Сходства и отличия промежуточного и конечного результата исследования

Выполнение курсовой, дипломной и научной работы – процесс целенаправленный, приводящий к получению конкретного результата. В свою очередь, итоги научно-исследовательской и практической деятельности студентов всегда носят точечный характер, то есть они всегда конечны и обоснованы. На протяжении всей студенческой или научной работы студент занимается «добычей» результатов, их анализом и получением финального, итогового эффекта. Сегодня мы расскажем о специфике данной категории и ее разновидностях.

Сходства и отличия промежуточного и конечного результата исследования
Выполнение курсовой, дипломной и научной работы – процесс целенаправленный, приводящий к получению конкретного результата. В свою очередь, итоги научно-исследовательской и практической деятельности студентов всегда носят точечный характер, то есть они всегда конечны и обоснованы.

На протяжении всей студенческой или научной работы студент занимается «добычей» результатов, их анализом и получением финального, итогового эффекта. Сегодня мы расскажем о специфике данной категории и ее разновидностях.

Что такое результат исследования?

Написание курсовой или дипломной работы сводится к тщательному подбору массы первоисточников, их грамотной обработке и структурированию, что впоследствии приводит к конкретному ответу-решению.

Говоря научным языком, под результатом исследования понимают некое приращенное знание, основанное на качественной информации и практике, которое позволяет исследователю разобраться в ситуации и выработать конкретный план действий, то есть решение проблемы.

Рассматриваемая категория тесным образом связана с научным аппаратом исследования. Во-первых, результат исследования подчеркивается в цели проекта. Фактически он описывается в качестве «желаемого» или потенциального результата, к которому автор должен стремиться. Далее он детализируется при постановке задач исследования, где происходит уточнение плана мероприятий и действий для получения обозначенного тога.

Понятие и значение результата научного исследования
Понятие и значение результата научного исследования

Также результат исследования обозначается при выдвижении гипотезы, где описывается механизм или прием воздействия на проблему. В данном случае именно гипотеза подчеркивает специфику, новизну и оригинальность влияния на проблемный сегмент. В этот раз обозначаются основные действия (изучить, исследовать, минимизировать и пр.), которые автору предстоит предпринять для полного раскрытия темы и воздействия на проблему. Их также можно оценить с помощью анализа методов исследования.

Помимо указанных способов, результаты научного исследования подлежат не просто описанию, но и добыче на основании надежных и полезных первоисточников, эксперимента или апробации, а также личного опыта исследователя. То есть важно не просто показать наличие, но и отметить качество итогов. Это происходит посредством литературного обзора или выделения основной информационной базы исследования, а также заметно в списке библиографии. Фактически при анализе литературы можно понять общий ракурс научной мысли, уклон, приверженность к конкретному подходу или группе, мнениям и пр.

Таким образом, результаты научного исследования представляют собой успехи, достижений автор, которые он получил в ходе изучения заявленной темы. Они могут быть представлены в виде конкретного предложения по применению традиционного способа, инструмента или подхода, а также опираться на творческий и профессиональный потенциал специалиста с акцентом на специфические моменты, частные ситуации и пр. В любом случае именно эти фрагменты завершают научную мысль, подчеркивая возможности и перспективы дальнейшего развития дел по теме, отрасли и пр.

Функции результатов исследования

Результат исследования, как важнейшая и основная категория в научно-исследовательской работе, выполняет массу задач. Притом каждая из них предопределяет специфику и роль итогов.

Во-первых, результат исследования выполняет прогнозную миссию. На этапе проектирования и планирования студенческой или научной работы он является лишь предположением, то есть предполагаемым (прогнозным) значением. В данном случае автор выдвигает определенную мысль по воздействия. На проблему, а затем проверяет и описывает ее.

Во-вторых, результат курсовой, дипломной или научной работы призван уточнять особенности (новизну, ценность и актуальность) рассматриваемого вопроса, проблемы. В данном случае он позволяет конкретизировать масштабы проблемы и границы исследования, определить оптимальное количество первоисточников и особенности научной мысли, обозначить спектр основных мероприятий и пр. В этом проявляется ориентирующая (направляющая) функция.

Зачем нужны результаты научного исследования?
Зачем нужны результаты научного исследования?

