Каждый преподаватель периодически проходит курсы повышения квалификации или переаттестации, аттестовывается для получения той или иной категории, диплома и т.п. Но этого бывает недостаточно для подготовки школьников к государственным экзаменам или ВПР. В силу изменчивости образовательной программы, стандартов обучения, заданий ОГЭ и ЕГЭ (притом, как количественно, так и качественно), учителям нужно соответствовать им и самим разбираться. Чтобы понять качество подготовки учащихся и уровень подготовки непосредственно преподавателя, действует специальная система проверок от МЦКО. Сегодня мы расскажем об этой парадигме чуть подробнее.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое МЦКО и зачем оно нужно?
Сама по себе аббревиатура МЦКО расшифровывается как Московский центр качества образования. Это специальная организация, которая была образована под началом Департамента образования и науки Москвы. Она занимается определением качества подготовки учащихся в рамках определенных предметов, а также оценкой компетентности педагогов.
Проще говоря, МЦКО проводит диагностические тестирования и проверки, которые позволяют определить степень подготовки школьников к предстоящим переводным экзаменам и государственной аттестации. Также данная парадигма позволяет понять уровень профессионализма педагога, который занимается подготовкой подопечным к соответствующим аттестациям (то есть насколько хорошо сам преподаватель владеет предметом, умеет его преподавать и объяснять и пр.).

Важно отметить, что система МЦКО действует не по всей России, а лишь в Москве и Московской области. То есть это программа «регионального» значения. При этом принимают участие в данном мониторинге добровольно. Основная целевая аудитория – школы, колледжи, университеты и иные центры обучения.
Рассматриваемый формат диагностики качества подготовки учащихся и преподавателей выполняет ряд полезных функций:
- Контрольная. С помощью такого подхода администрация учебного заведения или власти могут определять ход освоения действующих программ, уровень знаний учащихся, мастерство учителей и пр. Также на основании таких срезов и тестов легче определить проблемные участки, пробелы в знаниях подопечных и пр.;
- Оптимизационная. На основе выявленных недостатков в подготовке, учащиеся могут понять, какие пробелы им нужно восполнить, на чем акцентировать внимание, какие темы или предметы следует «подтянуть» и пр. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении компетентности преподавателей. Благодаря анализу результатов их тестирования, они смогут определить пути совершенствования и роста профессиональных качеств, знаний и пр.;
- Ознакомительная. Эта функция проявляется в том. Что учащиеся и преподаватели при прохождении проверки могут понять особенности заданий ВПР, государственных испытаний, тонкости действия отдельных требований к качеству подготовки, уровень сложности предметных задач и особенности изучения отдельных тем, направления для саморазвития и самообразования и пр.
Цель диагностики школьников и студентов, педагогов со стороны МЦКО – обеспечение высокого качества обучения согласно действующим ФГОСам, образовательным программам и требованиям отраслей. Благодаря такой неформальной проверке становятся очевидны недостатки в действующих программах, методах обучения, взаимодействия меду преподавателями и подопечными и пр.
Среди основных принципов проведения мониторинга при МЦКО можно выделить:
- Объективность. Проверкой и оценкой результатов прохождения проверки занимаются опытные специалисты, которые не заинтересованы в положительном исходе и не является близкими к испытуемым.
- Профессионализм. Все решения и ответы изучают в полном объёме с акцентом на научную аргументацию. Оценивать итоги тестирования и заданий могут только квалифицированные специалисты с соответствующим образованием.
- Инновации. Проверка может протекать в удобном для пользователя режиме (но заранее согласованном). Могут быть задействованы дистанционные технологии, ИИ и нейросети и пр.
Исходя из вышесказанного, можно понять, что рассматриваемая парадигма призвана оценить качество подготовки целевой аудитории и учителей, а также эффективность реализации тех или иных программ, инструментов и подходов. Прохождение подобного рода «неформальных аттестаций» осуществляется на добровольной основе.
Типы диагностики в рамках МЦКО
Московский центр качества образования проводит различные испытания, но все они ориентированы на определение уровня и качества подготовки испытуемых.

В зависимости то целевой аудитории. Можно выделить следующие варианты мониторинга:
- Контроль учащихся школ, лицеев и гимназий. В данном случае проверяют знания и умения, понимание дисциплины и ее отдельных параметров в рамках среднего неполного полного образования.
- Контроль студентов колледжей и университетов. В этом случае происходит определение качества предметной и общей профессиональной подготовки выпускников, оптимальность предметного соотношения в рамках действующей программы, степень соответствия учащихся требованиям рынка труда и пр.
