Что нужно знать об эвристическом методе обучения и почему это важно?

В каждом учебном заведении действует определенная система подготовки учащихся, придерживающаяся конкретных правил, требований. Но каждый педагог при реализации программы использует целый комплекс методов, нацеленных не просто на передачу знаний, но и развитие навыков. Одним из современных способов по развитию школьников, студентов и даже практиков выступает эвристический метод.

Что нужно знать об эвристическом методе обучения и почему это важно?
В каждом учебном заведении действует определенная система подготовки учащихся, придерживающаяся конкретных правил, требований. Но каждый педагог при реализации программы использует целый комплекс методов, нацеленных не просто на передачу знаний, но и развитие навыков. Одним из современных способов по развитию школьников, студентов и даже практиков выступает эвристический метод.

Понятие и суть эвристического обучения

Если в школе детям просто передают знания и показывают наглядно, как ими пользоваться, доводя банальную «зубрежку» до автоматизма, то в колледжах и вузах система подготовки меняется на самообразование и выработку конкретных компетенций с учетом выбранного направления обучения. Но как показывает статистика, иметь за плечами базовые знания и основные навыки с опорой на них недостаточно. Чтобы развивать новые тенденции, совершенствовать отрасль и наук необходимо мыслить самостоятельно и широко, не бояться творческого подхода. Данной манере содействует так называемое эвристическое обучение.

Под эвристическим обучением понимают инновационный подход в педагогике, который нацелен на то, чтобы слушатели, студенты самостоятельно занимались добычей новых знаний, решений на основе имеющихся знаний и представлений соображений и пониманий, воображения и инициативы и пр.

Особенности эвристического метода обучения
Особенности эвристического метода обучения

Данная парадигма возникла еще во времена Сократа. Сам философ называл свой метод обучения «майевтикой». Его подход строился на том, что он задавал своим ученикам вопросы, развивал дискуссию и грамотно координировал ход мыслей новыми заданиями, вопросами, рассказами, приводя подопечных к получению новых знании и одновременно с этим опыту! Притом «добывали» тот самый «клад» ученики сами посредством логических рассуждений, критики, спора, отстаивания собственной позиции, аргументов и фактов и пр. Именно на этом подходе основан современный метод эвристического обучения.

Цель эвристического обучения в системе современного образования – содействие в развитии подопечных, а не банальная передача знаний и опыта. В данном случае педагог – это наставник, консультант, который будет воссоздавать такие ситуации, в рамках которых учащиеся будут самостоятельно добывать знания и развивать соответствующие навыки. То есть эвристическое обучение нацелено на конструирование достойных условий для саморазвития слушателей.

Притом достижение цели будет производиться со стороны двух баррикад:

  • Педагогу предстоит тщательно спланировать ход занятия и подготовить такой материал или задание, при исследовании и решении которого ученики осознают суть ключевых параметров, правил, а также смогут решить соответствующие теме проблемы и пр.;
  • Для учащихся эвристическое обучение соотносимо с саморазвитием и непрерывным открытием инноваций (для себя). В данном случае инновация – это не научное достижение, а новое знание и умение, добытое лично в рамках заданных условий.

Согласитесь, что со времени Сократа прошло немало времени. Но на практике и в системе подготовки школьников и студентов данный подход стал использоваться не так давно. Его предназначение можно выразить в виде основополагающих функций.

Функции эвристического обучения
Функции эвристического обучения

Во-первых, методы эвристического обучения сочетают в себе познавательную и творческую активность. Первая предполагает мотивацию подопечных к изучению тем посредством рассуждений или побуждению к самостоятельному изучению дополнительной литературы при подготовке к занятию. Творческая составляющая предполагает, что индивиды будут самостоятельно принимать решение в рамках поставленных перед ними задач и каждый студент, школьник сумеет найти конечный итог на основе имеющихся у него знаний, способностей, талантов и воображения.

