пол пути. Это происходит, потому что нет конкретной конечной цели.

Backwards planning нужно для того, чтобы сформировать цель, ещё до начала обучения. В связи с этим, правильно будет сразу определить, что человек может получить от данного курса обучения. Нельзя бездумно хвататься за ненужные клочки информации, так как это засоряет мозг и тратит ваше время.

Контрагент в учебе

Стэнфордский университет провел интересное исследование. Те, кто работал в паре были больше мотивированы, потому что не хотели подвести партнера, и намного чаще возвращались к первоначальному заданию.

Именно этим и хорош университет. Можно спокойно работать в паре и тем самым повышать свою эффективность обучения. Кроме того, мотивацию можно найти и в онлайн-режиме, просто проводить онлайн-собрания с другими студентами, обсуждая при этом интересующие темы.

Искусство тайм-менеджмента или сказ о потерянном времени — ROMI center
Умение планировать свое время

Тайм-менеджмент

Распределение собственного времени очень важный фактор, который влияет на процесс обучения. Чем больше времени потратится в пустую, тем больше информации пролетит мимо ученика.

Easy to hard

Бытует такое мнение, что все задачи нужно начинать со сложных, потому что если начать с легкого, то не хватит времени на более важные задания. На самом деле, это не совсем верно. Когда человек хочет залезть на гору, то он начинает делать это с подножья, а не с середины пути и это очень важно. В учебе всё нужно делать постепенно, так как это влияет на качество выполненной работы.

Если начать со сложных задач, то мозг в дальнейшем будет неправильно работать и когда придет время более мелких заданий, то сил уже не окажется, поэтому придется их делать «на тяп-ляп».

Планку сложности нужно повышать постепенно, так мозг будет начинать с более легких заданий, как разминка, после чего будут силы выполнить тяжелое и сложное задание.

Школа організацій з розвитку підприємництва: дедлайн змінено | Громадський Простір
Крайняя точка выполнения задания

Сроки задания

По статистике, если у человека нет срока выполнения задачи, то он будет делать это задание на 16 % дольше, чем человек с дедлайном. Кроме того, лучше всего работает внешний дедлайн – тот, который поставлен другим человеком.

Обычно, это очень распространенный метод в школе или институте, именно этот инструмент помогает правильно использовать время ученика, а значит в дело входит тайм менеджмент.

Работать без определенных сроков не очень получается, потому что человек не может поставить себе адекватные границы по времени. Дедлайн, который был поставлен самостоятельно может быть легко подвинут.

Нужно найти такое решение, чтобы был реальный внешний дедлайн. Хорошо, когда есть какой-то экзамен в будущем, тогда будет и точная дата, к которой нужно знать весь материал, но когда такого нет, то нужно искать выход из ситуации. Например, можно написать о своих намерениях в социальных сетях, таким образом публика будет следить за вашим прогрессом.

Отдых от информационного шума
Задачи, которые нужно решить в срок

Перечитывания информации от начала и до конца

Если вы читаете книгу для того, чтобы выбрать из неё нужную информацию, тогда будет не целесообразно перечитывать её от начала и до конца. В Гарварде уже разработали схему быстрого и эффективного чтения.

Не нужно начинать читать книгу с самого начала. Сначала изучите предисловие и разделы книги. По этим разделам уже можно рассортировать информацию, которая нужна и которую можно пропустить. Также важным правилом является активное чтение. Не нужно сухо читать, так информацию не запомнишь, всегда задавайте себе наводящие вопросы по типу: а почему так? что значит эта формула? почему тут вышла такая цифра?

Выбирайте только тот материал, который действительно вам нужен, так вы сможете охватить максимально полезную для вас информацию.

Планировка времени и место учебы

Основы тайм-менеджмента • EstPortal
Как сэкономить время?

