ВПР у студентов: понятие, виды, особенности прохождения, роль

В последнее время власти и разработчики образовательных программ все чаще оценивают качество подготовки школьников и студентов, стремясь усовершенствовать траектории и предметный набор по всем ступеням образования. Одним из способов проверки знаний и умений школьников и студентов является выполнение ВПР.

ВПР у студентов: понятие, виды, особенности прохождения, роль

В последнее время власти и разработчики образовательных программ все чаще оценивают качество подготовки школьников и студентов, стремясь усовершенствовать траектории и предметный набор по всем ступеням образования. Одним из способов проверки знаний и умений школьников и студентов является выполнение ВПР.

Что это такое?

ВПР расшифровывается, как Всероссийская проверочная работа. Многие школьники и студенты путают данную категорию с «выпускной работой», что является наиглупейшим нарушением и некорректным восприятием реальности.

Изначально с ВПР сталкивались только школьники, начиная со второго класса и заканчивая выпускным этапом. Данные срезы проводились 1-2 раза в течение учебного года. Но с недавних пор необходимость преодоления аналогичного этапа проверки возникла и у студентов.

Специфические черты ВПР у студентов
Специфические черты ВПР у студентов

Реализация указанного вида контроля над успеваемостью слушателей программ соответствующих уровней образования и качества образовательных программ нацелена на выполнение следующих функций:

  • Во-первых, результаты ВПР позволяют определить уровень сложности и степень усвоения пройденной части учебного плана и образовательной программы, выявить проблемы в постижении указанных нормативов и пр.;
  • Во-вторых, анализ итогов проведения всероссийских проверочных работ содействует констатации качества образовательных программ и их соответствиям реалиям, текущим тенденциям в науке и отрасли, возможностям учебного заведения и пр.;
  • В-третьих, призвано обеспечить внедрение и реализацию единых условий обучения для всех учащихся, сделать образовательную среду доступной и унифицированной, единой, усовершенствовать условия и траектории обучения с учетом возможностей образовательных заведений, особенностей слушателей курсов и программ;
  • В-четвертых, содействует оценке общих, метапредметных и профессиональных знаний и качеств учащихся в рамках осваиваемой ими образовательной программы с учетом ее вида, состава и пр.

Роль ВПР в жизни учащихся, учебного заведения и системы образования в целом неоднозначно. С одной стороны, данный контроль носит сугубо оценивающей характер и призван содействовать поиску путей по совершенствованию образовательных программ и повышению качества подготовки выпускников всех уровней подготовки. С другой стороны, ВПР не является обязательным способом аттестации и фактически не учитывается при оценке успеваемости школьников и студентов, поэтому не играет фактически никакой роли непосредственно в судьбе слушателя программы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: проведение ВПР среди учащихся независимо от уровня постигаемого образования является, по сути, формальностью. Данный этап призван определить качество образовательных программ и их соответствие реальным тенденциям в науке и отрасли, проблемы в ходе подготовки новоиспеченных выпускников школ и дипломантов. Результаты ВПР не учитываются при формировании рейтинга ученых заведений, оценке квалификации педагогов, промежуточной или итоговой аттестации учащихся.

Студенты и ВПР: выполняют ли студенты колледжей и вузов всероссийские проверочные работы?

Как мы уже отметили выше, изначально данный вид проверочных работ был внедрен только на уровне школ, лицеев, и пр. Но примерно с 2018-2019 годов данный метод контроля был внедрен и в рамках среднего профессионального образования.

Первыми проверку в виде ВПР на себе опробовали студенты тех сузов, которые ранее действовали в качестве училищ, предоставляя минимальные профессиональные и сугубо рабочие знания и навыки. Но в последние годы к этому мероприятию приобщились практически заведения среднего профессионального образования всех видов, как государственного, так и негосударственного (частного) типа.

Категории студентов, которые выполняют ВПР
Категории студентов, которые выполняют ВПР

В стране утвердили определенный график проведения всероссийских проверочных работ. Студентам сузов предстоит преодолеть данный рубеж осенью: примерно с сентября по ноябрь. Притом власти могут устанавливать не конкретные даты, а общий диапазон по проведению данного вида контроля. Училища, колледжи и техникумы могут самостоятельно определять даты проведения ВПР.

