В жизни каждого школьника и студента присутствует промежуточный контроль. Чаще всего он представлен в виде КСР, проверочных работ и пр. Но также есть еще один формат «формальной аттестации» учащихся. Он проводится в виде так называемых ВПР.
Чаще всего он действует в школьной среде, но также встречается на первых курсах бакалавриата. Преодолеть его бывает непросто. Более того, он может отразиться на общей успеваемости индивида. Поэтому важно грамотно и правильно подготовиться к такой проверке. Сегодня наши специалисты подскажут, как написать ВПР на 5.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое ВПР?
Аббревиатуру из трех согласных букв «ВПР», пожалуй, слышал каждый из нас. Но далеко не каждый продвинутый пользователь может правильно ее расшифровать. Так что же она значит? Давайте разберемся.
ВПР – это Всероссийская Проверочная Работа. То есть это масштабное мероприятие в рамках конкретной дисциплины, программы, учитывающее уровень подготовки целевой аудитории и нацеленное на оценку знаний и умений учащихся. Чаще всего она проводится в школах среди учащихся. Но студенты не стали исключением из подобного рода процедуры. Проходит она раз в год.
Как только педагоги говорят о ней, у их подопечных волосы встают дыбом, а глаза от испуга лезут на лоб. Ведь первое слово «всероссийская» – моментально подчеркивает колоссальные масштабы и требования к результатам, «проверочная» – отмечает цель проведения испытаний, ну а финальное слово «работа» подчеркивает, что испытуемым придется потрудиться.
В целом, ВПР не оказывает существенного влияния ни на школьников, ни на студентов. Результаты этого испытания не учитывают при выставлении оценок, при определении допуска к экзаменам и пр. Данный показатель учитывается лишь при формировании рейтинга учебного заведения, ведь он подчеркивает: степень усвоения материала, качество работы отдельного педагога-предметника и образовательного центра в целом.
Важно отметить, что ВПР затрагивает не просто отдельно взятую дисциплину или тему по ней, а именно годовой курс предметной программы. То есть с его помощью происходит оценка степени усвоения полного курса и развития соответствующих навыков, компетенций. Оценки за это испытание вносятся в специальный реестр.
Ежегодно утверждается определенное расписание для проведения ВПР по предметам. Но важно отметить, что ВПР – это не экзамен и не способ итоговой аттестации, а всего лишь проверочная работа. Основная задача этого мероприятия – оценить работу учебного заведения и качество образовательных услуг в нем, а не успеваемость учащихся.
Несмотря на это, учащийся не может отказаться от прохождения ВПР. Только образовательное заведение или преподаватель имеет право отказаться от проведения этого формата. Притом важно, чтобы такое право было прописано в уставных или внутренних документах учебного центра. Но такое случается редко.
В случае пропуска данного испытания (со стороны студента) по уважительной причине и ее подтверждении в документальном порядке, переписывать ее не придется. Но если индивид намеренно прогулял ВПР, то в этом случае оно будет считаться прогулом. Наказание за это может быть предусмотрено правилами учебного заведения.
Только школьники-надомники имеют право отказаться от прохождения этой процедуры.
Таким образом, всероссийская проверочная работа представляет собой один их промежуточных этапов оценки знаний школьников и студентов, который оказывает влияние на рейтинг образовательного заведения. С ее помощью происходит оценка качества современной системы подготовки. На результаты учебного года, сессии, аттестат или диплом об образовании она не воздействует.
Как проходит ВПР?
Способов проведения всероссийских проверочных работ не так много. Чаще всего она проходит в очном формате согласно установленному расписанию. По всей стране волна проверок проходит в определенные дни, а порой и в конкретное время. Как написать ВПР на 5? Для начала следует уточнить в каком формате она будет проходить.
Очный вариант предполагает письменное выполнение заданий учащимися. Пакеты с заданиями высылают образовательным центрам. Преподаватели контролируют ход выполнения среза:
- Контролируют время, выделенное на проведение промежуточной аттестации;
- Следят за честностью выполнения заданий: чтобы индивиды не списывали и самостоятельно выполняли все упражнения, не обращались друг к другу за помощью и пр.;
- По мере окончания времени собирают выполненные задания и передают их в вышестоящие органы на проверку.
То есть сама по себе процедура проведения всероссийской проверки учащихся ограничена по времени, строго регламентирована (есть определенный порядок действий для каждой из сторон).