- Проверка учителей и преподавателей на соответствие действующим регламентам, новшествам и пр. В данном случае происходит профессиональная оценка знаний по соответствующим дисциплинам. Которая помогает понять степень достаточности и мастерства преподавания, уровень понимания и владения предметом, возможности по подготовке учащихся к ВПР, ГИА и т.д.
Обратите внимание, что набор заданий для школьников, студентов и педагогов будет кардинально разным!
В зависимости от формата и предметной приверженности представители МЦКО проводят следующие варианты проверки:
- Устный или письменный. В данном случае разнится формат заданий и условия проведения соответствующих испытаний. Первый предполагает проведение устного билетного экзамена или собеседования, второй – выполнение всех задач, поиск ответов на вопросы и предоставление соответствующих ответов в письменной форме: в развернутом формате, тестирование. Анкетирование и пр.
- Онлайн-проверка по аналогии с ОГЭ или ЕГЭ. В данном случае пользователь проходит дистанционный контроль, который чаще всего ограничен по времени. В большинстве случаев он представлен в виде теста с определенным количеством вопросов разного уровня сложности и пр.
- Предметный и метапредметный контроль. В рамках предметной аттестации проводится контроль знаний и умений целевой аудитории в пределах конкретной дисциплины. Второй тип предполагает определение не только уровня знаний науки, но и развитие соответствующие качеств индивида: аналитика, обоснование, точность расчетов, понимание и знание терминов и пр. Также метапредметный контроль может быть основан на комплексной диагностике по смежным предметам.
Вариант мониторинга и контроля со стороны МЦКО определяется администрацией учебного заведения или потребностями в проверке со стороны целевой аудитории. Например, администрация школы или вуза может потребовать преподавателя пройти тестирование от МЦКО для определения его профессионализма и достаточности текущей подготовки к учебному процессу. Необходимость дополнительного обучения и развития, совершенствования и пр.

По цели проведения контроля на базе МЦКО можно выделить следующие варианты:
- Общая предметная. Она предполагает определение уровня знаний целевой аудитории в рамках изучаемой дисциплины: степень понимания терминов, правил, формул, методик и пр. Формирование подобных тестов основано на основной образовательной программе ученого заведения или требованиях ФГОС к качеству подготовки учащихся. С ее помощью легче установить пробелы в знаниях, сложности в изучении предмета и пр.
- Проверка качества и эффективности образовательной программы. В данном случае задания разрабатываются на основе учебного плана, календарно-тематического плана или рабочей программы по предмету. Эксперты определяют доступность и ясность преподносимого материала, достаточность получаемых компетенций для дальнейшего развития или трудовой деятельности и пр.
- Профессиональная оценка. Такой формат предполагает определение уровня подготовки и подход преподавателей к организации и реализации учебного процесса. Здесь определяться предметные знания учителя, а также основной инструментарий, стиль и подход к обучению целевой аудитории, степень эффективности используемых приемов и пр.
- Качественная проверка. Она нацелена на определение сугубо качественных характеристик, развиваемых в ходе учебного процесса. При таком подходе задания преподносятся в более оригинальной и нетривиальной форме с акцентом на логическое мышление, наблюдательность, понимание материала и умение им пользоваться и пр.
В зависимости от этапа обучения, диагностика учащихся МЦКО может быть общей, попредметной, корректирующей и выпускной. В рамках общего мониторинга чаще всего задания захватывают разные научные области с акцентом на понимание материала, умение размышлять и пр. При таком раскладе проверка задевает основные предметы в зависимости от уровня образования.
Попредметный контроль позволяет определить уровень знаний о конкретной дисциплине и сложности в ее изучении. Задания будут лежать в одной предметной области или учитывать особенности рабочей программы по дисциплине.
Корректирующая проверка призвана определить сложности в изучении научных направлений, дисциплин, тем, выполнении определенных заданий и помочь оперативно восполнить их посредством корректировки учебной программы или разработки плана индивидуального обучения, саморазвития и пр.
Выпускная оценка школьников проводится по аналогии с ОГЭ и ЕГЭ. Позволяя понять степень их учебной и моральной готовности к таким испытаниям. По результатам такой диагностики выпускники получают рекомендации по подготовке к реальным экзаменам с опорой на текущие недостатки и пробелы.
Также допустима проверка учащихся на определенные характеристики (попредметного и общего характера). Например, в рамках начальной школы возможен мониторинг скорости чтения или письменной грамотности (диктант и пр.), аудирование материалов и тестирование и пр.
По характеру можно выделить добровольные и обязательные мониторинги. Первая предполагает не только участие в подобной системе контроля над качеством обучения, но и личные мотивы на прохождение таких испытаний. Обязательная диагностика затрагивает преимущественно жизнь выпускников 9 или 11 классов, которыми предстоит получить допуск к ОГЭ и ЕГЭ. В этом случае им предстоит в обязательном порядке пройти диагностику по русскому языку и математике.