Важно отметить, что в рамках рассматриваемого вида проверки качества системы образования студенты выполняют письменные задания в рамках профильных предметов. Минобрнауки и Рособрнадзор выделил список предметов, подвергающихся ВПР. В их числе присутствуют: русский язык, информатика, математика, химия, физика, естествознание, география, история, обществознание, информатика, иностранные языки (по выбору учащегося, которые он изучает в рамках осваиваемой образовательной программы).

Обратите внимание, что ВПР по всем предметам проходит на специально подготовленных бланках. Исключением из данного правила является проверка по иностранным языкам (как правило, английский или немецкий) и информатике. Указанные ВПР проходят в дистанционном режиме (онлайн) с использованием интернет-технологий и ПК.

Классические всероссийские проверочные работы проходят преимущественно студенты очных отделений, обучающиеся на 1-2 курсе. Выпускники акцентируют внимание на тотальном погружении в профильную область с акцентом на общие студенческие работы, научные исследования (если они предусмотрены профилем или были выбраны учащимся самостоятельно в качестве внеурочной деятельности), практику, подготовку к ГИА и защите дипломной работы. То есть у выпускников фактически иные приоритеты и попросту недостаточно времени для прохождения ВПР.

После защиты диплома в течение первого года (после выпускника) они могут принять участие в специальном тестировании по принципам WorldSkills. Прохождение этого демонстрационного испытания производится сугубо на добровольной основе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Порядок организации и проведения ВПР у студентов

Организацией всероссийских проверочных работ занимаются на федеральном уровне, где прорабатывается пакет заданий, варианты и формат вопросов, практических заданий и пр. В рамках ВПР проверяется не только понимание и владение теорией, но и развитие соответствующих практических навыков: умение решать задачи, пользоваться правилами и формулами, ориентироваться в информационном поле по дисциплины и подбирать соответствующие методы и подходы к решению проблем и пр.

В числе ключевых участников по проведению и прохождению ВПР можно выделить:

  • Федеральный организатор в лице представителей или специально уполномоченных лиц в Минобрнауки и Рособрнадзоре, ответственные за подготовку инструкций и общих регламентов по проведению ВПР среди школьников и студентов, проработке онлайн-технологий и специальных виртуальных кабинетов испытуемых, пакетов заданий (образцовые или аналоговые вопросы и упражнения), проектирует и утверждает расписание проведений ВПР, занимается хранением архивов и пр.;
  • Региональный координатор в лице территориального представительства Минобрнауки и Рособрнадзора, который адаптирует общие рекомендации под возможности учебных заведений региона, формирует инструкции по проведению ВПР на местах в рамках каждой образовательной программы на базе среднего профессионального образования, уточняет правила оценки результатов ВПР и сроки проведения данного рубежа, конкретизирует количество участников по региону и каждому учебному заведению, информирует учебные заведения о технических требованиях и дополнительном ведении документов во время ВПР (протокол проведения, пакеты документов и ответов и пр.), получает результаты от учебных заведений и передает их в федеральные органы, формирует аналитические и статистические отчеты по результатам оценки ВПР и пр.;
  • Организатор на базе суза. В качестве непосредственного организатора по проведению ВПР на базе училищ, колледжей и техникумов выступают руководители факультетов или заведующие кафедрами, а исполнителями – преподаватели. На плечи местного организатора ложится создание условий для проведения ВПР: подготовка помещения и оборудования, получение бланков и пакета заданий на каждого студента, регистрация участников проверки и рассадка в помещении, выдача индивидуального пакета заданий, контроль за ходом проведения ВПР (тишина, дисциплина, легальность и прозрачность и пр.), инструктаж по заполнению бланков и правилам проведения ВПР и пр.
  • Испытуемый участник. На базе колледжей, техникумов и училищ проверку качества подготовки проходят только студенты очного отделения, осваивающие учебные планы 1-2 курсов;
  • Верификатор. Данный специалист или специальная программа занимается распознаванием текста, символов и иных записей на отсканированных бланках, автоматически сопоставляет предоставленные ответы с действующими регламентами и готовыми ответами, образцами, выводит общий конечный балл;
  • Эксперты. К данной нише относят квалифицированных педагогов которые будут представлять специальную комиссию, которая перепроверит данные верификатора, проанализирует и проверит все представленные ответы (в бумажном и электронном виде), позволит вывести объективную оценку относительно качества подготовки студентов, испытуемых, а также сделает общие выводы относительно качество образования в рамках СПО, выявит проблемы в текущих траекториях и форматах обучения предоставит соответствующие рекомендации по совершенствованию.