Данная парадигма в целом воспринимается без особой радости. Несмотря на то, что она в целом не оказывает существенного влияния на дальнейший ход обучения индивида, ее реализация привносит в его жизнь и судьбу педагогов немало нервов. Статистические показатели качества подготовки учащихся напрямую сказываются а рейтинге и престиже учебного центра, отсюда и страхи администрации и педработников, ответственных за соответствующие критерии. Более того, школьники и студенты не всегда правильно понимают предназначение и роль ВПР, на фоне чего сильно волнуются перед и во время испытания, допускают ошибки или не в силах выполнить некоторые упражнения.
Также возможен второй вариант проведения проверочных работ всероссийского масштаба – дистанционный. Этот формат был внедрен в период пандемии, когда очное обучение было невозможным. Он предполагает выполнение заданий с помощью интернет-технологий за компьютером. Время проведения испытаний ограничено. Для решения задач требовалось заранее получить логин и пароль к личному кабинету, в назначенный день и время войти на определенный сайт, приступить и к выполнению заданий.
На сегодняшний день предпочтение отдается очному варианту. Дистанционный формат – крайняя мера или строго по решению и согласованию администрации учебного заведения и организаторов мероприятия.
Как правило, данный вариант «независимой оценки» результатов обучения проходит весной — с 1 марта по 20 мая до начала основных испытаний по стране (в форме ОГЭ и ЕГЭ). Притом каждая школа имеет право утверждать точное расписание проведения ВПР по классам в очерченный период времени.
Формат заданий ВПР
Чтобы понимать, как написать ВПР на 5, нужно разобраться в требованиях и заданиях. Рассматриваемый формат контроля знаний и качества образования проводится по всем базовым предметам (преимущественно школьной программы). Их выполняют школьники с 4 по 11 класс, а также студенты 1-2 курсов колледжей и университетов (где затрагивается часть школьной программы).
Набор заданий зависит от узости и специфики дисциплины. В числе самых распространенных вариантов можно выделить следующие типы.
- Вопрос-ответ. В данном случае испытуемому предстоит предоставить конкретный ответ на поставленный вопрос. Как правило, достаточно вписать лишь пару слов или 1 слово.
- Задание тестового типа. В этом формате требуется выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос или задачу. Сама по себе формулировка может быть простой вопросительной или в форме задачи (выбрать ответ-решение).
- Эссе или сочинение. По гуманитарным предметам одним из финальных и самых масштабных заданий является написание эссе на определенную тему. В данном случае испытуемому предстоит выделить проблему, отметить собственное мнение по ней и отношение к ней.
- Задания на соотнесение данных. В этом случае испытуемому предстоит соотнести термины и определения, даты и события, условия и решение (или правильный ответ) и пр.
- Узкоспециализированные варианты с акцентом на специфику предмета или пройденного за год материала по дисциплине. В данном случае делается акцент на конкретном действии: рассчитайте, напишите или допишите, выпишите, подчеркните и пр.
В составе ВПР по любому предмету находится целый комплекс различных упражнений. То есть рассматриваемый вариант проверки качества подготовки — это комбинированная мера, призванная оценить умение разбираться в вопросах, находить ответы и грамотно их обосновывать, предоставлять.
При выполнении ВПР важно обращать внимание на формулировку задания. Нередко в ней присутствуют определенные подсказки относительно решения или выполнения. Например, можно понять, сколько правильных вариантов ответа будет (одни или несколько), какое действие нужно выполнить (решить, выбрать, написать и пр.). Поэтому от типа проверочного задания может зависеть и характер, способ ответа.
Ниже мы рассмотрим особенности выполнения ВПР по гуманитарным дисциплинам, в частности: по русскому языку и истории.
Особенности выполнения ВПР по русскому
Итак, проверочная работа всероссийского масштаба по русскому – это один из способов промежуточного контроля знаний по указанной дисциплине.
Среди основных задач такой проверочной работы можно отметить следующие:
- Проверка степени усвоения пройденной части или всей рабочей программы;
- Оценка уровня грамотности: соблюдение лингвистических правил, навыки правописания, оценка лексикона и пр.;
- Определение навыков по работе с информацией: анализ, написание сочинений, обработка данных и пр.;
- Оценка качеств: критическое мышление, логика, рассуждение и обоснование и пр.
Как написать ВПР по русскому на 5? Для этого достаточно разобраться в составе и сути заданий. Уровень их сложности зависит от текущей подготовки учащегося и осваиваемой программы.
