Выполнение курсовых работ и дипломных проектов соприкасается с необходимостью придерживаться определенной идеи, позиции ил мнения. Для этого автору предстоит не просто описать сложившуюся по теме ситуацию, но и показать разнообразие подходов, позиций, приемов, вариантов развития. Но в конце концов, ему важно представить конкретный сценарий, выбрав и обосновав соответствующую траекторию. Поиск наиболее эффективных методов решения проблемы исследования требует тщательного разбора. Для этого исследователи проводят анализ этической дилеммы.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности, функции этической дилеммы при выполнении курсовой работы
Под этической дилеммой понимают ситуации, требующие выбора или принятия определенного решения, действия с целью решения конкретной проблемы. При написании курсовой или дипломной работы студент сталкивается с такой необходимостью. Притом он проводит самые настоящие дебаты об этических дилеммах, тщательно изучая все возможные варианты развития событий и выбирая оптимальный или наиболее эффективный вариант.

Анализ этических дилемм лежит в основе студенческих и научных работ. Данный инструмент выполняет массу функций в рамках учебно-исследовательской деятельности универсанта:
- Во-первых, информационная миссия. Она проявляется в том, что благодаря всестороннему разбору темы или ситуации, индивид учитывает различные мнения и факторы, старается глубже исследовать ключевые моменты, разобраться в деталях и мелочах.
- Во-вторых, альтернативная задача. Она состоит в том, что решений в отношении изучаемого исследовательского вопроса может быть масса, но автору предстоит выбрать лишь одно из них: которое вписывается в текущие условия, возможности и потребности объекта исследования;
- В-третьих, доказательная функция. Она основана на том, что все существующие подходы и мнения, решения подлежат конструктивной и аргументированной оценке на эффективность и посильность. Автор должен убедиться, что предлагаемая им идея будет эффективна и значима. Только при наличии весомых оснований он примет решение о внедрении определенного решения, траектории, плана действий;
- В-четвертых, результативная миссия. Дебаты об этических дилеммах должны привести автора к одному конкретному решению. Которое принесет положительный результат или поможет разобраться в ситуации и выработать план действий.
Важно отметить, что этические дилеммы встречаются как внутри курсовой работы, так и снаружи. В первом случае они связаны непосредственном с темой исследования – разнообразие мнений, подходов, теорий, методик, классических решений и пр. Внешнее проявление отмечается в действиях студента – его гипотеза, предлагаемое им решение и его обоснование, сложность выбора определенного решения, метода, аргументов и пр.
Таким образом, этические дилеммы – пример самостоятельной работы универсанта по выбранной теме исследования. С помощью грамотного разбора ситуации он формирует четкую траекторию, позицию, решение и подчеркивает его обоснованность, состоятельность, эффективность.
Правила проведения анализа этической дилеммы
Любой анализ соприкасается с рядом правил и ограничений. Анализ этической дилеммы – не исключение. Данная процедура также требует соблюдения следующих принципов.

Одним из существенных канонов является корректное и правильное восприятие контекста ситуации и темы в целом, проблематики. То есть чтобы определить и осознать суть этической дилеммы, студенту предстоит максимально глубоко погрузиться в тему и всесторонне изучить ее: разобрать разные мнения, подходы, теории, исследовать проблему в хронологическом развитии, понять смысл каждого высказывания и термина, определить суть каждого момента.
Вторым правилом является следование научным основам и законам. Исследование этической дилеммы соприкасается с необходимостью следовать определенным алгоритмам, нормативам, проверенным методикам, полагаться на соответствующие инструменты и пр. Исследователю предстоит учитывать общие научные парадигмы, ограничения. Нормативы анализа этических дилемм требуют соблюдения как минимум авторских прав.
Третий принцип гласит о консеквентиазме. Согласно этому подходу, важно учитывать не просто зарекомендовавшие себя подходы и приемы, но и учитывать последствия от его применения в каждом конкретном случае. Как говорится в народе: «Доверяй, но проверяй». Важно ориентироваться на результат, его характер и перспективы применения.
Четвертый канон – альтернативность. Дебаты об этических дилеммах в курсовой работе предполагают освещение доступных или известных подходов к решению исследовательского вопроса с выбором одного определённого варианта, который будет наиболее эффективным и/или рациональным. То есть разбор ситуации в этом случае требует сравнения, сопоставления, оценки нескольких сценариев с дальнейшим осознанным и взвешенным выбором одной конкретной траектории.