Обратите внимание, что ВПР проходит в течение пары или выделенного времени на решение соответствующего пакета заданий. Притом на прохождение указанной проверки может быть выделена либо отдельная пара, либо отведен конкретный день без иных пар и занятий.

 

Принципы проведения ВПР в колледжах

Описание действия принципа проведения ВПР

Актуальность Проведение всероссийских проверочных работ позволяет удостовериться в соответствии образовательных программ текущим нормам ФГОС и требованиям работодателей, наличие у студентов базовых (минимальных) знаний и качеств по профильным предметам
Объективность и адекватность Оценка результатов ВПР проходит несколько уровней и предполагает автоматизированный анализ и анализ результатов квалифицированными и независимыми экспертами (педагогами), благодаря чему конечный результат получается справедливым и адекватным
Добровольно-принудительная основа У студентов нет прямой обязанности выполнять ВПР, так как данный вид проверки отсутствует в составе образовательной программы и учебного плана

Педагог или учебное заведение имеет право отказаться от реализации ВПР, но это может вызвать шквал вопросов со стороны контрольно-надзорных органов

Студент также может отказаться от прохождения ВПР, если это предусмотрено правилами колледжа и прошло согласование на всех инстанциях

Сугубо оценочный характер Миссия ВПР – оценить уровень и качество образования в колледже (то есть программ СПО), их соответствие минимальным требованиям ФГОС и тенденциям, ожиданиям рынка труда

Студенты, явившиеся на ВПР, отмечаются у педагога и рассаживаются по одному человеку за партой преимущественно в шахматном порядке. Далее местный организатор или исполнитель выдает каждому испытуемому пакет заданий и инструкцию по ее выполнение, заполнению бланков. Засекает время и следит за ходом реализации ВПР, чтобы участник не списывали, не покидали своих мест без соответствующего разрешения и пометки на пакете заданий, пользоваться только разрешенными приборами и материалами, не отвлекали друг друга и соблюдали правила тишины и дисциплины.

Участникам ВПР не нужно подробно расписывать ход выполнения всех заданий. Как правило, на бланках достаточно предоставить краткий ответ на поставленный вопрос, задание или выбрать один из приставленных вариантов (тестовая форма). Детальное описание хода решения может быть представлено в виде 1-2 заданий, а по русскому и иностранным языкам важно подготовиться к написанию небольшого сочинения или эссе, по математике, физике, химии – подробное писание хода решения одной из задач.

Далее по истечении времени местные организаторы собирают у всех студентов пакеты заданий. Заполненные бланки и черновики для оценки результатов. Полученные ответы и ход решения задания преподаватели сопоставляют с действующими критериями оценивания. Бланки с ответами подлежат сканированию и загрузке в специальную программу.

Учтите, что участники всероссийских проверочных работ должны сдать все бланки, черновики и материалы, а организаторы – отсканировать бланки и сохранить все собранные материалы вплоть до завершения проверки и выведения итоговой отметки. Если хоть один лист заданий или бланк будет испорчен или утерян, такой пакет документов не засчитывается!

В случае порчи бланка студентом, ему необходимо сообщить об этом куратору и попросить предоставить запасной бланк или заменить пакет заданий. Притом сдаче будут подлежать и испорченный, и дополнительный бланки.

Также местный организатор формирует протокол проведения ВПР, сканирует его и загружает на специальную платформу.

Обратите внимание, что во время проведения ВПР в аудитории вместе со студентами будет находиться преподаватель, не имеющий отношения к оценивающейся дисциплине, которые не имеет представлений и базовых знаний по ней и не сможет помочь испытуемому. Поэтому выполнение ВПР придерживается принципа самостоятельности и индивидуальности.

Также следует отметить, что учащимся колледжей и техникумов предстоит проходить ВПР не по всем заявленным предметам, а лишь по профильным. Как правило, в данный список входят 1-3 предмета, которые можно встретить во вступительной программе или считающийся основным по специальности.

На проверку ВПР отводится определенное время или устанавливаются крайние сроки. Как правило, на данное мероприятие выделяется от нескольких дней до 2 недель.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

На что влияют результаты ВПР?