В большинстве случаев структура проверочной работы однотипна. Ее можно разделить на два блока. Первый предполагает выполнение простых заданий на оценку знания, понимания и умения применять пройденных правил. Подобного рода упражнения включают в себя:
- Вставить пропущенные буквы, слова или знаки препинания;
- Написать значение слова и пр.;
- Расставить члены предложения по порядку;
- Разбор слова согласно программе (фонетический, морфологический и пр.);
- Соотнесение слов и правил написания;
- Разбор предложения;
- Анализ текста с ответом на поставленные вопросы;
- И пр.
Второй блок заданий предполагает работу с текстом. Здесь в зависимости от уровня подготовки целевой аудитории необходимо выполнить диктант или написать эссе/сочинение по определенной теме. В данном случае задание носит комплексный характер и помогает оценить все «предметные аспекты и стороны».
Чтобы понять, как написать ВПР по русскому на 5, достаточно не просто вызубрить все правила, но и научиться применять их в нужный момент. Поэтому ученику предстоит разобраться во всех тонкостях и потренироваться в применении соответствующих концепций, законов, «правил-исключений» и пр. Далеко не всегда логического размышления будет достаточно, чтобы выбрать подходящий вариант ответа.
Притом следует отметить, что для выполнения заданий проверочной работы по русскому, необходимо хорошо владеть аналитическими способностями, а также разбираться в литературе. Нередко сочинения и диктанты производятся на основе литературных произведений из школьной программы или текущей рабочей программы. Важно понимать, о чем текст и уметь выделять основную мысль, отмечать ключевые моменты и выводы, факты и пр.
Особенности выполнения ВПР по истории
Как мы уже отмечали выше, всероссийские проверочные работы могут затрагивать любой предмет в рамках школьной программы или первых курсов обучения у студентов СУЗов и вузов (где захвачены базовые или общие дисциплины). Одной из таких дисциплин, которую изучают фактически все, является история.
Проверочная работа по историческим наукам призвана оценить знание соответствующего предмета со стороны учащихся. Притом здесь нет четких ограничений, что они должны знать только даты, события. Важно понимание значения и роли каждого события и результата, момента и пр.
Как написать ВПР по истории на 5? Для этого недостаточно только логики и размышления. Здесь спектр заданий будет различным, но затрагивает он сугубо исторические темы и вопросы:
- Даты и события, хронология событий;
- Исторические личности и их подвиги;
- История развития государства;
- Определение причинно-следственных связей;
- Задание на знание исторической географии: где и когда проходили события, под чьим руководством и пр.;
- Вопросы, связанные с самыми масштабными и значимыми для истории страны моментами: ВОВ и пр.
Не стоит думать, что, так как история – гуманитарный или больше устный предмет, то и задания будут однотипными. Не тут-то было! формат проверки может быть самым разным:
- Вопрос-ответ. В данном случае испытуемому предстоит предоставить развернутый ответ или краткий ответ на поставленный тематический вопрос.
- Вписать дату или наименование события;
- Сопоставить данные: даты/события, события-правители или главные герои и пр.;
- Расставить описанные события в хронологическом ил ином порядке;
- Вписать термин согласно определению или наоборот дать определение термину и пр.
- Тестовый вариант: выбрать правильный ответ или ответы, соотнести данные и выписать соответствующие обозначения и пр.;
- И т.д.
Указанные варианты заданий чаще всего предстают в первом блоке ВПР. Вторая часть проверочной заключается в подготовке эссе или изложения по исторической теме. Притом в нем важно не просто описать событие, выделить ключевые моменты и даты, результаты, но и проанализировать их, обозначить свое отношение к этому и пр. То есть здесь также будет оцениваться аналитические способности, навыки обоснования собственной позиции, общее знание предмета и пр.
Как написать ВПР по истории на 5? Для начала нужно разобраться во всех соответствующих явлениях, событиях, тонкостях, а затем тщательно переосмыслить их, сознать роль каждого момента, исторической личности и их влияние на текущий момент времени, современные тенденции и пр.
Сложности и ошибки при выполнении ВПР
Каждая дисциплина уникальна и имеет вои правила, ограничения, особенности. Нередко учащиеся на фоне банального волнения или слабой подготовки дисциплины допускают ошибки в ходе проверочного среза. Ниже мы отметим самые распространенные огрехи испытуемых прошлых лет.
