Каждый абитуриент сталкивается с выбором двух важных аспектов: профессия и вуз. Если в первом случае все зависит от его желаний, возможностей и мотивации, то во втором случае следует учитывать массу факторов, начиная от требований и правил приема и заканчивая успешностью дипломированных выпускников, статистикой и пр.
На сегодняшний день все высшие (и не только) образовательные заведения можно разделить на две большие группы: государственные и негосударственные. Сегодня мы предлагаем рассмотреть первый вид учреждений, выделив их особенности, достоинства и недостатки.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственный вуз – это…
Издавна бытует мнение, что поступать следует только в государственный вуз. Давайте разбираться, почему другие учреждения в системе профессионального образования не достойны внимания или не котируются среди абитуриентов?
Государственный вуз – это учебное заведение, образованное на легальной основе с учетом всех существующих правил и требований государства. Деятельность таких учреждений финансируется из государственного бюджета, но при этом вуз имеет право оказывать свои услуги на возмездной основе.
Все государственные вузы действуют строго в рамках действующих норм закона: только на основании государственной лицензии, а все направления подготовки проходят освидетельствование в виде аккредитации и экспертиз.
По мере завершения обучения выпускники получают диплом государственного образца, который открывает перед ними массу возможностей: трудоустройство в рамках освоенной специальности, поступление на вышестоящие уровни высшего образования, научная карьера и пр. Но самое главное – это то, что госдиплом котируется по всей стране и признается всеми работодателями и прочими структурами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности образовательного процесса в государственном вузе
Все предложения и схемы подготовки дипломированных специалистов в государственном вузе проверяются на соответствие качеству и требованиям ФГОС. Несмотря на право дополнять программы, добавлять вариативные блоки, корректировать нагрузку в отношении каждого предмета, необходимая для трудовой деятельности база знаний и навыков будет гарантирована каждому студенту.
Учебный процесс в государственном вузе основан на классической модели, предполагающей выделение следующих форм занятий:
- Теоретическая подготовка. Данная часть предполагает аудиторную и самостоятельную работу учащихся, связанную с изучением всех дисциплин согласно учебному плану: изучение ключевых терминов, правил, основ, методик и пр. Миссия этой части профессионального становления – предоставить молодым специалистам представления об основных рабочих категориях, развитие логического и аналитического мышления, воспитание определенных профессиональных качеств, овладение основными методиками работы п профессии;
- Практический блок в виде лабораторных работ и практикумов, НИР, прохождения практики на территории вуза или специального предприятия с целью обучить студентов пользоваться полученным теоретическим багажом в работе. Получить представления о будущей работе и обязанностях, обрести первый опыт в рамках осваиваемой профессии, понять: что и как нужно делать, чем руководствоваться и пр.
- Письменные работы в виде всевозможных рефератов, докладов, курсовых работ, отчетов и пр. Через данный вид обучения студенты учатся работать с большим объемом информации, корректно ее излагать и интерпретировать. Притом в программе могут быть предусмотрены, как обязательные, так и вспомогательные (добровольные) исследовании и работы.
- Аттестация. Это, пожалуй, самый сложный и важный этап, призванный оценить степень усвоения пройденного материала и качество подготовки студента на каждом этапе обучения. В государственных вузах он реализуется преимущественно в 2 формах: зачеты и экзамены. Притом считается, требования к подготовке учащихся в государственных вузах жестче, чем в иных учреждениях.
Подготовка в государственных вузах возможна в любом из действующих форматов: очный, заочный, дистанционный, но здесь все больше зависит от возможностей учебного заведения и его материально-технической базы. При этом финансирование из государственного бюджета может быть ограничено, но оказание платных слуг учитывает только возможности вуза: загруженность педагогов, свободные аудитории и их оснащение, программы подготовки и их востребованность и пр.
Все программы профессионального становления в обязательном порядке проходят экспертизу и аккредитацию, совершенствуют с учетом требований рынка руда, работодателей и развития НТП, отраслей. Поэтому считается, что качество подготовки в государственных вуза лучше, чем в частных.