Многие студенты некорректно воспринимают само понятие ВПР и его значение, путая с сессией, результатами обязательных тестирований или аттестаций, ГИА. Причем все страхи, связанные с преодолением указанного испытания необоснованны и не оправданы

Во-первых, ВПР хоть и проводится на обязательной основе в каждом колледже, но его итоги никак не сказываются на успеваемости и репутации отдельного студента. Итоги этого контрольного рубежа чаще всего оцениваются в глобальном и межсузовском масштабах. Глобально – проверяется качество знаний и уровень подготовки в рамках среднего профессионального образования: актуальность, соответствие требованиям рынка труда и работодателей, достаточность и пр. В рамках внутрисузовского характера – итоги ВПР могут отметить качество подготовки студентов в сравнении с иными аналогичными заведениями по тем же программ, сравнить предметный состав по специальностям и выработать рекомендации оп совершенствованию и пр.

На что влияют результаты ВПР студентов?
На что влияют результаты ВПР студентов?

То есть государство с помощью ВПР оценивает общее качество программ в рамках СПО, а также учитывает специфику подготовки специалистов с учетом «внутрисузовских» доработок траекторий обучения, учебных планов и пр.

Студентам не стоит бояться или опасаться написания ВПР по профильным предметам. Во-первых, итоги данного рубежа не влияют на репутацию учащегося в колледже, не учитываются в общей системе оценивания качества подготовки в сузе и не влияют на размер стипендии (если учащийся осваивает программу на бюджетной основе колледжа). То есть исход всероссийской проверки студентов важен только для разработчиков образовательных программ и государства в целом.

Во-вторых, всероссийские проверочные работы – это инициатива государства и соответствующих ведомств, и необходимость для школ и колледжей. Финансируется данная деятельность из государственного бюджета. Студентам вносить какие-либо организационные и иные взносы не нужно.

Таким образом, ВПР среди студентов – это добровольно-принудительная процедура, инициированная со стороны государства с целью оценки общего качества подготовки выпускников колледжей, техникумов и училищ и совершенствования соответствующих направлений подготовки, предметных и практических наборов и пр.

ВПР и аттестация студентов: одно и то же?

Всероссийские проверочные работы некорректно воспринимают именно в виде аббревиатуры. Как только студенты не расшифровывают три заветные буквы: выпускная профильная работа, выпускная проверочная работа и пр. Притом в любом из «новоизобретенных» вариантов расшифровки они воспринимают данный рубеж – как итоговая аттестация. Именно в этом заключается самое глубокое и серьезное заблуждение.

ВПР и аттестация студентов – два кардинально разных понятия!

Всероссийские проверочные работы – это вспомогательный вид оценки качества среднего профессионального образования. Он проводится на «всероссийском» уровне по инициативе государства, но в то же время считается обязательным для студентов первых курсов училищ, колледжей и техникумов.

Сравнительная характеристика ВПР и аттестации студентов колледжа

ВПР

Аттестация (сессия, ГИА)

Носит добровольно-принудительный характер, так как участники формально имеют право отказаться от выполнения ВПР Носит сугубо обязательный характер, так как отказаться от сдачи зачета или экзамена невозможно
Не требует получения специального допуска для получения заданий, прохождения ВПР Студенту важно получить допуск к сессии, не иметь академической задолженности или вовремя ее ликвидировать
Проводится только среди студентов 1-2 курсов колледжа, которые обучаются в очном формате Проводится по всем направлениям подготовки независимо от формата обучения, на каждом курсе (в конце каждого семестра)
Реализуется в рамках строго обозначенных профильных предметов Проводится по всем дисциплинам, пройденным в течение семестра (курса)
Предполагает получение испытуемым индивидуального пакета заданий Студенты получают общий перечень экзаменационных вопросов по предмету, который будет действовать один на всех (но в билетах вопросы могут тасоваться)
Носит сугубо письменный характер Зачеты и экзамены проводятся в утверждённой педагогом и учебным заведением форме: устно, или письменно, комбинированно
Многоуровневый контроль знаний: проверка ответов производится с помощью автоматизированной системы, а также с помощью квалифицированных специалистов-педагогов Оценка качества подготовки производится силами вуза (педагогами-предметниками) и специальной аттестационной комиссией

Как мы уже отметили выше, результаты ВПР никак не сказываются на дальнейшем обучении студента. Они не учитываются при оценке успеваемости и репутации учащего ссуза. Но итоги данного контрольного рубежа могут сказать на деятельности образовательного заведения в целом: корректировка или обновление образовательных программ, рабочих планов и учебных планов и пр. Данная необходимость возникает у тех учреждений, где низкие показатели ВПР, символизирующие несоответствующие требованиям ФГОС критерии качества подготовки студентов и выпускников.