Во-вторых, эвристика содействует осознанию полученных знаний. В данном случае «функция осознания» позволяет не просто понять принципы и особенности тез или иных категорий, механизмов, но и понять: как ими пользоваться на практике, когда они уместны, а также лучше запомнить соответствующий материал и функционал.

В-третьих, наиважнейшим результатов применения методов эвристического обучения является прикладной характер. Эта задача предполагает, что студенты даже не изучая книги и учебники, добывают теоретические знания посредством критического и логического мышления, параллельно преобразовывая их в практический опыт – определенные умения по оперированию теорией и пр.

Таким образом, эвристические подходы в системе образования содействуют повышению качества подготовки на основе саморазвития и самосознания школьников, студентов и воссозданию более индивидуального, точного и полного процесса обучения, осознания сути развития и прохождения программы. То есть данная парадигма позволяет сделать развитие и обучение на любом уровне более осознанным, соответствующим возможностям и ожиданиям целевой аудитории. Притом в рамках данной системы подготовки оценивают не знания, а результаты творческой, логической активности учащихся, их достижения в виде конечной мысли, действий и пр.

Принципы эвристического обучения

Обучение на базе методов эвристики придерживается ряда важнейших принципов, предопределяющих возможности учащихся, специфику учебной деятельности, а также конкретизирующих цели и задач рассматриваемого подхода.

Принцип 1. Личностное развитие и целеполагание. Данный канон предполагает, что обучение на основе приемов эвристики будут ориентированы не только на миссию образовательной программы, но и личные мотивы и желания учащихся, их интересы, творческие и иные способности и таланты. В данном случае постижение новшеств происходит с опорой на личностное развитие посредством выделения сильных сторон слушателя, его текущего багажа знаний и опыта и пр.

Реализация первого правила предполагает, что индивид будет правильно замотивирован. В этом случае учебный процесс будет ему интересен, посилен и эффективен для него: он будет стремиться изучить и получить новые знания, развить определенные умения, достичь намеченной им цели.

Принцип 2. Индивидуальная траектория развития. Несмотря на то, что все школьники и студенты следуют по одной тропе (при групповом обучении), каждый из них посредством эвристики может воссоздать собственную «ветвь» постижения новшеств, установить конкретный темп и способы обретения соответствующих компетенций и пр.

Реализация этого правила предполагает, что учащиеся будут самостоятельно выбирать путь по постижению предмета. Согласитесь, что рассуждение, дискуссия может быть длительной. При этом к одному и тому же результату подопечные могут прийти кардинально разными способами: кто-то достигнет цели раньше, кто-то позже (у кого-то путь будет предельно короткий, у кого-то длиннее). Но главное в этом деле не скорость, а качество и тот самый индивидуализм! Огласитесь, когда занимаешься тем, что тебе нравится и интересно, поддается – процесс развития увлекательнее, азартнее и эффективнее.

Базовые правила эвристического обучения
Базовые правила эвристического обучения

Принцип 3. Отсутствие четких предметных границ. При исследовании темы на основе аналитических и логических операций, ученики могут пользоваться имеющимся у них багажом знаний и навыков без каких-либо ограничений. Именно комбинированный подход к развитию целевой аудитории приводит к должным результатам.

Реализация рассматриваемого канона предполагает, что каждый студент самостоятельно регулирует межпредметные связи, определяет пути по решению поставленных задач и ситуаций. Главное – получить конечный результат и ответ, а как он будет это делать – вопрос вторичный.

Принцип 4. Ситуативность. В основе эвристического образования лежит метод конструирования конкретной ситуации, при изучении и решении которой студенты разберутся в тематических нюансах, обретут соответствующие компетенции. В данном случае педагог воссоздает конкретные условия и ситуацию, в которую подопечные должны погрузиться.

Реализация этого правила предполагает выделение таких ролей, как педагог-наставник и ведомый ученик (притом ведомость будет лишь теоретической, консультативной, аналитической).