В-третьих, результат научно-исследовательской работы основывается на проверочной миссии. Выдвинутая гипотеза, идея подлежит обязательному обоснованию со всех доступных для автора позиций: научной, практической и пр. Без обоснования, проверки и анализа выдвинутых действий не обойтись ни одному автору.

В-четвертых, результаты курсовой, дипломной или научной работы выполняют целенаправляющую задачу. Она проявляется в том, что результат помогает предопределить цель исследования (и. наоборот, по обозначенной цели можно понять потенциальный результат), задать конкретную траекторию действий, отметить необходимый информационный багаж и методологический набор и т.д. То есть, зная примерный или желаемый результат, можно спроектировать ход научной мысли. Также допустим обратный эффект, когда на основе программы мероприятий становится очевиден итог исследования.

В-пятых, итоги научной мысли помогают автору оптимизировать исследование и грамотно преподнести полученные результаты. В данном случае можно оценить ход действий и добытые факты, оценить роль первоисточников и отсеять лишние этапы, действия, не требующие уточнения и подробного описания. То есть оценка результатов НИР позволяет регулировать объем исследования, повышать уникальность проекта путем переработки данных и пр.

Таким образом, результаты студенческих и научных работ помогают авторам определить траекторию исследования, границы и масштабы научной мысли, наметит перечень основных (обязательных) мероприятий ля воздействия на проблему. Более того, именно оценка конечного исхода НИР позволяет определить компетентность и мастерство исследователя.

Виды результатов исследования

Результаты исследования – это полученные исследователем знания, представления и выработанные ими методы воздействия на проблему с учетом имеющихся под рукой обстоятельств, факторов и прочих оснований. Но данная категория не универсальная, то есть она представлена в различных вариациях.

В зависимости от времени фиксирования и места (роли) в составе научно-исследовательской работы можно выделить промежуточные и конечные результаты. Первая разновидность свойственна определенному этапу исследования и содействует выработке конкретного метода воздействия, решения. Второй представляет собой конкретный набор мероприятий, ресурсов и иных парадигм, который воздействует на заявленную проблему и позволяет решить ее или смягчит. То есть промежуточный результат исследования – это вспомогательный компонент, а конечный – результативный, финальный.

В зависимости характера исследования и используемой информационной базы для обозначения и проверки гипотезы, можно отметить теоретический (научный) и прикладной результат. В первом случае автор проверяет и обосновывает позицию, идею на основе научной литературы и фактов, ранних исследований и чужих трудов. Во втором случае проверка гипотезы и обоснованием мнения исследователя подходит в реалиях посредством проведения эксперимента, анализа полученных итогов.

Классификация результатов научного исследования
Классификация результатов научного исследования

То есть «теоретическое решение» основывается сугубо на научных фактах, мнениях авторитетных экспертов, традиционных подходах, а второй – на практической деятельности автора.

В зависимости от совпадения с намеченными планами и прогнозами, можно выделить планируемых и побочные эффекты. Планируемые – совпадают с намеченными мероприятиями и прогнозами, ожидаемы. Второй вариант является следствием реализации отдельных действий, могут указывать на ошибочные моменты и основания или показывать иную сторону вопроса, необходимость дополнительных исследований, перспективность темы. При этом они не оказывают существенного воздействия на обозначенную проблематику.

По характеру полученных результатов и оцененных тенденций, можно выделить положительные и негативные исходы. Первые демонстрируют явное изменение показателей и ситуации в лучшую сторону, а вторые – предпринятые действия привели к ухудшению ситуации и более сильному воздействию проблемы на объект исследования.

В зависимости от применимости результатов НИР на практике или действиям автора по обоснованию намеченной траектории, можно выделить апробированные и неапробированные итоги. Первая разновидность свойственна чаще всего гуманитарным или сугубо теоретическим исследованиям. В этом случае предлагаемый спектр мероприятий не проверяется на практике и носит сугубо рекомендательный или прогнозный характер.

Апробированные результаты научной мысли предполагают, что выдвигаемые меры были проверены автором лично, экспериментальным путем и пр.

В зависимости от масштабов научной мысли можно выделить общие и частные результаты исследования. Первый вид предполагает, что описанный механизм может применяться в иных отраслях, сферах деятельности. Чаще всего он носит общий (обзорный) характер, рекомендован к использованию в определенных условиях и пр.