Аттестация студентов представлена в двух вариациях: промежуточная и итоговая. Первый вид – это сессия, проводимая раз в семестр. Второй вид – комплексный государственный аттестационный экзамен, который реализуется лишь среди выпускников перед защитой дипломной работы. Притом оба вида аттестации являются обязательными. Итоги указанных видов оценки напрямую сказываются на жизни учащегося колледжа:

  • Могут повышать или снижать размер стипендии или вовсе лишать студента данной выплаты;
  • Ухудшается или улучшается общая статистика суза, а также отдельно взятой программы, группы или студента, что может оказывать влияние на репутацию и престиж, рейтинг учебного заведения, статистические показатели колледжа и пр.;
  • Производится общая оценка качества образования в стенах конкретного учреждения, анализ соответствия соответствующих программ и ФГОС, требованиям рынка труда и пр.

С одной стороны, и ВПР, и аттестация студентов колледжа нацелены на определение уровня подготовки и соответствия учащихся реальным требованиям работодателей и заданным стандартам образования. С другой стороны, миссия и роль указанных рубежей разнится (особенно по степени воздействия на учащегося).

Можно ли избежать прохождение ВПР студенту?

Несмотря на то, что ВПР не является обязательным видом по аттестации студента, проходить его учащиеся колледжей, техникумов и училищ обязаны в установленном порядке. Но проводится данный этап сгруппировано, то есть в конкретный назначенный день внутри образовательного заведения, в строго установленные на федеральном уровне сроки.

В целом, суровых наказаний за отсутствие на ВПР нет. Так как данная проверка знаний и компетенций не предусмотрена учебным планом и является внеплановой, то и наказание за это может действовать только внутри учебного заведения. То есть фактически, студент не обязан выполнять данный вид проверки в рамках образовательной программы.

Принципы и подходы к выполнению ВПР среди студентов
Принципы и подходы к выполнению ВПР среди студентов

Обратите внимание, что ВПР проводится во время занятия, то есть согласно действующему расписанию. Как правило, она реализуется на той паре, когда был поставлен соответствующий формат занятий по дисциплине (лекция или семинар), притом о предстоящей ВПР студентов оповещают заранее.

Если студент отсутствовал на ВПР по уважительной причине, то в целом никаких серьезных последствий для него не наступает. Если отсутствие было по неуважительной причине, то преподаватель дисциплины может потребовать «отработать прогул» в общем порядке.

Если проведение ВПР еще продолжается (по общим срокам), то студент может выполнить данный контрольный срез отдельно, если администрации колледжа обеспечит для этого соответствующие условия.

Учтите, что намеренно прогуливать ВПР не стоит, так как карма может настигнуть студента в любой момент, как по внутрисузовским правилам, так и по требованию организатора и пр.

Но у всероссийских проверочных работ есть одна особенность, подчеркивающая добровольность! Любая школа или суз, педагог имеет право отказаться от прохождения данной процедуры! Но на практике подобное встречается редко, так как государственные органы неоднозначно реагируют на подобные отказы: подозрения относительно качества работы педагога, ухудшение репутации педагога и образовательного заведения («тень сомнений расширяется»)и пр.).

Также среди характерных черт ВПР можно отметить то, что данная оценка уровня и качества подготовки не проводится в отношении учащихся надомных образовательных программ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как студенту подготовиться к ВПР?

Всероссийские проверочные работы призваны проверить соответствие действующих образовательных программ требованиям ФГОС, а также качество подготовки студентов и выпускников с учетом тенденций рынка труда, требований работодателей и пр.

Казалось бы, что нужно студенту, чтобы успешно пройти ВПР? Достаточно добросовестно посещать и работать на всех занятиях, выполнять все домашние задания, практические работы, кейсы, не исключая при этом самообразования (изучение списка рекомендованной литературы тип и пр.).

Также более опытные студенты и преподаватели отмечают что лучше всего заниматься не только повторением и закреплением пройденного материала, но и решение аналоговых заданий и заданий прошлых лет. Получить их можно черед преподавателя, который скачает соответствующие файлы через специальную программу.

Обратите внимание, что ВПР проводится лишь на первых курсах обучения в колледже или техникуме, то есть затрагивает преимущественно базовый курс по профильным предметам. Поэтому нередко задания этого контрольного среза сопоставимы по уровню сложности с ГИА 9-11 классов школы и минимальным азам по специальности (углубленная часть предмета, введение в специальность). Школьник или студент может отказаться от прохождения ВПР только если данное правило отмечено во внутренних документах и правилах учебного заведения.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!