Пятый принцип – факторный учет. Этические дилеммы – пример необходимости учитывать массу критериев, параметров и факторов. Автору предстоит ознакомиться со всеми сторонами исследовательского вопроса, теориями и практическими нюансами. Именно такой подход позволит учесть всевозможные нюансы и определить наиболее безопасный вариант.
Шестое правило требует тщательной обоснованности решения. Нормативы анализа этических дилемм требуют сбора четкой доказательной базы в отношении принимаемого решения. Автору предстоит сформировать чёткую доказательную базу и грамотно задействовать каждый аргумент, чтобы подчеркнуть особенности, достоинства, возможности каждого подхода, оценить их недостатки и выбрать достойный вариант для устранения проблемы.
Указанные принципы помогут разобраться в любой этической дилемме, подчеркнуть авторскую позицию и выработать эффективную идею с четким обоснованием. Их соблюдение облегчит исследовательский процесс и поможет автору отстоять собственное мнение и проверить выдвигаемую им гипотезу.
Методы анализа этической дилеммы в курсовой работе (приемы, подходы)
Анализ этических дилемм предполагает применение определенных приемов и подходов. Студенты и аспиранты при выполнении научных исследований и оформлении проектов чаще всего полагаются на следующие техники:
- Метод взаимоисключений. Он предполагает, что исследователь будет сопоставлять между собой различные точки зрения, теории, сравнивать инструменты и методики, а затем на основе оценки текущего положения дел по теме выбирать наиболее подходящий вариант. Техника взаимоисключения основывается на учете достоинств и недостатков, условий и ограничений тех или иных сценариев, траекторий и правил. Если какой-либо момент в использовании подхода вызывает сомнение, сложности или противоречит текущим нормативам, то от него стоит отказаться в пользу другого сценария.
- Нормативный подход. Согласно этой технологии, автор курсовой работы будет ориентироваться на действующие научные правила и подходы, регламенты, схемы, техники. В данном случае важно учитывать условия их применения, гибкость, возможность адаптации под определённый набор условий и возможностей объекта исследования. То есть данная техника предполагает соотнесение выдвигаемых положений, мероприятий научным принципам.
- Моделирование. Эта стратегия требует практической оценки выдвигаемого решения с целью оценки последствий, результатов, воздействия на объект. Она предполагает использование цифровых возможностей для виртуального воссоздания модели и оценки хода исполнения идеи.
- Модель Л.Ходжса. Согласно этой стратегии важно поставить четкие вопросы, на которые исследователь намерен ответить. Притом эти вопросы призваны помочь сориентироваться в траектории исследования и отобрать оптимальный подход к решению исследовательского вопроса. Например, автор курсовой может выстроить следующий комплекс вопросов: какие проблемы затрагивает тема? Какие факторы воздействуют на проблему? Как факты нужно учесть? Какие способы решения проблемы существуют? Каковы последствия от применения способов решения проблемы? И пр.
- Сравнительный подход. Он позволяет соотнести различные теории и концепции, методы и выбрать наиболее оптимальный или эффективный в текущей ситуации вариант решения проблемы. С помощью сравнения автор выделяет особенности и условия применения инструмента, его достоинства и недостатки, актуальность и т.п. Посредством соотнесения избранных методик с потребностями объекта исследования он сможет понять роль и перспективы применения того или иного инструмента и пр.
- Модель Поттера нацелена на анализ этических дилемм в индивидуальном порядке. То есть она ориентирована на особенности и потребности объекта исследования и существующей у него проблемы. Ее суть состоит в том, что исследователю предстоит объективно взглянуть на тематическую ситуацию и определить затронутые проблемой ценности и нюансы. Затем он должен понять, как проявит себя применение или использование каждой ценности в решении проблемы, оценить следствия и выбрать наиболее оптимальный вариант. То есть эта тактика помогает взглянуть на ситуацию с различных позиций, комплексно и провести «факторный анализ», на основе которого происходит выбор и обоснование конкретного решения.
- Модель Декарта. Эта тактика предполагает, что выбор итогового решения проблемы будет основан на принципе рациональности. В данном случае важно критически оценить ситуацию, соотнести пользу и вред, риски и угрозы, результаты и последствия от реализации определённого плана действий. Автор выберет то, что наносит наименьший урон, повышает эффективность объекта исследования или воздействует на проблему с минимальными потерями.
