Анализ практического материала – незаменимая часть любой студенческой работы и большинства НИР. Именно на основе таких данных формируется конкретная доказательная база проекта и формируются прикладные компетенции студента, автора исследования. Но далеко не каждый универсант понимает, как грамотно и правильно изучать и обрабатывать такие ресурсы в рамках проектной и исследовательской деятельности. Настала пора пролить свет на все нюансы.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть и значение анализа практического материала
Подготовка курсовой работы или диплома так или иначе соприкасается с практической деятельностью. Авторам предстоит не просто разобрался в теории и теме в целом, но и сузить ход исследования до конкретного объекта, масштабов и продемонстрировать умение пользоваться соответствующими парадигмами, концепциями, инструментами в решении намеченных вопросов.
Анализ практического материала представляет собой процесс по сбору и обработке материалов для выделения динамики или иных изменений, причин и следствий, базовых параметров в отношении интересуемого объекта с учетом установленных тематических и общих границ исследования.

С помощью этого инструмента пользователь не просто разбирается в предметной области. Он отмечает существенные факторы, которые влияют на ситуацию, ход действий и результаты. То есть посредством грамотной переработки практических данных он уточняет нюансы, оценивает ключевые показатели в рамках общей тематической картины, конкретного этапа исследования (регулируя масштабы исследовательской деятельности) и принимает наиболее обоснованные решения.
Фактически анализ практического материала помогает студенту установить базовые или основополагающие параметры, критерии, особенности, тенденции. То есть с помощью такого подхода исследователь констатирует проблему и ее влияние, суть, определяет ее причины и следствия, отмечает потенциальные пути ее решения.
Исследование практических данных в составе курсовой, дипломной или научной работы выполняет массу функций:
- Идентификационная. Она заключается в том, что на основе разбора ситуации и сбора конкретных материалов, фактов, отклонений, универсант диагностирует проблему и обосновывает ее, определяет причины ее появления и силу воздействия;
- Преобразующая. Чтобы грамотно и правильно представить ситуацию, выделить те или иные моменты. Закономерности, изменения, важно умело сгруппировать и систематизировать собранные факты, сведения, провести их анализ и оценку, преподнеси в доступном и понятном формате (таблицы, графики и пр.);
- Оптимизационная. По результатам разбора практических ресурсов автор проекта отмечает возможные пути урегулирования спорных моментов, исследовательского вопроса. То есть именно на основе располагаемой информационной и доказательной базы по объекту исследования универсант разрабатывает решение и обосновывает его.
Прежде чем принимать решение о сборе и оценке практического материала в рамках проектной или научной деятельности. Важно понимать специфику таких первоисточников.
Какие бывают практические материалы?
Для начала давайте разберемся, что это такое – «практические материалы»? Под данной категорией понимают источники информации, которые напрямую отражают реальную ситуацию по определенной теме на примере объекта исследования. То есть это те ресурсы, на основе которых можно оценить те или иные изменения, явления и процессы в рамках выбранной предметной области, тематики и пр.
Проектная деятельность |
Информационная база для анализа практических материалов |
Курсовая работа | Статистические данные, личные наблюдения |
Дипломная работа | Статистика, аналитика, отчетность, эксперимент |
Научная статья | |
Диссертация | |
Лабораторная работа | Эксперимент, опыт, наблюдение |
Студенты, при проведении исследований, сталкиваются с необходимостью изучать, перерабатывать и оценивать такие сведения. Но чтобы начать с ними работать, их нужно получить. В частности, при выполнении курсовых работ и дипломов к рассматриваемому виду первоисточников можно отнести следующие документы:
- Уставы, инструкции, положения, действующие в рассматриваемой местности, регионе лили стране;
- Устав, инструкции и положения, действующие на территории конкретного объекта исследования;
- Результаты опытов. Наблюдений и экспериментов, опросов и пр., где универсант лично принимал участие в проведении и пр.;
- Статистические материалы, учетные данные (бухгалтерская и финансовая отчетность и т.д.) И т.п.
Важно отметить, что практические материалы должны подчеркивать именно текущую ситуацию по теме исследования в строго обозначенных пределах. То есть именно на основе этой информации происходит сужение НИР, формирование четкой доказательной базы в отношении конкретного объекта исследования и в рамках соответствующей предметной области.
