Формы проверки знаний учащихся, студентов и аспирантов

Учеба заключается не просто в изучении конкретных дисциплин, освоении новых «научных горизонтов», но и проверке знаний. Данная процедура направлена на исследование качества образования, степени усвояемости образовательной программы, определения уровня профессиональной компетентности учащегося.

Формы проверки знаний учащихся, студентов и аспирантов

Учеба заключается не просто в изучении конкретных дисциплин, освоении новых «научных горизонтов», но и проверке знаний. Данная процедура направлена на исследование качества образования, степени усвояемости образовательной программы, определения уровня профессиональной компетентности учащегося.

Как правило, о предстоящем «контрольном» рубеже преподаватель предупреждает заранее.

Существуют разные способы проверки полученных знаний и навыков учащимися, студентами и аспирантами.

Все «рубежи» по проверке знаний можно разделить на 2 группы по способам получения ответов:

Проверить знания
Проверка знаний студентов
  • Устный опрос

Данный метод представляет собой ответ учащегося на поставленный вопрос или полноценный ответ на семинаре: пересказ изученного материала, анализ данных, подведение итогов, ответ на вопросы преподавателя или аудитории.

Это самая распространенная форма проверки знаний, которая применяется практически на ежедневной основе в школах и ВУЗах.

  • Письменная проверка

Этот вариант предполагает, что школьник/студент/аспирант отвечает на определенные вопросы письменно. Время на выполнение этого задания ограничено. Важно как можно глубже раскрыть вопрос, написать все, что о нем знает студент.

Самые распространенные формы проверки знаний

В школах и ВУЗах используются следующие виды проверки знаний учащихся:

Проверка знаний
Виды проверочных работ
  • Самостоятельная работа

Эта разновидность предполагает, что учащийся дает развернутый ответ на конкретный вопрос. Не стоит гнаться за большим объемом. Принцип «чем больше напишешь, тем лучше» срабатывает далеко не всегда. Главное – писать по теме. Порой самые важные вещи можно уместить в краткой и емкой форме. В то же время следует полно раскрыть вопрос.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Тест

Данный вид может быть представлен в разных вариантах: выбрать один или несколько правильных ответов, рассчитать показатель по имеющимся данным и вписать полученный ответ, сопоставить термины и определения или даты и события и пр.

Преподаватель оценивает результаты теста по специальной шкале, где важную роль играет количество правильных ответов.

  • Защита курсовых работ и отчетов по практике

Такой вариант проверки знаний носит промежуточный характер. Здесь автор курсовой работы или отчета по практике демонстрирует свои знания и полученные в ходе обучения умения. Теоретический раздел письменной работы призван показать умение собирать, анализировать и обрабатывать данные. Практическая часть призвана показать аналитические способности исследователя, умение делать аргументированные выводы, отстаивать свою точку зрения и пр.

На защите подобных работ автор должен продемонстрировать также свои ораторские способности, ответить на все вопросы и пр.

  • Зачет

Данная форма успешно практикуется перед сессией и выступает в качестве «пропускного билета» к экзаменам. Здесь студентам необходимо хорошо подготовить весь пройденный курс. В определенный день и время необходимо явиться в ВУЗ, вытянуть билет, дать письменный и устный ответ. Преподаватель может задавать наводящие и иные вопросы для проверки знаний.

На зачете не выставляется оценка, оцениваются общие достижения учащегося, и делается запись «зачтено» или «не зачтено». Если после «пересдачи» зачет не был закрыт, то у учащегося возникает академическая задолженность, которая впоследствии может стать причиной для отчисления.

  • Экзамен

Пожалуй, это самая серьезная форма проверки знаний, так как она требует колоссальной подготовки. Если на зачете оценки не выставляются, то на экзамене в зависимости от того, насколько полон и убедителен будет ответ, зависит оценка по предмету. Она же в дальнейшем будет отражаться в дипломе и влиять на привлекательность и компетентность выпускника.

Экзамен проходит по определенной схеме. Преподаватель заранее дает список экзаменационных вопросов для подготовки. Затем в назначенный день по расписанию студенты приходят в аудиторию. Педагог сначала объявляет «автоматы», если они предусмотрены в его «методике обучения». Затем раскладывает билеты и запускает по очереди студентов. Вытянув билет, студент садится за отдельный стол и приступает к подготовке ответа.

Преподаватель заранее очертит организационные вопросы: необходимость письменного ответа, продолжительность подготовки и пр.

По мере готовности студент подходит к преподавателю, предоставляет ответ на билет, отвечает на вопросы педагога, решает задачи и пр. По итогам этого мероприятия выводится оценка по дисциплине: отлично – 5, хорошо – 4, удовлетворительно – 3, неудовлетворительно – 2. Если студент получил «неудовлетворительно», то ему дадут шанс на пересдачу, к которой необходимо подготовиться гораздо лучше.

Таким образом, независимо от формы проверки знаний студентам необходимо заранее готовиться к «контрольным рубежам», периодически повторять пройденный курс, поэтапно или своевременно учить ответы на вопросы, чтобы получить заслуженную и справедливую оценку или итог.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!