Студенты во время обучения так или иначе сталкиваются с проведением научных исследований. Порой им приходится работать над довольно сложными научными темами. Не все знают, что можно упростить погружение в избранную парадигму и вопрос. Сегодня мы расскажем, как это сделать.
СОДЕРЖАНИЕ
Признаки сложной научной темы
Работа с информацией – неизбежная участь каждого универсанта. Ведь более 60% образовательных программ вуза ориентированы на самоизучение, знакомство с дополнительной литературой. При прочтении некоторых текстов могут возникать вопросы или встречаться моменты, неясные фрагменты и пр. Они требуют более глубокого погружения в материал.
Какая тема считается сложной? К данной категории относят такие материалы, которые написаны сложным языком. То есть пользователь при его прочтении получает мало пользы и зарабатывает лишь новые вопросы. В таких трудах часто встречаются научные или специализированные термины, специфические сокращения и обозначения, формулы и пр. Притом их разъяснение минимально или недостаточно для полного понимания, корректного восприятия.

Также научная тема считается сложной, если она слишком абстрактна. То есть в таких трудах или материалах она раскрывается слишком широко. С постоянными отклонениями в смежные области, какие-то детали, но в рамках общей картины ясности нет. Абстрактная подача материала также предполагает массовое отражение различных подходов и концепций, гипотез и пр. Без четкой характеристики, пояснения, описания возможностей и условий применения.
Еще одним признаком сложной научной темы выступает ее многоуровневость. Чем больше уровней, этапов, отдельно поставленных параграфов и моментов, тем сложнее разбираться в соответствующем направлении. Чаще всего нюансы возникают на фоне детального погружения в каждый сегмент и отсутствие обобщения материалов. При таком раскладе пользователю предстоит ознакомиться с огромным потоком информации, понять особенности и возможности ее применения, какую часть темы она раскрывает и пр.
Также к рассматриваемой парадигме относят междисциплинарные тематики, требующие разбора исследовательского вопроса с соответствующих предметных позиций. В данном случае сложность состоит не только в качественном подборе первоисточников, но и грамотном их распределении, сплетении при раскрытии сути. Притом в решении проблемы придется использовать «совместный» или «комплексный» инструментарий.
Таким образом, сложная научная тема – это не просто непонятное для индивида направление исследования. Она представляет собой часть предметной области, которая требует дополнительного и тщательного разбора, восполнения всех пробелов в знаниях, дотошности со стороны изучаемого.
Как работать со сложной научной темой?
Сложная научная тема – сугубо индивидуальная парадигма для каждого студента. Одним трудно разбираться в расчетах, формулах, а другим – в значении и сути теорий, правил, третьим – нужно и непосильны те или иные термины и обозначения и пр. Но в любом случае. Чтобы понять, как можно осилить тот или иной материал, нужно уметь преодолевать сложности.
Тема исследования всегда выбирается студентом лично. Ее не могут заставить писать без его согласия. Поэтому первое, что стоит сделать – это правильно выбрать ее. Внимательно проанализируйте список тем и выбирайте то, что вам не просто нравится или хочется изучить, а что посильно! Если выбранная тема оказалась сложной, то придется дальше продумать, как ее разобрать.
Этапы работы над сложной научной темой |
Суть |
Действия |
Тематическая ориентация | Выбор и обоснование темы исследования | Анализ списка тем или выдвижение собственной формулировки темы |
Проектирование и планирование | Разработка плана исследования | Формирование научного аппарата конкретизация деталей и основных моментов исследования |
Сбор материалов | Поиск литературы по заявленной тематике | Сбор первоисточников и определение их роли в теме, исследовании |
Анализ данных | Соотнесение собранных ресурсов с темой и планом исследования | Оценка и переработка данных с акцентом на посильность и ясность текста |
Сортировка и систематизация | Переработка собранных первоисточников | Группировка и переработка материалов, реферирование, цитирование и т.д. |
Оформление |
Форматирование данных с учетом действующих требований и правил |
Но есть еще один вариант по упрощению исследовательской деятельности – смена темы проекта. Но в этом случае готовьтесь к бюрократической возне, согласованию. Решения с научным руководителем и профильной кафедрой и пр.
