Как противостоять натиску педагога?

Независимо от специальности или изучаемой дисциплины, студенты в рамках учебного процесса обязаны (или вынуждены) взаимодействовать с преподавателем. Притом последний в свою очередь может оказывать давление на подопечного. Как распознать натиск педагога и что с ним делать?

Как противостоять натиску педагога?

Независимо от специальности или изучаемой дисциплины, студенты в рамках учебного процесса обязаны (или вынуждены) взаимодействовать с преподавателем. Притом последний в свою очередь может оказывать давление на подопечного. Как распознать натиск педагога и что с ним делать?

Понятие и признаки давления со стороны преподавателя

В ходе обучения студенты так или иначе взаимодействуют с разными преподавателями, одногруппниками и иными специалистами. Такое «содружество» и общение необходимо для изучения избранного направления, выполнения заданий, подготовки академических работ и сдачи экзаменов. То есть избежать взаимодействие с педагогом в целом невозможно. Но бывают ситуации, когда учащийся ощущает на себе некое давление и натиск со стороны педработника.

Под натиском преподавателя следует понимать принуждение или провокацию к выполнению тех или иных действий.

Понятие натиска со стороны преподавателя
Понятие натиска со стороны преподавателя

Чаще всего давление нацелено на вынужденное изучение или выполнение отдельных заданий студентом. То есть, казалось бы, оно приносит пользу – индивид получает новые знания, развивает конкретные навыки, проявляет активность в учебном процессе. Но, с другой стороны, если универсант и без того выполняет свои учебные обязанности (базовые), то такое воздействие превращается в «силу принуждения» для участия в дополнительных мероприятиях: подготовка статей для научной конференции, написание реферата, привлечение студиоза к дополнительным мероприятиям внеучебного (внеклассного)формата и пр.

Среди основных симптомов педагогического натиска можно выделить:

  • Постоянное напоминание о необходимости выполнить дополнительное задание, которое не входит в состав обязательных по программе, с акцентом на допуск к зачету или экзамену;
  • Необоснованное занижение оценок по предмету из-за отказа в выполнении поручения;
  • Частое напоминание о необходимости подготовки проекта или иного поручения;
  • Акцент на необходимости выполнить задание для получения хорошей отметки на испытании (шантаж);
  • И пр.

Таким образом, натиск педагога представляет собой специфический процесс или ситуацию, которая демонстрирует давление преподавателя на учащегося с целью принуждения к определенным действиям в рамках учебного процесса и вне него. Такое поведение складывается в самых разных ситуациях.

Когда преподаватель давит на студента?

Натиск со стороны педагога бывает в отношении конкретных лиц. То есть он таким образом пытается воздействовать на отдельно взятого студента ил группу, преследуя при этом конкретные цели. Исходя из этого можно сделать вывод: давление со стороны преподавателя – процесс целенаправленный.

Когда же отмечается натиск педагога? Самый распространенный случай, это ради привлечения внимания к теме или происходящему на занятии. В данном случае сотрудник вуза выдает задание учащимся и ставит определенное условие или ограничение: когда оно должно быть сдано, его роль в учебном процессе и пр.

Ситуации, когда педагог давит на студента
Ситуации, когда педагог давит на студента

Также давление со стороны педработника может оказываться намеренно для получения выгоды. Притом речь идет не о взятке и коррупции. Педагоги зачастую выступают научными руководителями при подготовке курсовых и дипломных работ. Также они берут на себя наставническую миссию, мотивируя учащихся к НИР и научным конференциям. Всем известно, что написание научных статей – миссия добровольная, выходящая за рамки стандартного учебного процесса. В этом случае преподаватель, выступая в качестве научного руководителя, зарабатывает авторитет в академическом сообществе и пополняет свою публикационную копилку в данном статусе (это немаловажно для соискателей ученых степеней).

