Выполнение любого исследования предполагает погружение в тему с учетом различных научных точек и позиций, предопределяющих качество и успех научно-исследовательской мысли и особенности, эффективность потенциальных (или полученных) результатов. Одним из важнейших критериев, гарантирующих корректный и достоверный исход изыскания в студенческой и научной среде является фокус и логика изложения материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое фокус научного исследования?
Сразу же отметим, что никакого отношения к цирку, трюкам, «обману зрения» категория «фокус» в учебном и научном сообществах не имеет. Под данным параметром принято понимать совокупность вопросов и общие масштабы исследования, которые намерен захватить, разобрать и осветить автор. То есть можно сказать что фокус студенческой или научно-исследовательской работы представляет собой грамотное совмещение ширины, глубины проекта с намеченными ориентирами (цели, задачи, тема).
Из чего складывается фокус исследования? |
||
Элементы научного аппарата | Общие характеристики исследования с акцентом на масштаб | Общие характеристики исследования с акцентом на точность |
Выделение проблемы по теме проекта | Глубина исследования | Последовательность действий и логика исследования |
Выдвижение гипотезы | Ширина исследования | Корректность, точность и достоверность результатов |
Отражение авторской позиции | Характер исследования | Сфера применения предложений и результатов |
Фокус научного исследования призван конкретизировать особенности работы:
- Глубина погружения в тему и ключевые категории, подвергаемые более насыщенному и тотальному освещению, разъяснению;
- Информационная и доказательная база, то есть подбор литературы, которая сможет подчеркнуть авторскую позицию, облегчить ее обоснование и восприятие, акцентировать внимание на мнении авторитетных экспертов, придерживающихся аналогичной точки зрения или критикующих ее;
- Методология проведения изыскания. Если автор намерен изучать тему тщетно, то ему предстоит пользоваться не только общенаучными приемами, но и подключать более серьезный арсенал – узкоспециализированный, свойственный конкретной научной области, учитывающий систему факторов и обстоятельств и пр.;
- Характер студенческой или научной работы. В зависимости от того, какой «ракурс» выберет автор, на что будет опираться при раскрытии темы, зависит рассматриваемый параметр: фундаментальное или прикладное исследование, сугубо научное или практико-ориентированное, описательное (обзорное) или доказательное (констатирующее) и пр.;
- И т.д.
Фактически фокус студенческой или научной работы позволяет ответить на следующие вопросы. Во-первых, что намерен рассматривать автор (какую тему и проблему изучать, раскрывать). Во-вторых, в каком объеме он намерен это делать, на чем акцентирует внимание, какой позиции придерживается и степень ее обоснованности. В-третьих, масштабы развития темы с учетом возможностей автора, которые сказываются на этапах научно-исследовательского проекта, количестве важнейших вопросов и мероприятий, общей продолжительности и глубине исследования и пр.
Таким образом, фокус научного или студенческого исследования – это специфическая комплексная категория, которая подчеркивает оригинальность, аргументированность авторской позиции и гипотезы, а также отмечает ее корректность, эффективность и возможности применения.
От фокуса исследования зависит общее качество проекта и корректность полученных результатов, масштабы запланированных мероприятий.
Как определить фокус исследования?
Постановка фокуса студенческой или научно-исследовательской работы напрямую зависит от следующих факторов:
- Вид проекта. Чем серьезнее документ, тем тотальнее будет обозреваться тема, а значит фокус изыскания будет более детализированным, обширным (будет захвачено больше моментов и факторов, результаты оценки будут более убедительными и точными) или наоборот более узким;
- Ступень образования. В данном случае рассматриваемый параметр будет ограничиваться требованиями к исследованию: бакалавры чаще всего выполняют описательные, сравнительные исследования, магистранты – более глубокие (научно-исследовательские проекты). Соответственно изложение сути у бакалавров будет более простым, «рабочим», а у магистрантов и аспирантов – научным;
- Тема исследования. Согласитесь, что от темы и ее характера, степени разработанности и изученности зависит многое: общи объем, методология, информационная база. Фокус исследования в большей степени зависит от таких параметров, как степень изученности и проработанности (дефицит или избыток информации), возможности по проверке гипотезы. Реализация и количество намеченных задач и пр. В данном случае зависимость рассматриваемого критерия отражается на общем масштабе проекта, его логике (последовательности действий, мероприятий и роли каждого из них) и пр.
Чем больше первоисточников по теме исследования, тем шире фокус, так как необходимо перепроверить все существующие постулаты, заявления и достижения для разработки эффективного решения в конкретном случае;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Научный аппарат исследования и план намеченных мероприятий (то есть логика автора и его научной мысли). Именно при проектировании и разработке научного аппарата проекта происходит определение фокуса изыскания. Данный параметр появляется на свет после тщательного анализа темы и описания авторской позиции: как автор понимает тему и как намерен ее изучать, развивать: цель, задачи, гипотеза. Именно эти категории предопределяют суть выполнения студенческой или научной работы. Далее на их основе прорабатывается логика исследования, то есть утверждается конкретная последовательность погружения в тему и проблему с учетом намеченной ширины, глубины погружения, авторской позиции и информационной базы.
Обратите внимание, что именно корректно поставленный фокус исследования содействуют наиболее полному раскрытию тему, качественному обоснованию авторской позиции и выработке эффективного современного решения.
Для констатации и утверждения фокуса исследования студенту или автору достаточно придерживаться классический схемы по подготовке проекта. Первым шагом станет анализ заявленной темы и конкретизация исследуемой проблемы. Вторым этапом постановки фокуса станет общее описание «видения автора»: что он знает по теме, как ее понимает и какие моменты его интересуют в большей степени с учетом специфики выбранного объекта и предмета исследования. Третий этап – целеполагание, которое соприкасается с построением предварительной логики изыскания: цель, задачи, гипотеза. Грамотность проработки третьего этапа предопределяет успех исследования и его качество, так как именно здесь намечается логика познания, общий ход мероприятий. Четвертый этап проработки фокуса научно-исследовательской деятельности состоит в констатации полученных результатов и их сравнении с итогами аналогичных проектов, их оригинальность, достоинства, недостатки и возможности применения.
Фактически, фокус исследования позволяет сделать студенческий или научный проект оригинальным, придать ему весомости, обозначит ценность и новизну. Именно от данного параметра зависит успех исследователя и общее развитие темы.
Как фокус исследования связан с его логикой?
Фокус исследования – особая комбинированная категория подчеркивающая ключевые аспекты исследования, его ценность и оригинальность проекта, самостоятельную работу автора, его компетентность.
Логика студенческого или научного проекта представляет собой разработанный автором комплекс или последовательность действий, нацеленных на постепенное погружение в тему по принципу «от простого к сложному».
Рассматриваемые параметры можно считать взаимосвязанными, так как именно от их комбинации зависит качество результатов исследования. Переплетение фокуса и логики студенческого или научного проекта наблюдается в следующих моментах, представленных в таблице ниже.
