СОДЕРЖАНИЕ
Специфика выполнения диссертации по педагогике
Диссертация по педагогике – это научно-исследовательский труд в сфере образования, затрагивающий преимущественно педагогические аспекты: методы обучения, «педагогическое делопроизводство», методические аспекты и пр. Для ее выполнения важно понимание предметной области, а также личный опыт в профессии.
Среди специфических черт педагогической научной работы можно отметить следующие аспекты:
- Тематика и проблематика научного исследования будет лежать сугубо в образовательной сфере. Чаще всего она затрагивает педагогические методы и подходы к обучению, сложности в коммуникации между учеником/студентом и педагогом, вопросы адаптации и пр. Притом исследовательский вопрос будет затрагивать современное положение дел в образовании, педагогике;
- Для написания научной работы необходимо провести педагогический эксперимент, в ходе которого исследователь проверит выдвинутую гипотезу и соберет доказательную базу;
- Предметом исследования станут педагогические теории, концепции и законы, методики и правила, а также педагогические процессы и явления. Объект исследования – работа с подопечными определенной возрастной группы в рамках конкретной науки;
- В качестве информационной базы важно использовать самые разные источники информации, чтобы всесторонне рассмотреть и раскрыть тему и проблему: научная литература, дидактические материалы, статистические данные, эмпирическое и прикладное исследование и пр. В диссертации практически невозможно обойтись без педагогического эксперимента.
- Важна авторская позиция и идея-инновация, способная усовершенствовать положение дел в отрасли и науке, профессиональной деятельности педагога.
- И пр.
Написать диссертацию по педагогике еще не значит моментально получить ученую степень в определенной научной плоскости. Важно иметь за плечами как минимум три ВАК-статьи в рецензируемых и котируемых изданиях. Притом эти рукописи также должны быть включены в научную работу с помощью приема самоцитирования и/или самоплагиата.
Подготовительный этап
С чего начать писать диссертацию по педагогике? Для начала соискателю ученой степени предстоит выбрать тему научной работы. Как правило, в любой научной работе рассматривается определённая проблема, Как правило, в любой научной работе рассматривается определённая проблема, которую необходимо тщательно проработать. Автору предстоит поставить и тщательно изучить конкретный исследовательский вопрос, серьезно погрузившись в тему, произведя литературный обзор и четко обозначив противоречие. Здесь же исследователь может отметить для себя потенциальное решение и спроектировать траекторию исследования. Люди, работающие в педагогической сфере, практически каждый день сталкиваются с подобными моментами в своей практике. Причём зачастую пройти мимо них невозможно, поэтому все возникающие трудности приходится решать.
В том случае если диссертант знает, как именно решить определённую проблему, он может приступать к написанию работы. Но тогда стоит узнать, рассматривалась ли эта тема раннее? Если нет, то диссертант сможет стать первооткрывателем в своей области, набив при этом немало собственных шишек.
При положительном ответе на данный вопрос, у диссертанта будет возможность просмотреть работы своих коллег. Выявляя плюсы и минусы в чужих трудах, автор диссертации сможет сосредоточить внимание на ошибках своих предшественников. При отшлифовке этих данных, возможно, удастся найти новый подход к сложившейся проблеме.
То есть первым шагом при подготовке диссертации по педагогике является выбор темы, проектирование и планирование исследования. В данном случае важно понимать избранную парадигму и проблему, иметь представления по теме и развить собственную траекторию НИР.
Сбор информации
После ознакомления с похожими работами, стоит приступать к более глубокому анализу литературных источников. Это могут быть учебники и справочники, хранящиеся в вузовской библиотеке. Актуальные публикации в научных печатных изданиях. Различные электронные источники, находящиеся во всемирной паутине.
При сборе информации стоит помнить, что она должна быть относительно новой. Ведь вряд ли можно найти актуальность в исследованиях, написанных двадцать лет назад. Но в то же время не стоит забывать об истоках и традициях, потому что именно на них выстраивается любая наука.
