Формально-логический метод анализа: теория и применение при подготовке курсовых и дипломных работ с образцами и примерами

Изучение любого вопроса, предмета или написание курсовых, дипломных и иных работ требует проведения логической обработки данных или логического исследования. Большинство студентов полагает, что этот род деятельности предполагает простой анализ и сопоставление материалов, выборку с учетом намеченных целей и приоритетов. Но на самом деле у такой траектории есть свой подход к работе с первоисточниками.

Формально-логический метод анализа: теория и применение при подготовке курсовых и дипломных работ с образцами и примерами

Изучение любого вопроса, предмета или написание курсовых, дипломных и иных работ требует проведения логической обработки данных или логического исследования. Большинство студентов полагает, что этот род деятельности предполагает простой анализ и сопоставление материалов, выборку с учетом намеченных целей и приоритетов. Но на самом деле у такой траектории есть свой подход к работе с первоисточниками.

Понятие и суть формально-логического анализа

При изучении вопросов в рамках определённого предмета, дисциплины, универсантам порой приходится не просто читать собранные первоисточники, коэффициенты и запоминать их, но и тщательно перерабатывать. Такая деятельность сводится к оценке инфобазы и ее выборке, сортировке и определении возможностей дальнейшего применения. Притом она применима как в рамках выполнения домашнего задания, подготовки к предстоящей паре, так и в проектной деятельности: при написании научных статей, диссертаций, учебных трудов и пр.

Формально-логический подход представляет собой специфический способ переработки первоисточников, основанный на стандартных и формализованных приемах, но ориентированный на получение понятной, целостной и качественной тематической картины. С его помощью индивид получает общие представления в рамках избранной предметной области, а также производит детализацию отдельных фрагментов (по собственному усмотрению или требованиям к проекту).

Метод формально-логического анализа
Метод формально-логического анализа

Рассматриваемый инструмент предполагает не просто вычитку текста, но и изучение его особенностей с точки зрения структуры и содержания. То есть по своему предназначению он схож со структурно-смысловым инспектированием. Этот способ является ведущим приемом по переработке информационной базы, на основе которого пользователь сначала отбирает необходимый для раскрытия материал, а затем сортирует и систематизирует его в качественный, полноценный и связный проект.

Как правило, он используется студентами «в любой непонятной ситуации». У этой стратегии нет каких-либо жестких ограничений и рамок. Она может быть реализована в любой научной плоскости по любой тематике и проблематике, на основе располагаемого материала. Ресурсный потенциал не ограничен (если только возможностями автора). Универсант может начать свое исследование с использования этого инструмента или продолжить развивать собственную гипотезу и получать соответствующие результаты для дальнейшей оценки и умозаключений.

В целом суровых ограничений и запретов на использование каких-либо первоисточников в рамках формально-логического способа нет. Данный вариант успешно работает над любыми ресурсами. Главное – обеспечить возможности для формальной оценки и логической обработки первоисточников.

Фактически, формально-логический подход используется повсеместно по мере необходимости с целью детального и доступного изъяснения, получения и обоснования выводов.

Среди основополагающих функций такого аналитического метода можно выделить следующие:

  • Информационная. Она предполагает, что пользователь во время изучения инфоосновы разберётся в ситуации, теме или отдельном вопросе и получит новые знания, представления, факты. Посредством такой тактики он сможет сформировать качественную источниковую базу.
  • Уточняющая. Она состоит в том, что исследователь может выделить особенности, детали, факты для более тщательного рассмотрения в проекте. С помощью логической и формальной обработки он формирует более надежную доказательную базу, а также устанавливает причинно-следственные связи, факторы и иные особенности, влияющие на ход НИР и решения проблемы. Благодаря такому инструменту индивид избежит нестыковок, противоречий, неясностей в собственных суждениях и тщательно разберётся в мнениях других экспертов.
  • Проверяющая. На основе сопоставления различных мнений, суждений, гипотез, концепций автор фактически проводит фактчекинг. Посредством грамотной логической и формальной обработки материалов, он отсеивает сомнительные и некорректные сведения, оставляя лишь достоверные и надежные ресурсы.
  • Упорядочивающая. Рассматриваемая техника предполагает не просто подбор первоисточников по заявленному вопросу или теме, но и их грамотную систематизацию. Студенту предстоит отсортировать собранные сведения и найти им применение в собственном проекте, исходя из необходимости в тех или иных фактах, определения их роли и функционала в исследовании, учитывая текущие ориентиры и контекст. Посредством формального метода он оценит интересуемый момент, а логического – найдет возможности использования ресурсов. Благодаря сочетанию точности и логики он сможет подготовить последовательный, связный и понятный текст.
  • Обобщающая. Именно благодаря рассматриваемой тактике исследователи приходят к определенному результату, преподносят собранный материал в целости и сохранности. Рассуждения в переплетении с фактами помогают получить более точные итоги и грамотно обосновать собственные умозаключения, достижения и пр. Они воссоздают единую целостную тематическую картину, подчеркивая существенные детали и итоги. Повышается не только информативность, но и аргументация, убедительность проекта.
  • Инновационная. Данная миссия состоит в том, что автор получает новые представления и знания или самостоятельно формирует новейший или усовершенствованный способ решения проблемы на основе располагаемых источников и фактов, развивает более точную или современную модель и т.д.

Таким образом, формально-логический анализ помогает студентам в написании учебных и исследовательских трудов. С его помощью тщательнее разбираются с информационной и доказательной основой, получают общие и частные представления, умело их перерабатывают и воссоздают целостную картину, получают новые сведения, формируют выводы с четкой аргументацией.

Формальный подход обеспечивает при этом точность материалов, а логический – связность и обоснованность.

Правила и условия применения формально-логического метода анализа

Полагаться на формально-логический метод не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы он принес положительные и качественные плоды, важно учитывать ряд правил.

Во-первых, внедрение и реализация такого инструмента — процесс целенаправленный. То есть важно понимать, как логика может помочь исследователю в получении новых знаний, какие базовые приемы помогут в уточнении нюансов и пр. Студенту важно понимать, для какой цели он намерен полагаться на рассматриваемую тактику: обоснование текущих достижений, следствий и авторской позиции, получение новых сведений и их развитие, дополнение инфобазы свежими фактами или иной информацией и пр. в зависимости от поставленной цели зависит ход дальнейшего исследования.

Во-вторых, принцип корректности. Он предполагает, что пользователь должен правильно и точно воспринимать описываемую информацию, извлекать из нее наиболее важные и полезные моменты без искажений от изначального контекста. Также текущее правило нацелено на корректное соотнесение материалов с выделением соответствующих признаков и достижений.

Условия применения формально-логического анализа
Условия применения формально-логического анализа

В-третьих, важно учитывать соразмерность данных. Это правило состоит в том, что соотносить можно лишь связанные между собой по тем или иным основаниям материалы. То есть все сопоставляемые сведения будут лежать как минимум в одной и той же тематической плоскости и иметь взаимосвязи, влияние друг на друга. Сличение кардинально отличных сведений между собой не принесет ожидаемых плодов. Поэтому важно уметь приводить информацию к сопоставимому виду. Например, в точных науках можно сравнивать данные с идентичными единицами измерения.

В-четвертых, принцип ясности и точности результатов. Он предполагает, что пользователь должен располагать доступной для него инфоосновой, понятной для восприятия и затем производить ее оценку, дальнейшее применение предельно точно. То есть все производимые итерации соотнесения и полученные выводы будут простыми, информативными и результативными. Важно подчеркивать суть и особенности, сравнивать по определенным параметрам и подчеркивать суть и значимость полученных точек и умозаключений.

В-пятых, исследователь должен быть последователен и непротиворечив. Это правило означает что все сведения, полученные после преобразования и переработки информационной основы, являются едиными, взаимосвязанными и взаимодополняемыми. То есть описываемая парадигма преподносится с соответствующей позиции, а используемая информация должна быть непротиворечивой. Два высказывания не могут быть истинными, важно показать – какое из них первостепенное и точное, а какое – следственное и вторичное или сомнительное, а также подчеркнуть, что утверждено и проверено, а что отрицается и требует дополнительного изучения.