Выбор достойного подхода к решению исследовательского вопроса вызывает самые настоящие дебаты об этических дилеммах. Автору предстоит показать индивидуальность и самостоятельность, согласовать свои действия с научным руководителем, обосновать каждый шаг, результат и вывод. Именно поэтому он полагается на системный разбор ситуации и комплекс различных инструментов, приемов, учитывает всевозможные факторы и нюансы.
Этапы анализа этической дилеммы в курсовой работе
Анализ этической дилеммы – процесс последовательный. В данном случае важен четкий план действий, который поможет разобраться в теме и проблеме, выделить потенциальные пути и подходы, а затем выбрать наиболее перспективный из них вариант.

Первым делом автору курсовой работы нужно определить спектр проблем в рамках изучаемой им темы. То есть важно понять, какие именно направления подлежат изучению, какие вопросы предстоит решать, как они влияют на объект, какая из проблем оказывает наиболее сильное давление на объект исследования и пр. То есть следует сначала определиться с тематическими особенностями, выделить основной исследовательский вопрос и проблему проекта. В данном случае этическая дилемма состоит в выборе и четкой постановке таких параметров исследования, как тема, проблема, предмет и объект, цель.
Вторым этапом является необходимость определения заинтересованных в решении проблемы сторон. То есть происходит всесторонняя оценка исследовательского вопроса. Автор курсовой работы должен определить симптомы и тенденции, выделить существующие правила или нормативы для наиболее объективной оценки проблемы, обосновать исследовательский вопрос и необходимость его решения. Не помешает провести факторный анализ для констатации провоцирующих аспектов.
Третий шаг поиск решений. Данная стадия предполагает оценку существующих подходов, методик, классических траекторий по решению исследовательского вопроса. Важно не просто собрать их и описать, но и соотносит, оценить, «примерить» на объект и понять, какой из вариантов лучше всего «сработает» в текущих условиях. То есть здесь происходит выработка альтернативных решений с дальнейшей оценкой последствий применения каждого сценария. По результатам такого поиска исследователь выделяет все плюсы и минусы располагаемых траекторий и методик, учитывает особенности их применения, оценивает степень их соответствия ожиданиям и нуждам объекта, научным правилам и пр.
Четвертый этап – выбор окончательного решения с четкой аргументацией, прогнозами и рекомендациями по применению. Здесь автору важно показать эффективность и преимущества выбранной стратегии, обосновать причины ее выбора и отметить следствия применения на основе методов моделирования, прогнозирования или апробации.
Таким образом, нормативы анализа этических дилемм и четкая последовательность действий помогают автору разобраться в теме и выработать достойное решение в отношении заявленной темы и исследовательского вопроса, собрав при этом неисчерпаемую доказательную базу.
Примеры анализа этических дилемм в курсовых работах
Дебаты об этических дилеммах при выполнении курсовой работы затрагивают именно результативную составляющую: идею автора и возможности ее применения в конкретном случае (на примере объекта).
Предлагаем вам рассмотреть общие аспекты анализа этических дилемм на примере.
В курсовой работе по медицине анализ этической проблемы предстает в виде подбора оптимальной, безопасной и эффективной терапии в отношении пациента ил объекта исследования, исходя из располагаемой начальной информации-анамнеза: жалобы, результаты лабораторных и инструментальных исследований и пр. Согласитесь, что терапия в отношении недуга подбирается индивидуально и учитывает массу факторов: начиная от общенаучных правил и заканчивая особенностями организма (наличие аллергии, противопоказаний и пр.). Все это важно учесть и на основе комплексного разбора ситуацию принять окончательное решение.
В курсовой работе по экологии автору предстоит всесторонне изучить определённую экологическую проблему и понять, какими медами и способами ее можно решить. В данном случае выбор окончательной траектории воздействия будет зависеть от особенностей исследуемого объекта, действующих регламентов и требований, правил по экологической безопасности и охране природы, возможностей применения НТП, специфики объекта исследования и пр. Автору проекта предстоит оценить ситуацию, учесть факторные аспекты, возможности объекта и спроектировать несколько альтернативных вариантов, но выбрать – наиболее рациональный или эффективный из них. Продемонстрировав четкое обоснование.
В курсовой работе по юриспруденции также проводится анализ этической дилеммы при выработке окончательного решения. В данном случае важно учитывать специфику исследуемой ситуации, действия каждого из участников, обстоятельства, факты, законодательные нормы и пр. Притом решение проблемы может протекать в разных траекториях и требовать разных действий. Автор может предложить следовать конкретному легальной схеме или практике, найти способ «обойти» тот или иной закон и пр. Но в любом случае решение проблемы будет нацелено на решение проблемы или ее смягчение, с четким описанием и обоснованием. Как правило, выбирают наиболее «щадящий» вариант, где риски и потери минимальны.
