Выполнение диссертации – ответственная миссия, требующая усидчивости, дотошности, разборчивости. Но даже самый тщетный и ответственный аспирант или эксперт допускает те или иные погрешности, которые могут привести к дисквалификации или отзыву ученой степени. Такие последствия, конечно же, плачевно сказываются на рукописи и авторитете автора. Чтобы миновать такой участи, важно понимать, что способно привести к такому исходу.
СОДЕРЖАНИЕ
Причины отклонений в диссертации
Согласитесь, что с первого раза выполнить научное исследование и грамотно его оформить – задача непростая, посильная не каждому. Согласно статистически, лишь до 15% аспирантов и соискателей успешно справляются с таким заданием с первого раза. Все остальные допускают те или иные ошибки. Но не каждое отклонение чревато суровым наказанием. Лишь в отдельных случаях возникает риск отзыва ученой степени или дисквалификация автора и недопуск диссертации к защите.

Почему авторы допускают нарушения в диссертационном исследовании? Среди причин появления отклонений, чреватых дисквалификацией и отзывом «научных регалий» можно отметить следующие:
- Слабая подготовка исследователя или образовательный фактор.
Данная причина чаще всего кроется в неумении работать с информационным потоком и научным инструментарием. Вследствие узкого кругозора в работе может наблюдаться терминологический хаос, перегрузка научными категориями и фактами, цитатами, нарушение логики и последовательности повествования, неуместное употребление цитат и статистики, иных сведений.
Чтобы подготовить качественный научный труд, важно тщательно разбираться в теме, полагаться на системный подход и критическое мышление. Но эти компетенции свойственны не каждому.
- Организационные аспекты.
Исследователь не всегда может с первого грамотно и подробно спроектировать и спланировать ход НИР. Зачастую аспиранты или уже квалифицирированные ученые теряются в теме и не могут составить четкий план действий, действуя интуитивно или импровизируя по мере поступления проблем.
В данном случае причина ошибок кроется в неправильном распределении сил и ресурсов, организации рабочего места, подбору объекта и базы исследования, распределению располагаемых ресурсов, отказу от тайм-менеджмента и др.
Также важно отметить в данной группе – проблемы с финансированием. Для проведения НИР потребуются определённые ресурсы, вложения. Не каждый автор сможет самостоятельно потянуть такие траты. Отсутствие специального оборудования или ресурсов затянет исследовательский процесс и ход выполнения диссертации.
Организационные аспекты напрямую влияют на ход. Темп качество НИР, оперативность выполнения тех или иных мероприятий и подготовку проекта к аттестации.
- Формализм.
Опытные исследователи порой подходят к подготовке научной работы слишком формально. Они дотошно следуют гостам и регламентам, стараются уложиться в стандартную или «аналоговую» структуру документа, перерабатывают груду учебной и научной литературы. Но вместо самостоятельного исследования они воспроизводят лишь его имитацию.
Формальный подход – серьезное нарушение при подготовке диссертационного материала, который приводит лишь к бюрократизму и снижению качества, оригинальности изыскания, обобщению авторской позиции и индивидуальности в раскрытии темы. При таком подходе теряется та самая «изюминка», авторство, особенности.
- Личностные факторы.
Не всегда выполнение научного исследования и подготовка диссертации – осознанное решение. Порой к этой траектории приходят вынужденно или случайно, не осознавая сложности и весомость всех итераций.
Более того, индивид может допустить те или иные огрехи в НИР на фоне банальной невнимательности и рассеянности, боязни допустить какие-то грубейшие нарушения или отклонение от научных правил и норм.
Некоторые стараются максимально упростить ход научной мысли и выполнить изыскание в кратчайшие сроки. При таком подходе детали теряются, стремление написать быстрее порождает лишь больше недочетов и ошибок (логических, лексических, структурных и пр.).
Банальная лень также способна спровоцировать развитие прокрастинации и отставание от намеченной траектории и графика, что приведет к «застою», пропуску некоторых частей и в последующем может вызвать необходимость поспешного воспроизведения мероприятий.
Софофобия – также может стать личной причиной нарушений в научном исследовании. На ее фоне аспирант буквально парализован и боится перемен, новых знаний, апробировать новые идеи и методы. Замена инструментария более привычными или менее актуальными походами снизит качество исследования и степень доверия к нему, подчеркнет его увядающую актуальность.
Таким образом, оснований для появления нарушений в диссертации, способных вызвать дисквалификацию и лишение ученой степени масса. Он все они разрешимы при грамотно мотивации и стремлении к покорению новых академических вершин.