Второй шаг в работе со сложной тематикой проекта – четкая постановка границ исследования, разработка научного аппарата. Студенту нужно понять. О чем он намерен писать в своем проекта и обозначить это в соответствующем плане. В рамках проектирования и планирования исследования важно выделить: проблему, цель и основные задачи, объект и предмет. Именно эта база позволит далее развить НИР.
Третий этап – сбор и анализ материалов. Именно правильный подбор первоисточников в значительной степени упростит ход раскрытия, изучения и дальнейшего развития выбранного направления, исследовательского вопроса. Старайтесь подбирать доступную и посильную литературу. Обязательно сопоставляйте материалы, подводите выводы в рамках каждого шага, изученного ресурса.
В ходе анализа собранных первоисточников пользователь сможет выделить суть или основные моменты, определить существующие методы и отобрать наиболее понятные и доступные для автора приемы, собрать научные факты для обоснования собственных результатов и выводов и пр.
Четвертый этап – сортировка материалов. В этом случае пользователь приступает к качественной переработке информационной базы. Он распределяет ее согласно плану исследования, преобразует, цитирует или заимствует и пр.
Пятый этап – проведение собственного научного исследования. Эта стадия реализуется только по усмотрению универсанта, если она входи в состав проекта и необходима для развития темы. Как правило, его формирование сужается до конкретного объекта исследования.
Далее универсанту предстоит грамотно описать ход проведенного исследования, раскрыв сложную научную тему. Для этого важно сгруппировать данные, подобрать способы визуализации отдельных моментов или результатов, обобщить основные аспекты и т.д.
В финале универсанту нужно правильно оформить свой материал с учетом действующих правил вуза, гостов и особенностей в описаниях, интерпретации.
Как легко изучить и понять сложную научную тему?
Согласитесь, что всегда хочется найти более легкий подход или способ для решения поставленных задач. Исследование сложной научной темы также можно сделать более доступным и приятным, посильным процессом. Студенты готовы пойти на любые хитрости, чтобы ускорить и облегчить ход изучения исследовательского вопроса. Ниже мы выделили наиболее распространенные тактики успешных универсантов по изучению специфических вопросов и сложных научных тем.

Вариант 1. Читаем и непонятное отмечаем, затем восполняем
Данная методика основывается на глубокой вычитке текста. Для начала достаточно пробежаться глазами по материалу и выделить непонятные или сложные для первичного восприятия фрагменты, части и пр. Далее необходимо еще раз внимательно перечитать текст и постараться его переработать, выделить основные моменты, базу.
Все сложные для восприятия или неведомые аспекты важно выделить и в дальнейшем изучить на основе дополнительных исследований. Вспомогательной литературы. Очень важно оперативно восполнять пробелы в знаниях, чтобы тема была корректно понята, изучена и освоена.
Все термины, подходы и иные фрагменты важно тщательно разобрать и понять. Только так можно продолжать развивать выбранную нишу.
Вариант 2. Используем понятные первоисточники: рассказы блогеров, видеоуроки на более простом языке
Когда студент сталкивается со сложной научной темой, он первым делом пытается определить: что же в ней такого сложного, непреодолимого и невоспринимаемого моментально. Чаще всего проблемы кроются как в подготовке. Чтобы точно разобраться в соответствующих параметрах и деталях, лучше всего использовать доступную и посильную литературу.
Не возбраняется помимо сугубо научных материалов привлекать к изучению дополнительные первоисточники, учитывающие текущий уровень подготовки универсанта. Это может быть как классическая учебная и справочная литература, так и различные обзоры, мнения, рефераты и доклады и пр.
Более того, облегчить ход изучения сложных тематических моментов можно с помощью просмотра современных видеороликов, на которых другие пользователи, исследователи или известные блогеры раскладывают материал «по полочкам» на повседневном или простом и ясном языке. Притом такой формат не только делает тему более понятной, но и интересной, повышая мотивацию к дальнейшему изучению. Именно данный вариант считается наиболее открытым и популярным среди универсантов.
