На каждом этапе обучения система образования выполняет одну и ту же миссию, но в различных масштабах и ракурсах. Школьникам расширяют кругозор и прививают базовые навыки по работе с различными ресурсами, студентам – повышают уровень эрудированности и профессиональной пригодности с учетом выбранной отрасли и специализации, предлагая изучению конкретные методики, приемы и инструменты.
Образовательный процесс предполагает не просто присутствие на занятиях, лекциях, участие в них, но и периодическое прохождение аттестации с целью установления качества обучения. Следует отметить, что на каждом этапе становления действует определенная система показателей и критериев по оценке уровня подготовки.
Как оценивается качество школьного образования?
Школьная подготовка — основной фундамент для покорения дальнейших вершин – программ бакалавриата и магистратуры. Продолжительность обучения на данной образовательной ступени составляет от 9 до 11 лет, на протяжении которых учащиеся постепенно погружаются в научные области, конкретные (основные) дисциплины, способствующие всестороннему развитию детей.
Обучение в рамках школьного курса предполагает постепенное погружение в каждый предмет по принципу от простого к сложному. Основной учебный процесс базируется на очных занятиях: классная и домашняя работа. В рамках домашнего задания ученики закрепляют пройденный материал, а также частично занимаются саморазвитием.
Программа проверки и аттестации школьников на разных этапах обучения выглядит специфично:
- Во время учебного процесса в целях определения степени усвоения материала организовываются (планово и внепланово) различные письменные проекты: самостоятельные и контрольные работы, в рамках прикладных дисциплин – лабораторные (чаще всего по информатике, физике, химии, биологии и пр.);
- Оценка успехов в учебном ракурсе производится посредством проведения всевозможных интеллектуальных соревнований: олимпиады, спортивные состязания, тестирования, викторины, деловые игры и пр.;
- Для перехода из одного класса в другой класс (промежуточная аттестация) производится посредством решения специального пакета заданий — выпускной проверочной (контрольной) работы. Данный вид аттестации проходит по всем предметам, но в разное время (с определенной периодичностью, чтобы учебная нагрузка резко не возрастала и школьник могли подготовиться к испытанию);
- Итоговая аттестация выпускников школы производится посредством сдачи ОГЭ или ЕГЭ (в зависимости от уровня подготовки: 9 или 11 классов).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Помимо «формальной проверки» знаний педагоги также определяют качество подготовки посредством анализа полученных и освоенных навыков. В числе качественных характеристик школьного обучения можно отметить следующие параметры:
- Уровень самостоятельности и осознанности при выборе метода решения задачи;
- Конкретные навыки в рамках дисциплины: словарный запас, математические и аналитические приемы, навыки по работе с оборудованием (например, во время проведения лабораторных работ и испытаний, экспериментов), осознанность действий в ходе принятия решения, обоснованность решения, кругозор и пр.;
- Психологическая подготовка: адаптация в коллективе, психологический портрет, совместимость с определенными направлениями или научными областями, отношение к предмету, умение держать себя в руках в различных ситуациях и пр.
Таким образом, основными критериями при оценке качества подготовки школьников выступают: текущая успеваемость индивида, результаты контрольно-измерительных проектов, итоги самостоятельных и контрольных работ, тестирований, лабораторных работ и пр.
Притом считается, что чем выше отметка по дисциплине (среднее значение или оценка, проставляемая в аттестате), тем выше качество подготовки учащегося.
Оцениванию подвергается не только школьник, но и непосредственно организация. В данном ракурсе качество преподавания и обучения оценивается посредством: успехов учеников и достижений учителей, средняя успеваемость класса, результаты итоговых аттестаций выпускников (количество отличников, хорошистов и «двоечников» и пр.).
Параметры оценивания качества подготовки студента ссуза или вуза?
Образовательная программа в колледже или вузе проходит по стандартной схеме: аудиторная или самостоятельная работа, промежуточная аттестация, практика и итоговая аттестация с параллельным выполнением письменных проектов преимущественно по основным или профильным дисциплинам.