Таким образом, МЦКО проводит различные виды проверок в отношении учащихся и преподавателей с целью повышения качества, доступности и ясности современного образования и помощи в подготовке к предстоящим аттестациям.
Порядок прохождения проверки МЦКО
Как мы уже отметили выше, прохождение контроля МЦКО — процедура ограниченная. Во-первых, она реализуется преимущественно на территории Московского региона. Во-вторых, участие в ней – добровольное. Притом решение принимает администрация учебного заведения.
МЦКО разрабатывает определенный график проведения испытаний для целевой аудитории и заранее готовит пакет соответствующих заданий. Он учитывает уровень осваиваемого образования, цель проведения испытаний и пр.

Если участников для проведения испытаний много, то центр имеет право провести жеребьёвку, чтобы отобрать испытуемых и оптимально распределить период их аттестации. Как правило, прохождение таких испытаний возможно несколько раз в течение учебного года. Такой ход позволяет оценить поэтапность и глубину погружения в предметы, общую подготовку учащихся и пр.
Классическая или базовая календарная градация диагностики МЦКО предполагает проведение соответствующих контрольных проверок в начале учебного года (сентябрь и октябрь). Она призвана оценить степень усвоения материалов за предшествующие периоды, оперативную память учащихся и информационную ориентацию и пр.
Далее тесты и задания школьники и студенты могут проходить в середине учебного года (чаще всего в декабре). На его основе оценивается динамика успеваемости, глубина погружения в дисциплины, понимание тем и пр.
В апреле и мае принято проводить итоговый мониторинг, позволяющий оценить усвоение всей годовой программы, а также повести общие итоги относительно развития испытуемых, их сильные и слабые места и пр.
В зависимости от статуса и уровня подготовки целевой аудитории набор предметов и заданий разнится.
Уровень подготовки |
Проверяемые предметы |
Типы заданий |
Начальная школа | Математика и русский язык | Решение зада и уравнений, проверка таблицы умножения. Правописание, диктант, тест, контрольная работа |
Среднее школьное звено | Математика, русский, естественнонаучные предметы | Задачи, тесты, открытые вопросы, логические задачи, контрольные работы |
Выпускники 9 и 11 классов | Все предметы школьной программы | Тестирование, развернутый вопрос, логическая задача, предметная задача, кейс |
Студенты | Выбор нескольких предметов (общих или профильных) для контроля | Тестирование |
Выпускники колледжей и вузов | Предметы с акцентом на ГОСы (аналогичные или смежные) | Тестирование, письменный экзамен |
Преподаватели | Предметная область согласно квалификации | Тестирование, собеседование, письменный экзамен |
Для прохождения диагностики МЦКО администрация учебного заведения должна заранее направить соответствующую заявку. Для этого необходимо перейти на официальный сайт организации и заполнить соответствующий бланк, дождаться ответного письма на электронную почту и пр.
Обратите внимание, что диагностика может быть как бесплатной, так и платной. Как правило, общая или проверка по основным предметам проводится бесплатно, а индивидуальные тестирования, профессиональная оценка и углубленный контроль по отдельным предметам требует вложений (оплата организационного взноса).
Испытания проводятся согласно утвержденному графику в определенные дни и время. Если испытуемый не явился на контроль знаний, то делается соответствующая пометка. Если пропуск был по уважительной причине, то важно предоставить справку, в этом случае индивид сможет выполнить соответствующие задания в «резервный день». По решению администрации школы пропустивший срез учащийся может его не проходить.
Диагностика МЦКО проводится дистанционно с применением компьютерных и информационных технологий.
Участие в контроле со стороны Московского центра качества образования играет особую роль в соответствующей отрасли. Во-первых, благодаря учету таких данных легче оценить эффективность и посильность, доступность действующих программ, их глубину, ясность и пр.
Во-вторых, результаты таких срезов могут учитываться в рамках академической успеваемости учащегося. Решение об отражении оценки по итогам такого среза принимается преподавателем и администрацией образовательного заведения. В большинстве случаев итоги диагностики просто принимают во внимание при дальнейшем погружении в предмет.
В-третьих, прохождение сертификационных форм контроля от МЦКО позволяют определить уровень подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Они не смогут заменить их при поступлении, но помогут сориентироваться в ходе подготовки к итоговой аттестации по предмету.
Притом для проведения аттестации важно создать определённые условия: аудитория с индивидуальным компьютером для каждого испытуемого, соблюдение временного режима, контроль за прозрачностью прохождения теста, отсутствие запрещенных материалов и предметов и пр. Для прозрачности и честности могут потребовать видеозапись прохождения теста.