Вариант 3. Разбиваем на части
Согласитесь, если тема масштабна. Объемна и затрагивает массу деталей, всевозможных формул, инструментов, теорий, то сразу за один присест с ней не разобраться. Поэтому самый простой и доступный вариант, упрощающий ход изучения научной литературы и любого сложного вопроса – расчленение.
Он предполагает, что индивид разобьет всю тему на отдельные «параграфы» или части. Которые будет изучать постепенно. Но в данном деле важно не только определение четких границ, но и планирование времени. Пользователь должен понимать, в чем именно ему предстоит и необходимо разобраться, какие моменты вызывают у него вопросы или недопонимания и пр.
Далее студенту следует распределить текст на части и составить график их изучения. Притом можно разбить даже объемные параграфы на более мелкие фрагменты. Поочередное ознакомление с текстом позволит сразу же разбираться во всех тонкостях, качественно перерабатывать материал. То есть в этом случае не воспрещается пользоваться вспомогательной литературой для изучения каждой конкретной части.
По мере изучения всех частей тема точно будет ясна. Притом студент разберется во всех нюансах и деталях, поймет, как и чем можно пользоваться и т.д.
Вариант 4. Разбираем примеры
Согласитесь, что читать сугубо научное описание бывает и скучно, и трудно. Отмеченные особенности, приемы, результаты не будут точно понятны, пока индивид сам не поймет: как они были получены или как ими грамотно пользоваться. В этом случае для более глубокого погружения в тему, тщательного изучения темы и развития соответствующих компетенций. Прикладных навыков следует обратить внимание на примеры.
Разбор примеров (даже которые описаны непосредственно в исследуемом тексте) поможет лучше разобраться в теории и значении каждого термина, теории, обозначения. С другой стороны – когда приступаешь к разбору или перерешиванию примера, то начинаешь уточнять каждый шаг, параметр, деталь и пр. С помощью образцов, примеров индивид видит и понимает предназначение каждого параметра, его связи с иными показателями, порядок действий и пр.
Лучше всего разобрать несколько примеров, а затем перейти к самостоятельному решению аналогичных заданий для закрепления усвоенного материала.
Фактически, такой метод не просто заставляет разобраться в теории, но и научит ее применять.
Вариант 5. Консультации с педагогом, репетитором и пр.
Далеко не всегда изучить тот или иной вопрос, параграф или тему удается универсанту самостоятельно. Но это не значит, что упростить данный процесс невозможно. Что мешает студенту обратиться за пояснениями к преподавателю или репетитору, научному руководителю?
Данный вариант основан на просьбе о помощи. Главное – просить эту самую помощь нужно у опытного человека: лучше всего у квалифицированного специалиста или у друга, который точно владеет материалом и может на простом и доступном для вас языке пересказать суть, пояснить интересующие вас моменты и т.д.
Чем облегчит изучение сложной научной темы консультация? Во-первых, можно смело задавать вопросы преподавателю по непонятным моментам. Он точно сможет просто и ясно объяснить их. Во-вторых, репетитор или преподаватель также может порекомендовать более простую литературу, посильную для изучения с учетом уровня подготовки подопечного.
Данный вариант, пожалуй, самый надежный, но порой оказывается проблемным. Не всегда преподаватель может найти свободную минутку, чтобы объяснить учащемуся материал, ответить на интересуемые его вопросы и пр.
Вариант 6. Нейросети и ИИ
В век информационных и компьютерных технологий можно значительно упростить ход работы с информацией. Студент при изучении любого исследовательского вопроса может пользоваться инструментами на основе искусственного интеллекта.
Во-первых, с помощью нейросетей и специальных платформ можно найти материал по интересуемому вопросу и теме.
Во-вторых, можно дать команду ИИ преобразовать материал в более простой вид или запросить пояснение тех или иных непонятных моментов. В этом случае программа «перепишет» или отреферирует материал в более понятный формат, доработает его и пр.
В-третьих, искусственный интеллект поможет садаптировать тему под нужды и потребности, возможности пользователя, если он обозначит соответствующие границы, параметры и пр.