Частный результат свойственен отдельно взятой организации или ситуации, более специфический, узкоспециализированный, но при этом он может адаптироваться под нужды конкретного объекта и внедряться в перспективе с учетом заявленных рекомендаций.

Специфика промежуточного результата исследования

Под промежуточным результатом студенческой или научной работы понимают итог, который не может окончательно урегулировать проблему, но содействует поиску или выработке глобального решения с акцентом на конкретный результат (цель).

Промежуточный результат НИР обладает следующими признаками:

  • Незавершенность исследования и неполное раскрытие темы, нет конкретного подхода для воздействия на проблему;
  • Этапированность. Он свойственен определенному этапу или разделу студенческой или научной работы, отражается в составе основной части проекта;
  • Помогает автору в дальнейшем развитии темы, корректировании цели и этапов научной мысли для получения положительного финального эффекта;
  • Позволяет определить потенциал гипотезы и оперативно скорректировать идею согласно имеющимся под рукой фактам, доказательствам, факторам и пр. Минимизирует риск противоречий в исследовании, несовпадения введения и заключения, позволяет выбрать корректный и эффективный путь по раскрытию темы и решению заявленной проблемы и пр.;
  • Не оказывает существенного воздействия на проблему исследования, но содействует определению рационального пути с акцентом на характер, эффект, степень урегулирования и пр.

Промежуточный результат свойственен каждому шагу, мероприятия в ходе раскрытия темы. Он располагается в конце каждого параграфа и главы, а затем на основе указанных моментов, достижений и фактов формируется конкретная траектория влияния на проблему – конечное решение. Притом именно промежуточные итоги научно-исследовательской деятельности фактически формируют доказательную базу и служат обоснованием идеи, авторской позиции и эффективности, целесообразности, актуальных предлагаемых действий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Особенности конечного результата научного исследования

Конечный результат – это финал всей научно-исследовательской деятельности. Он является эпицентром событий и демонстрирует мастерство, самостоятельность автора, а также позволяет оценить полноту раскрытия темы, умение оперировать текущими фактами и ресурсами для умелого воздействия на проблему исследования.

Промежуточный результат Конечный результат
Получен по результатам отдельного этапа исследования, обладает краткосрочным действием и временным характером Получен по результатам всего исследования и имеет долгосрочный эффект
Предполагает оценку ситуации, и вы ор наиболее подходящих инструментов (по ситуации), единичных шагов Предполагает формирование комплекса мероприятий для воздействия на проблему
Основан на обработке информации, первоисточников Основан на комплексе промежуточных результатов, преобразовании информации и проявлении творческого подхода
Неоднократно встречается на протяжении исследования Единственный результат, формируется только в конце исследования
Базируется или прослеживается по аналогии с задачами исследования Идентичен цели исследования

Конечный результат представляет собой комплекс действий и мероприятий, нацеленный на смягчение или полную ликвидацию проблемы, негативных последствий. Данный критерий проявляется только в конце проекта и подлежит тщательному обоснованию, анализу, констатации и пр.

Конечному результату свойственны следующие признаки:

  • Состоит из массы действий, комплекса последовательных мероприятий, которые в конечном счете привели к конкретному результату;
  • Подлежит оценке с целью определения характера, динамики показателей и определения степени воздействия на заявленную проблему (положительный, отрицательный и пр.);
  • Оказывает прямое воздействие на проблему и нацелено на смягчение и ликвидацию негативных проявлений, изменений и пр.;
  • Основывается на сочетании научного и творческого подхода, который учитывает особенности сложившейся ситуации, факторы, причинно-следственные связи и пр.;
  • Требует от автора избирательности, внимательности, креативного подхода. При разработке опирается на надежные, достоверные сведения;
  • Является логическим завершением проекта, исследования в целом и подчеркивает ценность, оригинальность, самостоятельность и новизну действий автора.

Конечный результат в обязательном порядке совпадает с намеченной изначально целью и укладывается в рамки выдвинутой гипотезы, подлежит проверке и обоснованию.

Таким образом, результаты в студенческой и научной работе – ядро исследования. Притом комплекс промежуточных исходов позволяют автору сформировать доказательную базу проекта и привести его к конечному, единственному верному и эффективному исходу.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!