В разговоре про время очень важным является тот фактор, что все нужно решать заранее. Когда человек принимает решение во время основного действия, то это занимает определённое время. Например, когда вам нужно быть на встрече в 12:00 и чтобы доехать у вас есть час. Но за этот час вы ещё решаете, что надеть, какую прическу сделать и что с собой взять. Все эти вопросы можно закрыть заранее, а значит и сэкономить время. То же самое и с учебным процессом.

Если сразу определить, где и во сколько будет учеба, то тогда в определяющий момент, не нужно будет тратить на это свое время. Если вы знаете, что в 13:00 у вас будет английский в онлайн-режиме, то в это время вы уже сможете его начать учить, а не тратить ещё временные ресурсы для разрешения этого вопрос.

Коррекция сложного в простое

Чтобы легче училось, нужно уметь подстраиваться, а именно делать так, чтобы сложные задачи превращались в простые.

Коннект старых знаний с новыми
Применение новых знаний на практике

Коннект старых знаний с новыми

Иногда, для выполнения сложной задачи, нужно просто вспомнить знания, которые уже были получены в прошлом. Очень часто соединение старых знаний с новыми проходит на ментальном уровне, и ученик этого даже не замечает.

Поделится знаниями с другими

Если какая-то тема не до конца понятна, то хорошим методом разъяснения информации для самого себя, будет объяснения этой же информации другому человеку.

Когда человек именно пытается научить другого чему-то, то это отличается от того, когда просто идет пересказывание информации. Пересказывание информации отвечает за заучивание, но не за понимания этого материала на доступном уровне.

Самостоятельность сотрудников — залог успеха компании
Решение проблем собственными силами

Сам себе хозяин

Чем больше проблем человек решает самостоятельно, тем лучшим специалистом он/она станет в будущем. Например, в материале есть непонятный термин, стоит посмотреть на других источниках, что он значит. Основной посыл – это решение проблемы о неизвестности самостоятельно.

Другие факторы, которые влияют на эффективность обучения

На схеме ниже, представлено ещё 4 основных фактора, которые влияют на процесс обучения. Чаще всего, такие факторы расцениваются, как внешние, так как не всегда они зависят от самого субъекта обучения.

Финансирование учебного заведения влияет на эффективность обучения, так как от этого зависит наличие лабораторий, исследовательских центров, кружков занятости, различного оборудования и обучающего материала для получения знаний. Кроме того, важен и преподавательский состав, так как от учителя зависят требования к ученику. Например, тот же внешний дедлайн и общие требования к изучаемому материалу.

Также очень часто между родителями и преподавателями в школе, университете отсутствует уважение. Раньше сфера образования считалась уважаемой профессией и учителям верили на слово, по поводу успеваемости ребенка. Сейчас все изменилось и преподавателю не так просто доказать свою правоту. Это также влияет на эффективность полученных знаний. К тому же, общее восприятие про школу и другие учебные заведения очень изменилось. Сейчас, редко кто считает, что такие заведения – это храм науки. От этого и появляется халатность к процессу обучения, что и влияет на объем полученных знаний.

Чтобы максимально нивелировать влияние данных факторов на эффективность процесса обучения, нужно:

  1. Выбирать учебное заведение, которое может предоставить больше возможностей;
  2. Провести личную очистку мозгов, от постороннего мнения, что школа, университет и работники данных заведений не должны получать уважение;
  3. Максимально детально проанализировать преподавательский состав, перед началом поступления в учебное заведение.

Конечно, выполнение данных правил не гарантирует, что такие внешние факторы обойдут вас стороной, но выполнения этих правил уменьшит вероятность возникновения таких проблем, а значит, что эффективность учебы будет зависеть только от вас.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “20 основных правил, влияющих на эффективность учебы”

  • интересная статья, способная не просто замотивировать, но и облегчить учебу. Притом нередко многие из советов либо не учитываются, либо игнорируются студентами, а зря. Допустим своевременный отдых, тайм-менеджмент и периодическое повторение делают чудеса. Проверено лично. Зубрить накануне экзамена мне не пришлось. Теперь планирую внедрять остальные советы из этой статьи) посмотрим, что получится

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *