Студентам, обучающимся на факультете естественных наук или осваивающие естественные науки приходится порой проводить экологические исследования и описывать их в рамках академических работ. Как правило, такие виды изысканий проводятся в рамках предмета «экология». Сегодня мы расскажем о том, как правильно заниматься исследовательской деятельностью в этом направлении и корректно описывать результаты в составе студенческих трудов.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции экологического исследования
Экологическое исследование представляет собой особый вид деятельности, ориентированный на изучение состояния окружающей среды и оценки степени воздействия на нее различных факторов. Чаще всего целью таких мероприятий становится сохранение природных благ и экосистемы. То есть такого рода научно-исследовательская деятельность сводится к определению проблем и поиску их оптимального решения, профилактики и пр.
Важно отметить, что проводить экологическое исследование могут не только будущие экологи. Такой формат НИР свойственен самым разным направлениям и отраслям: строительство, охрана окружающей среды, медицина, промышленность и пр.
С помощью проведения экологического исследования в рамках проектной деятельности студенты выполняют следующие функции:
- Информационная или описательная, которая подчеркивает современное положение дел в конкретной отрасли, местности;
- Контрольная, призванная оценить состояние окружающей среды и оценить риски, угрозы для нее;
- Научная (исследовательская), которая подчеркивает перспективы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, особенности и условия рационального использования природных благ;
- Аргументационная. На основе собранной информации авторы или исследователи, пользователи принимают решение относительно добычи и использования природных ресурсов, проведении иных мероприятий и решении различного рода проблем (по отраслям);
- Аналитическая. При выполнении подобного рода исследований важно грамотно обработать материалы. Студентам предстоит сопоставлять текущие данные с более ранними, а также с нормативами, правилами, законодательными актами. Поэтому без критического мышления и аналитики в этом деле не обойтись.
То есть с помощью экологического исследования студенты и аспиранты углубляют познания в сфере естественных наук, оценивают текущее положение дел в различных сегментах, развивают навыки анализа данных и критическое мышление, обоснованного принятия решений в части сохранения и развития природных благ.
Проведение экологического исследования необходимо при выполнении курсовых, дипломных и научных работ, связанных с человеческой деятельности и природой. Чаще всего такие мероприятия проводят с целью мониторинга и оценки состояния окружающей среди, оценки риска и угроз природе от деятельности человека, определение возможностей урбанизации или использования природных благ и пр.
Среди особенностей экологических исследований студентов можно выделить следующие характеристики:
- Чаще всего они носят обзорный, аналитический или исследовательский характер, прикладные сценарии используют лишь в рамках специализации (экологи и пр.);
- Помогают глубже изучить действующие правила и нормы, законы в сфере природопользования и природоохраны;
- Нацелены на изучение современных экологических проблем и поиск эффективных, современных методов защиты, профилактики;
- Описание хода НИР и полученных результатов укладывается в жесткие формальные рамки с учетом вида проектной деятельности.
Экологические исследования, проводимые студентами, приносят пользу не только непосредственно учащимся, но и окружающим, обществу в целом. Свежий взгляд на текущее положение дел в конкретной сфере деятельности и природе позволяет более объективно подчеркнуть наличие проблем, рисков и угроз экологической катастрофы и выработать новейший подход к решению соответствующих вопросов.
Обязанность по проведению экологических исследований и выполнению соответствующих проектов ложится на универсантов, которые изучают соответствующую дисциплину или получают профильное образование в сфере экологии.
Виды экологических исследований и их специфика
При выполнении курсовых или дипломных работ по экологии, охране природы студентам важно учитывать не только тематику, но и вид исследования. Именно он в большей степени предопределяет инструментарий и методологический аппарат, общее течение исследователя в рамках исследовательского вопроса и задает конкретную цель и основной «регулирующее действие».
При подготовке академической или научно-исследовательской работы авторы чаще всего сталкиваются со следующими типами экологоисследований:
- Биологическое. Основная задача такого подхода состоит в том, чтобы изучить и оценить взаимодействие живых существ, их воздействие друг на друга и окружающую среду. Чаще всего такие исследования проводят в области биологии, зоологии, ботаники, микробиологии и пр. Такие мероприятия позволяют оценить состояние и возможности применения различных природных благ с конкретной целью. Они успешно пользуются в сфере медицины, фармакологии, промышленности и пр.
- Географическое. Исследовательские вопросы этого типа позволяют оценить особенности природы в определенной местности, учесть климатические, природные и иные особенности и возможности их развития, применения. Такие НИР носят чаще прикладной характер. Они востребованы в сфере градостроительства и строительства, промышленности.
- Социологическое. Миссия такой научно-исследовательской работы состоит в том, чтобы оценить воздействие человека на природу, мнение и степень удовлетворения состоянием окружающей среды, учесть поведенческие особенности человека и их влияние на природу., знание и применение норм действующего экологического законодательства и пр. Также посредством таких НИР становится ясно, каких благ недостаточно в том или ином регионе или городе, каково текущее состояние экологии в нем и пр. Такие мероприятия чаще всего проводятся студентами=-социологами, экологами, аналитиками, проектировщиками и пр.
- Научное. Такие проекты чаще всего нацелены на выделение современных проблем в сфере природоохранной деятельности, законотворчества. С их помощью универсанты устанавливают наличие пробелов в правилах, устанавливают причинно-следственные связи и разрабатывают инновационные подходы к решению таких вопросов и нюансов с учетом их уместности, посильности, эффективности.
- Прикладное. Такой формат свойственен геологам, строителям, экологами и иным профессиям, которые вынуждены тщательно исследовать местность для определения перспектив ее применения, развития и пр. В таком случае в качестве основных методов можно выделить наблюдение, лабораторные пробы и исследования, эксперимент, опрос и пр.
В целом, в рамках проектной деятельности можно выделить три основные группы экологических исследований, проводимых вузовцами.
Группа (тип) |
Общая характеристика |
Варианты исследований |
Теоретическая | Разбор существующих теоретических и научных положений концепции | Обзорное, аналитическое, сравнительное |
Экспериментально-прикладное | Изучение особенностей, состава, внутренних и внешних условий на конкретной местности | Наблюдение, эксперимент, опрос, лабораторное исследование, опыт, анализ |
Исследовательская | Изучение современных положений и представлений по экологическим вопросам, разбор современного экологического законодательства и процедур, оценка влияния человека на природу и пр. | Аналитика, статистический анализ, наблюдение, нормативно-правовой анализ, лабораторная деятельность и пр. |
Комбинированная |
Сочетание нескольких видов исследований в проекте, использование разнообразного инструментария для достижения намеченной цели |
Первая группа – теоретическая. Она позволяет тщательно изучить общие и специальные термины, понятия, правила, теории, а также порядки и регламенты, различные процедуры и пр.
Вторая группа – прикладная или экспериментально-прикладная. Она предполагает пребывание исследователей в «полевых условиях» и изучение конкретной местности с определенной точки зрения (научной и профессиональной). В этом случае исследователям предстоит работать с конкретными ресурсами, материалами, инструментами, проводить лабораторные исследования и опыты, эксперименты и пр.
Третья группа – исследовательская. Она нацелена на оценку эффективности действующих правил, регламентов, теорий и их совершенствование для сохранения природного баланса, состояния.
Четвертая группа – комбинированная. Она сочетает в себе элементы нескольких форматов. Например, студент может заниматься сугубо биологическим исследованием на местности, то есть это будет прикладное исследование по изучению биологического состава почвы, воды конкретной местности и пр.
Таким образом, экологическое исследование – это не одно, конкретное направление или формат исследования, а довольно широкая плоскость для изучения и развития, нацеленная на сохранение природного баланса.
Правила проведения экологического исследования
Экологические исследования в рамках курсовой или дипломной работы – довольно узкий формат проектной деятельности. Студентам предстоит учесть массу требований и правил, чтобы грамотно и правильно организовать и реализовать необходимую программу. Получить достоверный и аргументированный результат.
Первый принцип в проведении экологического исследования – тематическая приверженность. Выполняемый универсантом исследовательский проект будет ориентирован на решение конкретного исследовательского вопроса. То есть автору предстоит работать в узком направлении, определённой части экологического пространства. То есть универсант будет глубже изучать отдельные моменты, методы, правила для решения конкретной проблемы, ее диагностики, оценки и пр. Важно установить четкие границы экологического исследования и учитывать их в ходе исследовательской активности.
Второе правило – планирование. Универсанту предстоит продумать ход изучения выбранной темы, определить ключевые моменты (заслуживающие внимания и освещения), опорные слова, тезисы и пр. Важно понять, как проводить соответствующее изыскание (с теоретической стороны), а затем реализовать соответствующий план действий на конкретном примере – объекте. Притом в курсовой или дипломной работы объект экологоисследования чаще всего представлен в виде конкретного участка, предприятия, города, а предмет исследования – определенный набор параметров, по которым будет проводиться изучение соответствующей местности или парадигмы (явления и пр.).
Третье правило – целенаправленность и результативность. Экологические исследования проводятся в разных сферах деятельности, но всегда имеют конкретную цель (ради чего их проводят). Важно понять, какую работу нужно проделать автору и для чего, чем она будет полезна. Основное мероприятие с акцентом на результат чаще всего заложено в формулировке темы. Оно же предопределяет характер исследования. Теоретические работы требует изучить, проанализировать, оценить, практические – собрать биоматериалы и оценить, разработать программу совершенствования или профилактики и пр. В 85% случаев экологоисследования носят прикладной и проблемно ориентированный характер.
Четвертый завет – аргументированность. В экологическом исследовании каждый результат, вывод, шаг должен иметь не только конкретный результат, но и четкое описание-обоснование. То есть важно показать не только значение показателя, но и его роль, влияние, особенности. Поэтому важно полагаться на качественные и достоверные первоисточники, действующие нормативно-правовые акты и регламенты, стандарты, современные научные положения и пр.
Пятый принцип – реалистичность и перспективность. Все полученные итоги, выводы должны не просто подчёркивать текущее положение дел, но и стать опорой для развития или продвижения авторской идеи, гипотезы. Притом важно, чтобы все предлагаемые мероприятия были посильными для исполнения и перспективными, современными.
Таким образом проводимое в рамках курсовой или дипломной работы экологическое исследование будет ориентировано на решение узкого спектра вопросов с акцентом на качественные первоисточники, обоснованные результаты и выводы, грамотные предложения автора и четкие перспективы. То есть такие проекты призваны показать современное положение дел, возможности в части решения экологических проблем и вопросов, а также возможности внедрения инноваций.
Источники информации для проведения экологических исследований
Каким бы не было экологическое исследование по характеру и типу, автору студенческой или научной работы предстоит располагать достаточно информационной базой, чтобы как минимум разобраться в теме и исследовательском вопросе, а затем предложить и обосновать собственное решение, оценить и описать перспективы дальнейшего развития по тематике.
Вид НИР |
Источники информации |
Теоретическая | Учебники, статьи, диссертации, статистика |
Практическая | Учебная и научная литература, опыт, эксперимент, наблюдение, лабораторная практика |
Исследовательская | Научная литература, наблюдение или эксперимент, статистика |
Комплексная | Все доступные виды информации |
В основу академических работ кладут базовую информацию, которая поможет разобраться во всех категориях, правилах, инструментах, подходах. К этой группе материалов относят учебные и методические пособия, справочники, научные обзоры и статьи, доклады. Также для усвоения конкретных манипуляций, правил и тонкостей важно ознакомиться с нлормативно0-правовой базой по теме. Как правило, в ней излагаются общие схемы действий в той или иной ситуации, правила и порядок действий, ответственность и пр.
При проведении экологических исследований также порой необходимо знание ряда смежных или иных естественных и иных дисциплин. Например, при проведении разбора почвенного состава, важно знать биологию, химию, а также владеть соответствующим инструментарием и оборудованием. Если проводимая НИР соприкасается с иными отраслями (строительство, промышленность), то будьте готовы владеть соответствующими науками, правилами, формулами и пр.
Чтобы оценить текущее положение дело в отрасли важно владеть соответствующей информацией. Порой для этого требуется выезд на конкретную местность и наблюдение, проведение различных манипуляций (измерение, анализ условий, проведение лабораторных исследований и проб и пр.). В данном случае основой экологоисследования становятся данные статистических служб, отчеты различных ведомств и научных организаций, итоги наблюдения, личный опыт и пр. Также не лишним будет иметь доступ к различным базам данных: справочным, научным и пр.
Не стоит упускать из вида интернет-ресурсы. Благодаря информационных технологиям и НТП, студенты могут быстро найти актуальные материалы по теме. Главное – перепроверять все данные и полагаться только на качественную парадигму.
Обратите внимание, что для выполнения экологического исследования студенту пригодятся не только материалы по экологии, он и смежным наукам, профильным предметам. Поэтому важно запастись первоисточниками, перепроверить их и умело использовать в рамках проектной деятельности.
Порядок проведения экологических исследований
Экологическое исследование – это упорядоченная программа, где каждый последующий шаг тщательно продуман и связан с предыдущим, ориентирован на достижение конкретной цели.
Данная процедура проходит несколько стадий. В рамках каждого из которых спектр действий автор буде разниться.
Первый шаг – подготовительный. Он предполагает тематическую ориентацию, проектирование и планирование исследовательской работы. Студенту необходимо продумать следующие аспекты:
- Что он намерен изучать? (тема, исследовательский вопрос, проблема)
- Как он намерен исследовать заданное направление? (вид исследования, методология, инструментарий)
- Какая информация пригодится для раскрытия темы и решения исследовательского вопроса? (общая теоретическая, правовая, научная, экспериментальная и пр.)
- Выделение основных ориентиров и подготовка плана экологического исследования: цель, задачи, предмет и объект, сроки проведения и пр.
То есть на этой стадии автор намечает траекторию экологического исследования и план работы, согласно общим требованиям курсовой или дипломной работы (проекта), рабочей программе.
Второй шаг – сбор информации или полевой этап. Здесь универсант присыпает к реализации намеченной программы экологического исследования. Он изучает все доступные материалы по теме и проблеме проекта, сортирует их согласно потребностям и границам, приступает к прикладной части – проводит анализ собранных данных, лабораторные исследования, опросы, эксперименты и пр. То есть он всеми посильными способами собирает информацию об объекте исследования.
Третий этап – камеральный. На данной стадии происходит сортировка, упорядочивание, систематизация собранных первоисточников, фактов. Автор грамотно излагает общую картину по заявленной теме проекта, описывает программу и ход исследования. Анализирует результаты и обосновывает полученные выводы. На их основе студент разрабатывает рекомендации относительно дальнейших действий и возможностей по решению проблемы, способы оптимизации ситуации. Профилактические мероприятия и пр.
Таким образом, экологическое исследование требует предварительной проработки (проектирование и планирование), тщательного сбора информации и ее качественной переработки. По окончании полевых действий автору проекта необходимо грамотно интерпретировать материал в виде курсовой, дипломной или научной работы, отчета.
Как описать ход и результаты экологического исследования в студенческой работе?
Экологическое исследование является центральной частью академической или научной работы. Именно оно описывается в основной части курсовой или диплома. Но как это грамотно делать? Давайте разбираться.
Всем известна типичная структурная триада студенческих и научных работ: введение, основная часть, заключение. Функционал каждого раздела привычен.
Во введении студент емко описывает научный аппарат проведенного экологического исследования, план работы. Анализ цели и задач поможет понять логику исследовательской деятельности, основные мероприятия.
Основная часть делится на соответствующие разделы в рамках заданной темы и направления экологоисследования:
- В теоретической главе автор «раскладывает по полочкам» основные моменты, подходы, правила, нормы, методики. Описывать все существующие варианты не нужно. Достаточно выделить тот инструментарий, которым вузовец будет пользоваться при выполнении последующих разделов (практической части).
- В практической части важно предоставить краткую общую характеристику объекта исследования с акцентом на экологические и тематические моменты (местоположение, климат, специфика растительного и животного мира, вид почв и водоемов и пр.). Затем происходит постепенное сужение исследования по теме-проблеме: универсант реализует план экологоисследования (наблюдение, эксперимент, сбор проб, лабораторные исследования и пр.), с=группирует их в удобный для интерпретации формат и описывает, анализирует, выделяя особенности, тенденции, причины и следствия, факторы и пр.
- Заключение. Универсант подводит общие итоги по проделанной работе, отмечая причинно-следственные связи и проблему, изменения, отмечает риски и угрозы для окружающей среды, текущее положение дел и перспективы развития.
При описании экологического исследования и его результатов в составе студенческих и научных работ, важно учитывать на формальные требования по структуре, объему, уникальности текста, стилистике, форматированию. В целом, они едины для всех предметов.
Отличие экологических исследований для курсовой, дипломной и научной работы
Отражение результатов экологического исследования в составе курсовой, дипломной или научной работы имеет массу отличий. То есть в каждом случае будет наблюдаться определенная специфика.
Основание для сравнения |
Курсовая работа | Дипломная работа |
Научная работа |
Характер исследования | Обзорный, аналитический | Аналитико-экспериментальный, прикладной | Научный, прикладной, экспериментальный |
Границы и масштабы исследования | Минимальны | Средние, по профилю | Максимальные, глобальные |
Информационная база | Учебная и научная, статистика, обзоры, правовая | Учебная, научная, нормативная, статистическая, экспериментальная | Научная, экспериментальная, правовая, статистическая |
Методология | Литературный обзор, сравнение, анализ, обобщение | Литобзор, анализ, правовой анализ, статистический анализ, экономическая оценка, лабораторные исследования, обобщение | Научный обзор, правовой анализ, статистический анализ, эксперимент, лабораторный анализ, экономическая и техническая оценка, обобщение |
Объем | До 25-30 страниц | 65-95 страниц | От 120 страниц |
Как правило, в курсовой работе экологоисследование носит больше учебно-исследовательский (теоретико-сравнительный), обзорный или аналитический характер. Здесь погружение в тему минимально (на базовом уровне). Универсанту достаточно описать суть темы, способы определения и оценки проблемы, традиционные подходы к ее решению и оценить текущее положение бдел на примере конкретного объекта.
В дипломном проекте погружение в тему будет более глубоким и масштабным. В данном случае требуется провести качественный литературный анализ, проанализировать тенденции на примере объекта исследования и подготовить рекомендации по решению исследовательского вопроса с четким обоснованием. То есть в данном случае важно показать умение пользовать текущим инструментарием, грамотно его сочетать, проверять, обосновывать результаты и пр.
В диссертации или монографии по экологии исследователю предстоит тотально погрузиться в избранную. Тематику и проблематику. В данном случае глубина экологического исследования буде максимальной, всесторонней, масштабы – глобальны. Притом акцент делается на научном литературном обзоре, статистическом анализе и обязательном проведении эксперимента, в оде которого автор проверяет собственную гипотезу. Выдвигаемое решение должно быть новым, отличаться от ранее предложенных и действующих парадигм. Банальной комбинации типичных приемов в этом случае недостаточно. Доказательная база должна быть тщательной: научной и экспериментальной, в одной связке.