Виды и особенности нарушений в диссертации
Согласитесь, что за банальную орфографическую ошибку в тексте научной работы, Вас вряд ли кто-то станет лишать ученой степени. «Человеческий фактор» никто не отменял. Но бывают такие нарушения, которые и вправду способны спровоцировать серьезные недопонимания и даже споры, повлечь за собой самые серьезные последствия.

Одним из распространенных видов отклонений в диссертации является лексическое. Он предполагает неправильную трактовку полученных результатов или непрофессиональное, неграмотное употребление специальных терминов (без учета их значения, текущего контекста и т.д.). Такие описки приводят к более сложной трактовке или неправильному описанию ситуации, усложняет ход погружения в тему.
Вторым не менее известным нарушением в диссертационном исследовании является методологическое. Его суть состоит в том, что исследователь может отклоняться от намеченной траектории, делать «лирические отступления». На фоне избытка информации нередко авторы уходят от изначальной цели, пересматривая границы НИР, поэтому могут наблюдаться отклонения между теорией и практическим разделом.
Третий тип – информационный. Также данный вид называют плагиатный. Этот формат считается самым очевидным и грубейшим нарушением, который моментально подрывает авторитет автора, качество проведенного изыскания. Он предполагает нарушение авторских прав и неправомерное использование в проекте чужих трудов, присваивание чужих заслуг и достижений.
Четвертый вид – аттестационный он связан с некорректным представлением научного труда перед Диссоветом, нелогичными пояснениями, несвязной речью диссертанта. Также могут наблюдаться пробелы в знаниях или отклонения от выполненной работы, которые подрывают доверие к выступающему и вызывают сомнения относительно самостоятельности НИР.
Еще одна разновидность нарушений при выполнении научной работы – оформительная, она предполагает отклонение от действующих ГОСТ 7.0.11-2011 и иных регламентов, устанавливающих правила и требования по форматированию.
Также следует отметить еще два типа огрех: непреднамеренный и преднамеренный. В первом случае исследователь даже не замечает допущенных ошибок в силу собственной невнимательности или неосознанности, уровня подготовки. Во втором случае автор же идет на самое настоящее «научное преступление», фальсифицируя или похищая данные для своей работы и используя ее без отсылки на оригинал.
В целом, любое нарушение чревато определенными последствиями, начиная от банальной доработки и недопуска к защите и заканчивая лишением ученой степени. Все зависит от серьезности и количества таких огрех. Но в любом случае – исправить ситуацию всегда возможно!
Какие нарушения способны привести к лишению ученой степени?
Как мы уже отметили выше, далеко не каждая ошибка приведет к риску отзыва ученой степени или дисквалификации. К таким серьезным последствиям приведет лишь грубейшее и серьезное отклонение, сказывающееся на результатах, качестве НИР и пр. Ниже мы отметим наиболее распространенные погрешности, которые способны спровоцировать отзыв научных регалий.
Нелегальное заимствование или плагиат
При написании кандидатской или окоркой диссертации исследователь работает с огромным потоком информации. Ему предстоит разобраться в теоретических и академических аспектах по теме, описать и обосновать полученный при реализации выдвинутой идеи результат, оценить его эффективность и состоятельность, перспективность. Для этих целей ему предстоит оперировать сторонними трудами, цитатами, фактами и пр.

Если автор диссертации использует сторонние работы, рукописи для подтверждения собранных им сведений, обоснования итогов НИР и выводов, то он должен сделать соответствующую отсылку на первоисточник. То есть необходимо указать, чье мнение или достижение было использовано в собственных исследовательских целях. То есть соискателю нужно правильно оформить соответствующие выдержки-заимствования и цитаты.
Чаще всего они пренебрегают правилами и стилями цитирования, некорректно оформляют ссылки и сноски или вовсе не делают их. Такими действиями они присваивают чужие заслуги, нарушая тем самым авторские права. Плагиат – наказуемое в академической среде преступление. Именно оно в первую очередь становится основанием для дисквалификации и отзыва ученой степени.
Недостоверные сведения
Если в диссертации автор задействовал непроверенную информацию, то сам по себе такой факт в целом не вызывает споры и существенных проблем. Казалось бы, просто источник информации для общего разбора темы или обоснования результата, вывода, гипотезы, авторской позиции. Это ведь всего лишь материал – чьи-то достижения, мнение и пр.
