Контрольные работы по предмету «Экономика» выполняют студенты торгово-экономических учреждений образования, и не только они. Если это профильный предмет, требования выше, потому разобраться в тонкостях и особенностях выполнения работы по «Экономике» полезно и не так сложно.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие бывают контрольные
Обычно это или реферат, или исследовательская работа, или теоретический тест. Может встречаться и комбинированный вариант.
Как пишут реферат по «Экономике»:
- Реферат – не есть конспект, а результат изучения нескольких научных трудов. Просто пересказать их содержание нельзя, это не засчитывается за выполнение работы. Нужно выделить главные теоретические аспекты, обосновать их, систематизировать, проанализировать.
- Чтение научной литературы для написания реферата носит критический характер. Важно не просто усвоить содержание научной работы, следует найти способ доказательства, раскрыть разные точки зрения на проблему, оценить значение реферируемой работы.
- Автор должен выразить собственное отношение к тем идеям, которые выдвигают авторы, аргументировать его. Сделать это он может с опорой на собственный опыт, или сослаться на экспертов, специалистов.
Если контрольная работа имеет исследовательский характер, теоретическая часть в ней будет краткая (в виде вступления). Затем идет подробное описание методики, которую используют автор, изложение и анализ фактического материала, а также их качественная и количественная интерпретация. Задача автора – сформулировать выводы (как теоретические, так и практические).
Правильное оформление контрольной
Это не просто учитывается при выставлении оценки: несоблюдение правил грозит отправлением труда на доработку. Иногда – со снижением оценки.
Стандартные правила:
- Грамотный язык, академический стиль.
- Структура работы: развернутый план, содержание, список использованных источников. Ссылки на литературу приводятся в квадратных скобках.
- В оглавлении автор раскрывает содержание работы с обозначением разделов, глав и параграфов.
- В списке литературы автор включает только использованные в работе источники.
- Титульный лист – первая страницы контрольной работы с надзаголовочными данными, заглавие и информация об авторе, научном руководителе и т.д.
Обычно оформление более подробно расписано в УМК, который учреждение образования предлагает студентам для выполнения самостоятельных работ.
Если это домашняя контрольная работа
Такие задания чаще дают заочникам, но не обязательно. Это может быть составная работа, в которой несколько заданий. Как правило, это 3 задания – в первых двух нужно раскрыть вопросы теории, в третьем – провести расчеты, ответить на вопросы теста, решить задачу и т.д.
Предполагается, что студент самостоятельно готовит работу и сдает в указанный срок. Часто учащиеся обращаются за помощью к специалистам: даже если так, нужно ознакомиться с готовым вариантом, разобраться и понять, как это решено и пр.
Если это работа, которую пишут в аудитории
Списать можно, но сложно, потому приходится рассчитывать на свои знания. Обычно студентов готовят к подобной форме проверки: поясняют, какие задания будут на контрольной, делают аналогичные, дают список тем и вопросов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Контрольная работа, которую пишут в аудитории, не ориентирована на большой объем – на это вряд ли хватит времени. Она строится из кратких вопросов теории, задач, тестового материала. Реже студентам предлагают ответить на объемный теоретический вопрос (это ближе к самостоятельной или проверочной работе).
Заочная контрольная работа: ключевые требования
Данные типы учебных трудов почти всегда предполагают большой объем и строгие требования к оформлению. Стандарт – 10-15 печатных листов формата А-4.
Как должна быть написана заочная контрольная:
- грамотно оформленный титульный лист, образец всегда есть в актуальном учебно-методическом пособии;
- в контрольной есть план со структурными особенностями работы и количеством вопросов в основной части, не превышающим 3-4;
- между рассматриваемыми вопросами четко должна прослеживаться внутренняя связь;
- контрольная должна быть композиционно выдержанной, выводы и заключения – строго с аргументацией;
- работа должна отражать самостоятельную подготовку студента, глубокое изучение выбранной темы;
- дословные заимствования в контрольной исключены, это приравнивается к плагиату;
- возможно использование литературных источников наравне с электронными ресурсами (в том числе, и оцифрованной библиотекой);
- если в УМК предлагается рекомендованный список источников, студент должен ориентироваться на него.
Любая контрольная проходит этап самопроверки. Студент должен ее вычитать, при необходимости – откорректировать, проверить ссылки на соответствие.
Как выполнять ситуационные задачи в контрольной по экономике
Задания подобного типа помогают понять, насколько владеет студент умением применять теоретические знания в практическом преломлении. Учащийся не просто дает краткий ответ, он должен последовательно изложить суть своих рассуждений и обосновать выводы.
Если это задача, на листе нужно прописать ход решения, а не просто дать ответ. Формулы и графики, если того требует задание, тоже должны быть в решении. Ответ без пояснения и логики решения не будет засчитан.
Традиционные и современные задачи по экономике
Многие контрольные требуют от студентов решения задач. Редко это работа, где кроме задач иных типов заданий нет. Обычно задачу ставят в практическую часть, которая завершает более объемную часть работы – теоретическую.
Какие задачи в экономике называют традиционными:
- поведение потребителя;
- общее равновесие;
- типы структур рынка;
- теория фирмы;
- рынки факторов производства.
Но могут быть в контрольной работе и современные задачи. Это: теория общественного выбора, экономика риска, неопределенности и информации. Также сюда относят институциональные аспекты рыночного хозяйства.
