Независимо от специальности или изучаемой дисциплины, студенты в рамках учебного процесса обязаны (или вынуждены) взаимодействовать с преподавателем. Притом последний в свою очередь может оказывать давление на подопечного. Как распознать натиск педагога и что с ним делать?
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки давления со стороны преподавателя
В ходе обучения студенты так или иначе взаимодействуют с разными преподавателями, одногруппниками и иными специалистами. Такое «содружество» и общение необходимо для изучения избранного направления, выполнения заданий, подготовки академических работ и сдачи экзаменов. То есть избежать взаимодействие с педагогом в целом невозможно. Но бывают ситуации, когда учащийся ощущает на себе некое давление и натиск со стороны педработника.
Под натиском преподавателя следует понимать принуждение или провокацию к выполнению тех или иных действий.
Чаще всего давление нацелено на вынужденное изучение или выполнение отдельных заданий студентом. То есть, казалось бы, оно приносит пользу – индивид получает новые знания, развивает конкретные навыки, проявляет активность в учебном процессе. Но, с другой стороны, если универсант и без того выполняет свои учебные обязанности (базовые), то такое воздействие превращается в «силу принуждения» для участия в дополнительных мероприятиях: подготовка статей для научной конференции, написание реферата, привлечение студиоза к дополнительным мероприятиям внеучебного (внеклассного)формата и пр.
Среди основных симптомов педагогического натиска можно выделить:
- Постоянное напоминание о необходимости выполнить дополнительное задание, которое не входит в состав обязательных по программе, с акцентом на допуск к зачету или экзамену;
- Необоснованное занижение оценок по предмету из-за отказа в выполнении поручения;
- Частое напоминание о необходимости подготовки проекта или иного поручения;
- Акцент на необходимости выполнить задание для получения хорошей отметки на испытании (шантаж);
- И пр.
Таким образом, натиск педагога представляет собой специфический процесс или ситуацию, которая демонстрирует давление преподавателя на учащегося с целью принуждения к определенным действиям в рамках учебного процесса и вне него. Такое поведение складывается в самых разных ситуациях.
Когда преподаватель давит на студента?
Натиск со стороны педагога бывает в отношении конкретных лиц. То есть он таким образом пытается воздействовать на отдельно взятого студента ил группу, преследуя при этом конкретные цели. Исходя из этого можно сделать вывод: давление со стороны преподавателя – процесс целенаправленный.
Когда же отмечается натиск педагога? Самый распространенный случай, это ради привлечения внимания к теме или происходящему на занятии. В данном случае сотрудник вуза выдает задание учащимся и ставит определенное условие или ограничение: когда оно должно быть сдано, его роль в учебном процессе и пр.
Также давление со стороны педработника может оказываться намеренно для получения выгоды. Притом речь идет не о взятке и коррупции. Педагоги зачастую выступают научными руководителями при подготовке курсовых и дипломных работ. Также они берут на себя наставническую миссию, мотивируя учащихся к НИР и научным конференциям. Всем известно, что написание научных статей – миссия добровольная, выходящая за рамки стандартного учебного процесса. В этом случае преподаватель, выступая в качестве научного руководителя, зарабатывает авторитет в академическом сообществе и пополняет свою публикационную копилку в данном статусе (это немаловажно для соискателей ученых степеней).
Натиск педагога способен приводить к ухудшению академической успеваемости универсанта. Именно здесь разрождается конфликт интересов. В этом случае наблюдается картина, где преподаватель занижает оценку по предмету, отмечая нежелание учащегося выполнять его поручения, просьбы и задания.
Также давление может проявляться сугубо в психологической форме в виде оскорблений, грубости. В этом случае студенты наблюдают по отношению к себе явную неприязнь. Натиск в этом случае выражается как словом, так и делом: сначала угрозы, затем последствия в виде провалов на экзамене или занижение оценки и пр.
Указанная классификация – не окончательна и н единственна. Но она явно показывает, что натиск педагога в 80% случаев связан с организацией учебного процесса и развитием внеклассной деятельности. Притом в его основе лежит техника принуждения. Первопричиной такого поведения и воздействия становится отказ или неполное выполнение заданий со стороны учащегося, отсутствие грамотной мотивации к учебе. Также развитие подобных отношений может возникать на фоне психологического настроя в коллективе, уровня компетентности преподавателя, характера и поведения студиоза и пр.
Формы и виды педагогического натиска
Давление со стороны преподавателя может проявляться в разных формах и видах.