Натиск педагога способен приводить к ухудшению академической успеваемости универсанта. Именно здесь разрождается конфликт интересов. В этом случае наблюдается картина, где преподаватель занижает оценку по предмету, отмечая нежелание учащегося выполнять его поручения, просьбы и задания.

Также давление может проявляться сугубо в психологической форме в виде оскорблений, грубости. В этом случае студенты наблюдают по отношению к себе явную неприязнь. Натиск в этом случае выражается как словом, так и делом: сначала угрозы, затем последствия в виде провалов на экзамене или занижение оценки и пр.

Указанная классификация – не окончательна и н единственна. Но она явно показывает, что натиск педагога в 80% случаев связан с организацией учебного процесса и развитием внеклассной деятельности. Притом в его основе лежит техника принуждения. Первопричиной такого поведения и воздействия становится отказ или неполное выполнение заданий со стороны учащегося, отсутствие грамотной мотивации к учебе. Также развитие подобных отношений может возникать на фоне психологического настроя в коллективе, уровня компетентности преподавателя, характера и поведения студиоза и пр.

Формы и виды педагогического натиска

Давление со стороны преподавателя может проявляться в разных формах и видах.

Вид

Формат натиска

Целенаправленный Поручение дополнительных заданий независимо от успеваемости и желания выполнять со стороны учащегося
Вынужденный Замечания (с целью установления дисциплины на занятии), поручение дополнительных заданий для повышения статистических показателей учебного заведения и пр.
Психологический Замечания, конфликт, грубость и пр.
Физический Воздействие на успеваемость студиоза, подзатыльник, драки или иные способы физического насилия, недопуск к аттестации
Формальный Затрагивает изучение предмета
Неформальный Чаще всего относится ко внеклассной деятельности или жизни вне вуза
Мягкий Основан на дискуссии, беседе, уговорах, замечаниях
Жесткий Основан на шантаже, сильном психологическом давлении, манипуляциях, сказывающихся на положении учащегося. Принцип «вопрос ребром».

В зависимости от ситуации, на фоне которой педработник вынужден заставлять подопечных выполнять те или иные поручения, задания, проекты, можно выделить целенаправленный и вынужденный натиск. Первый вариант предполагает, что педагог вынуждает студента на совершение определенных действий с конкретной целью: помочь ему повысить средний балл, привлечь к участию в научной конференции и пр. Вынужденный натиск чаще всего появляется, если на педработника давит администрация учебного заведения. Причиной этому может стать снижение показателей успеваемости в рамках определённого предмета, жалобы со стороны учащихся и пр.

Натиск педагога по типу воздействия может быть психологическим и физическим. Психологическое давление проявляется словесно. Оно может быть замечено в поведении и жестах (нервозности, грубости), внешнему виду и взгляду, высказываниях (чаще всего нелестного характера). Физическое воздействие же не обязательно предполагает насилие, побои. В данном случае может наблюдать изменение положения студента: снижение успеваемости (что особенно важно для бюджетника при вопросе получения выплат), недопуск к зачету или экзамену, занижение отметки и пр.

Также можно выделить формальный и неформальный тип. В данном случае формальный напрямую соотносится с учебным процессом. Он проявляется в частом поручении учащемуся подготовку отдельных заданий: решение дополнительных задач, написание рефератов и докладов, замечания по курсовой работе или отчету о НИР и пр. Неформальный натиск проявляется обычно вне стен вуза, так сказать в неформальной обстановке. Он может быть отмечен в поведении: педагог не обращает внимание на студента, нелестно о нем отзывается и пр.

По степени проявления можно выделить мягкое и жесткое воздействие. Первое проявляется в подталкивании студиоз к выполнению действий. Чаще всего оно проявляется в виде замечаний, уговоров, призыва. Такой подход в меньшей степени оказывает негативное давление и успешно работает. Отрицательное давление предполагает наличие в отношениях между учащимся и наставником напряжения, грубости. Чаще всего оно провоцирует отказ индивида выполнять поручения. Здесь проявляется излишняя напористость педработника и «защита или оборона» студиоза. В этом случае преобладает шантаж (если не выполнишь – не получишь хорошую отметку и т.п.), а в отдельных случаях и взяточничество.