В-шестых, принцип результативности и обоснованности. Он гласит, что в ходе переработки источников исполнитель должен прийти к конкретным выводам, подчеркнуть собственное отношение и мнение. Притом все итоги умозаключения, склонности к тем или иным суждениям будут подкреплены аргументами. То есть итоги формально-логического анализа будут точными и аргументированными, проверенными.

Фактически, воспроизведение формально-логического анализа информации требует от исследователя разборчивости, осознанности, целенаправленности, последовательности и результативности, обоснованности.

Воспроизведение формально-логических инструментов при переработке первоисточников также требует соблюдения определенных условий, подчеркивающих их уместность и эффективность:

  1. Автору важно показать причинно-следственные связи или провоцирующие те или иные изменения факторы, чтобы выделить тонкости, особенности и исходы, степень их надежности и обоснованности.
  2. Исследователь должен располагать истинной и проверенной информацией. То есть сравнивать можно только достоверные материалы. Именно так можно получить точный итог и правильный вывод.
  3. Полученные итоги должны быть понятыми и логичными, то есть автору важно подчеркнуть ход своих мыслей, отметить их последовательность и показать связь с наукой, практическими результатами. То есть логика и формализация требуют подчинения определенным правилам, закономерностям, способным прояснить ситуацию.

Таким образом, формально-логический подход применяется для детализации, описания и обоснования направления, проблемы или выдвигаемой гипотезы с учетом текущего контекста и располагаемой информационной, доказательной базы. Его применение призвано быть полезным и необходимым, уместным и возможным (посильным).

Как проводить формально-логический анализ в студенческой работе?

При выполнении курсовой или дипломной работы воспроизведение формально-логического способа предполагает прохождение как минимум трех основных стадий.

Схема формально-логического анализа
Схема формально-логического анализа

Первый этап – постановочный. Он предполагает проектирование исследования на основе располагаемых представлений и информации. В данном случае «формализация» сводится к изучению требований к проекту и выделению точных критериев: что должен содержать документ, техническое задание к нему с отражением основных параметров оценки (уникальность текста, объем работы, количество глав и параграфов, стиль повествования и т.д.). логическая сторона проявляется в выстраивании концепции исследования: определение четких ориентиров и границ, выделение ключевых параметров и слов, отражение последовательности мероприятий, определение способов и критериев оценки (что и с чем соотноситься, как показывать и обосновывать итог, как подчеркивать и пояснять изменения и т.д.).

То есть формальная сторона позволяет установить четкие общие границы, а логическая – определить качественные составляющие проекта.

В рамках постановочной стадии достаточно выделить суть НИР, обозначить объект и предмет, сформулировать исследовательский вопрос и гипотезу, показать цели и задачи.

Второй этап – исследовательский. Он предполагает проведение научного или прикладного исследования с целью получения конкретных исходов и умозаключений, возможностей по их описанию и обоснованию. Здесь происходит непосредственная реализация плана НИР с описанием, аргументацией и пояснением полученных итогов.

В данном случае формально-логический анализ помогает установить причины и следствия, воздействующие на объект или соответствующий показатель факторы, определить характер изменений и пояснить их значение, конкретизировать значение существенных показателей и их роль (в частном порядке, а также в общей системе), показать особенности сложившейся ситуации и наметить «авторский путь» решения, обосновать гипотезу и проверить ее посредством эксперимента или прогнозирования, подчеркнуть финальные достижения и выводы.

Третий шаг – заключительный. Он предполагает проведение обобщающе-констатационного действия с «рекомендательными реверансами». То есть исполнителю предстоит выделить основополагающие моменты, тенденции, тем самым обосновав тему и проблематику исследования. Также ему нужно обозначить полученные исходы и отметить возможности их использования. Главное – преподносить всю информацию емко и связно, последовательно и четко.