Вид |
Формат натиска |
Целенаправленный | Поручение дополнительных заданий независимо от успеваемости и желания выполнять со стороны учащегося |
Вынужденный | Замечания (с целью установления дисциплины на занятии), поручение дополнительных заданий для повышения статистических показателей учебного заведения и пр. |
Психологический | Замечания, конфликт, грубость и пр. |
Физический | Воздействие на успеваемость студиоза, подзатыльник, драки или иные способы физического насилия, недопуск к аттестации |
Формальный | Затрагивает изучение предмета |
Неформальный | Чаще всего относится ко внеклассной деятельности или жизни вне вуза |
Мягкий | Основан на дискуссии, беседе, уговорах, замечаниях |
Жесткий | Основан на шантаже, сильном психологическом давлении, манипуляциях, сказывающихся на положении учащегося. Принцип «вопрос ребром». |
В зависимости от ситуации, на фоне которой педработник вынужден заставлять подопечных выполнять те или иные поручения, задания, проекты, можно выделить целенаправленный и вынужденный натиск. Первый вариант предполагает, что педагог вынуждает студента на совершение определенных действий с конкретной целью: помочь ему повысить средний балл, привлечь к участию в научной конференции и пр. Вынужденный натиск чаще всего появляется, если на педработника давит администрация учебного заведения. Причиной этому может стать снижение показателей успеваемости в рамках определённого предмета, жалобы со стороны учащихся и пр.
Натиск педагога по типу воздействия может быть психологическим и физическим. Психологическое давление проявляется словесно. Оно может быть замечено в поведении и жестах (нервозности, грубости), внешнему виду и взгляду, высказываниях (чаще всего нелестного характера). Физическое воздействие же не обязательно предполагает насилие, побои. В данном случае может наблюдать изменение положения студента: снижение успеваемости (что особенно важно для бюджетника при вопросе получения выплат), недопуск к зачету или экзамену, занижение отметки и пр.
Также можно выделить формальный и неформальный тип. В данном случае формальный напрямую соотносится с учебным процессом. Он проявляется в частом поручении учащемуся подготовку отдельных заданий: решение дополнительных задач, написание рефератов и докладов, замечания по курсовой работе или отчету о НИР и пр. Неформальный натиск проявляется обычно вне стен вуза, так сказать в неформальной обстановке. Он может быть отмечен в поведении: педагог не обращает внимание на студента, нелестно о нем отзывается и пр.
По степени проявления можно выделить мягкое и жесткое воздействие. Первое проявляется в подталкивании студиоз к выполнению действий. Чаще всего оно проявляется в виде замечаний, уговоров, призыва. Такой подход в меньшей степени оказывает негативное давление и успешно работает. Отрицательное давление предполагает наличие в отношениях между учащимся и наставником напряжения, грубости. Чаще всего оно провоцирует отказ индивида выполнять поручения. Здесь проявляется излишняя напористость педработника и «защита или оборона» студиоза. В этом случае преобладает шантаж (если не выполнишь – не получишь хорошую отметку и т.п.), а в отдельных случаях и взяточничество.
Теперь поговорим о формах проявления педагогического натиска. В зависимости от вида и ситуации, когда оно проявляется можно выделить следующие наиболее распространенные варианты его проявления:
- Замечание. Казалось бы, это не способ натиска, а метод привлечения внимания или воспитания учащихся с целью установления дисциплины и порядка. Это своего рода призыв к отказу от одних действий в пользу других. Но если учитель часто обращается к одному и тому же индивиду, выдвигая замечания, то это может быть расценено как некий натиск или дискредитация.
- Снижение успеваемости. В данном случае педработник неправомерно пользуется своим служебным положением для получения определенного результата, выгоды или принуждения универсанта к конкретным действиям. В этом случае он начинает чаще спрашивать студиоза и ставить ему явно заниженные оценки.
- Конфликт. Он проявляется в противопостоянии соответствующих сторон на фоне личной неприязни, учебных споров, основанных не недовольстве. Как правило, педагоги сами не разрождают конфликт, так как он им в целом не нужен и не интересен. Обычно, такая ситуация развивается под давлением внешних факторов и поведения студиоза, его отношения к учебе и конкретному человеку. Но если использовать конфликт, как способ натиска, то он в большинстве случаев вынуждает универсанта подчиняться требованиям преподавателя и выполнять его поручения, отвечать на вопросы и пр.
- Шантаж. В данном случае преподаватель выдвигает конкретное условие, на основании которого будет принято решение. Например, педагог отмечает, что без участия в научной конференции получить положительную отметку на экзамене не удастся. В этом случае студент может воспротивиться такой заявлению и пойти на бунт, отказаться от подготовки научной статьи или доклада, участия в конференции (особенно если она платная – что бывает в 95% случаев), вследствие чего может пострадать его успеваемость и нервы. Более того, бывают ситуации, когда педагоги вынуждают учащихся пойти на взятку. Чаще всего здесь действует принцип «вопрос ребром», когда формулировка или призыв уже отмечает решение проблемы, принуждение к конкретному действию без права выбора.
- Провал на экзамене или зачете. В этом случае натиск педагога проявляется в упорном допросе испытуемого, поручении ему дополнительных задач для решения, шквал дополнительных вопросов по билету и даже предмету в целом. Даже если студент ответил на все поставленные вопросы, то ему могут выставить несправедливую оценку или вовсе отправить на пересдачу без объяснения причин. Чаще всего подобного рода давление проявляется в отношении заядлых прогульщиком и хамов.