Теперь поговорим о формах проявления педагогического натиска. В зависимости от вида и ситуации, когда оно проявляется можно выделить следующие наиболее распространенные варианты его проявления:

  • Замечание. Казалось бы, это не способ натиска, а метод привлечения внимания или воспитания учащихся с целью установления дисциплины и порядка. Это своего рода призыв к отказу от одних действий в пользу других. Но если учитель часто обращается к одному и тому же индивиду, выдвигая замечания, то это может быть расценено как некий натиск или дискредитация.
  • Снижение успеваемости. В данном случае педработник неправомерно пользуется своим служебным положением для получения определенного результата, выгоды или принуждения универсанта к конкретным действиям. В этом случае он начинает чаще спрашивать студиоза и ставить ему явно заниженные оценки.
  • Конфликт. Он проявляется в противопостоянии соответствующих сторон на фоне личной неприязни, учебных споров, основанных не недовольстве. Как правило, педагоги сами не разрождают конфликт, так как он им в целом не нужен и не интересен. Обычно, такая ситуация развивается под давлением внешних факторов и поведения студиоза, его отношения к учебе и конкретному человеку. Но если использовать конфликт, как способ натиска, то он в большинстве случаев вынуждает универсанта подчиняться требованиям преподавателя и выполнять его поручения, отвечать на вопросы и пр.
  • Шантаж. В данном случае преподаватель выдвигает конкретное условие, на основании которого будет принято решение. Например, педагог отмечает, что без участия в научной конференции получить положительную отметку на экзамене не удастся. В этом случае студент может воспротивиться такой заявлению и пойти на бунт, отказаться от подготовки научной статьи или доклада, участия в конференции (особенно если она платная – что бывает в 95% случаев), вследствие чего может пострадать его успеваемость и нервы. Более того, бывают ситуации, когда педагоги вынуждают учащихся пойти на взятку. Чаще всего здесь действует принцип «вопрос ребром», когда формулировка или призыв уже отмечает решение проблемы, принуждение к конкретному действию без права выбора.
  • Провал на экзамене или зачете. В этом случае натиск педагога проявляется в упорном допросе испытуемого, поручении ему дополнительных задач для решения, шквал дополнительных вопросов по билету и даже предмету в целом. Даже если студент ответил на все поставленные вопросы, то ему могут выставить несправедливую оценку или вовсе отправить на пересдачу без объяснения причин. Чаще всего подобного рода давление проявляется в отношении заядлых прогульщиком и хамов.

Указанные формы педагогического натиска считаются самыми распространёнными, но далеко не последними.

Как бороться с натиском преподавателя?

Каждый студент, столкнувшийся с той или иной формой давления на него со стороны педработника, самостоятельно принимает решение, как с ней бороться. Нередко индивиды просто отпускают ситуацию и терпят неуважение к себе, грубость, опасаясь отчисления или иных проблем в учебе. Но на самом деле это неправильно. Из каждой ситуации есть выход. Главное – подобрать правильные и грамотные действия.

В числе наиболее популярных способов борьбы с натиском преподавателя можно выделить следующие.

Способы противостояния натиску педагога
Способы противостояния натиску педагога

Самый простой способ урегулировать любую проблему – беседа. Достаточно просто пойти на мирный, спокойный диалог с педагогом. Важно, чтобы обе стороны отметили свою точку зрения и оценили возможности, попытались найти компромисс. Если же прийти к обоюдному решению не удалось, то можно понять: почему педагог проявляет такое отношение к студиозу, как себя вести в сложившейся ситуации и пр.