Фокус исследования |
Логика исследования |
Отдельно взятые наиболее важные точки, моменты исследования подвергаемые выделению в тексте, более точному изучению и описанию | Объединение различных категорий, понятий, этапов исследования в единую последовательную цепочку, позволяющую получить и обосновать конечный результат (то есть решить проблему предельно эффективно) |
Что намерен показать автор по заявленной теме? | Отражение проблемы, гипотезы и авторской позиции |
Как автор планирует раскрыть тему исследования с учетом требований по оригинальности? | Проектирование и планирование исследования, разработка научного аппарата и конкретизация каждого этапа |
На чем исследователь основывается при обосновании выдвинутой идеи и позиции? | Подбор и обработка информационной базы, доказательств и фактов |
Как подчеркнуть оригинальность исследования и авторской позиции, гипотезы и решения? | Конкретизация новизны исследования, разработок и привнесенных автором инноваций посредством сравнения выдвинутого решения с «аналогами», сбор доказательной базы (прогнозирование, апробация и пр.) |
Как отметить значимость исследования? | Описание ценности исследования с акцентом на полученные изменения, тенденции, сравнение результатов с «начальными данными», нормативами или итогами НИР других авторов |
Нацелены на изучение темы, решение конкретной проблемы с «частной позиции» с учетом действующих ограничений |
|
Погружение в конкретную тему, проблему, работа в определенной научной плоскости или группе наук |
|
Проработка фокуса и логики исследования в обязательном порядке проходит стадии проектирования, планирования и проверки |
|
Требует соблюдение классических принципов по выполнению проектов: актуальность, научность, обоснованность, новизна, значимость, поэтапность |
Фактически, разработка логики и фокуса научно-исследовательского проекта происходит одновременно или параллельно. Сначала задается общий ракурс для погружения: тема, проблема, текущие достижения и положение дел в науке или отрасли. Далее последует выделение наиболее важных и интересующих автора моментов, системы доказательств. То есть фокус намерен углубить или насытить общую траекторию (логику) проекта конкретными задачами, смыслом и пр. Именно фокус позволяет придать намеченному плану действий оригинальность, выявить и проверить то, что ранее не поддавалось влиянию исследованию, анализу или просто упускалось из вида по каким-либо причинам (на фоне низкой ценности и значимости, отсутствия необходимости в исследовании, несовпадении с авторской точкой зрения и пр.).
Грамотная постановка фокуса исследования позволяет конкретизировать существенные моменты проекта и повысить качество результатов. Фокус научно-исследовательской или студенческой работы призван сузить проблему и помочь автору воздействовать на «уязвимое звено», провоцирующее возникновение и воздействие проблемы на объект. То есть благодаря рассматриваемому параметру автор строит логику изыскания так, чтобы выработать более точное решение, учитывающее общие и специфические факторы.
Также следует отметить, что при построении логики исследования важно не просто определить последовательность действий позволяющую полноценно и обоснованно раскрыть тему, решить проблему и отметить состоятельность гипотезы, аргументированность авторской точки зрения. В данном случае формирование цепочки действий будет ориентировано на проблему и такие вопросы: как ее определить и решить. Ответ на эти вопросы будет крыться в выбранном исследователем фокусе и его возможностях: достаточности информационной и доказательной базы, ракурс темы (с какой стороны будет производиться изучение: практическая, научная, описательная и пр.).
Таким образом, построить логику исследования без фокуса невозможно. Обратная операция также не имеет смысла, так как в этом случае проект будет рядовым обзором тенденций, темы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности фокуса и логики исследования: научная статья, курсовая работа, дипломная работа, диссертация
Фокусирование исследования – специфическая процедура, на которую влияет не только уровень его подготовки и умение ориентироваться в информационном поле, следовать четким регламентами и адаптировать их под собственные потребности и возможности.
Фокус и логика исследования предопределяется видом проекта и требованиями, предъявляемыми к нему, то есть формальными и индивидуальными ограничениями. Формальные параметры, очерчивающие границы допустимого изучения и решения, заявлены в ГОСТах и методических рекомендациях по выполнению изыскания:
- общий объем исследования (количество страниц),
- количество первоисточников и их качество (вид, основная база, дата выпуска и пр.),
- уровень обучения: у бакалавров глубина исследования минимальная, фокус носит больше общий характер: общее изучение проблемы, оттачивание мастерства по диагностике решения, поиск подходящих классических решений и пр.
Магистранты занимаются более глубоким изучением темы, используя научную позицию и достижения НТП. Решение проблемы будет основываться на применении современных методик, а проблема изучается точнее;
Аспиранты и докторанты выполняют тотальное исследование, занимаясь не просто проверкой существующих подходов, а их совершенствованием – привнесением инноваций, разработками.
