Государственный вуз: понятие, образовательный процесс, особенности

Каждый абитуриент сталкивается с выбором двух важных аспектов: профессия и вуз. Если в первом случае все зависит от его желаний, возможностей и мотивации, то во втором случае следует учитывать массу факторов, начиная от требований и правил приема и заканчивая успешностью дипломированных выпускников, статистикой и пр. На сегодняшний день все высшие (и не только) образовательные заведения можно разделить на две большие группы: государственные и негосударственные. Сегодня мы предлагаем рассмотреть первый вид учреждений, выделив их особенности, достоинства и недостатки.

Государственный вуз: понятие, образовательный процесс, особенности
Каждый абитуриент сталкивается с выбором двух важных аспектов: профессия и вуз. Если в первом случае все зависит от его желаний, возможностей и мотивации, то во втором случае следует учитывать массу факторов, начиная от требований и правил приема и заканчивая успешностью дипломированных выпускников, статистикой и пр.

На сегодняшний день все высшие (и не только) образовательные заведения можно разделить на две большие группы: государственные и негосударственные. Сегодня мы предлагаем рассмотреть первый вид учреждений, выделив их особенности, достоинства и недостатки.

Государственный вуз – это…

Издавна бытует мнение, что поступать следует только в государственный вуз. Давайте разбираться, почему другие учреждения в системе профессионального образования не достойны внимания или не котируются среди абитуриентов?

Государственный вуз – это учебное заведение, образованное на легальной основе с учетом всех существующих правил и требований государства. Деятельность таких учреждений финансируется из государственного бюджета, но при этом вуз имеет право оказывать свои услуги на возмездной основе.

Документальное подтверждение статуса государственного вуза
Документальное подтверждение статуса государственного вуза

Все государственные вузы действуют строго в рамках действующих норм закона: только на основании государственной лицензии, а все направления подготовки проходят освидетельствование в виде аккредитации и экспертиз.

По мере завершения обучения выпускники получают диплом государственного образца, который открывает перед ними массу возможностей: трудоустройство в рамках освоенной специальности, поступление на вышестоящие уровни высшего образования, научная карьера и пр. Но самое главное – это то, что госдиплом котируется по всей стране и признается всеми работодателями и прочими структурами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности образовательного процесса в государственном вузе

Все предложения и схемы подготовки дипломированных специалистов в государственном вузе проверяются на соответствие качеству и требованиям ФГОС. Несмотря на право дополнять программы, добавлять вариативные блоки, корректировать нагрузку в отношении каждого предмета, необходимая для трудовой деятельности база знаний и навыков будет гарантирована каждому студенту.

Учебный процесс в государственном вузе основан на классической модели, предполагающей выделение следующих форм занятий:

  • Теоретическая подготовка. Данная часть предполагает аудиторную и самостоятельную работу учащихся, связанную с изучением всех дисциплин согласно учебному плану: изучение ключевых терминов, правил, основ, методик и пр. Миссия этой части профессионального становления – предоставить молодым специалистам представления об основных рабочих категориях, развитие логического и аналитического мышления, воспитание определенных профессиональных качеств, овладение основными методиками работы п профессии;
  • Практический блок в виде лабораторных работ и практикумов, НИР, прохождения практики на территории вуза или специального предприятия с целью обучить студентов пользоваться полученным теоретическим багажом в работе. Получить представления о будущей работе и обязанностях, обрести первый опыт в рамках осваиваемой профессии, понять: что и как нужно делать, чем руководствоваться и пр.
Условия организации учебного процесса в государственном вузе
Условия организации учебного процесса в государственном вузе
  • Письменные работы в виде всевозможных рефератов, докладов, курсовых работ, отчетов и пр. Через данный вид обучения студенты учатся работать с большим объемом информации, корректно ее излагать и интерпретировать. Притом в программе могут быть предусмотрены, как обязательные, так и вспомогательные (добровольные) исследовании и работы.
  • Аттестация. Это, пожалуй, самый сложный и важный этап, призванный оценить степень усвоения пройденного материала и качество подготовки студента на каждом этапе обучения. В государственных вузах он реализуется преимущественно в 2 формах: зачеты и экзамены. Притом считается, требования к подготовке учащихся в государственных вузах жестче, чем в иных учреждениях.

Подготовка в государственных вузах возможна в любом из действующих форматов: очный, заочный, дистанционный, но здесь все больше зависит от возможностей учебного заведения и его материально-технической базы. При этом финансирование из государственного бюджета может быть ограничено, но оказание платных слуг учитывает только возможности вуза: загруженность педагогов, свободные аудитории и их оснащение, программы подготовки и их востребованность и пр.