Более того, исследователю предстоит убедиться в том, что подобранные им первоисточники достоверны. Ведь только надежные и качественные ресурсы помогут получить точный результат, обосновать гипотезу и мнение автора, аргументировать выводы и выработать реалистичные рекомендации. Фактчекинг литературы – обязателен. Только он поможет организовать и подготовить качественный литобзор по заявленной теме.
Планирование
Перед тем как начать планирование, нужно определиться со структурой диссертации. Для этого достаточно внимательно изучить ГОСТ Р 7.0.1-2011 или методические рекомендации. Как правило, структура и общие правила являются практически всегда одинаковыми во время написания любой научной работы. Поэтому в данном исследовании должно быть введение, основная часть и заключение. Отметив их на плане, стоит обозначить, какая информация будет содержаться в определённом разделе. Такой подход позволит оперативно упорядочить ход мыслей и распределить, систематизировать первоисточники.
Во вводной части обычно прописываются базовые критерии, по которым в дальнейшем оценивают всю работу. Поэтому именно здесь указывают цели и задачи, актуальность и новизну исследования, выдвинутую автором гипотезу и т. д.
Думая над основной частью, стоит сразу решить какой она будет — теоретической или практической, а может и вовсе комбинированной.
Теоретическая глава педагогической научной работы предполагает освещение с научной точки зрения исследовательского вопроса и существующих позиций, подходов к решению. Отмеченного исследовательского вопроса. Она выступает своего рода «инструкцией» для выполнения педэксперимента ил практической части исследования.
Аналитический раздел должен подчеркнуть наличие (симптоматику) и действие проблемы на примере конкретного объекта исследования, установить причинно-следственные связи для выработки эффективного решения.
Далее в практической главе описывается ход и результаты педагогического эксперимента, в ходе которого автор проверяет свою гипотезу и делает окончательные выводы относительно ее эффективности, возможностей применения.
В рекомендательной части необходимо предоставить перспективы развития темы и использования авторской разработки, идеи, условия применения и пр.
В любом случае, она должна быть написана компетентно, чтобы диссертанту не пришлось краснеть при защите.
Если диссертант является практикующим педагогом, то комиссии будет довольно интересно узнать о его профессиональных заслугах. Поэтому в таком случае стоит сделать упор на практическую часть.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При написании итоговой части работы не стоит слишком сильно завышать полученные результаты. Может случиться так, что высокие показатели насторожат диссертационный совет. В результате этого диссертант получит повышенное внимание к своей персоне на защите диссертации. Но, к сожалению, далеко не всегда подобное стечение обстоятельств играет на руку соискателю.
Полезные советы
- В процессе написания педагогической диссертации стоит постоянно проводить пробные прения с коллегами. Подобный приём поможет диссертанту на начальном этапе выявить основные погрешности, встречающиеся в его работе. Следовательно, у соискателя появится возможность избавиться от большинства ошибок практически сразу.
- Также стоит помнить о правилах оформления научных работ. Их прописывают в специальных ГОСТах. При несоблюдении данных требований работу отправляют на доработку. Чтобы сэкономить время, стоит стараться оформить правильно диссертацию с первого раза. Тогда диссертанту не придётся ничего переделывать.
- Во избежание недоразумений соискателю на учёную степень стоит периодически консультироваться с научным руководителем. Именно он сможет подсказать что нужно делать в непредвиденной ситуации. Поэтому диссертанту не стоит портить отношения со своим куратором.
- Любую диссертацию, в том числе и по педагогике, стоит писать своевременно, а не за неделю до защиты. Стоит заметить, что серьёзный подход к работе поможет соискателю самоорганизовать себя, а также настроить на плодотворную работу.
В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что написание диссертации по педагогике является очень ответственным занятием. К нему не стоит относиться наплевательски. Иначе результаты будут довольно плачевными. Да и никакого чувства самоудовлетворения получить от защиты своей работы не удастся.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!