То есть современные технологии также способны упростить работу над объемными и непонятными научными текстами. Главное – пользоваться ими с умом.
Вариант 7. Техника пересказа или реферирования
Еще один способ, призванный облегчит участь студента по изучению научной литературы и сложных материалов – пересказ. Он предполагает не просто точный пересказ прочитанного, а именно его качественную переработку. Порой в отдельные фразы, предложения можно вникнуть из контекста. Достаточно лишь внимательно прочитать, переосмыслить, соотнеси с ранее изученными данными и запомнить.
Техника пересказа и реферирования предполагает, что индивид сначала расскажет материал так, как он его понял. Затем соотнесет с оригиналом, выделит пропущенные важные моменты и затем доработает их.
Пересказ позволяет пропустить текст через себя. Нередко объясняя материал другим, студент сам открывает для себя что-то новое, выделяет какие-то особенности в теме, лучше разбирается в ней и пр.
Согласитесь, что способов по упрощению сложных текстов и изучению сложных научных тем масса. Важно лишь уметь ими правильно и грамотно пользоваться. Притом все они имеют определенный спектр и условия применения.
Например, техника пересказа или реферирования больше подходит к теоретическим и качественным исследованиям, а метод примеров – ориентирован на практические работы. Но при желании каждую их техник универсант может адаптировать под собственные нужды.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе со сложными научными темами
Упростить работу над сложной научной темой бывает непросто. В данном деле важна изобретательности смекалка студента, а также качественная база знаний. Без нее в этом деле точно никуда.
Поэтому изначально постарайтесь изучить всю посильную для вас литературу в рамках интересуемой темы. Пусть она будет написана не научным языком или преподнесена неординарно (в виде видеоурока, вебинара и пр.), но самое главное – понятно для вас. Конечно, такой контент вряд ли удастся использовать при выполнении научных и студенческих работ. Но именно с его помощью легче и быстрее понять суть рассматриваемого вопроса.
Проверяйте первоисточники перед тем, как их применить или процитировать в проекте. Сложная тема должна основываться на разных ресурсах, но очень важно удостовериться, что все материалы корректны, обоснованы, надежны. Притом важно корректно воспринять и передать суть соответствующих моментов. То есть важно сохранить основной смысл из оригинала и грамотно его употребить в собственном исследовании.
Если вы намерены просить помощи у преподавателя. То идите на консультацию во всеоружии: захватите основную литературу, книги, заметки, составьте список вопросов и пр. Так вы точно не забудете ни одной мелочи и детали и сможете на 100% восполнить пробелы в знаниях.
Если совладать с заявленной темой никак не удается, то стоит задуматься о ее смене. Но в этом случае важно учесть массу факторов: время до защиты, согласие научного руководителя и заведующего выпускающей кафедры, наличие достойной альтернативы и пр. Притом замена темы не обязательно может быть кардинальной, порой достаточно лишь чуть перефразировать текущий вариант и сделать иной акцент и пр.
Применение нейросетей и искусственного интеллекта должно быть целенаправленным и тщательно продуманным. Очень важно задать корректные и точные запросы. Команды. Притом не стоит им слепо верить. Фактчекинг никто не отменял. Упрощенный материал может содержать недочеты, ошибки и пр. Поэтому перед применением таких текстов в собственных трудах, лучше удостовериться в их безопасности и корректности. Также следует соблюдать нормы авторской этики и плагиата.
Разбирая тему по частям, обязательно соотносите части, связывайте их между собой, чтобы в дальнейшем было проще подготовить полноценный вывод по всей теме. Не забывайте тщательно аргументировать результаты и выводы. Именно через них передается вся «соль» и суть.
Если же самостоятельно совладать со сложной научной темой никак не удается, а преподаватель не выходи на связь, то можно обратиться за поддержкой сторонних квалифицированных специалистов (например, в DissHelp). Просить помощи — не стыдно и нетрудно, но зато именно этот ша упростит ход изучения и раскрытия любого вопроса. Наши специалисты подкованы в каждой научной и предметной области и знают, как просто и понятно разобраться в любой теме.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!