Среди общих недочетов (независимо от предмета) можно выделить:
Ошибка |
Причина |
Отражение неправильного ответа | Незнание темы и некорректный выбор ответа, некорректное восприятие вопроса или задания, использование метода «пальцем в небо» на фоне незнания темы и пр. |
Ошибки в тексте | Слабое владение навыками правописания, правилами русского языка |
Нарушение при расстановке данных в хронологическом порядке | Индивид спутал похожие даты, не ориентируется во временном пространстве и не знает хронологию событий, индивид спутал похожие (по произношению или результатам, месту событий) мероприятия или личности и пр. |
Несоответствие термина и значения | Пропуск занятий и неусвоение материала, слабое знание предмета, непонимание термина, индивид перепутал слова на фоне схожего написания или произношения и пр. |
Базовые ошибки свойственны любому ученику. Притом чаще всего он допускает их либо на фоне невнимательности, некорректного восприятия вопроса-задания, либо на фоне слабой подготовки и незнания предмета, темы.
Также можно выделить узкие недочеты, свойственные конкретной дисциплине. Ниже мы рассмотрим распространенные огрехи в рамках ВПР по русскому и истории.
В проверочной работе по русскому школьники и студенты чаще всего допускают следующие ошибки:
- Орфографические – неправильное написание слов на фоне отсутствия навыков проверки или правил написания;
- Грамматические – некорректные выражения или неправильное согласование оборотов;
- Пунктуационные. Связанные с расстановкой знаков препинания. Чаще всего недочеты затрагивают построение и оформление сложных предложений, цитат прямой и косвенной речи и пр.;
- Синтаксические. Эти огрехи проявляются в несогласованности частей предложения, некорректном расположении членов и пр.;
- Логические – наличие противоречий и нестыковок в тексте в рамках контекста, обоснования выводов и пр.;
Также при анализе текста испытуемые допускают ряд иных недочетов: неправильно выделяют основную идею произведения, некорректно описывают героев, не соблюдают лингвистические правила и нормы, стилистические требования к повествованию и пр.
Как написать ВПР по русскому на 5? Достаточно повторить и закрепить пройденный вариант, потренироваться на аналогах и демо-версиях, а также учесть прошлые ошибки и ошибки других учеников.
При выполнении проверочной по истории индивиды чаще всего допускают следующие недочеты, которые снижают итоговую отметку за срез:
- Неправильное сочетание дат и событий;
- Неправильное отражение даты правления или действия тех или иных личностей;
- Некорректное соотношение событий и главных героев, результатов;
- Неправильная расстановка мероприятий с учетом исторической хронологии;
- Отсутствие навыков устанавливать причинно-следственные связи или неверное отражение причин появления тех или иных проблем, мероприятий и пр.;
- Отсутствие навыков работы с графическим или иллюстративным материалом, неумение проводить анализ данных и делать грамотные обоснованные выводы;
- Отсутствие умений по работе с исторической картой;
- Нарушения в оформлении ВПР: отражение ответа в неположенном месте или с нарушениями (зачеркивание и пр.).
Чтобы наметить грамотную траекторию и понять, как написать ВПР по истории на 5, важно знать свои слабые места и сделать акцент на них при подготовке к испытанию. Важно тренироваться в выполнении аналогичных заданий или заданий прошлых лет, повторять пройденный курс и учитывать ошибки (как свои, так и своих предшественников).
Что будет, если завалить ВПР?
Проверочная работа – это стандартный подход к оценке знаний и умений пользователей, а также уровня педагогического мастерства. То есть данный параметр позволяет одной пулей убить двух зайцев: отметить уровень знаний учащихся и уровень профпригодности педагога. Но эти два звена не всегда могут быть взаимосвязанными.
Как написать ВПР на 5? Достаточно внимательно следовать указаниям, заданиям и инструкциям. Но не всегда ожидаемые результаты совпадают с реалиями. Нередко случаются ситуации, когда школьники или студенты пишут ВПР хуже, чем этого ожидают сами или педагоги. От провала на испытании не застрахован никто. Притом далеко не всегда первопричиной такого исхода событий становится плохая подготовка испытуемого, прогуливание занятий или слабая работа преподавателя. Стресс, волнение, паника также делают свое пагубное дело.
В целом, завалить проверочный срез может любой человек. Провал для каждого из испытуемых проявляется по-своему:
- Получение низкой отметки (которая ниже текущего среднего балла);
- Получение неудовлетворительное оценки по результатам испытания (неуд).
В первом случае причиной такого исхода чаще всего является слабая подготовка или стресс. Во втором случае – явное незнание предмета или лень при подготовке, переоценка собственных знаний и возможностей, пренебрежение правилами выполнения и пр.
