Как правильно вести читательский дневник?

Человеческий организм, это до конца не изученный и сложнейший механизм, состоящий из различных органов. Если ученым уже известны факторы взаимодействия, тех или иных органов между собой, то такие сложнейшие органы как ЦНС или мозг, не изучены до конца. Не волнуйтесь, это статья не по биологии. Хочется рассказать о мозге, а конкретнее о принципах работы его памяти. Память человеческого мозга, начали изучать самой первой в психиатрической науке, и давно доказано крепчайшее взаимодействие мозга и центральной нервной системы.

Читательский дневник

Человеческий организм, это до конца не изученный и сложнейший механизм, состоящий из различных органов. Если ученым уже известны факторы взаимодействия, тех или иных органов между собой, то такие сложнейшие органы как ЦНС или мозг, не изучены до конца. Не волнуйтесь, это статья не по биологии. Хочется рассказать о мозге, а конкретнее о принципах работы его памяти. Память человеческого мозга, начали изучать самой первой в психиатрической науке, и давно доказано крепчайшее взаимодействие мозга и центральной нервной системы.

Благодаря такой связи, у человека присутствует разнотипная память. Есть кратковременная память, основанная на запоминании пяти-шести последних элементов предоставленной информации. Но если сделать определенные усилия и повторять «про себя» эту информацию, то она ненадолго отложится у нас в мозгу. А на завтрашний день, маловероятно, что вы сможете ее полностью повторить, не волнуйтесь – так работает мозг, и это нормально.

Мозг человека состоит из 10 миллиардов нейронов и каждый из них способен удерживать определенное количество полученной информации. Он может содержать очень большой объем информации – это и есть, по сути долговременная память. Все что находится в памяти, чуть более пяти минут, должно отложиться в долговременную память. А самое интересное в этом, главным источником трудностей в данной ситуации, это проблема поиска нужной информации в ней. Потому что объем информации очень велик.

Казалось бы, а причем тут читательский дневник? А дело все в том, что он как раз ведется именно для того, чтобы не забывать и не путать прочитанные события и героев разных произведений. Да конечно, вы можете сесть, сосредоточиться и на протяжении, может быть дня или двух, «вытащить» из долговременной памяти все события из прочитанной книги. Но поверьте – они будут не полные и даже скорей всего не в том порядке. Вот таким вот не хитрым способом мы подошли к ответу на вопрос – для чего нужен читательский дневник?

Для чего нужен читательский дневник?

В основном уже рассказано, с какой целью он нужен. Основная функция дневника, это – занесение данных о прочитанном произведении. В данном случае нет никаких ограничений. Записи можно вести в электронном виде, наподобие блога, а можно в тетради или записной книжке. Люди, более старшего возраста, да и молодежь тоже, в большинстве своем ведут читательские дневники в небольших блокнотах. Для этой цели лучше купить записную книжку в толстом переплете, покупка эта не на один год. И чтобы она не потрепалась за время использования, предпочтение отдайте более плотной обложке.

Почему выбор чаще всего выпадает на рукописный вариант, очень легко объяснить. Дело все в том, что в нем можно не просто писать заметки о прочитанном произведении. Но сделать небольшие иллюстрации особо ярких и впечатляющих моментов. Так записи, приобретут не просто «сухую» информацию о прочитанной книге, но и получат дополнительный эффект зрительной памяти. Станет наиболее красочным, а при прочтении будете с теплотой в сердце вспоминать моменты его написания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ключевые правила ведения дневника

В последнее время возрождается правило ведения читательского дневника с самой школьной скамьи. И это правильное решение преподавательского состава. В СССР, это было обязательной практикой во всех школах. СССР считался – самой читаемой страной в мире! Эту традицию обязательно нужно возрождать. Нашим детям, приходится читать очень большие объемы литературы по школьной программе. У поколения 90-х, в голове реальная каша от прочитанного материала в молодости. Вроде читал, а какие конкретно действия происходили в книге – вспомнить довольно сложно. Не было практики ведения читательских дневников.

  1. Оформление дневника. В данном случае, все довольно просто. В первую очередь дайте ему название, обязательно, ведь это ваш друг на долгие года. Можно его разукрасить по вашему вкусу или наклеить аппликацию. Здесь включается вся фантазия и результат будет радовать глаз. На страницах, можно его разлиновать на столбцы, для строгой отчетности, а можно наоборот вести повествование в свободной творческой форме. Здесь уж зависит от вас самих, наверное, больше от вашего характера, как вам больше нравится;
  2. Информация о книге. Конечно же, указывается название произведения и автор. Дата начала чтения произведения. Старайтесь такую информацию выделять, или разноцветными цветами, или укрупненным шрифтом. Для определения значимости этих данных, и чтобы потом они «бросались в глаза», так поиск конкретного произведения в дневнике будет осуществляться гораздо быстрее;
  3. Запись интересных фактов. Не нужно в дневник писать все подряд, а вот заинтересовавшие факты, что-то удивительное, может быть даже рецепт приготовления пищи, стоит обязательно отобразить в дневнике. Если вы много читаете, то без таких интересных деталей, вам будет сложно вспомнить о самом произведении в целом. Такие небольшие кусочки информации в будущем здорово помогут вспомнить детали из прочтенной книги;
  4. Любимые цитаты. Вносите в дневник понравившиеся вам фразы или словосочетания. Возможно и целую цитату, которая способна раскрыть саму суть всего произведения. Читая любую книгу, мы подчеркиваем что-то для себя. Что можно в дальнейшем использовать в жизни. Записывайте полезные на ваш взгляд вещи. Но при этом не забывайте указывать номера страниц, и откуда была взята фраза;
  5. Небольшая рецензия. Вчитываясь в текст, старайтесь не только представлять себе действия, происходящие в книге. Но и пытайтесь обращать внимание на манеру авторского стиля написания текста. От какого лица ведется повествование. Нравится ли вам такой подход автора или нет. Дополните свой дневник такими оценками и замечаниями. Изучите технические аспекты, в дальнейшем вам будет проще отличать плохой текст от хорошего;
  6. Дата и место. Прочтение очередного отрывка произведения, может происходить где угодно и когда угодно. Вносите в дневник эти данные. Свяжите прочтение книги со своей личной жизнью. Ведите читательский дневник, как что-то свое, личное. Не бойтесь раскрываться в нем и в дальнейшем произошедшая в жизни ситуация, может моментально связаться с действиями из произведения, когда-то давно прочитанного вами;
  7. Влияние произведения на вашу жизнь. Это тонкий и интимный вопрос. Читательский дневник – должен стать настоящим дневником личного характера и быть под запретом для посторонних глаз. Связывая личные события с литературными, вы всегда сможете легко и просто вспомнить, и свою жизнь, и жизнь персонажа из книги. Подумайте на досуге, как прочитанная книга может повлиять на ваше будущее. Может быть, у вас появится стремление вести себя, как герой из книги. А может и наоборот. Но это уже все очень личное и доступное только для вас.

Начиная читать очередное литературное произведение, делайте сразу пометки в дневнике читателя. Иногда люди предпочитают делать это после прочтения, но таким образом, можно упустить записать, что-то важное и ценное. Если откладывать пометки, на денек-другой, так же в памяти могут стереться яркие краски и впечатления, испытываемые непосредственно при чтении. Не ленитесь, делайте заметки сразу. Важный момент про иллюстрации, не стесняйтесь, рисуйте, ваяйте! Этого никто не увидит кроме вас. Пусть это будут не профессиональные рисунки художника, зато свои и родные картинки, которые смогут передать все ваши чувства и ощущения при чтении очередной книги.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!