Правила анализа практических материалов
Работа с практическими данными в ходе выполнения курсовых, дипломных работ, научных статей или диссертаций требует соблюдения определенных правил. Только при их тщательном выполнении можно получить качественный и достоверный результат. В числе наиболее важных принципов можно выделить следующие.

Во-первых, анализ практического материала – процедура целенаправленная. Поэтому исследователю изначально важно определить четкие границы и приоритеты, цели, ключевые вопросы для разбора и пр. То есть сам по себе исследовательский процесс будет тщательно спланирован и последователен.
Во-вторых, для постановки конкретной проблемы и ее обоснования важно располагать проверенными данными. Поэтому первым делом стоит убедиться в качестве материалов, их точности и надежности. В прикладных исследованиях только фактчекинг поможет отсеять сомнительные и некорректные данные и снизить риск ошибок, погрешностей и пр.
В-третьих, важно правильно группировать источники информации для дальнейшего разбора и анализа. То есть важно не просто собрать материалы, но и определить возможности их применения в проектной деятельности: что с чем сопоставимо, связанно и пр. При грамотной оценке располагаемых первоисточников легче выстроить логику исследования, понять общую тематическую картину и заметить те или иные тенденции. Причины и следствия. Особенности и пр. То есть для изучения темы придется качественно систематизировать располагаемые материалы. Притом работать с каждым из ресурсов, материалов придется целенаправленно с учетом возможностей его применения, научных правил и пр.
В-четвертых, разбор ситуации на основе располагаемых практических данных должен быть целенаправленным. То есть автор должен понимать, что именно (какие явления и процессы) он намерен изучать и выделять, какие материалы и как применять для получения желаемого эффекта, сосредоточиться на существенных моментах исследования и пр. То есть сам по себе мониторинг будет последовательным, логичным и результативным.
В-пятых, в ходе исследования универсант получает сначала промежуточные результаты, которые подвергает оценке согласно действующим научным правилам и нормативам, а затем он объединяет их в общую тематическую картину и получает конечный результат. Поэтому важно не только точечно подходить к оценке результатов, но и грамотно регулировать масштабы и границы исследования на фоне располагаемых факторов, уметь как сужать, так и обобщать материалы. То есть важно грамотно подбирать методологический аппарат исследования. Методика анализа практического материала будет зависеть от массы факторов и нюансов, выбираться индивидуально каждым автором.
Более того, не забывайте не просто выделять тенденции, итоги, но и правильно их расшифровывать и обосновывать свои выводы с научной и практической точек зрения. Научная аргументация подчеркнет правильность и грамотность действий. Точность результатов исследования, а практическая – их влияние на объект, возможности применения и оптимизации.
В-седьмых, практические материалы в 90% случаев связаны с расчетными данными. Поэтому очень важно удостовериться в их корректности и точности. Важно не просто указать сугубо результат, но и предоставить базовые входные данные, чтобы можно было удостовериться или перепроверить все итоги и выводы.
В-восьмых, описывать результаты проведенного исследования на основе практических ресурсов и данных важно грамотно, корректно, понятно. Поэтому очень важно уметь тщательно перерабатывать добытый материал и делать аргументированные выводы на его основе.
Таким образом, методика анализа практического материала требует тщательно проработанности, логичности, а также обоснованности и качественной интерпретации. Только при тщательной систематизации данных и умении работать с ними с учетом научным правил автор сможет выделить существенные тенденции, показать наличие и влияние проблемы и определить достойный путь по ее решению.
Этапы анализа практических материалов
Проводить прикладные исследования и работать с практическими материалами непросто. В данном случае многое зависит от возможностей и уровня подготовки исследователя, темы НИР, объекта и предмета исследования и пр. Но в целом можно наметить базовую траекторию, в рамках которой можно проводить анализ практического материала. Каждый студент может дополнить или откорректировать ее под собственное восприятие и возможности развития, решения исследовательского вопроса и пр.

Первым делом универсанту нужно выбрать тему исследования и составить план исследования, где будет выделена соответствующий момент – анализ практических материалов. Только при наличии четких границ и понимании, что исследовать и для чего, можно понять: какие именно источники информации пригодятся, как где их искать, как с ними работать и пр. То есть
Вторым шагом является сбор соответствующих требованиям и теме практических данных. В данном случае важно уметь правильно находить и добывать необходимую информацию. В числе наиболее приоритетных методов сбора практических инфоресурсов можно отметить: наблюдение, эксперимент или опыт, поиск официальной отчетности (отчётность конкретного объекта исследования, статистическая отчетность по теме и пр.) И т.д.