Более того, условия для обучения в госвузах также проверяются и должны соответствовать требованиям СанПина, безопасности, составу учебного плана (наличие оборудования и техники и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки обучения в государственном вузе
Поступление в госучреждение всегда считалось престижным, подчеркивало подготовку абитуриента, его мотивацию, жизненную позицию и дисциплину. Более того, выпускники государственных учреждений всегда ценились на рынке труда, ведь именно госучреждения чаще всего находятся на виду и на слуху.
Среди явных достоинств обучения в государственных вузах можно отметить:
- Наличие бюджетных мест и возможность освоить желаемый профиль без лишних затрат;
- Учебный процесс строится преимущественно на классической основе: теория, практика, аттестация, научно-исследовательская деятельность и пр.;
- Получение диплома государственного образца, который действует в России повсеместно и признается всеми инстанциями, физическими и юридическими лицами;
- Возможности карьерного и научного роста, поступления в иные учреждения и пр.;
- В 90% случаев при государственном учреждении действует общежитие, а материально-техническая база развита не ниже установленного минимума, необходимого для воспитания квалифицированных специалистов с рабочими навыками.
Среди недостатков в деятельности государственных вузов можно отметить:
- Более суровый конкурсный отбор среди абитуриентов, особенно на бюджетные места;
- Количество бюджетных мест ограничено финансированием государства;
- Скорость обновления образовательных программ: корректировки вносятся преимущественно накануне проверок, переаккредитации, поэтому получение неактуальных знаний сегодня не редкость.
Мифы об обучении в государственных вузах
Поступление и обучение в любом заведении сопровождается общими и частными (индивидуальными) мифами. Но все же стоит учитывать и подобные гипотезы, ведь в каждой шутке есть доля правды. Мы готовы поведать вам наиболее распространенные высказывания, затрагивающие процесс приема и профессионального становления в стенах государственных вузов.
Миф №1. Поступить в государственный вуз очень трудно. Сразу отметим, что данный вопрос спорный и зависит от множества факторов, при этом действует он повсеместно. Поступить на желаемую специальность, занять определенную должность – все это субъективная оценка. В этом деле важна база: уровень текущей подготовки опыт, мотивация, возможности и пр.
Поступить в государственный вуз может каждый. Главное – правильно сделать выбор и расставить приоритеты, подготовиться к приемной кампании и учесть средние показатели вуза: проходные баллы, вступительные испытания, требования и сроки и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Миф №2. Жесткий конкурсный отбор. Уровень конкуренции на одно вакантное место в вузах зависит только от их возможностей: финансирование, материально-техническая база, комплектация педагогов и уровень их подготовки, программы и пр. Да, поступить на бюджетное обучение сложнее, так как к претендентам на бюджет будут предъявляться повышенные требования: более высокие проходные баллы, ДВИ, количество мест ограничен госфинансированием и пр.
Миф №3. Самые популярные направления подготовки в государственных вузах преподают только на коммерции. Да, бывают ситуации, когда выбранная абитуриентом специальность доступна только в рамках платного обучения, но это не стабильная и постоянная тенденция, а скорее возможность вуза. Далеко не все направления подготовки государство готово финансировать, но если проанализировать предложения разных учреждений, то можно найти желаемый профиль на бюджете.
Миф №4. Качество обучения в государственном вузе высокое. Данный момент также спорен, как и все вышеперечисленные моменты. Все зависит от подготовки педагогов, состава образовательных программ (отвечают ли они реалиям), материально-технической базы учреждения и пр.
Миф №5. Обучение в государственном вузе – гарантия качества подготовки и точного получения профильного образования. На самом деле ни один учебный центр не застрахован от проверок и отзыва лицензии, после которой его деятельности приостанавливается. Более того, даже государственный вуз не может гарантировать получение выпускником диплома гособразца. В случае если специальность не пройдет переаккредитацию, у студентов 2 варианта развития событий: перевести на аккредитованный профиль (но на выпускном курсе это будет невозможно) или получить документ об образовании частного образца.
Куда поступать и где учиться – выбор сугубо индивидуальный, но при этом он всегда должен быть обоснованным, учитывающим желания и возможности абитуриента и предложения, требования вуза.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!