Фактически, весь исследовательский процесс при выполнении студенческих и научных работ опирается на формально-логический сценарий. Благодаря ему исследователь выстраивает четкую траекторию, собирает тематические ресурсы и перерабатывает их, выдвигает решение и собственное мнение, обосновывает каждый шаг и вывод. С помощью такого инструмента НИР становится более упорядоченной, аргументированной, ориентированной под возможности и мнение автора.

С помощью формально-логического способа универсант обрабатывает собранные данные и выдвигает собственное мнение. Он учитывает традиционные требования и позволяет развивать тему, исходя из конкретного мнения, возможностей.

Виды формально-логического анализа

Формально-логический прием – это не стандартная процедура, основанная на одном приеме. На самом деле это комбинированная и гибкая парадигма, которая учитывает не только особенности располагаемой информационной базы, но и ориентиры, приоритеты и частные мотивы.

К данной группе относят следующие методы.

Способ

Суть

Особенности

Концептуальный Разбор вопроса на основе известных теорий, концепций Пояснение и описание мнений, терминов, правил и пр.
Теория вывода или обобщающая Изучение и оценка различных мнений, умозаключений, предложений, существующих концепций и теорий Определение особенностей каждого подхода, сравнение и выделение особенностей каждого варианта, теоретическое обоснование авторской идеи и позиции
Индукционный Оценка ситуации с расширением спектра действия результатов до других сфер или аналогичных моментов Частный разбор с постепенным расширением границ исследования, рекомендательный характер в применения выдвигаемой идеи, определение перспектив и особенностей подхода
Дедукционный Постепенное сужение хода исследования, начиная с разбора глобальной ситуации и сужая ее до определенного объекта Сравнение общих тенденций с частными, определение или адаптация классических стратегий по решению проблемы с учетом частных особенностей
Традукционный Оценка нескольких схожих концепций или позиций с целью определения достоинств и недостатков каждой из них, оценки эффективности, выделения наиболее успешной траектории Сбор информационной и доказательной базы, выделение авторской идеи и следствий, сравнительный подход
Абстрагированный Предполагает погружение в частную ситуацию с минимумом отвлечений на науку и факты. Глубокое исследование внутренних процессов Сосредоточенность на конкретном объекте и его специфике. Использование общенаучных и распространённых тактик диагностики и обоснования, четкая классификация сведений
Конструктивный Адаптация известной или классической одели под условия объекта, проблематику и пр. Соотнесение нескольких способов решения и разработка инновационной или усовершенствованной модели под потребности объекта
Аналогичный Реализация похожих тактик или способов в отношении отдельных моментов или объекта в целом Перенятие опыта конкурентов или похожих объектов, сравнение и оценка ситуаций, прогнозирование результатов
Доказательный Обоснование исходов и выводов на основе располагаемой информации Опровержение или обоснование темы, проблемы, идеи, обобщение

Формально-логическая траектория базируется на общенаучной парадигме и умелой комплектации инструментария. Создателю курсовой или дипломной работы предстоит понять, какое действие ему предстоит предпринять (с учетом намеченной цели и задач) и какой из приемов соответствует ему. То есть выбор инструмента – изначально основан на потребностях и целях НИР, базовых правилах.

С помощью дедукции и индукции универсант может выделить особенности и подчеркнуть общие тенденции, показать значимость тех или иных показателей, перспективность текущих достижений и заключений.

На основе абстрагирования происходит «углубление» НИР в определенный сегмент, момент. Посредством этой тактики можно сформировать более узкую доказательную базу, которая подчеркнет специфику проводимого изыскания, выделит гипотезу и ее перспективность.

Традукционный способ призван соотнеси различные точки зрения по одному и тому же вопросу, показать разнообразие и отобрать наиболее полезный, эффективный сценарий. С его помощью исследователь генерирует идею и подчеркивает ее специфику, значимость, тонкости.