Третий этап – разбор собранной информационной базы и ее анализ. Именно эта часть является самой важной и результативной. В рамках данного шага автор проекта выявляется изменения. Для этого универсант применяет различные методы анализа практических материалов. О них подробнее мы расскажем ниже по тексту.
Следующий шаг – обработка и переработка собранных материалов в полноценное описание, проект. То есть вузовец приступает к описанию проведенного исследования и поученных результатов, подчеркивая и обосновывая все закономерности, изменения, причины и следствия и пр. В данном деле важна избирательность, правильная группировка и систематизацию данных, преобразование в читабельный и понятный вид.
Также на основе полученных выводов автору предстоит предложить соответствующие советы, рекомендации по решению проблемы или совершенствованию ситуации.
Финальная стадия состоит в оформлении документов, то есть форматировании материалов с учетом формата описания, требований и пр.
Обратите внимание, что в целом процедура изучения и переработки, оценки практических данных сводится к типичной работе с первоисточниками, но основной акцент делается именно на бдительности, самостоятельности вузовца в части подбора и переработки материалов, умения ее оценивать и соотносить, выделять особенности и изменения, обосновывать свои решения и выводы. В рамках каждого шага важно именно выделение закономерностей, причин и следствий, аргументации и конкретных итогов.
То есть сам по себе анализ практических материалов – процесс последовательный, логический и результативный. С его помощью автор проекта не только выясняет особенности и отклонения, но и учитывая провоцирующие факторы, силу влияния на объект, выдвигая на основе собранных сведений четкие. Эффективные и аргументированные предложения по оптимизации.
Методы анализа практических материалов
Именно от сбора и обработки информации зависит качество любого исследования. Поэтому предлагаем подробнее остановиться на такой парадигме, как методы анализа практических материалов. Именно от инструментария порой зависит результат НИР и успех исследователя. Универсанты чаще всего полагаются на следующие приемы:
- Сравнительный анализ. Данный прием – универсальный. Он основывается на сравнении текущих результатов и данных с действующими нормативами, научными правилами, регламентами, итогами аналогичных и/или предшествующих исследований по теме. С его помощью легко можно установить отклонения или динамику показателей, сходства и отличия между объектами или аналогичными проектами и пр.
- Статистический анализ. Он основывается на проведении математических расчетов и итераций, а также оценке статистических данных и пр. В данном случае на основе собранных материалов (качественных и количественных) индивид реализует соответствюущие6 манипуляции (расчеты, замены, оценка показателей и пр.);
- Химический анализ. Он подходит, если исследователь проводит естественнонаучное исследование и намерен определить особенности состава вещества и его влияния на объект. В данном случае придется полагаться на наблюдение или искусственный эксперимент и отмечать все изменения в химических реакциях после каждого действия и пр. Притом здесь важна точность и внимательность.
- Экономический метод. Он предполагает оценку эффективности использования тех или иных благ, материалов и ресурсов с экономической точки зрения. В его основе лежат математические расчеты, сравнительные итерации, нормативное сопоставление, прогнозирование и пр.;
- Факторный мониторинг. Данный подход основан на тщательном структурном разборе каждого явления с целью выявить причины изменений;
- Моделирование. Еще один современный инструмент, позволяющий провести анализ практических материалов наглядно с акцентом на перспективы. То есть данный подход воспроизводит конкретные моменты и также позволяет исследователю оценить предлагаемое решение, спрогнозировать результаты, подробнее описать условия применения и пр.
- Графический подход. Он предполагает оценку взаимосвязей и влияния тех или иных параметров на объект исследования и их отражение с помощью графиков, диаграмм и пр.
- Общенаучные методы помогут студенту грамотно преподнести как точечные явления, изменения, так и обобщить полученный результат по теме. Самыми востребованными инструментами этого плана выступают индукция и дедукция, обобщение, синтез, противопоставление и пр.
Обратите внимание, что анализ практических материалов основывается преимущественно на комбинации нескольких узких приемов, сочетании качественных и количественных подходов, но под строгим контролем исследователя.