Принцип 5. Непрерывность. Выполнение текущего канона нацелено на непрерывность учебного процесса и постоянное развитие учащихся на основе имеющихся и ранее добытых знаний, умений, их преобразования с учетом нужд и потребностей, полученных заданий и пр.

Эвристическое обучение учит адаптировать текущий багаж теоретических представлений и практических компетенций под каждую конкретную ситуацию (будь то на занятии, в повседневной жизни, на работе и пр.). Поэтому развитие происходит фактически все время, каждую минуту и пр.

Принцип 6. Активность. Проведение занятий с использованием методов эвристического обучения требует активности, ведь основной инструмент – обсуждение, логика, критика, обоснование. Без полемики, дискуссии в этом деле не обойтись. Без активности в аудитории будет просто тишина и монолог педагога – классическая лекция. Поэтому применение эвристики в рамках обучения позволяет побудить в целевой аудитории интерес, привлечь их внимание к теме, призвать к полезному диалогу и действиям по переработке знаний и пр.

Применение правил эвристического обучения образовательная программа и учебный процесс становится более ценным и оригинальным, осознанным и безграничным, а самое главное – непрерывным и стабильным. Притом реализация каждого описанного канона посильно на любой ступени образования и даже в рамках самообразования.

Особенности применения методов эвристического обучения в современной педагогике

Давайте же разбираться, как складывается учебный процесс на основе эвристики.

Как мы уже отметили выше, данная парадигма опирается на ситуативность и индивидуальность, сочетание классики и творчества. Но для совершенствования теоретических представлений и развития практических умений важна предварительная подготовка. Поэтому первым шагом на пути к внедрению и применению эвристического подхода в образовании станет подготовка. В рамках данного этапа педагогу предстоит не просто сформировать план-конспект занятия с учетом намеченной темы, академических часов и пр., но и обозначить траекторию «рассуждения» действий: воссоздать конкретную ситуацию, которая позволит проникнуться соответствующими моментами, правилами, терминами, а затем подготовит список «наводящих» вопросов для учащихся. Ответ на них и станет той самой траекторией развития, основанной на логике, анализе, самостоятельности и обоснованности.

Схема реализации эвристических методов обучения
Схема реализации эвристических методов обучения

В то же время данная стадия затронет и непосредственно учащегося, которому предстоит подготовиться к предстоящему занятию: освежить знания по теме, изучить дополнительную литературу (рекомендованную педагогом или тьютором) и пр. Согласитесь, что обсуждение любого вопроса требует подкованности и минимальных знаний. Поэтому без предварительного погружения в тему, предмет не обойтись никому.

Подготовка педагога будет более тщательной и кропотливой, ведь ему предстоит выделить формат занятия, основные методы эвристики для раскрытия темы и развития целевой аудитории и пр.

Этап реализации эвристического обучения

Педагог

Студент

Роль Наставник, консультант, координатор Аналитик
Подготовительная стадия Планирование занятия, подготовка заданий и описание условий/ситуации по теме предмета, наводящие вопросы (притом импровизация не исключается) и пр. Повторение пройденных материалов или изучение рекомендованной литературы по теме предмета для обретения основных или начальных представлении, достаточных для рассуждения и применения
Реализационная стадия Введение учащихся в условия занятия, задания или ситуации, порождение дискуссии, координация движения подопечных с учетом плана занятия Анализ ситуации, рассуждение, генерирование идей и их обоснование
Итоговая стадия Подведение общих итогов, констатация цели и полученного результат Оценка достижений и результатов, их сопоставление с целью занятия

Второй шаг – это непосредственное проведение занятия с учетом намеченного плана и заданий. В данном случае педагог описывает конкретную ситуацию, условия и побуждает учащихся к рассуждению, дискуссии, обоснованию каждого выдвинутого решения или предложения и пр. В центре занятия будет конкретная проблемная ситуация с учетом заявленной темы!

Важно отметить, что «качественное воображение» только приветствуется! Никто не знает, каким образом он придет к конечному результату и выводу, но в любом случае он будет совпадать!

