Если выполнение курсовых и дипломных работ, диссертаций и научных статей признается изначально запланированным действием, то написание эссе чаще всего вызывает ассоциации с импровизацией и творчеством. Но на самом деле даже такие тексты важно писать четко по плану.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое план эссе и зачем он нужен?
Написать эссе – ответственная и непростая миссия. Многие школьники и студенты полагают, что данная работа основывается на сплошном размышлении и философствовании. Но на самом деле это не так. Чтобы упорядочить мысли и сделать материал последовательным, гармоничным логически завершенным, нужно опираться на план.
План эссе представляет собой основу текста, которая задает основное направление и выделяет ключевые моменты для освещения. Визуально он может быть представлен как нумерованный список, где в каждом пункте будет выделена основная мысль или действие автора с опорой на проблему или ключевые слова.
План эссе выполняет ряд важнейших функций:
- Упорядочивание мыслей. То есть ход повествования становится более продуманным, логичным и связным. План конкретизирует, что и где будет отмечать автор, помогает воссоздать конкретную цепочку мыслей и фактов и подвести к конечному результату;
- Очищение текста. С помощью плана автор исключает малозначимые моменты и сведения, отмечая лишь важное, ценное, с учетом специфики темы и собственной позиции, мнения. Благодаря такой «шпаргалке» исследователь исключает дублирование информации, «лирические отступления» и пр.;
- Рациональное использование времени. План помогает грамотно собрать мысли в «общую картину» и сократить время на поиск информации, написание и доработку текста и пр.
- Целеполагающая миссия плана эссе состоит в том, что он помогает грамотно установить направление и границы исследования-изложения, а также быстро сориентироваться при описании мыслей.
Написать эссе без плана в целом возможно. Но чаще всего у студентов слишком широкий и быстрый разбег мыслей, которые трудно увязать между собой в единое целое. Поэтому, чтобы изложение было понятным, основательным, логичным, лучше всего наметить четкую траекторию.
Таким образом, планирование эссе упрощает ход выполнения изложения-рассуждения, помогая автору оперативно сориентироваться в информационном поле, тонкостях повествования и времени. С помощью этого шага автор сужает «круг вопросов», подлежащих освещению и делает текст более информативным, аргументированным, логичным и завершенным.
Порядок планирования эссе
Разработка плана эссе требует соблюдения как минимум трех базовых правил:
- Целеполагание и тематическая ориентация. Данный принцип предполагается, что планирование будет происходить в определенном направлении, затрагивать конкретный вопрос или противоречие и иметь четкие границы.
- Поэтапное раскрытие. Важно выделять конкретные шаги по изучению и описанию темы, выделяя соответствующие элементы и воссоздавая логику, связность.
- Завершенность. Реализация намеченной «инструкции» должна приводить к конкретному результату и выводу по теме.
Планирование эссе происходит только после того, как тема выбрана и утверждена. Притом данный процесс будет затрагивать две траектории: логическую и формальную.
Первый шаг по формированию логического плана предполагает тематический анализ или изучение выбранной парадигмы. В данном случае автору предстоит разобраться в тонкостях и особенностях исследовательского вопроса, проблемы и определить свое отношение, мнение по нему.
В ходе анализа первоисточников автор выделяет различные мнения и подходы к теме, проблеме, формирует свою позицию и собирает аргументы в ее пользу. Автор может склоняться к позиции какого-либо исследователя, автора, героя или же выдвигать свою точку зрения, которая кардинальным образом разнится от существующих парадигм. Главное – тщательно ее обосновать.
Вторым шагом является изучение требований к составу и оформлению эссе. В данном случае автор выделяет конкретнее параметры и требования, которым должен соответствовать формируемый им текст. Здесь важно обратить внимание на такие моменты, как объем работы, количество допустимых первоисточников и аргументов, стиль написания, особенности оформления и пр. То есть уже здесь отмечаются «критерии для обрамления» эссе, благодаря которым автор может определить основные труды и аргументы, тезис, тонкости его выдвижения и обоснования, описания, наиболее приоритетные акценты и пр.