Как правило, сочетание различных подходов и приемов — методика анализа практического материала. Для ее формирования важно понимать, какой их инструментов лучше подходит к располагаемым материалам и ситуации, посилен для студента и пр.
Сложности проведения анализа практических материалов
Методы анализа практических материалов отличаются друг от друга и их применение должно учитывать ряд соответствующие условия. Поэтому можно сразу отметить, что работа с такой информацией соприкасается с рядом сложностей.
Проблема |
Решение |
Объем информационной базы: профицит или дефицит | Переработка материалов, планирование исследования, проведение дополнительных исследований и пр. |
Точность и достоверность первоисточников | Фактчекинг |
Подбор методологического аппарата | Соотнесение располагаемых данных с правилами и инструкциями по применению приемов, сочетание подходов |
Описание результатов | Однозначность, корректность, точность, объективность, объединение и обобщение, обоснование, оценка |
Оформление | С учетом норм ГОСТ, методических рекомендаций по проекту |
Студентам бывает непросто работать с собранной информационной базой. Притом это вполне понятно, ведь они располагают большим объемом «разношёрстной» информации, которую нужно правильно сгруппировать, преобразовать, использовать и пр. То есть с первого взгляда порой сложно понять, пригодится ли собранный материал студенту или нет, как и когда его лучше использовать и пр.
Также сложности могут возникнуть на фоне дефицита первоисточников. В частности, из-за нехватки тех или иных параметров, фактов, исследователь может застопориться, отказаться от какого-то интересного метода или модифицировать его под возможности.
Более того, сложности могут возникнуть с проверкой качества информации. Например, если исследование базировалось на результатах опроса, то повторить данную манипуляцию и получить точно такой же результат маловероятно. Чаще всего определение степени достоверности материалов происходи посредством сравнения текущих материалов с действующими научными подходами и правилами, нормативами или соотнесения одних и тех же показателей из разных исследований в рамках изучаемой темы.
Универсанты не всегда понимают, какие методы анализа практических материалов наиболее эффективны или лучше всего использовать. Поэтому некоторые НИР получаются слишком длинными по продолжительности и количеству этапов и пр.
Любая методика анализа практического материала приводит к конкретным результатам. Бывает сложно грамотно его преподнести с лаконичным и информативным отражением взаимосвязей, следствий. Универсанты не всегда замечают связность отдельных параметров или показателей. Возможности по их объединению или обобщению. Также у универсантов нередко страдает корректность описания полученных результатов. В данном случае всему виной слабая теоретическая подготовка.
Согласитесь, что работа с практическим материалом довольно требовательная, кропотливая и специфическая. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию такой информационной базы, важно тщательно разобраться во всех теоретических нюансах, правилах, теме в целом, обозначить четкие границы и следовать намеченному плану.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по проведению и интерпретации анализа практических материалов
Постарайтесь тщательно изучить тему исследования, обозначить четкую проблему, чтобы определить спектр необходимой информации. Важно понять, что изучать, что для этого необходимо и как это делать. Наличие четких границ убережет студента от лишних действий, работы с избыточной информацией и пр.
Каждая методика анализа практического материала основывается на определённом наборе информации. Поэтому следует изначально ознакомиться с особенностями существующих техник или отдельных приемов, понять необходимую для их реализации базу данных и соотнести с располагаемыми материалами. Оцените посильность инструментария, альтернативные варианты или сочетания, необходимость замены данных или переменных и пр.
Методы анализа практических материалов требуют понимания, что и куда нужно подставлять из располагаемых сведений. Поэтому рекомендуется тщательно разобраться в каждой детали, факте, выводе, правиле и пр. Учитесь устанавливать связи между сведениями или событиями, отмечать факторы воздействия и пр. Только умение грамотно работать с первоисточниками поможет в восполнении пробелов и определении необходимости проведения дополнительных исследований, повысит точность расчетов и анализа и т.д.
Перед применением стоит убедиться в достоверности всех собранных практических материалов. Только так можно повысить качество результаты, степень их точности и реалистичности, перспективности. Подчеркивайте существенные тенденции, обосновывайте все полученные результаты. Будьте предельно корректными и объективными.
При описании хода исследования и полученных итогов, выводов важно полагаться на простой и доступный научный язык. Важно четко структурировать и систематизировать данные с учетом особенностей НИР и требований форматирования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!