Таким образом, контроль над качеством подготовки со стороны МЦКО не напрасен и ориентирован на повышение качества образования. Уровня подготовки выпускников.
Как подготовиться к диагностике МЦКО?
В целом, вопрос по подготовке к проверкам МЦКО – вопрос довольно спорный. Чисто с формальной точки зрения, чтобы результаты такого контроля были предельно объективными и честными, никакой дополнительной подготовки учащегося не требуется. Данный формат призван оценить текущий уровень подготовки, качеств усвоения им пройденного материала и умение правильно им пользоваться. Но учащиеся, как и их педагоги, администрация учебного заведения, все же боятся упасть в грязь лицом. Поэтому чаще всего практикуют следующие варианты подготовки к диагностике МЦКО.

Способ 1. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и прорешивание заданий по предмету. В данном случае самообразование помогает закрепить и лучше усвоить пройденный курс, а также углубить его или усовершенствовать.
Способ 2. Дополнительные занятия с преподавателем или репетитором. Такой вариант предполагает проведение дополнительных занятий и встреч (очных или онлайн) с наставником, который поможет в изучении предмета, пояснит ход выполнения тех или иных заданий, условия применения соответствующих правил, формул, методик и пр.
Способ 3. Прорешивание демонстрационных тестов и заданий прошлых лет. Такой вид деятельности поможет сориентироваться в составе соответствующих тестов, особенностях формулировки заданий. Необходимость дополнительного изучения дисциплины, определении пробелов в знаниях и пр.
Способ 4. Коррекционные занятия (групповые и индивидуальные). Такие формы чаще всего используются в школах по результатам промежуточных контрольных работ или опросов учащихся. Преподаватель выявляется сложные темы или проблемы в освоении тех или иных моментов по предмету и корректирует основную программу обучения, а также предлагает учащимся посетить несколько дополнительных занятий для восполнения пробелов. В этом случае подготовка к МЦКО также повышается.
Обратите внимание, что подготовка к диагностике МЦКО – решение сугубо добровольное, принимаемое непосредственно испытуемым лично.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по подготовке к проверке МЦКО?
Любое испытание, будь то банальная контрольная работа, самостоятельная работа, тест или опрос вызывает у учащихся как минимум волнение, максимум – стресс и панику. Притом указанные психологические состояния также могут сказать на результатах испытания. Поэтому первым делом нужно правильно настроиться на соответствующий формат проверки. Будьте оптимистами. Поверьте, мысли материальны.
Вторым не менее важным моментом является изучение правил проведения и условий прохождения диагностики МЦКО. Внимательно изучите, в какой обстановке, когда и где будут проходить соответствующие проверки, что допускается приносить с собой или что нельзя, как нужно выполнять задания, действующие ограничения и особенности (сколько времени дается на прохождение теста, какие задания могут встретиться, какие предметы разрешены с собой и пр.). При правильной организации «экзаменационного процесса», шансы на благоприятный исход вырастают. Более того, в известной или наиболее знакомой обстановке легче сосредоточиться и настроиться на прохождение теста.
Не пренебрегайте разбором заданий диагностики МЦКО прошлых лет. Такие пакеты тестов можно найти на официальном сайте организации. При желании можно найти рекомендации по выполнению наиболее сложных заданий, а в интернете – разбор пакетов с пояснением. Такой ход облегчит решение соответствующих тестов и кейсов, поможет разобраться во всех тонкостях и сложных вопросах, понять ход выполнения тех или иных форматов заданий и пр.
Преподавателям рекомендуется периодически посещать различные профессиональные конференции, семинары, тренинги, заниматься научно-исследовательской деятельностью для повышения уровня подготовки и профессионализма.
Не стоит пренебрегать самоподготовкой и саморазбором, самопрорешиванием заданий из открытых первоисточников (например, ФИПИ, задания ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, демоверсии и пр.). Самострельная работа в изучении дисциплин и выполнении заданий творит чудеса: углубляет знания и совершенствует практические навыки в выполнении задач, облегчает ход выполнения тестов, расширяет кругозор и позволяет тщательнее подготовиться к будущим ГИА. С помощью самообразования индивид повышает шансы на благополучный исход.
Если при изучении тем или разборе тренировочных заданий возникают сложности, то важно тщательно разобраться в соответствующей теме или обратиться за консультацией к преподавателю или более опытному наставнику.
Как гласит народная мудрость: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». Поэтому, чтобы успешно и легко преодолеть диагностику МЦКО важно иметь за плечами качественные знания и навыки, четкие цели и понимание предметов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!