Таким образом, при выполнении экологического исследования важно учитывать не только тематические особенности, но и тип выполняемого проекта, требования к нему.
Сложности проведения и описания экологических исследований
Проведение экологических исследований соприкасается с массой нюансов, которые важно учесть и оперативно преодолеть.
Чаще всего студенты сталкиваются с проблемой проверки качества информации. Не всегда собранная информационная и доказательная база оказывается надежной. Притом сложнее всего проверить экспериментальные материалы и сторонние научные труды.
Вторым нюансом при выполнении академических и научных трудов по экологии выступает проведение эксперимента. Универсантам бывает сложно продумать детально каждый шаг. Отсутствие четкого плана действий способно привнести ряд погрешностей в конечный результат, что снизить достоверность материалов и возможности их применения на практике.
Третья сложность состоит в грамотной интерпретации данных. Важно грамотно описать ход и результаты экологоисследования с учетом вида проекта. В курсовой работе придется описывать все сжато, четко. В дипломной работе можно уточнить отдельные моменты и детальнее анализировать результаты, отмечая тенденции и характер изменений. Но важно соблюдать определённые меры: минимум копирования, умеренное цитирование, качественное преобразование и группировка данных. В диссертации – есть где развернуться. Главное- не раздувать текст, а четко описывать каждый этап исследования и обосновываться полученный результат.
Четвертый нюанс – форс-мажоры. Согласитесь, что предусмотреть все – невозможно. При проведении полевого экологического исследования могут возникнуть дополнительные преграды в связи со специфическими условиями, пробами и пр. Поэтому важно уметь быстро ориентироваться на местности и оперативно принимать решения, вносить правки в план НИР, ориентируясь на цель проекта.
Пятая сложность затрагивает этические аспекты. Автору предстоит не только считаться с мнением авторитетных ученых. Экспертов, основателей, но и действующими стандартами. Нормативами и регламентами.
Таким образом, при проведении и описании экологического исследования в проектной деятельности студента и аспиранта может возникать немало преград, которые ему необходимо преодолеть с минимальными потерями и рисками, обеспечивая тем самым достоверность собственных результатов и посильность, обоснованность рекомендаций.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по проведению экологических исследований в рамках студенческих работ
Чтобы подготовить качественный студенческий или научно-исследовательский проект по экологии и грамотно описать ход экологического исследования, важно придерживаться следующих советов:
- Выбирайте интересную и понятную для вас тему. Старайтесь изначально наметить общий ход, а затем после литературного обзора детализировать его тезисное;
- Перепроверяйте собранные первоисточники и старайтесь полагаться на достоверные материалы, действующие регламенты. Особое внимание обратите на экологические процедуры, законодательство, ограничения и пр.
- Старайтесь грамотно группировать материалы с учетом из связности и взаимодополняемости. Исключите дублирование материалов по тексту.
- Будьте готовы к расчетно-аналитической части. Правильно структурируйте материал с помощью таблиц и графиков, сем. Анализ таких фрагментов должен быть емким, информативным, результативным и аргументированным.
- Не забываем о научном стиле и умеренном использовании специализированных терминов. Текст студенческой работы должен быть понятным. Поэтому постарайтесь быть умеренными в терминологическом смысле.
- Все возникающие вопросы и проблемы лучше всего решать по согласованию с научным руководителем. Он поможет быстро сориентироваться и принять грамотное и подходящее решение, подскажет, как лучше его представить и обосновать.
- Тщательно перепроверяйте все результаты и выводы, как на точность, достоверность. Так и корректность описаний. Все должно быть четко, ясно, однозначно.
- Обязательно перепроверяйте подготовленный проект. Самоанализ и проверка научным руководителем еще никому не вредила.
Надеемся, что наши советы помогут вам провести качественное экологическое исследование и подготовить грамотный проект, достойный похвалы!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!