Как решать задачи – универсальный алгоритм:
- Ознакомиться с условием, вникнуть в суть. После внимательного прочтения нужно выделить базовые составляющие (заданные и переменные факторы). Информацию в задаче надо разделить на категории – спрос, предложение, технологические изменения и т.д.
- Выбрать подходящую модель решения. Анализ задачи и условий помогает выбрать нужную модель.
- Составить уравнение и график. В уравнении может быть отражена связь между переменными факторами, что укладывается в принцип использования модели. Графики помогут отразить визуально найденную взаимосвязь.
- Сделать анализ графиков. Нужно найти точки равновесия и значения.
- Выполнить проверку решения. Анализ проверяется на правильность, выводы должны соответствовать действительности.
Экономические задачи отличает профессиональная терминология, конкретные правила решения и статистические данные.
На что опираться при решении экономических задач
Точность расчетов – основа, которой нельзя изменить без ущерба для результата. Погрешности в задачах минимизируются, иначе рекомендации автора не смогут считаться пригодными для практической реализации.
Также важно учитывать:
- Измеримость. Все данные должны быть выражены в конкретной единице измерения. Для сравнения все показатели определяются одинаковой величиной измерения.
- Последовательность. Автор должен подчиняться формулам, методикам и стандартам, тотальному анализу полученных данных. Ничего изобретать не нужно.
- Ограниченность. Автор уточняет действующие границы – цель и предмет исследования, нормативы показателей, хронологию и др.
Чтобы студент мог успешно решить задачу, он должен повторить учебный материал, проработать формулы, разобраться в технологии и определениях. Все расчетные данные нужно тщательно проверять, просматривать их на соответствие условиям задания.
Если контрольная проверяет навык прогнозирования
Типы работ, в которых студенту предлагают решать задачи, часто тренируют навык прогнозирования у будущего экономиста или маркетолога. Для учащегося важно не просто выявлять текущее состояние, но и уметь смотреть вдаль – делать экономические прогнозы.
Студент в ходе составления прогноза оценивает свои же рекомендации, отвечает на вопросы четко и аргументированно. Это не всегда получается сразу, но данный навык тренируется количеством: чем больше таких задач разобрано, тем легче действовать по аналогии.
Теоретическая часть контрольной: как сделать грамотно
Решить задачи и «засыпаться» на теории – не такая редкая ситуация. Потому как научиться что-то делать по алгоритму можно на занятиях, а вот учить теоретическую часть приходится и дома. Объемы материалов, многочисленные источники требуют дисциплины и временных ресурсов.
Как эффективно учить теорию – 10 работающих советов:
- Система. Учить, как придется и когда придется, уже так себе план. Тайм-менеджмент для студента не менее важен, чем для реального работника. Нужно выделять конкретное время (можно по таймеру), которое будет охватывать определенный объем информации: например, одну главу, тему, параграф, билет. И так – каждый день.
- Правильно подобранный материал. Это может быть учебник, УМК, лекционный материал, конспекты, шаблоны штудирования и др. Если студент в процессе изучения теоретического материала может работать с маркерами, выделителями, закладками, эти инструменты помогут ему лучше структурировать и запоминать информацию.
- Работа с терминами, определениями. Их лучше вынести в отдельный перечень, и учить с повторением каждый день. Можно повесить лист с терминологией на уровне глаз, чтобы зрительный анализатор тоже работал в фоновом режиме.
- Написание шпаргалок. Использовать их необязательно, но в процессе составления обработка информации очень качественная – запоминание, анализ, структурирование, выделение главного, классификация и т.д.
- Следование плану подготовки. В идеале к изучению теории лучше обращаться каждый день, примерно в одно и то же время. Организм любит режим, будет соответствующая настройка и не придется смещать планы.
- Самопроверка. Изученный материал нужно повторять, проверяя себя – рассказывать вслух, писать на листе, «прогонять» тезисно, проверять себя тематическими тестами. Это помогает не просто понять свой уровень, оценить изученность темы, но и придать уверенности себе.
- Проговаривание вслух. Далеко не все студенты визуалы, обязательно какая-то часть из них относится к аудиалам. Это люди, которые лучше воспринимают информацию на слух. Потому проговаривание теории – уже хорошо, прослушивание лекций – тоже отличный ход.
- Поиск связей. Если в процессе изучения материала сам студент выделяет логику, последовательность, может сопоставить темы, найти связи между ними – он уже успешно готовится. Это помогает ему овладеть предметом не на уровне зубрежки, а системно, вдумчиво, глубоко.
- Тестирование себя. Тесты в любом виде хороши как тренажер теоретических знаний. Их решение может занимать не так много времени, но давать возможность проверить себя, откорректировать подготовку, найти ошибки и неточности, повторить, обобщить.
- Изучение дополнительных материалов. Для самых амбициозных студентов этот момент немаловажный. Дополнительные источники помогают упрочить знания, углубить их, обогатить примерами и аналогиями, статистическими данными и даже энциклопедической информацией. Плюс общая логика понимания предмета, его освоение выходят на новый уровень.
Готовиться к контрольной лучше по индивидуальному плану и со строгими требованиями к себе: не отвлекаться, доделывать задание до конца, обязательно проводить самопроверку и не оставлять «пробелов» в изучаемом материале.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!