Освоение юридической профессии требует не просто знания и умения пользоваться законами, но и грамотного их толкования. При выполнении курсовых и дипломных работ универсантам нередко приходится использовать в практической части судебные решения. В этом случае им важно грамотно истолковать изложенные мнения и выводы. Для этих целей лучше всего использовать так называемый казуальный метод.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и суть казуального метода
Казуальный метод юридического исследования представляет собой способ «расшифровки» или истолкования «сухого» языка нормативных и законодательных актов, решений суда и прочих инстанций. Такой подход особо важен при изучении правовых дисциплин и проведении соответствующих НИР: написании курсовых и дипломных работ, научных статей, диссертаций, а также при изучении действующих регламентов.
Наименование приема появилось недаром. Он так называется, потому что применяется в рамках конкретной ситуации и обстоятельств – судебное дело, разбирательство. Раньше такие моменты называли казусом.

Казуальный метод является своего рода официальным инструментом толкования норм. Он реализуется теми органами или специалистами, которые непосредственно применяют законодательные акты. Например, судья выносит решение или приговор, в котором отражает проблему, основание, решение (или мера наказания) и его обоснование (на основе каких регламентов оно было принято).
Данный прием выполняет следующие функции:
- Пояснительная. Он помогает разобраться в значении тех или иных регламентов,
правил и определить способы и возможности их применения: как работает закон на практике и в жизни? Как правильно применять нормы? - Аналитическая. Подход позволяет разобраться в конкретной ситуации и понять, как действует закон в каждом случае, как ориентироваться и действовать, на что опираться и как обосновать решение;
- Диагностическая и результативная. Благодаря детальному изучению частной «истории» и подбору соответствующих нормативных актов, автор устанавливает причинно-следственные связи, учитывает детали и нюансы. Поэтому он владеет информацией всецело, что позволяет ему принять аргументированное и эффективное решение;
- Воспитательная. Данная парадигма помогает расширить правовой кругозор и разобраться в информации, законах. Благодаря разбору регламентов и определенных случаев, индивид понимает, как нужно правильно действовать в отдельных случаях, чем руководствоваться и т.д. В этом проявляется юридическое просвещение;
- Коммуникативная. Эта функция проявляется в том, что студент или пользователь, разбираясь в значении тех или иных документов, решений, мнений вынужден контактировать с соответствующими государственными структурами, экспертами, аналитиками или юристами, которые помогут ему в осознании и восприятии материалов.
- Практическая или деятельностная. Такая возможность проявляется в том, что индивид «наглядно» узнает о возможностях применения тех или иных правил. Благодаря изучению судебных решений, протоколов, студент изучает положение дел «изнутри»: уточняет детали судебного процесса, особенности рассматриваемого дела, нормативную базу, разбирает причины вынесения конкретного вердикта и осознает, каким образом были применения законы и пр.
- Упорядочивающая и правозащитная. Эта миссия сосредоточена на том, чтобы каждое действие и ситуация имеет свои правовые механизмы регулирования. О есть в каждом случае действует конкретный порядок действий, ограничений (что можно и что нельзя). Рассматриваемая тактика упорядочивает и унифицирует ход выработки решения, помогая понять способы адаптации законов под частный случай.
- Оптимизационная. Разбирая новые дела, проблемы, студент может заметить наличие противоречий или пробелов в действующем законодательстве. Благодаря такому глубокому погружению возможна оптимизация норм и повышение эффективности их применения.
Фактически, казуальный подход при выполнении курсовых и дипломных работ помогает универсантам понять все нюансы применения действующих регламентов с учетом специфики темы, располагаемой информации. На этом фоне происходит четкое определение причин и следствий, соотнесение реалий с правовым сегментом.
Суть такого инструмента заключается в пояснении законов и тонкостей их применения в рамках разбирательств, судебных дел и пр. При выполнении студенческих проектов по праву авторам придется использовать готовые судебные дела и решения, которые они будут изучать и анализировать, объяснять.
Казуальный метод используется в практическом сегменте юриспруденции, подчеркивая связь реалий с законотворчеством. Результаты такого исследования (на базе рассматриваемого способа) могут быть изложены в письменном виде или устно.
Составные элементы казуального подхода
Применение «техники казусов» в правовом сегменте требует понимания и владения основными компонентами, формирующими его фундамент.
Основание для сравнения |
Независимые переменные | Зависимые переменные |
Контрольные механизмы |
Суть | Причина | Следствие | Результат |
Характер воздействия | Внешний | Внутренний | Внешний и внутренний |
Измерение |
Возможно |
||
Виды | Постоянные и временные, смягчающие и отягчающие, количественные и качественные | Количественные и качественные | Стандартные, специальные |
В центре внимания находятся следующие параметры:
- Независимые переменные.
Под ними понимают те составляющие, которые подчеркивают причины зарождения проблемы. Также к этой категории относят факторы, влияющие на ход развития событий: внутренние и внешние. Ярким примером данного формата являются политические, юридические, экономические, социальные и пр. Они могут давить как прямо, так и косвенно, провоцируя к тем или иным действиям.
Этот элемент обладает рядом специфических черт. Во-первых, он поддается контролю. То есть за такими факторами исследователь может наблюдать и учитывать их при вынесении вердикта. Они могут быть как смягчающими, так и отягчающими.
Во-вторых, такие составные части могут быть как количественными, так и качественными параметрами. Первые проявляются в частоте возникновения или повторения, а вторые – в конкретных действиях, приводящих к тому или иному результату.
В-третьих, такие параметры манипулируют объектом, то есть давят на него (чаще всего косвенно), вынуждая к тем или иным подвижкам. На этом фоне они способны управлять процессами и задавать направление исследования, четко очерчивая проблему.
- Зависимые переменные.
Их также называют следствием. Это те параметры и критерии, которые изменяются под влиянием независимых переменных. То есть это уже свершившийся факт, приведший к конкретному результату, исходу. Примером такого компонента являются непосредственные деяния и результаты, полученные человеком под воздействием тех или иных факторов (слова и действия других участников конфликта).
К особенностям этой категории можно отнести то, что она может быть измерена (кто или что оказало наибольшее влияние), приводит к конкретному результату и может быть измерено различными системами и единицами (во времени, по тяжести причинения вреда, по умыслу и пр.). Более того, зависимые параметры позволяют установить истинную причину и основание возникновения проблемы.
- Контрольные механизмы.
Они представляют собой процесс, нацеленный на устранение факторов, способных снизить качество результатов или исказить их. Именно данный параметр приводит к тому, что предлагается конкретная система исправления ошибок, устранения проблемы, разработка системы наказаний и поощрений.
Рассматриваемый элемент предполагает тщетную оценку всех переменных, учет законодательной базы и действующих регламентов, особенности рассматриваемого случая. К компонентам контроля относят: работу с выборкой (конкретные участники дела), устранение внешнего воздействия, создание стандартных условий, проверка достоверности результатов (сугубо с легальной точки зрения и посильности при реализации).
Обратите внимание, что казуальный подход предполагает определенную хронологию событий: появление конкретного объекта, на который воздействуют зависимые переменные и приводят к возникновению независимых переменных с последующим контролем-решением ситуации.
Правила применения казуального метода
Казуальный метод важно применять грамотно, ориентируясь на ряд ограничений и принципов.
Принцип |
Суть |
Характер |
Адресность и индивидуальность | Исследование частной ситуации и учет всех факторов | Ограничивающий |
Хронология | Установление последовательности действий, событий, приведших к конечному результату | Упорядочивающий |
Аналитика | Всестороннее юридическое исследование объекта | Уточняющий, причинно-следственный |
Воспроизводимость и посильность | Объяснение, как пользоваться нормами на практике | Регулирующий, результативный |
Принцип экспериментальной чистоты | Разработка решения проблемы в стандартной ситуации | Регулирующий, гарантирующий, контрольный |
Контроль | Отслеживание всех изменений с целью повышения точности и разработки эффективного решения | Контрольный, наблюдательный, оценивающий |
Комплексность и законность | Использование различных приемов для сбора и обработки поступающей информации, оценки ситуации | Легитимный, системный |
Обратите внимание, что он носит адресный и индивидуальный характер. Нацелен на изучение конкретной «картины» и проблемы, учитывает текущие обстоятельства и факторы.
Более того, он учитывает хронологические особенности текущего состояния дел: в какой последовательности и кем были воспроизведены те или иные действия, к чему они привели, на сколько связны между собой результаты. То есть здесь есть определенный порядок и необходимость определения статической связи (причин и следствий).
Данный прием также призван зафиксировать все изменения и оценить их роль в общем процессе. Притом он поможет установить силу воздействия каждого элемента (факторная модель).
Аналитический принцип предполагает тщательное изучение конкретной ситуации. То есть придется разбираться во всех деталях дела и устанавливать последовательность событий, пострадавшие и виновные стороны, мотивы, обстоятельства, причины и следствия, умысел или случайность, ориентироваться в информационном поле и собирать дело по крупицам, восстанавливая ход событий и обосновывая каждый вывод фактами.
Также важно придерживаться принципа воспроизводимости. Необходимо объективно и адекватно оценить состояние дела и принять такое решение, которое будет посильным для сторон и одновременно с этим справедливым с точки зрения закона.
Еще одним правилом применения казуального способа исследования является обеспечение экспериментальной чистоты. Он состоит в том, чтобы исследователь разрабатывал решение с устранением внешних факторов и обеспечением валидности исследования, снижая вероятность искажений и ошибок.
Притом все процессы должны быть контролируемыми. Эксперт должен учитывать все обстоятельства дела, изменения в законодательстве, специфику сложившейся ситуации, причинно-следственные связи и др.
Использование казуального подхода в юридической НИР базируется на принципе комплексности. Чтобы правильно истолковать нормы или решения суда (или иных инстанций), важно разбираться в теории, уметь собирать информацию и обрабатывать ее, пользоваться общенаучными и специальными инструментами.
Этапы реализации казуального метода при выполнении курсовых и дипломных работ с акцентом на судебную практику
Выполнение курсовой или дипломной работы по праву на базе казуального метода потребует выполнения определенной последовательности действий. Сам по себе исследовательский процесс будет учитывать особенности выбранной темы и рассматриваемой ситуации.

Первый шаг – подготовительный. Он предполагает всесторонний сбор в рамках заявленной темы по судебной практике. В данном случае студенту предстоит разобраться в основах исследовательского процесса, продумать научный аппарат, выбрать конкретный тип казуального подхода и описать тонкости и последовательность его воспроизведения.
Для выполнения практической части потребуется взять в качестве образца готовое судебное дело или постановление и провести его анализ (с акцентом на тему и план НИР): пояснить ход вынесения решения, порядок разбора ситуации и пр. В основе проекта будет лежать применение казуального подхода.
То есть в рамках этой стадии достаточно выбрать и обосновать тему юридического исследования, подобрать подходящее судебное дело и наметить план действий.
Второй этап – анализ данных. Он предполагает проведение теоретического и практического инспектирования тематики с учетом намеченных ограничений НИР. Сделаем акцент на изучении судебного решения для выполнения практической части курсовой или дипломной работы.
Для начала автору предстоит определить ключевые параметры и моменты изучаемой картины. То есть важно идентифицировать ее и констатировать:
- Что случилось? Когда?
- Кем совершено? Кто является главными участниками делами? Кто из них потерпевшая и пострадавшая сторона?
- Какие действия были совершены и кем? К чему они привели? Было ли нарушение законодательства?
- Какие факторы воздействовали на ход событий?
Аналитический этап призван упорядочить информацию из судебного дела и выделить конкретные, существенные детали, факты, общее описание.
Третий этап применения казуального приема в курсовой или дипломной работе предполагает формирование или разбор непосредственно решения суда. В данном случае необходимо определить, какие нормы и законы регламентируют ситуацию и какие из статей были нарушены участниками.
Далее следует тщательно оценить вынесенное судом решение: какую меру пресечения или наказания выбрал, в каком объеме, когда вступает в силу и пр. Необходимо выделить количественные и качественные характеристики, понять, все ли было учтено при вынесении вердикта.
Затем автору нужно обосновать свое мнение и выделить: на какие регламенты и правила опирался суд, насколько справедливо наказание, какие факты свидетельствуют об эффективности и целесообразности решения и пр.
Чтобы оценить решение суда, важно хорошо владеть соответствующими нормативными актами, разбираться в юридическом языке, понимать, как пользоваться теми или иными статьями и пунктами на практике (как теорию превратить в прикладной инструмент).
Четвертый шаг – оформление полученной информации в составе курсовой или дипломной работы. Именно здесь происходит непосредственная переработка информационной и доказательной базы, ее преобразование в научный и аргументированный вид.
Самое главное – сохранить и обеспечит достоверность данных из материалов судебного дела, исключив искажение данных.
Пятый этап – заключительный. Он предполагает перепроверку изложенной информации с целью обеспечения достоверности и точности данных, обоснованности результатов и выводов, однозначности толкования норм и пр. Также в рамках этой стадии можно заняться контролем за исполнением судебного решения и оценить справедливость и эффективность вердикта.
Чаще всего оценка эффективности судебного решения сводится к проведению сравнительного анализа: между аналогичными делами или между реальными делами и действующими нормами, статистикой, проведение социологических опросов относительно мнения граждан и пр.
То есть казуальный метод при написании курсовой или дипломной работы по судебному делу проявляется в трех основных явлениях:
- Изучение юридических норм по теме проекта. В данном случае важно понять, какие законы потребуются для вынесения решения, как ими пользоваться, что значит каждый закон и статья при нем, как ими пользоваться и пр. То есть универсанту предстоит уяснить суть, сферу действия и возможности применения регламентирующих актов.
Здесь достаточно ответить на следующие вопросы: что регулирует ситуацию? Как регулирует? - Анализ конкретной ситуации. В данном случае можно взять пример из личной жизни или обратиться в базе судов и отобрать соответствующее теме судебное решение. Необходимо исследовать его и выделить ключевые параметры, понять как закон способен повлиять на положение дел, как пользоваться нормами и пр.
- Разъяснение. На этой стадии индивид сможет обосновать, почему суд вынес такое решение, чем он руководствовался, насколько оно эффективно и справедливо, к чему приводит и пр. Также студент сможет описать, как и почему следует поступить в данной ситуации, к чему приведет воспроизведение соответствующих мер?
Таким образом, казуальный метод при выполнении юридических исследований помогает понять, какими регламентами и как нужно пользоваться, исходя из специфики изучаемой тематической картины (конкретного дела, кейса и пр.).
Виды и техники казуального метода
Казуальный метод позволяет оперативно перенести теоретический материал на практику, то есть он учит не просто понимать смысл законов, но и учит грамотно ими распоряжаться, пользоваться в жизни.
При выполнении курсовых и дипломных работ исследование обретает чаще эмпирический характер. Поэтому студентам чаще всего приходится выполнять полученное проектное задание на основе следующих распространенных видов.

Первый тип – наблюдение или эксперимент. Данный подход позволяет лично собрать информационную основу для практической части, исходя из фактов из реальной жизни. Индивид должен понаблюдать за выборкой людей и оценить их действия с точки зрения закона, подобрать соответствующие мероприятия по решению проблемы (в рамках обозначенной темы) и отметить нормативно-правовую базу, факты, обоснование, способы оптимизации ситуации и т.д.
Второй тип юридических исследований – экспериментальный. Он предполагает работу с конкретной выборкой лиц и создание особых условий для оценки. В данном случае погружение в тему может носить «полевой характер», когда студент будет оценивать состояние в рамках «естественных условий» с минимумом или без личного вмешательства в дело. По своей сути, этот вариант напоминает наблюдение.
Второй вариант – искусственный или лабораторный эксперимент. Он предполагает, что студент воссоздаст определённую ситуацию и будет полностью контролировать ход НИР, добавляя или исключая те или иные факторы и переменные. Это своего рода «кейс-стади» в действии.
Третий вид казуального подхода в юридических НИР – сравнительный. Он предполагает оценку ситуации на основе метода аналогии или противопоставления. В данном случае исследователь может сравнивать располагаемые сведения и факты с действующими нормативными документами, регламентами, процессуальным порядком и иными тонкостями судебного процесса. Также допустимо сравнение аналогичных судебных дел и решений по сходим ситуациям.
В зависимости от характера и обязательности результатов толкования можно выделить официальный и неофициальный способ. Первый предполагает уточнение деталей и пояснение сложных, сомнительных или спорных моментов непосредственно у лица, которое вынесло решение. Второй – привлечение сторонних экспертов, которые в силах разъяснить причины и следствия, все нюансы по делу.
В зависимости от правовой направленности и тематической приверженности проекта можно выделить еще два вида казуального подхода: судебное или административное. В первом случае требуется пояснить особенности судебного процесса и грамотно разбираться в судебных решениях: корректно воспринимать, уметь отражать соответствующие данные и передавать другим. Толкование в этом случае требует грамотного юридического перевода и умения общаться с судебными органами и представителями.
Второй тип – административный. Он нацелен на разъяснение сути административных норм и регламентов, постановлений и решений. В этом случае придется рассматривать конкретное правонарушение или административное дело, получать комментарии участников, представителей правоохранительной системы и пр.
Реализация казуального метода возможна разными способами. Студенты при выполнении учебно-исследовательских работ чаще всего полагаются на теоретическое толкование. Оно основывается на применении учебной и научной литературы для пояснения тех или иных процессов, парадигм, терминов и категорий. Также они прибегают к использованию различных обзоров и комментариев к законам.
Оценить эффективность и предложить способы оптимизации законодательных актов можно с помощью сравнительной тактики. В этом случае универсанты соотносят действующие регламенты в разных регионах или сравнивают отечественное и зарубежное законодательство по определенной проблеме или теме. Благодаря такому соотнесению легче найти пробелы, особенности и способы оптимизации правовых норм.
Еще одной техникой казуального метода при подготовке курсовых и дипломных работ является стратегия поиска намерения. Ее суть состоит в том, что при изучении судебных документов или судебного процесса, важно понять: что и для чего производится. При анализе материалов заседания, важно обратить внимание на причины и следствия, поступки участников, факторы и ситуации. То есть важно понять, что спровоцировало на совершение преступления, что повлияло на ход событий, как повел себя обвиняемый (преднамеренное или случайное действие и пр.). Также в рамках данного подхода важно обрати внимание на «намерения закона»: то есть на что он нацелен, какие вопросы решает, как предлагает урегулировать спор и пр. Фактически, эта тактика учит разбираться в деталях и формировать оптимальное решение, которое будет и легальным, и посильным, и справедливым.
Обратите внимание, что вид и техника воспроизведения казуального метода во многом зависит от специфики темы и располагаемой информационной азы, плана НИР и возможностей автора. Они конкретизируют методологию и инструментарий проекта, помогая акцентировать внимание на тех или иных аспектах.
Особенности казуального подхода в судебной практике
Рассматриваемый подход к проведению правовых НИР обладает рядом специфических черт:
- Для выполнения проекта студенту потребуется не просто знание и ориентация в законодательном поле, но и хорошая теоретическая подготовка: богатый словарный запас, умение «переводить» материал на более простой уровень, навыки по применению нормативных актов и умение предложить конкретное решение и пр.;
- Для практической части необходимо погрузиться в частную жизненную ситуацию, то есть разобраться в деталях судебного дела или тщательно организовать эксперимент, разобраться в кейсе и пр.
- Важно проводить подробный анализ ситуации и выделять ключевые моменты, факты, тенденции, соотносить их с правовыми полями и определять наличие правонарушения, его характер и иные характеристики;
- Принимать конкретное решение с учетом действующих регламентов, избирать соответствующие меры и обосновывать их. Важно не просто отметить статьи, но и обосновать: почему именно ими руководствовался индивид или орган, какие факты указывали на его необходимость, почему был избран соответствующий тип наказания или решения и др.
- Нужно исключить любое противоречие действующим правилам и законам.
То есть универсанту предстоит опираться на конкретную ситуацию, собирать факты, анализировать общую картину, умело толковать значение тех или иных решений, положений.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению казуального способа в курсовых и дипломных работах
В рамках курсового или дипломного проектирования важно наметить, как и где уместен казуальный метод: что можно с его помощью прояснить, растолковать и пр. В теории это может быть пояснение сути и предназначения тех или иных законов, а в практической части – разбор частной «истории» на примере судебного решения и пр.
Казуальное повествование в проектной деятельности может быть сложным. Порой приходится слишком много писать для отражения ситуации, выделения деталей, результатов и выводов. Поэтому будьте готовы к сжатию материала и констатации существенных параметров.
При возникновении проблем в употреблении терминов или их восприятии, оперативно восполняйте их. Важно корректно воспринимать регламенты чтобы найти им правильное применение в частной ситуации, предложить достойный способ урегулирования спора.
Обязательно отмечайте факты при обосновании результатов и выводов. Пишите просто и ясно. Ваша задача – разъяснить ситуацию и оценить судебное решение или предложить оптимальное решение.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!