Третий шаг – формальное структурирование темы. В данном случае автору достаточно выделить три основных раздела и дать им общее назначение-наименование. Речь идет о введении, основной части и заключении. Притом исследователь должен понимать, что и как он будет освещать в каждой из указанных частей.
На этой стадии планирования эссе достаточно напротив каждого раздела выделить ключевые слова и точки, обозначить основной вопрос. Во введении достаточно ответить на вопрос: «О чем пойдет речь?», в основной части – «Что думает автор и как это обосновать?», в завершении – «К каким выводам пришел автор?».
Четвертый этап планирования эссе состоит детализации общего кастета (формальной структуры). В данном случае уместно разбить каждый раздел на более мелкие составные части, пункты. Каждый из них должен подчеркивать выполнение конкретной задачи, действия и ее роль по теме. Важно описать каждый параграф с акцентом на идеи, вопросы, из связи и следствия и пр. То есть автор эссе подробно расписывает, что он будет описывать, какая информация ему пригодится, какие примеры и факты использовать и пр.
Пятая стадия предполагает доработку намеченной тактики по написанию эссе и раскрытию выбранной темы. В данном случае автору нужно проанализировать подготовленную инструкцию-шпаргалку, убедиться в ее логичности, соответствии теме. По необходимости он дополняет или убирает пункты, пересматривает состав раздела, вносит корректировки.
Шестой шаг предполагает написание конкретного и точного плана эссе, по которому будет следовать автор.
Особенности и сложности планирования эссе
Произвольная композиция и философствование при написании эссе позволяет оценить «ширину кругозора» и тонкости авторского восприятия темы. Но для рассматриваемого формата свойственен небольшой объем. Поэтому процесс планирования может быть осложнен тем, что автору важно выделить лишь самые значимые и важные моменты, аргументы. Это бывает нелегко.
Как разбить общий план эссе на более мелкие составляющие и детали? Это, пожалуй, самая распространенная и яркая загвоздка. Преодолеть ее можно с помощью следующих действий.
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
О чем писать? | Актуальность темы и вопроса | Какие результаты получил автор? |
Что рассматривать? | Краткий литературный и иной обзор темы | Какой тезис показал и обосновал/опроверг? |
Какую идею предлагает автор? | Выдвижение тезиса и его обоснование | К каким выводам пришел автор? |
Для начала нужно наметить общую идею для каждого раздела. Например, суть введения состоит в краткой характеристике темы и обосновании ее актуальности, выдвижении тезиса. Соответственно здесь можно выделить следующие моменты:
- Актуальность темы;
- Исследовательский или «философский» вопрос;
- Тезис (идея или мнение автора) по теме;
- Отражение общего смысла по теме.
Далее следует основная часть эссе, где будет происходить описание ситуации, обоснование тезиса. Поэтому здесь важно сделать это последовательно и связно. Для начала достаточно подчеркнуть основной вопрос, затем предоставить различные точки зрения по нему, а затем выдвинуть свою позицию и аргументировать ее примерами или научными фактами, иными способами. Грандиозной виртуозности здесь не требуется. Все четко, по полочкам, просто и понятно.
В завершении изложения-рассуждения важно конкретизировать выводы по теме.
Обратите внимание, что все пункты должны быть связаны между собой и воссоздавать определенную тематическую картину с акцентом на мнение автора, его позицию. То есть с их помощью автор по крупицам собирает тему и тезис, подчеркивает обоснованность своей позиции и мыслей.
Не менее серьезной проблемой при подготовке плана эссе выступает слабая информационная ориентация и слабая доказательная база. Писателю предстоит не просто описывать ситуацию, но отмечать свое восприятие и отношение к проблеме, вопросу. То есть нужно располагать хорошими и надежными аргументами. Притом они не всегда должны быть сугубо научными. Все зависит от тематики и дисциплины, в рамках которого выполняется задание. Порой в качестве обоснования выступают примеры из жизни, цитаты, сравнение с героями художественных произведений или историческими личностями и пр. Главное – грамотно сформулировать аргументы и уместно их употребить, эффектно преподнести.
