В составе вуза есть определенные подразделения, каждое из которых выполняет определенную миссию или функцию. В системе управления высшего учебного заведения принято выделять ректорат и деканат, но на самом деле существует целый спектр административных органов. Об одном из них мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Органы самоуправления в вузе
Если должности в ректорате и деканате – это официальные и обязательные рабочие места, предполагающие координацию, ведение, контроль и управлением учебным заведением в конкретной области или виде, то органы самоуправления могут быть основаны при вузах как добровольно (по собственной инициативе), так и согласно требованиям действующего законодательства.
Все жизненно важные решения относительно судьбы учащихся, организации учебного процесса, утверждения образовательных программ и общей траектории развития университета занимаются официальные административные органы управления. Но для решения внутренних проблем и вопросов вуза посредством учета мнения работников учреждения создаётся коллективный аппарат — органы самоуправления.
К данной нише причисляют следующие варианты кадрового состава:
- Попечительский совет, которые определяет возможности применения свободных денежных средств, занимается поиском инвесторов для развития вуза и его инфраструктуры, материально-технической базы и пр.;
- Совет образовательного заведения, который занимается решением внутренних проблем вуза, вырабатывает соответствующие предложения, варианты, выявляет новые проблемные зоны и пр.;
- Ученый педагогический совет (или просто Ученый совет), ответственный за качественный контроль и проверку знаний учащихся, обсуждение и принятие решения в случае риска отчисления студенте, принимает решение относительно присуждения конкретных наград и поощрений студентом-лидерам, выявляет и внедряет новые способы мотивации учащихся и пр.;
- Ревизионная комиссия университета, которая ответственна за сохранение и целостность имущества учебного заведения, проверку его состояния, наличия, качества и выявление потребностей в обновлении соответствующей базы и пр.;
- Органы студенческого самоуправления, на которые возлагается ответственность по развитию всевозможных дополнительных секций, программ, мероприятий по привлечению студентов ко внеурочной деятельности, развитие традиций и инноваций в вузе, волонтерских и иных движений на добровольной основе;
- И пр.
В целом, на законодательном уровне нет суровых ограничений по созданию и развитию органов самоуправления в вузе. Каждая образовательная организация самостоятельно определяет, какие органы самоуправления в ней будут задействованы, чем они будут заниматься (с учетом действующих регламентов на законодательном уровне).
Ученый совет вуза – это один из органов самоуправления образовательной организации, который создается при ней на выборной основе. Несмотря на характер данного административного аппарата (самоуправления, то есть вуз самостоятельно решает кто будет управлять и пр.), этот «контрольно-координационный центр» в обязательном порядке создается на базе муниципальных и государственных университетов. Частные вузы самостоятельно принимают решение о формировании данного органа.
Ключевые функции Ученого совета или чем занимается Ученый совет вуза?
Ученый совет представляет собой совещательный орган, который занимается обсуждением и решением жизненно важных вопросов, затрагивающих деятельность вуза.
В его полномочия входит изучение и развитие деятельности учебного заведения. Поэтому он может затрагивать вопросы связанные с самыми разными видами деятельности:
- Развитие научной деятельности: какие направления, на базе каких подразделений и лабораторий, партнеров и пр.;
- Учебно-воспитательной деятельности: обсуждение наиболее эффективных методов привлечения студентов ко внеурочной деятельности, развитие дополнительных кружков и элективов, целесообразность развития старых секций и направлений, организация массовых мероприятий, работа кураторов и пр.;
- Общее развитие университета: обсуждение планов действующих образовательных программ и направлений, поиск возможностей по их обновлению;
- Обсуждение ротации кадров или карьерного роста, формирование преподавательского состава и обсуждение нагрузки педагогов, голосование на перевод педагогов на административные должности, формирование профессорско-преподавательского состава и его развитие;
- Обсуждение планов о командировках педагогов и студентов на научные и научно-исследовательские мероприятия и пр.;
- Поиск способов обновления материально-технической базы и совершенствования учебного процесса и пр.
На практике в одном вузе действует несколько ученых советов, каждый из которых уполномочен на решение различных задач, отличающихся по масштабам, характеру, направлению и пр. В частности, в одном и том же университете может функционировать «Большой» Ученый совет (общевузовский), который будет координировать образовательную и учебную деятельность в целом согласно действующей политике, специфике образовательного центра. Также допускается внедрение «Малого» Ученого совета, который будет сфокусирован на конкретном звене института: внутрифакультетский, кафедральный, где будут решаться «местные» вопросы относительно учебного процесса, работы педагогов и студентов определенного звена и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок основания и организации деятельности Ученого совета в вузе
Ученый совет университета создается по решению ректора, который будет являться председателем данного органа самоуправления. Фактически он – первое лицо не только вуза, но и данного коллективного управленческого звена. Если ученый совет создается на базе факультета, то здесь в его составе будет доминировать декан.
То есть среди особенностей рассматриваемого выборного коллегиального органа можно выделить наличие конкретного лидера, который будет координировать деятельность органа самоуправления, организовывать соответствующие встречи его членов и пр.