Но на самом деле именно применение недостоверных сведений приводит исследователя к неточным и недостоверным результатам, умозаключениям, которые на практике могут не состояться. Если Диссовет или иной эксперт установит соответствующий факт, то у ученого могут возникнуть проблемы. Его «научная корона» будет под угрозой лишения.
Более того, к недостоверным ресурсам также относят фальсифицированные данные. Под ними понимают искаженные или адаптированные под идею сведения, призванные сделать гипотезу более привлекательной, визуально состоятельной и перспективной. Чаще всего к такому «интеллектуальному подлогу» прибегают на фоне нехватки информации или в спешке (когда сроки поджимают). Из-за отсутствия финансирования и необходимого для НИР инструментария, оборудования и т.д.
Применение в диссертационном исследовании непроверенной информации чревато не только низкокачественными результатами, высокими погрешностями, но и дисквалификацией. Академическое сообщество весьма сурово относится к «интеллектуальному» обману. Здесь простая доработка рукописи уже не спасет. Авторитет автора пострадает в первую очередь.
Несоответствие темы и содержания
Проведение научного исследования соприкасается с определенным направлением: автору предстоит не просо выделить общее направление, предметную область, но и конкретизировать сферу НИР в виде темы, сузив границы и масштабы до определенной проблемы и объекта.

Очень часто исследователи дают своим проектам слишком обобщенные наименования, которые не подчеркивают проблематику и суть проделанной работы, ее особенности. Поэтому при изучении основной части возникают вопросы:
- Как текущий материал соприкасается с темой?
- Насколько полно раскрыта заявленная тематика и проблематика?
- Что и для чего рассматривает автор?
- Насколько описанная в основной части логика соответствует заявленной теме? Корректен ли заголовок работы?
То есть если возникает вопрос, как связана тема и основная часть диссертации, то это прямой знак того, что автор допустил противоречие между тематикой и содержанием НИР. Это может вызвать не просто ряд дополнительных вопросов на защите, но и подвергнуть сомнениям в целом соответствие исследования заявленной научной области, научной специальности и пр.
Более того, при наличии существенных отличий между темой и содержанием проекта, может наблюдаться структурная диспропорция или нарушение. В этом случае состав проекта (в частности, заглавие и направление глав, параграфов) будет отклоняться от тематики, даже если проблема исследования сохранена и ярко выражена. Это может вызвать споры между квалифицированными экспертами или во время аттестации.
К признакам несоответствия темы и содержания можно отнеси следующие характеристики:
- Некорректное наименование проекта или заголовков глав и параграфов;
- Отсутствие логики и связности между разделами, слабое раскрытие заявленной тематики и проблематики;
- Несоответствующие ожиданиям и текущим научным познаниями выводы, отклонения от основного тематического ракурса и переход на менее значимые вопросы;
- Избыточное расширение темы, исследования с уходом в смежные предметные области, смещение границ и ракурса НИР, что способно вызвать несоответствие работы требованиям и программе научной специальности;
- Слабая аргументация актуальности, значимости и новизны темы, проблемы, решения;
- Использование неактуальных или несоответствующих теме методов НИР и т.д.
Таким образом, несоответствие темы и содержание – прямое показание к дисквалификации работы и отзыву ученой степени, подрыву репутации ученого.
Несоблюдение требований по публикациям и их фальсификация
При написании диссертации важно не только качественно перерабатывать собранный материал, грамотно интерпретируя полученные результаты и выводы, но и оперативно публиковать и ссылаться на собственные публикации по заявленной теме. Не каждый аспирант и даже опытный соискатель помнит о такой необходимости. Поэтому, когда наступает пора подготовки рукописи к защите, авторы просто стопорятся.

Публикационный процесс – дело не одного дня. Зачастую он затягивается на несколько месяцев. Согласитесь, когда счет идет на дни и минуты до представления материала Диссовету, то здесь уже даже срочная публикация не спасет. Поэтому индивиды полагают, что отмеченные в ссылках и сносках рукописи вряд ли будут проверять шквалом, тотально. Они готовы «замаскировать» свои пробелы посредством фальсификации.
Чаще всего она проявляется следующим образом:
- Создание мнимых ссылок на несуществующие публикации, выдуманные рукописи;
- Присваивание чужих трудов (однофамильцев или просто иных авторов) и их включение в текст с помощью приема самоцитирования, самоплагиата;
- Искажение данных при формировании библиографической записи о первоисточниках: изменение даты публикации, изменение сведений об авторах и т.д.