Планирование — процесс щепетильный. В отношении эссе он помогает автору продумать каждый шаг вплоть до мелочи: что он отметит, как подчеркнет, с помощью каких данных обоснует, с какой стороны опишет, в каком тоне преподнесет и пр. То есть с помощью плана исследователь задает конкретную манеру повествования, общую картину и опору для раскрытия тематики.
Техники написания эссе по плану
Подготовить план – половина дела и залог успеха. Далее автору остается написать соответствующий текст по намеченной траектории. Процесс написания текста – индивидуальный и зависит от умения автора излагать материалы. План может указывать на общую логику или е быть детальным. Но в любом случае важно грамотно раскрыть суть и обозначит авторскую позицию.
На практике чаще всего студенты полагаются на одну из популярных техник.
- Техника генерирования идей. Она предполагает, что автор наметил лишь общую траекторию по теме. В каждом из параграфов он будет подчеркивать конкретную мысль. Притом генерация идеи будет происходить преимущественно в момент написания текста. Здесь, прочитав название пункта или параграфа, автор начинает размышлять, подкрепляя свои суждения известными ему фактами, цитатами, примерами.
Данная техника помогает сгенерировать массу идей, а затем выбрать наиболее перспективный и посильный вариант.
- Техника опоры на источники информации и доказательную базу. Она применима только в том случае, если студент, перед тем как приступить к выполнению эссе, провел информационный анализ или разобрался в теме. В этом случае он будет строить свое повествование на основе располагаемых фактов, то есть подстраивать ход своих мыслей под них или оперировать ими по ходу философствования.
В этом сценарии автор адаптирует известные ему факты, подходы, мнения под собственный план, подбирая место для их уместного применения.
- Личный опыт. Данная методика предполагает, что автор будет рассуждать со своей «колокольни», выделяя в качестве основы или примеров личный опыт. То есть раскрытие темы будет происходить на сугубо субъективной основе. Все доводы будут подтверждаться конкретными фактами-результатами личных действий из прошлого. В рамках этого сценария автору предстоит грамотно оценивать свои действия и следствия, стараться объективно их освещать (без преувеличения) и грамотно увязывать с избранным направлением.
То есть в данном случае, автор в каждом из намеченных пунктов будет приводить пример из своей жизни, конкретное событие, действие, факт и результат, обосновывая тем самым выдвинутый тезис.
- Техника формализации. Она предполагает, что в основе эссе будет лежать строгая классическая структура документа, где каждый раздел будет формироваться на основе имеющихся знаний, представлений, фактов и пр. Эта траектория предполагает, что студент будет вписывать в общую структуру эссе обозначенные в детальном плане ключевые слова, моменты. То есть он изначально ориентирован на миссию конкретной части эссе и преподносит информацию соответствующим образом, трансформируя ее в нужное русло.
Также планирование эссе может проходить с учетом специфики вида плана. Можно выделить следующие типы планирования:
- Линейный. Это самый простой подход к построению логики исследования. Он предполагает постепенное развитие темы с учетом формальной структуры. То есть сначала автор подчеркивает вопрос, выдвигает собственное мнение или идею, обосновывает его и делает соответствующие выводы. То есть все происходит по «прямой».
- Древообразный, он предполагает, что автор будет не просто «по классике» писывать тему, но и делать небольшие ответвления и углубления в отдельные моменты: устанавливать причины и следствия, отмечать различные точки зрения и причины их появления, и пр. То есть в данном случае погружение в тему будет разносторонним и глубоким.
- Кластерный или комбинированный план эссе. В основу такого «кастета» кладут все возможные аспекты по теме, увязывая их в единую картину и подводя к авторской позиции. То есть здесь не будет четкого акцента на границах, фокусе, влиянии. Материал раскрывается на основе всех доступных первоисточников, со всех ракурсов и в конце автор отмечает свое мнение, приводя соответствующую аргументацию.