В рамках второго этапа реализации методов эвристического обучения происходит та самая «добыча» знаний и развитие соответствующих общих и узких навыков: анализ ситуации, поиск решения, обоснование подобранного «ключа». Притом каждый студент следует собственной траектории, полагаясь на текущий уровень подготовки, собственное воображение, способности и умения. Фактическ5и, он «изобретает новый велосипед» на основе старых деталей и тщательнее осознает и запоминает тему, учится адаптировать текущие возможности под реалии и пр.

Третий шаг в системе эвристической педагогики – осознание, подведение итогов. В рамках этой стадии педагог выделяет конечный результат, цель занятия и отмечает особенности в решении поставленной задачи/вопроса среди слушателей: чем его удивили подходы, аргументы, неординарность решения, длина пути и пр. Но самое главное – что учащиеся лучше понимают тему и тщательнее запоминают основные правила на основе собственных ассоциаций и суждений.

Методы эвристики всегда основываются на логике, критическом мышлении анализе ситуации, но вариантов их проведения масса. В числе самых распространенных форматов эвристики можно выделить:

  • Творческие занятия, проводимые в виде всевозможных конкурсов, викторин, квестов, где описывается конкретная ситуация или создаются «азартные условия», побуждающие игроков к действиям. В данном случае важно продумать, как задействовать всю аудиторию, группу;
  • Занятия с акцентом на письменный уклон, предполагающие использование метода кейсового обучения, эссе или сочинения-рассуждения по теме, решение ситуационной задачи и пр.;
  • Устное занятие, основанное на таких формах, как консилиум, заседание «экспертов» (чаще практикуется среди будущих юристов), дискуссия, игра оппозиционеров (спор двух сторон), деловая игра и пр.

Обратите внимание, что эвристическая педагогика в рамках любого задания потребует рассудительности, обоснованности, логичности, при этом инструментарий, доказательная база и траектория обоснования у каждого индивида будет собственной, индивидуальной.

Классификация и краткая характеристика методов, используемых в эвристической педагогике

Опытные исследователи и практики выделяют три группы методов эвристического обучения: когнитивные, креативные и организационно-деятельностные.

Первому виду свойственно развитие познавательных черт учащегося. Чаще всего они сводятся к мотивации и повышению интереса к предмету или теме, отказу от стеснения задавать вопросы, проявлению сочувствия к окружающим и окружающему миру, поиску причинно-следственных связей, обозначение границ или собственной «траектории обучения» и пр.

К данному виду можно отнести следующие примы подготовки, представленные в таблице ниже.

Наименование метода

Описание, суть

Результат, цель применения

Метод «вживания» или метод эмпатии Нацелен на развитие чувствительности и эмоционального, психологического восприятия ситуации, изучить все нюансы «изнутри» Качественная оценка каждого действия и результата, установление причинно-следственных связей,
Метод сравнения Сопоставление разных точек мнения в отношении одного и того же вопроса Определение сильных и слабых сторон решения, генерирование новых идей, развитие аналитических качеств и логического мышления
Метод образного видения или метод ассоциаций Основывается на подключении воображения и личного восприятия происходящих событий. Базируется на оценке текущего предмета или явления и возникающего на его фоне ассоциаций (что напоминает, символизирует и пр.) Содействует развитию творческого потенциала, разработке новых предметов или решений
Метод эвристического наблюдения Предполагает наблюдение за конкретным моментом/процессом и анализ полученных результатов, их интерпретация на уровне личного восприятия и оценки Развивает навыки по проведению экспериментов, повышая наблюдательность и внимательность, а также навыки по обработке собранной информации, ее анализу и интерпретации, обоснованию, генерирование новых идей

Вторая группа методов эвристического обучения – креативные. Они нацелены на развитие творческого подхода в решении проблем, проявлении инициативы и содействию в разработке и внедрении инноваций. В основе всех приемов данного формата лежит воображение, фантазия индивида с акцентом на конкретную проблему, тему, дисциплину и пр. Наиболее популярные приемы эвристического обучения данного вида мы представим в таблице ниже.