Все программы профессионального становления в обязательном порядке проходят экспертизу и аккредитацию, совершенствуют с учетом требований рынка руда, работодателей и развития НТП, отраслей. Поэтому считается, что качество подготовки в государственных вуза лучше, чем в частных.

Более того, условия для обучения в госвузах также проверяются и должны соответствовать требованиям СанПина, безопасности, составу учебного плана (наличие оборудования и техники и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки обучения в государственном вузе

Поступление в госучреждение всегда считалось престижным, подчеркивало подготовку абитуриента, его мотивацию, жизненную позицию и дисциплину. Более того, выпускники государственных учреждений всегда ценились на рынке труда, ведь именно госучреждения чаще всего находятся на виду и на слуху.

Среди явных достоинств обучения в государственных вузах можно отметить:

  • Наличие бюджетных мест и возможность освоить желаемый профиль без лишних затрат;
  • Учебный процесс строится преимущественно на классической основе: теория, практика, аттестация, научно-исследовательская деятельность и пр.;
  • Получение диплома государственного образца, который действует в России повсеместно и признается всеми инстанциями, физическими и юридическими лицами;
  • Возможности карьерного и научного роста, поступления в иные учреждения и пр.;
  • В 90% случаев при государственном учреждении действует общежитие, а материально-техническая база развита не ниже установленного минимума, необходимого для воспитания квалифицированных специалистов с рабочими навыками.
Специфические черты государственного вуза
Специфические черты государственного вуза

Среди недостатков в деятельности государственных вузов можно отметить:

  • Более суровый конкурсный отбор среди абитуриентов, особенно на бюджетные места;
  • Количество бюджетных мест ограничено финансированием государства;
  • Скорость обновления образовательных программ: корректировки вносятся преимущественно накануне проверок, переаккредитации, поэтому получение неактуальных знаний сегодня не редкость.

Мифы об обучении в государственных вузах

Поступление и обучение в любом заведении сопровождается общими и частными (индивидуальными) мифами. Но все же стоит учитывать и подобные гипотезы, ведь в каждой шутке есть доля правды. Мы готовы поведать вам наиболее распространенные высказывания, затрагивающие процесс приема и профессионального становления в стенах государственных вузов.

Миф №1. Поступить в государственный вуз очень трудно. Сразу отметим, что данный вопрос спорный и зависит от множества факторов, при этом действует он повсеместно. Поступить на желаемую специальность, занять определенную должность – все это субъективная оценка. В этом деле важна база: уровень текущей подготовки опыт, мотивация, возможности и пр.

Поступить в государственный вуз может каждый. Главное – правильно сделать выбор и расставить приоритеты, подготовиться к приемной кампании и учесть средние показатели вуза: проходные баллы, вступительные испытания, требования и сроки и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Миф №2. Жесткий конкурсный отбор. Уровень конкуренции на одно вакантное место в вузах зависит только от их возможностей: финансирование, материально-техническая база, комплектация педагогов и уровень их подготовки, программы и пр. Да, поступить на бюджетное обучение сложнее, так как к претендентам на бюджет будут предъявляться повышенные требования: более высокие проходные баллы, ДВИ, количество мест ограничен госфинансированием и пр.

Миф №3. Самые популярные направления подготовки в государственных вузах преподают только на коммерции. Да, бывают ситуации, когда выбранная абитуриентом специальность доступна только в рамках платного обучения, но это не стабильная и постоянная тенденция, а скорее возможность вуза. Далеко не все направления подготовки государство готово финансировать, но если проанализировать предложения разных учреждений, то можно найти желаемый профиль на бюджете.

Миф №4. Качество обучения в государственном вузе высокое. Данный момент также спорен, как и все вышеперечисленные моменты. Все зависит от подготовки педагогов, состава образовательных программ (отвечают ли они реалиям), материально-технической базы учреждения и пр.

Миф №5. Обучение в государственном вузе – гарантия качества подготовки и точного получения профильного образования. На самом деле ни один учебный центр не застрахован от проверок и отзыва лицензии, после которой его деятельности приостанавливается. Более того, даже государственный вуз не может гарантировать получение выпускником диплома гособразца. В случае если специальность не пройдет переаккредитацию, у студентов 2 варианта развития событий: перевести на аккредитованный профиль (но на выпускном курсе это будет невозможно) или получить документ об образовании частного образца.

Куда поступать и где учиться – выбор сугубо индивидуальный, но при этом он всегда должен быть обоснованным, учитывающим желания и возможности абитуриента и предложения, требования вуза.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!