Также к проблеме несоблюдения требований по публикациям относят недостаточное число изданных статей. То есть автор не успел выпустить в научных журналах минимально допустимое количество публикаций и смирился с этим, понадеявшись на невнимательность членов Диссовета и пользователей. Иногда такой прием «прокатывает», он в дальнейшем при изучении рукописи пользователи могут задать соответствующие вопросы, уличив исследователя в нечестности, нарушении общепринятых норм и требований.
Плагиат и фальсификация данных – прямое показание к лишению ученой степени!
Нарушение правил Диссовета
Написать кандидатскую или докторскую диссертацию – еще не значит, что успех у вас в кармане. На защите или публичных слушаниях важно учитывать действующие регламенты и правила, устанавливающие особый порядок аттестации. В каждом Диссовете могут действовать дополнительные условия и требования к соискателям, которые нужно учитывать. Нарушение таких параметров может негативно сказаться на исходе.
Правила диссертационного совета могут затрагивать следующие моменты:
- Состав и содержание научной работы;
- Количество, издания для публикаций научных статей по теме исследования;
- Определение порядка предзащиты, сроков сдачи материалов членам Диссовета на изучение;
- Регламентация защиты: порядок выступлений, продолжительность аттестации, требование представить дополнительные материалы по диссертации (научный доклад, автореферат, тезисы и т.д.);
- Требования по количеству, частоте публикаций;
- Уточнение параметров форматирования текста;
- Требования к уровню оригинальности текста и др.
Чаще всего диссертанты допускают следующие нарушение требований Диссовета: опоздание или неявка в назначенный день на защиту без уважительной причины, несвоевременная подача документов на проверку и аттестацию (несоблюдение графика, установленных сроков), невыполнение требований по предоставлению второстепенных дополнительны документов по теме исследования (тезисы, доклад, рецензии и пр.), нарушение правил поведения на защите (необоснованный спор с членом комиссии, переход на личности и нарушение норм культуры, этики общения и т.п.).
Неподобающее поведение на защите или несоблюдение требований Диссовета подчёркивает предвзятость автора, его несоответствие действующим нормам научного сообщества, что может повлечь за собой отказ в присуждении или лишение ученых регалий.
Несоответствие оригинала и электронного варианта диссертации
Диссертация подлежит не просто защите, но и публикации. Чаще всего она размещается на сайте вуза или научной организации или согласно требованиям Диссовета (на определенном сайте). Бывают ситуации, когда материал, представленный на очную защиту, отличается то опубликованной на сайте ВАК или вуза проекта. Чаще всего такое случается, если исследователь вносил корректировки, дорабатывал материал согласно замечаниям научного руководителя, рецензента, но не внес соответствующие правки в электронный вариант (опубликованный).

Такого рода несоответствия способны спровоцировать лишение ученой степени или отклонение в ее присуждении, так как подобного рода действиями автор вводит в замешательство и заблуждение пользователей.
Таким образом, не каждое нарушение способно лишить ученого его «академических регалий». Он любое отклонение о действующих правил, требований может негативно сказаться на его научной карьере. Если автор пренебрегает обязательными и дополнительными требованиями, то его могут привлечь к ответственности и лишить ученой степени.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Как избежать лишения ученой степени при выявлении нарушений в диссертации?
Если в вашей научной работе на том или ином этапе были выявлены нарушения (будь в процессе написания или уже после защиты), важно уметь признавать поражение и недостатки. Не стоит искать причины и оправдания. Не портьте себе репутацию. Признайте ошибки и постарайтесь оперативно их исправить, если это возможно. Восстановить ее – дело очень сложное, длительное и посильно не каждому.
Будьте готовы объяснить нарушения. Диссовет может потребовать предоставить пояснительную записку с указанием причин, по которым было совершено «интеллектуальное преступление». После ее изучения может быть принято решение о предоставлении периода для «реабилитации» и исправления ситуации или отзыв ученой степени.
Чтобы избежать проблем, опытные авторы и соискатели рекомендуют:
- Документировать каждый шаг и этап, тщательно перепроверять все материалы, записи, подготовленные рукописи и полученные результаты.
- Также необходимо тщетно следить за соблюдением норм форматирования.
- Не пренебрегайте рекомендациями научного руководителя и рецензента, принимайте во внимание все советы и замечания.
- Чтите законы авторской этики.
Будьте внимательны при проведении исследования и грамотно описывайте его в своей диссертации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!