Второй вариант – ответ. Если универсант замечает, что замечания, критика и снижение оценок стало стабильностью в рамках конкретной дисциплины или со стороны определенного сотрудника учебного заведения, то не стоит молчать. «Против лома нет приема, если нет другого лома». Если вас поливают грязью, оскорбляют, превышают должностные полномочия и пользуются своим служебным положением – действуйте в ответ. Для начала можно принять «Оборонительную позицию» и словесно отвечать по принципу аналогии. Главное – не перегнуть палку, чтобы студента не привлекли за нарушение дисциплины и этических норм. Выражайтесь культурно, но с соответствующей интонацией, соблюдением субординации и пр.

Третий способ – обращение в деканат за защитой. В рамках этого сценария универсанту предстоит не просто описать ситуацию и обосновать свое мнение (именно то, что педагог к нему придирается, давит на него), но и аргументировать каждое слово и действие, вывод. Деканат обязан реагировать на любые жалобы и заявления. В отношении педработника может быть возбуждена проверка и пр.

Четвертый способ – обращение к правоохранительным органам с целью защиты собственных прав и интересов. В этом случае важна доказательная база и документальное оформление заявления. Без фактов, свидетельских показаний или видео, аудиозаписей «давления со сторон педагога» доказать свою правоту будет крайне сложно. Притом данная мера – самая сложная и к ней обращаются в последнюю очередь.

Пятый вариант – поминовение. Данный подход считается самым простым, позволяющим быстро урегулировать проблемы и устранить негатив. Он основан на исполнении замечаний и воли наставника в частичном или полном объеме. Но он не исключает возникновения подобных ситуации в перспективе.

Шестой способ урегулирования давления со стороны преподавателя – перевод в другой вуз или на иную специальность, где он не преподает. В этом случае студент не борется, а скорее убегает от проблем, но сохраняет при этом свое психологическое здоровье и самодостоинство.

Какой из вариантов борьбы с натиском преподавателя выбрать – решение сугубо индивидуальное. Но любой подход должен быть тщательно спланирован и обоснован, гарантировать положительный исход и решение проблем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по борьбе с натиском преподавателя

Итак, как понять, что преподаватель на вас давить? Что делать в такой ситуации?

Во-первых, не стоит поддаваться панике и ставить крест на учебе. Для начала следует тщательно проанализировать ситуацию и понять, что стало толчком для изменения отношения, характер замечаний и как происходит давление (после каких действий, слов или иных манипуляций Вы ощущаете на себе его). Недаром говорят, что проблему нужно сперва искать в себе. Постарайтесь понять, чем вы заслужили такое отношение, что не так или что нужно сделать (изменить и пр.).

Во-вторых, первым делом – постарайтесь поговорить с преподавателем и выяснить причины такого буллинга, прояснить свою ситуацию и изложить собственную позицию. Важно не ставить перед фактом, а именно развивать диалог: культурно, аргументированно, логично. Поверьте, данный способ работает в 80% случаев и позволяет преодолеть этот самый барьер, наладить взаимоотношения с куратором и не только (в любом коллективе).

То есть сперва нужно проанализировать ситуацию, а затем обговорить с педагогом, не перепрыгиваю через его голову (обращение в деканат и пр.). Если эти способы не привели к должному результату или не прояснили ситуацию, то есть смысл задуматься о правовых и формальных методах самозащиты: обращение на профильную кафедру с жалобой на педагога, обращение в деканат с аналогичным требованием или с целью перевода на иную специальность, факультет или заведение. В данном случае нужно быть готовым к тому, что проверять и контролировать будут не только преподавателя, но и обратившегося с жалобой студента (как они учится, поведение, отзывы иных преподавателей и пр.).

Притом принимать решение о смене деятельности и вуза стоит в самом крайнем случае. Ведь по факту, это не решение, а бегство от проблем. Но в любом случае, важно оценить собственное положение дел, психологические и физическое здоровье, возможности и перспективы. Старайтесь ответственно подходить к учебе, подружиться с преподавателями, но без ущемления собственных границ и прав.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!