Указанные формы педагогического натиска считаются самыми распространёнными, но далеко не последними.
Как бороться с натиском преподавателя?
Каждый студент, столкнувшийся с той или иной формой давления на него со стороны педработника, самостоятельно принимает решение, как с ней бороться. Нередко индивиды просто отпускают ситуацию и терпят неуважение к себе, грубость, опасаясь отчисления или иных проблем в учебе. Но на самом деле это неправильно. Из каждой ситуации есть выход. Главное – подобрать правильные и грамотные действия.
В числе наиболее популярных способов борьбы с натиском преподавателя можно выделить следующие.
Самый простой способ урегулировать любую проблему – беседа. Достаточно просто пойти на мирный, спокойный диалог с педагогом. Важно, чтобы обе стороны отметили свою точку зрения и оценили возможности, попытались найти компромисс. Если же прийти к обоюдному решению не удалось, то можно понять: почему педагог проявляет такое отношение к студиозу, как себя вести в сложившейся ситуации и пр.
Второй вариант – ответ. Если универсант замечает, что замечания, критика и снижение оценок стало стабильностью в рамках конкретной дисциплины или со стороны определенного сотрудника учебного заведения, то не стоит молчать. «Против лома нет приема, если нет другого лома». Если вас поливают грязью, оскорбляют, превышают должностные полномочия и пользуются своим служебным положением – действуйте в ответ. Для начала можно принять «Оборонительную позицию» и словесно отвечать по принципу аналогии. Главное – не перегнуть палку, чтобы студента не привлекли за нарушение дисциплины и этических норм. Выражайтесь культурно, но с соответствующей интонацией, соблюдением субординации и пр.
Третий способ – обращение в деканат за защитой. В рамках этого сценария универсанту предстоит не просто описать ситуацию и обосновать свое мнение (именно то, что педагог к нему придирается, давит на него), но и аргументировать каждое слово и действие, вывод. Деканат обязан реагировать на любые жалобы и заявления. В отношении педработника может быть возбуждена проверка и пр.
Четвертый способ – обращение к правоохранительным органам с целью защиты собственных прав и интересов. В этом случае важна доказательная база и документальное оформление заявления. Без фактов, свидетельских показаний или видео, аудиозаписей «давления со сторон педагога» доказать свою правоту будет крайне сложно. Притом данная мера – самая сложная и к ней обращаются в последнюю очередь.
Пятый вариант – поминовение. Данный подход считается самым простым, позволяющим быстро урегулировать проблемы и устранить негатив. Он основан на исполнении замечаний и воли наставника в частичном или полном объеме. Но он не исключает возникновения подобных ситуации в перспективе.
Шестой способ урегулирования давления со стороны преподавателя – перевод в другой вуз или на иную специальность, где он не преподает. В этом случае студент не борется, а скорее убегает от проблем, но сохраняет при этом свое психологическое здоровье и самодостоинство.
Какой из вариантов борьбы с натиском преподавателя выбрать – решение сугубо индивидуальное. Но любой подход должен быть тщательно спланирован и обоснован, гарантировать положительный исход и решение проблем.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по борьбе с натиском преподавателя
Итак, как понять, что преподаватель на вас давить? Что делать в такой ситуации?
Во-первых, не стоит поддаваться панике и ставить крест на учебе. Для начала следует тщательно проанализировать ситуацию и понять, что стало толчком для изменения отношения, характер замечаний и как происходит давление (после каких действий, слов или иных манипуляций Вы ощущаете на себе его). Недаром говорят, что проблему нужно сперва искать в себе. Постарайтесь понять, чем вы заслужили такое отношение, что не так или что нужно сделать (изменить и пр.).
Во-вторых, первым делом – постарайтесь поговорить с преподавателем и выяснить причины такого буллинга, прояснить свою ситуацию и изложить собственную позицию. Важно не ставить перед фактом, а именно развивать диалог: культурно, аргументированно, логично. Поверьте, данный способ работает в 80% случаев и позволяет преодолеть этот самый барьер, наладить взаимоотношения с куратором и не только (в любом коллективе).
То есть сперва нужно проанализировать ситуацию, а затем обговорить с педагогом, не перепрыгиваю через его голову (обращение в деканат и пр.). Если эти способы не привели к должному результату или не прояснили ситуацию, то есть смысл задуматься о правовых и формальных методах самозащиты: обращение на профильную кафедру с жалобой на педагога, обращение в деканат с аналогичным требованием или с целью перевода на иную специальность, факультет или заведение. В данном случае нужно быть готовым к тому, что проверять и контролировать будут не только преподавателя, но и обратившегося с жалобой студента (как они учится, поведение, отзывы иных преподавателей и пр.).
Притом принимать решение о смене деятельности и вуза стоит в самом крайнем случае. Ведь по факту, это не решение, а бегство от проблем. Но в любом случае, важно оценить собственное положение дел, психологические и физическое здоровье, возможности и перспективы. Старайтесь ответственно подходить к учебе, подружиться с преподавателями, но без ущемления собственных границ и прав.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!