Метод аналогий предполагает следование уже известным правилам, концепциям, но с определенной долей гибкости и маневренности, подстраиваемости под определённые параметры. Эта тактика применяется в ходе разработки решения.

Обобщающая стратегия помогает акцентировать внимание на определенных точках, ресурсах. Она используется при написании заключительных частей и «общем описании» ситуации.

Конструктивная стратегия требует грамотного сочетания нескольких приемов с выделением наиболее ярких, значимых тенденций. В рамках одного проекта студент полагается, как минимум на 2-3 способа, каждый из которых призван показать проблему или решение с определённой позиции, предоставив доказательную базу и обосновав итоги, мнение автора.

Формально-логическая стратегия базируется на сравнении различных позиций и рассуждении исследователя, на основе собранной им информационной и доказательной базы. То есть здесь будет переплетаться банальный обзор с рассуждениями, фактами, умозаключениями с акцентом на определенный общенаучный прием.

Сложности при воспроизведении формально-логического анализа

В курсовой или дипломной работе применение формально-логической тактики соприкасается с массой нюансов. Их необходимо учесть, чтобы обеспечить качество полученных результатов и их обоснованность.

Одной из сложностей при воспроизведении рассматриваемой техники является неполный охват темы и противоречивость данных. Исследователю предстоит учитывать намеченные им границы НИР и информационно укладываться в них. В связи с этим некоторые аспекты и моменты будут опущены, описаны в минимальном объеме без детализации. В таком случае происходит смещение акцента или неполный охват вопроса, существенных моментов, что, в свою очередь, способно привести к противоречивым заключениям, некорректному описанию и пр.

Также следует учесть, что автору предстоит работать с большим объемом информации, перепроверить каждый первоисточник и убедиться в его качестве. В основе фактчекинга также лежит формальный и логический комплекс методов. Порой сложно грамотно обобщить материал или наоборот выделить из него наиболее важные моменты и показать их обоснованность, значимость.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Воспроизведение формально-логического метода соприкасается с субъективной позицией автора и нарушениями в контекстуальном срезе. Одна и та же информация может восприниматься людьми по-разному. В данном случае важно уметь не только ориентироваться в ней. Но и корректно выражать мысли, формулировать четкие и однозначные выводы, подчёркивать и обосновывать итоги.

Студенту бывает сложно грамотно увязать между собой результаты, полученные на разных этапах исследования. Поэтому ему приходится прибегать к дополнительной литературе или преобразованию ресурсов в новый вид с дальнейшим анализом-разбором. в этом случае рассматриваемая тактика может столкнуться с тем, что материалы будет сложно уложить в одну таблицу или график из-за явного отсутствия взаимосвязей.

Чаще всего сложности возникают на фоне соблюдения формальных условий и требований в проектной деятельности. Например, не всегда студентам удается соблюдать требования по объему проекта или написать уникальный текст и пр. Но с помощью логических операций и творческого подхода преодолеть такие нюансы вполне возможно.

Рекомендации по применению формально-логического метода анализа

Применяйте тактику уместно и правильно. Она наиболее эффективна при отражении причинно-следственных связей, обосновании итогов.

Опирайтесь лишь на наиболее значимые аспекты, чтобы выделить их и показать ключевые тенденции, сформировать конкретный уклон в исследовании, подчеркнуть авторскую идею и позицию.

Тщательно перерабатывайте первоисточники и итоги. Старайтесь постепенно раскрывать избранное направление, предметную область, показывать взаимосвязи и влияние отдельных параметров на проблему, объект. Преобразовывайте материалы, исходя из их взаимосвязанности и взаимодополняемости.

Формально-логический метод немыслим без рассуждений и анализа. Поэтому будьте готовы грамотно выдвигать собственное мнение, опираться на полученные исходы, научные факты, статистику и прочую информацию, подводя все к точным и емким выводам.

При обосновании результатов и умозаключений опирайтесь на проверенную информацию.

Старайтесь разнообразно преподносить материал, подчеркивая лишь самые важные моменты, тенденции и итоги. Интерпретация должна быть грамотной, акцентной и аргументированной.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!