Провал на ВПР в целом не несет серьезных последствий для учащегося. Как правило, подобного рода срезы не сказываются на общей успеваемости по дисциплине. Школьник или студент продолжает учиться в прежнем режиме. Но негативный исход на всероссийской проверке знаний является «сигналом» для педагога. На основании полученных результатов он может внести коррективы в ход изучения предмета, рабочую программу, чтобы восполнить пробелы в знаниях подопечных, изменить подход к преподаванию или выработать рекомендации поп подготовке к будущим срезам. Также он может учесть слабые стороны индивидов и включить их в состав годовых контрольных работ по предметам или на экзамене (для студентов).
Более того, провал на ВПР напрямую сказывается на общих статистических показателях учебного заведения. Здесь могут отметить снижение успеваемости или качества знаний учащихся за год, отметить снижение результативности работы конкретного преподавателя и пр. в данном случае меры по повышению результатов проверок будут разрабатываться администрацией учебного заведения.
То есть в целом, получение неудовлетворительной оценки по результатам поверочной работы всероссийского масштаба не оборачивается чем-то негативным для испытуемого. Но низкая оценка подчеркивает степень владения предметом, наличие проблем в соответствующей плоскости. Чаще всего страдает только рейтинг образовательного учреждения и репутация педагога-предметника.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как подготовиться к ВПР?
Как написать ВПР на 5? Для этого нудно ответственно подойти к подготовке и изучению соответствующего предмета. Среди общих рекомендаций, которые помогут успешно преодолеть испытание. Можно выделить следующие.
Во-первых, проанализируйте рабочую программу по дисциплине или уточните у преподавателя список пройденных тем. Это поможет сформировать план для повторения пройденного материала и выделит наиболее сложные моменты, тематики и вопросы.
Во-вторых, изучите все имеющиеся под рукой предметные материалы: учебники, записи, лекции. Это поможет сориентироваться на ключевых аспектах: что проходили, на чем был сделан акцент, какие моменты затрагивались и пр.
В-третьих, не стоит пренебрегать дополнительной литературой. ВПР, конечно, опирается на нормы ФГОС. Но в силу ряда факторов, педагог не всегда успевает осветить все вопросы и моменты по теме. Поэтому не стоит отказываться от изучения дополнительных первоисточников (помимо учебной литературы, можно затронуть и научную, обзорную парадигму, статьи и пр.).
В-четвертых, ориентируйтесь на специфику предмета и его ключевые моменты. Чтоб понять, как написать ВПР по русскому на 5, достаточно повторить пройденные правила и сделать акцент на своих слабых местах: в каких частях чаще допускаете ошибки, каковы замечания и советы педагога и пр.
Как написать ВПР по истории на 5? Внимательно перечитайте учебник, повторите основные или наиболее яркие даты, вспомните всех ключевых героев и исторические личности в рамках программы. Притом достаточно бегло перечитать хорошо запомнившийся изначально материал, и кропотливо посидеть над теми моментами, которые вызывают сомнения, ошибки и пр. То есть восполнить качественно пробелы.
В-четвертых, тренируйтесь в выполнении заданий и учитесь правильно, грамотно применять изученные правила. То есть пользователю важно не просо знать те или иные принципы, особенности, но и уметь ими пользоваться. Поэтому важно разбирать задания прошлых лет, выполнять демо-версии, тренироваться на соответствующих аналоговых заданиях и пр.
В-пятых, посоветуйтесь с преподавателем относительно подготовки к проверочному срезу. Ему виднее, в каких моментах есть слабости, недостатки или пробелы и как их можно оперативно восполнить. Но будьте готов к тому, что полностью наверстать весь годовой курс за пару ночей не получится.
Как написать ВПР на 5? Внимательно читайте задания, вникайте в суть каждого их них. Главное – понять, что требуется сделать и какой ответ предоставить. Далее – дело техники.
Некоторые учащиеся отмечают, что лучше всего в первые 2-3 минуты бегло пройтись по всем заданиям и сначала выполнить те, что кажутся наиболее легкими. Так вы сможете наработать хотя бы минимальную базу для успеха или аттестации. Далее важно разбираться в каждом непонятном моменте и постараться выработать конкретную траекторию решения. Если же идеи в голове нет, то, как минимум можно положиться на логику и критическое мышление. Они тоже порой могут подсказать, как написать ВПР на 5.
Не стоит откладывать подготовку к испытанию на последний день. Распределите нагрузку. Спланируйте время на повторение и изучение новых материалов, чтобы успеть во всем. Не забудьте выспаться перед проверочным срезом и придти на него с ясной головой.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!