Принцип формирования и организации работы Ученого совета в вузе |
Суть принципа, разъяснение |
Избирательность, выборность | Формирование состава Ученого совета по результатам голосования
Все члены данного органа выдвигаются председателем и действующими участниками, выбираются ими |
Дискуссионный характер | Все вопросы подлежат обсуждению, дискуссии, а окончательное решение принимается большинством голосов в форме открытого голосования |
Объективность | Освещение всех заявленных вопросов и проблем происходит со всех возможных сторон, учитывается каждое мнение (всех участников), анализируется каждое предложение и пр. |
Эффективность | Все принятые решения Ученого совета нацелены на совершенствование образовательной деятельности, минимизацию негативных последствий и рисков |
Планомерность | Все заседания Ученого совета подлежат планированию по времени, темам и проблемам, но в случае острой необходимости, форс-мажоров допускается экстренный (внеплановый) созыв данного органа самоуправления |
Организационный характер | «Повестка дня» становится известна заранее, все участники готовятся к заседанию (изучая заявленные вопросы и темы и подготавливая предложения по решению и пр.) |
Также к числу основных членов Ученого совета можно отнести заместителей председателя, которые выбираются ректором. Чаще всего к этой категории относят представителей деканата, профильных кафедр (то есть занять данный «вакант» может декан, заведующий кафедры и пр.). Как правило, число заместителей председателя Ученого совета – около 3. Они в случае необходимости могут заменить «первое лицо» рассматриваемого органа самоуправления в случае его отсутствия (по уважительной причине) и пр.
Основной состав Ученого совета формируется из профессорско-преподавательского состава университета, то есть всех остальных работников: педагоги, ассистенты, исследователи, ученые и пр. Но все они включаются в данный орган только по результатам тайного голосования. Притом зачисление в состав рассматриваемого органа самоуправления происходит только при наличии большинства голосов «за» (важно чтобы положительное решение приняли 2/3 от общего состава действующего совета). Именно поэтому принцип формирования Ученого совета – выборочный, то есть каждый кандидат или педагог попадает в него только после избрания.
Состав Ученого совета полностью зависит от возможностей университета, внутренних правил учебного заведения и определяются Уставом организации. Чаще всего в нем задействовано до 30-40 человек.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обратите внимание, что у каждого члена Ученого совета будут одни и те же права и обязанности. Любой представитель данного органа самоуправления университета уполномочен на выдвижение новых вопросов и тем для обсуждения, активно отстаивать собственную позицию или предложение и инициировать ход его обсуждения/рассмотрения, предлагать способы решения ранее освещённых проблем и вопросов и пр. При этом все официально зарегистрированные участники Ученого совета обязаны присутствовать на всех встречах и заседаниях (допускается отсутствие только по уважительной причине: болезнь, командировка и пр.), готовиться к каждому мероприятию и изучать «повестку дня», реализовывать обозначенные и принятые решения и пр.
Ученый совет – это не постоянно разрастающийся орган самоуправления в вузе. «Обновление состава» возможно в любой момент по требованию участников (не менее 50% от общего количества), но данное «самовольное» подразделение действует в течение пяти лет. По истечении данного срока происходит колоссальное обновление состава и переутверждение внутреннего состава.
Если один из членов Ученого совета выбыл из состава вуза (увольнение по любой из возможных причин). То он автоматически выбывает из его состава. В данном органе участники имеют активный статус и будут работать в рамках общего трудового договора, заключенного с вузом.
Как правило, заседание Ученого совета проходит на плановой основе. В среднем встречи участников предусмотрены раз в 1-3 месяца, но при возникновении острых или спорных вопросов, требующих незамедлительного решения, может быть организован внеплановый (срочный) созыв. «Повестка дня» формируется заранее (примерно за 5 дней до проведения), чтобы каждый участник смог внести свой вопрос для обсуждения и подготовиться к обоснованной и объективной дискуссии.
Обратите внимание, что тайное голосование предусмотрено только при избрании новых членов Ученого совета, его обновлении и пр. Решение всех заявленных вопросов в рамках повестки дня происходит в открытой форме с помощью объективной и конструктивной дискуссии, обсуждения, выступления участников с научными докладами и пр.
Не стоит путать Ученый совет с Диссертационным советом, так как они выполняют различные функции, несмотря на сходства в организации и реализации основных полномочий, сфере действия.
Роль Ученого совета в жизни студента
Деятельность Ученого совета затрагивает не просто общеуниверситетские масштабы. Она напрямую сказывается на жизни и качестве подготовки студента. При этом роль данного подразделения в рамках самоуправления оценивается и воспринимается неоднозначно.
С одной стороны, Ученый совет вуза призван усовершенствовать общий учебный, внеучебный процесс, подход педагога к подопечному, организации и обеспечению условий для всестороннего развития специалиста и личности. С другой стороны, прямого участия в жизни отдельно взятого студента он не принимает. Решение всех учебных неурядиц, связанных с успеваемостью, посещаемостью, проблемами во время сессии занимается педагогический совет, профильная кафедра, деканат и ректорат. Но при этом работники указанных структурных подразделений вуза могут (а в 90% будут!) водить в состав Ученого совета.
Деятельность Ученого совета больше нацелена на решение внутривузовских проблем и развитие учебной деятельности. Которая так или иначе плодотворно и положительно влияет на результаты подготовки студентов и выпускников, создавая более благоприятные и соответствующие реалиям, достижениям НТП и рынка труда условиям становления профессионалов.
Ученый совет не уполномочен отстаивать судьбу студента в случае появления риска отчисления из вуза. Данная миссия возлагается на специальную комиссию по аттестации, педагогический совет, деканат и ректорат, куратора группы и пр. Но в Ученом совете могут быть выдвинуты вопросы, связанные с увеличением числа отчисленных студентов и анализа данной проблемы, поиском ее решения (точнее определением первопричин тенденций и их устранением).
Поэтому от деятельности Ученого совета зависит судьба всего университета и качество подготовки учащихся в целом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!