Самыми распространенными параметрами по определению уровня подготовки студента и степени усвоения пройденного материала выступают следующие варианты:
- Во время учебного процесса: работа на семинарских занятиях (активность), научная деятельность (активность в рамках научных конференций и соответствующих публикаций), результаты плановых и внеплановых контрольных, самостоятельных и лабораторных работ;
- Формы аттестации студентов: прохождение итоговых тестов перед началом сессии, зачеты и экзамены, защита обязательных проектов (курсовых работ, отчетов по практике, лабораторных работ);
- Специфика итоговой аттестации: для перехода с одного курса на следующий и более глубокого погружения в профессию необходимо подтвердить степень освоения пройденного материала посредством прохождения итоговых тестирований, зачетов и экзаменов. Получение документа об образовании выпускником возможно лишь по мере прохождения конкретных «инстанций»: от письменных исследований – преддипломная курсовая работа и ли отчет по преддипломной практике, а также проведения основных этапов — государственные экзамены, защита дипломной работы. Притом к каждому из этих вариаций необходимо подготовиться заранее (на это может уйти длительное время).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Помимо количественных форм проверки уровня подготовки будущего специалиста, студенты также подлежат оцениванию в качественном ракурсе: уровень профессиональной подготовки (характеристика с места прохождения преддипломной практики), умение работать в команде, пользоваться специальным (профессиональным) оборудованием, самостоятельность, обоснованность действий и пр.
Проверку на качество проходит не только студент или педагог, но образовательное заведение в целом. Делается это посредством проверки на соответствие действующих образовательных программ минимальным (обязательным) нормам (ГОСТам), требованиям и рекомендациям работодателей, потребностям рынка труда и пр. В данном деле немаловажную роль играют такие характеристики, как: соотношение доли теоретических и практических занятий, осваиваемые навыки (компетентность в конкретной отрасли или сфере деятельности), наличие свидетельства об аккредитации специальности (осуществляется в среднем раз в 5 лет), успехи ссузов/вузов (статистические показатели в отношении уровня трудоустройства выпускников, средний заработок дипломированных специалистов и пр.).
Сравнение качества и уровня подготовки выпускников школы и ссузов/вузов
Школьный уровень подготовки — недостаточен для профессиональной деятельности и работы на определенной должности (чаще руководящей). Образование студента – более узкоспециализированно, призвано привить конкретные навыки.
Приведем сравнительную характеристику в части проверки качества образования на разных ступенях образования: школьники, студенты и выпускники.
Среди схожих черт в части проверки профессиональной подготовки учащихся выступают:
- Выполнение письменных проектов в целях промежуточной проверки знаний: самостоятельные, контрольные и лабораторные работы;
- Промежуточная аттестация: у школьников в виде ВПР, у студентов – курсовые работы, отчеты по лабораторным исследованиям или практике;
- Посредством письменных работ и опросов проверяется степень усвоения пройденных материалов;
- По каждому предмету выставляется «результативная» оценка по пятибалльной шкале;
- Итоговая аттестация обязательна для каждого выпускника, но формат проведения различается;
- Оцениванию подлежат количественные и качественные показатели: количественные – успеваемость, качественные – навыки и умения.
Среди явных отличий в рамках проверки качества подготовки учащихся и выпускников средних образовательных заведений, колледжей и вузов можно отметить:
- Виды письменных работ и исследований: в колледже и вузе глубина погружения больше, акцент делается на научных трудах;
- Формат аттестации: в школе для перехода в следующий класс достаточно успешно выполнить ВПР (как минимум на отметку «удовлетворительно»), студентам важно вовремя сдать письменные проекты (лабораторные работы, курсовой проект, отчет по практике) и успешно пройти зачеты и экзамены;
- Оценивание происходит преимущественно по пятибалльной шкале, но в ссузах/вузах зачеты могут проходить стандартно или в дифференцированной форме (зачтено/не зачтено или по 5-балльной шкале);
- Итоговая аттестация у школьников проходит в форме ОГЭ или ЕГЭ, у выпускников колледжей или вузов – ГОСы, защита ВКР;
- Документ об образовании: школьники получают аттестат – то есть документ, подтверждающий базовую (общую, основную) подготовку, а выпускники ссузов и вузов – диплом об образовании с подтвержденной квалификацией и освоенной ступенью образования.
Качество образования играет ведущую роль в дальнейшей судьбе выпускника: от уровня подготовки и полученных «отметок», характеристик зависит возможность поступления, а также дальнейшее трудоустройство (престиж компании, доход, карьерный рост). Поэтому к данному параметру следует относиться с максимальной ответственностью и вниманием.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!