В курсовой по маркетингу предполагает дебаты об этических проблемах. Чаще всего в таких проектах студенты рассматривают возможности расширения ассортимента, повышения привлекательности продукта или товара, повышение уровня продаж, развитие рекламных акций и пр. Выбор окончательного решения зависит от специфики изначальной ситуации и исследовательского вопроса, факторов и условий. Автору предстоит либо адаптировать под них классические или современные подходы, либо продумать инновационную стратегию. То есть дилемма состоит в подборе грамотного инструментария, способа решения проблемы, где будет прослеживаться максимальная эффективность и минимальные потери, угрозы.
В курсовой работе по психологии автор должен понять, каким образом можно и нужно решать проблему с учетом текущих факторов, обстоятельств, результатов диагностики и пр. Этическая дилемма в этом случае состоит в том, чтобы умело сочетать нормативный подход с индивидуальностью объекта, исследовать всевозможные подходы и мнения и выбрать одну стратегию (или составить новый план действий с четким обоснованием).
Анализ дилеммы – пример комплексного исследования по теме и грамотного авторского подхода к решению. Проблемы. Такой прием уместен в любой научной области и помогает исследователю определить рациональный и успешный способ решения проблемы.
Сложности анализа этических дилемм
Анализ этической дилеммы при выполнении курсовой работы соприкасается с рядом нюансов, которые усложняют ход исследования. Чаще всего студенты сталкиваются со следующими преградами:
- Узкая тема курсовой работы соприкасается с дефицитом первоисточников. Из-за чего ход изучения становится предельно сжатым. Информационной базы становится недостаточно для полного раскрытия и разработки альтернативных решений. На этом фоне универсант может не увидеть «правильного решения» или из-за отсутствия должной информации не сможет грамотно составить план решения.
- Отсутствие достаточной доказательной базы усложняет ход обоснования выдвигаемой идеи и выбор оптимальной стратегии по урегулированию исследовательского вопроса. В данном случае универсанту трудно понять, какой из вариантов лучше, эффективнее или больше подходит объекту.
- Нормативы анализа этической дилеммы не устанавливают ограничений по количеству и качеству первоисточников. Студентам приходится работать с большим объемом информации, что усложняет факторный анализ. В то же время изучение малого количества точек зрения снижает объективность исследования, сужая список альтернативных решений. Универсанты чаще всего стараются подобрать схожие мнения, придерживаться единомышленников и отказываются от обзора оппонентов, что может искажать корректность данных и надежность выдвигаемых решений.
- Выбор окончательного решения порой требует от автора не только выбора эффективного решения, но и соблюдение этических принципов. Именно этичность и неэтичность усложняет ход исследовательского процесса и обоснования решения.
- Сугубо научный подход к описанию ситуацию и обоснованию решения проблемы также чреват снижением качества курсовой работы. Выбирать стратегию трудно, если нет реальных представлений об объекте и по теме.
У каждого автора курсовой работы возникают определённые сложности в рамках анализа дилемм в курсовой работе. Но все они преодолимы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по анализу этических дилемм в курсовых работах
В каждой теме может быть поднято несколько этических дилемм. Студенту предстоит сосредоточиться на конкретной проблеме, поставить четкий и однозначный исследовательский вопрос и искать ответ на него. Анализ этической дилеммы в этом случае поможет сориентироваться в тематике и проблематике, отобрать наиболее важный и значимый вопрос для рассмотрения.
Поиск решения в отношении исследовательского вопроса должен быть всеобщим: учитывать разные точки зрения, учитывать специфику приемов и стратегий. Но в конце проекта студенту важно показать именно ту позицию, идею, которой он придерживается, не забыв показать ее эффективность и обоснованность. Поэтому важно располагать достаточной информационной базы и качественными аргументами. Полагайтесь только на проверенную, достоверную информацию!
Анализ этической дилеммы в курсовой работе преподносится информативно, емко и последовательно. Чаще всего данное действие происходит на протяжении всего проекта. В теоретическом разделе подчеркивается научная неоднозначность и разнообразие подходов к решению проблемы, в практической – проводится анализ конкретной ситуации и выработка конкретного решения с надежными аргументами и прогнозами, рекомендациями.
Дебаты об этических дилеммах требуют грамотного сочетания научности, практики, а также общепринятых мер с индивидуальными разработками.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!