Обратите внимание, чем глубже, точнее научное исследование, тем уже фокус, то есть проблема будет изучать детальнее, точнее, а решение станет более обоснованным, проверенным и пр.
Индивидуальные ограничения при установке фокуса зависят сугубо от возможностей автора и его возможностей:
- творческий подход к делу и умение пользоваться различными средствами и благами при раскрытии темы, грамотно и корректно оперировать методами и терминами, инструментами и подходами и пр.;
- восприятие и понимание темы: владение предметом или общим направлением, наличие представлений по заявленной тематике и проблематике. В данном случае важно именно корректное владение темой, наукой и пр.
В каждом проекте фокус и логика будут разниться. Притом специфика построения изыскания во многом предопределяется сочетанием вышеупомянутых технических и индивидуальных параметров.
Вид проекта |
Фокус исследования |
Логика исследования |
Научная статья | Точечный, узкий фокус на конкретной части объекта, проблемы и темы | Краткое и емкое отражение деталей, действий и результата
Обоснование необходимости дальнейших реформ |
Доклад, реферат | Широкая тема, общий фокус на основе описания и повествования по заявленной теме | Последовательное раскрытие темы с констатацией общих, но важных моментов
Обзор классических подходов и решений |
Курсовая работа | Фокус средний с акцентом на учебное и научное разъяснение сути, описание методов и традиционных современных решений | Поэтапное раскрытие ключевых моментов с дальнейшей разработкой темы в научном контексте, практическом плане |
Дипломная работа | Глубокое исследование в отношении конкретной проблемы и темы с разбором ситуации на частном примере
Фокус сужается до проблемы «местного масштаба» |
Описание ключевых моментов, понятий, правил, способов диагностики и традиционных решений, обоснование выбранной траектории |
Научная работа | Предельно глубокое исследование с узким фокусом, разработка инноваций | Определение плюсов и минусов, поиск нового решения, разработка инноваций и их апробация с дальнейшим внедрением |
Выделить фокус в исследовании возможно различными способами. Самыми распространенными вариантами для постановки акцента и построения логики исследования выступает:
Способ №1. Сначала автор развивает тему в обобщенном ракурсе, раскрывая общие тенденции, понятия, правила, а далее производит «сужение темы» до уязвимого места: симптома, специфических черт, объекта и предмета и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Способ №2. Сначала автор исследует узкий сегмент, стараясь его описать и обосновать, а затем плавно переходит к общим тенденциям, отмечая специфику изначального фокуса.
Проанализировав выше представленную таблицу, можно отметить, что фокус исследования – категория плавающая, оригинальная, зависящая от массы параметров. В небольших проектах он чаще всего носит точечный характер и посвящается узким, но весомым моментам, подчеркивающим специфику исследования, конкретный промежуточный результат в рамках глобального изыскания или определенный успех автора (что он сумел выделить, привнести и пр.).
В более объемных проектах (студенческих работах) фокус сводится к писанию общих тенденций и разбору ситуации на конкретном примере. В данном случае применим вариант №1 постановки фокуса, когда сначала автор предоставляет обобщенную информацию, а затем изучает проблему в узких границах.
В серьезных научных трудах (монографиях, диссертациях) постановка фокуса и построение логики исследования производится по второму сценарию: от частной узкой ситуации к описанию общих моментов (определение возможностей применения инноваций, разработки и обоснование эффективности и целесообразности новшеств).
Но независимо от варианта проектирования и утверждения фокуса и логики исследовательской работы, автору предстоит лично разобраться в теме, ситуации и предложить достойное решение, обосновав его с научной и/или практической точек зрения.
Таким образом, постановка фокуса позволяет грамотно откорректировать общую логику исследования и превратить реализуемый проект в инновационный продукт, где будет тщательно обоснована авторская позиция, проблема – решена современными или новыми способами. Сфокусированная работа считается более точной, продуктивной и качественной.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!