Наименование метода Описание, суть Результат, цель применения
Метод придумывания или воображения Предполагает рассуждение и обоснование собственных идей, мыслей и доводов на основе изменения отдельных черт или сторон объекта и пр. Генерирование новых идей и решений по оптимизации объекта, решению проблемы с учетом имеющихся знаний и талантов
Метод гиперболизации Базируется на заданиях конкретного плана, требующих воображения: придумать самое длинное число, изобразить самого маленького зверька и пр. Подключает фантазию и воображение, логическое мышление (важно обосновать выдвинутый вариант)
Метод мозгового штурма Предполагает бурную дискуссию по теме с генерированием новых идей по решению проблемы или заявленной ситуации. Работает только в команде, группе, где каждый участник выдвигает собственную идею, а затем они ее обсуждают и либо отсеивают, либо оставляют Развитие воображения, уверенности в себе

Проработка аналитических способности, умения отстаивать собственную позицию, обосновывать решение, генерировать новые идеи, конструктивно дискутировать

Метод синектики Предполагает использование метода штурма с выработкой новых, но аналогичных по сути приемов и мер Предполагает тщательную переработку данных, изменение способа подачи информации, выработку новой траектории на основе первых или классических решений, обоснование каждого шага, дискутирование
Метод эвристических вопросов Целевой аудитории в рамках заявленной темы нужно ответить на 7 вопросов: Кто? Что? Где? Как? Зачем? Когда? Чем? Посредством ответа на указанные вопросы индивид воссоздаёт общую картину по теме, разбирается в ней и лучше усваивает материал, вырабатывая навыки дискуссии
Метод инверсии Основан на применении приемов, противоположных существующим классическим или стереотипным решениям Предварительное изучение темы и выявление существующих решений, развитие фантазии и воображения по выработке новых подходов и инноваций, обоснование предложений

Обратите внимание, что для креативного подхода важна определенная база знаний и представлений именно по теме занятия! Одного воображения в данном случае может не хватить на качественное решение.

Третья группа методов эвристического обучения – организационно-деятельностная. Ее реализация позволяет учащимся развить дисциплину, ответственность к делу, а также научиться грамотно подходить к решению задач: ориентироваться в информации и раскладывать ее «по полочкам», планировать каждый шаг, подбирать доказательства, проверять гипотезы и генерировать окончательное решение и пр.

В таблице ниже представим самые распространенные способы работы в рамках эвристического обучения.

Наименование метода

Описание, суть

Результат, цель применения

Метод ученического целеполагания и планирования Педагог выдвигает несколько целей занятия. Каждый ученик выбирает для себя определенную цель и намечает соответствующие этапы изучения, ориентиры. Далее следует обсуждение всех идей и планов по организации учебного процесса Развитие навыков тайм-менеджмента, самообразования
Метод взаимообучения Реализуется на парной или групповой (командной) основе, где один из учеников «превращается в учителя» и пытается разъяснить тему остальным (аналогия с самоуправлением) Навыки по самостоятельному изучению темы и планированию занятия, ораторские способности
Метод рецензий Основывается на критике, обсуждении, выявлении достоинств и недостатков, поиске новых вариантов решения заданий и проблем Вырабатывает навыки анализа данных, обоснования и отстаивания собственной позиции, генерирование новых идей и инноваций

Указанные подходы – не единственные в системе эвристической педагогики. На практике выделяют свыше нескольких сотен приемов по подготовке учащихся с акцентом на раскрытие талантов, индивидуализации учебного процесса, креатива и саморазвития.