Обратите внимание, что любая техника выполнения эссе будет ориентирована и адаптирована под возможности автора. То есть так или иначе он будет ее изменять для обоснования своей идеи, мнения. Но при этом каждая из указанных траекторий будет опираться на определенные моменты: в одном случае – личный опыт, в другом – информационная база и доказательства, в третьем – типичная структура документа и пр. Каждый автор самостоятельно решает, каким из способов он будет пользоваться.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по планированию эссе и реализации плана
Написать грамотное эссе непросто. Для этого нужно разработать хороший план, который поможет автору сориентироваться в информационном поле и собственных мыслях, грамотно составить текст.
Чтобы составить хороший «кастет» эссе, важно сначала ответственно подойти к выбору темы. Лучше всего отдавать предпочтение известным и понятным направлениям, которые интересны автору. Согласитесь, что размышлять на вопросы, где нет мотивации и заинтересованности, довольно трудно. Если тема неизвестна, то придется досконально в ней разбираться, что потребует дополнительного времени и немало сил.
Перед тем как приступить к планированию эссе, нужно освежить знания. В качестве аргументов лучше всего использовать актуальную информацию, а также полагаться на научные факты, цитаты известных и авторитетных экспертов. Лучше всего изучить современные тенденции, текущие методы и теории, статистику и пр. Использование современной информации подчеркнет владение темой и позволит автору выдвинуть актуальные методы решения.
Не бойтесь корректировать план. Разработка изначальной схемы по подготовке эссе не означает, что она будет неизменной. По желанию или необходимости автор может пересмотреть ее: дополнить новыми элементами, изменить состав или убрать различные «ответвления» и пр. Но вносить такие коррективы нужно продуманно и обоснованно, только ради оптимизации текста или повествования.
Написание эссе по плану предполагает, что автор будет опираться на описанную им «инструкцию» и развернуто ее описывать. То есть каждый из намеченных им разделов будет описан на основе известной автору информации с отражением своего мнения. То есть он будет увязывать первоисточники со своей позицией и показывать различные подходы к теме, проблеме.
Не забывайте подводить выводы по итогам каждого пункта. Это позволит обозначить достижения и важные моменты, сделать плавный переход к следующей части.
По мере написания эссе обязательно сверьтесь с планом и удостоверьтесь, что все намеченные пункты описаны. Не помешает провести вычитку текста и устранить все недочету: грамматические, орфографические, логические и пр. Проверьте
Самое сложное для студентов при разработке плана – начать его составлять. В этом случае можно просто взять лист бумаги и записывать свои идеи по теме: что писать, что можно отметить и пр. Чем больше идей – тем лучше. Далее из намеченных вариантов студент сможет выбрать самый интересный или проработанный для себя вариант.
Не бойтесь обращаться за помощью к преподавателю, друзьям. Они помогут выбрать интересное направление, подсказать содержимое разделов или дополнить ваши предложения. Притом подготовленный «стержень» рекомендуется согласовать с педагогом (по возможности).
Не спешите писать объемные и сложные обороты, очень подробно расписывать каждый шаг. Учитывайте формальные ограничения (объем) и требования к тексту. Как правило, чем больше текста, тем больше ошибок в нем допускают студенты. Поэтому старайтесь умеренно «плыть» по плану, используя простую терминологию. Эссе проверяется не только на информативность, но и на лингвистическую корректность.
Бывают ситуации, когда наметить план эссе самостоятельно не удается. В этом случае можно обратиться за помощью сторонних специалистов и консультантов ДиссХелп. Наши специалисты помогут разобраться в теме и грамотно выстроить авторскую позицию, выдвинуть уверенный и эффектный тезис, а также подобрать к нему качественные и весомые доказательства. Консультанты DissHelp подскажут, как лучше изложить суть, в какой последовательности преподносить аргументы и факты, как связать между собой разделы и подвести общий итог.
Таким образом, план эссе – это основа изложения, которая воссоздает общую логику и связность повествования в рамках выбранной тематики. С помощью плана автор выстраивает более убедительную аргументацию своей позиции. Тотальная проработка «стержня» эссе – залог успеха.
Планирование эссе помогает автору «умерить» воображение и сделать его более осмысленным, четким и аргументированным. Без такого «кастета» автору будет трудно подготовить содержательный текст.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!