Важно отметить, что любой из эвристических приемов может быть реализован в одной из форм: устная или письменная. Первый предполагает обсуждение ситуации, темы, дискуссию, а второй – чаще всего сводится к выполнению индивидуальных заданий, проектов, научно-исследовательской работы с выработкой конкретного решения, его обоснования и пр. Последней вариации свойственно написание курсовых, дипломных работ, научных статей и пр.

Таким образом, все эвристические методы обучения требует предварительного изучения темы, предмета, а затем поиск новых путей по решению обозначенных проблем, вопросов на основе имеющихся представлений, умений, а также самого главного инструмента — воображения. Притом все предложения автору предстоит тщательно обосновать, оценить.

Плюсы и минусы применения методов эвристического обучения

Как и любой предмет, инструмент или подход, эвристические приемы имеют положительные и отрицательные стороны.

К числу очевидных плюсов следует отнести:

  • Развитие и повышение уровня самостоятельности учащихся, азы самообразования;
  • Мотивация студентов к учебе с учетом их возможностей, способностей и интересов, возможности самостоятельного выбора «ракурса» изучения темы и самореализации;
  • Развитие исследовательских качеств: самоопределение, авторская позиция и ее обосновании, генерирование идей и пр.;
  • Становление основных компетенций на уровне тайм-менеджмента: планирование, организация, контроль, контроль и пр.;
  • Формирование и активное внедрение творческого подхода в решении проблемы, исследовании темы и пр.;
  • Личностный рост: развитие ораторского искусства, навыков вести и поддерживать дискуссию, ответственность, дисциплинированность и пр.

Фактически методы эвристического обучения нацелены на развитие сильных сторон студента с акцентом на его интересы, возможности, способности. Притом качество обучения в данном случае оценивается не на фоне запоминания или усвоения пройденного материала, а по конечному результату – чего достиг, какие навыки обрел, как обосновал свою позицию, активность на занятии и пр.

Среди недостатков эвристической педагогики можно отметить лишь единственный момент – для обучения посредством такого подхода требуется больше сил и энергии. Во-первых, студенту необходимо сначала разобрать тему и подготовиться к полемике на занятии. Во-вторых, генерирование идей – процесс не всегда быстрый, он требует физических, интеллектуальных, моральных усилий для разработки и обоснования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Эвристическое и проблемное обучение: одно и то же?

Методы эвристического обучения предполагают изучение конкретной ситуации с выработкой решения в отношении определенной проблемы, задачи и пр. То есть она носит прикладной и проблемно-ориентированный характер. Но многие путают данный подход с непосредственно проблемным образованием. В таблице ниже мы представим сходства и отличия указанных подходов.

Признак Эвристическое обучение Проблемное обучение
Цель Осознание пройденного материала с акцентом на творческий потенциал учащегося, выработка и обоснование новых решений Закрепить усвоение пройденного материала (запомнить) и развить на его основе умение пользоваться готовыми приемами, решениями, формулами и пр.
Инструментарий Дискуссия, игры, письменные работы, ситуационные задачи и кейсы Классические лекции и семинары, типичные задания и задачи, кейсы, письменные проекты
Роль педагога Наставник, куратор, координатор

Целевая аудитория самостоятельно разбирается в теме и нюансах, занимается поиском решения и пр. Нет необходимости разъяснять, показывать.

Проводник, консультант, который показывает как действует правило и закрепляет «эффект» на аналогичных заданиях
Основа обучения Креатив, творчество, воображение, индивидуальность личности, мнение индивида и его всестороннее обоснование Классические приемы, законы, формулы. Акцент на интеллектуальный и научный подход
Ориентир Методология обучения, мотивация учащихся, достижения Теоретический материал или содержание дисциплины, классическое образование, успеваемость

Таким образом, методы эвристического обучения более широкие, масштабные, содействующие повышению мотивации и продуктивности учащихся. В то же время проблемное обучение нацелено на тотальное изучение традиционных подходов, которые в дальнейшем могут лечь в основу инноваций. Поэтому в современном образовании активно применяется комбинированная схема обучения на базе указанных парадигм или их чередования.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *