Классификация и специфика подготовки семестровых работ

Одним из уникальнейших видов студенческих проектов, которая тесным образом соприкасается с учебным материалом и проведением самостоятельного научного исследования, является семестровая работа.

Классификация и специфика подготовки семестровых работ
Одним из уникальнейших видов студенческих проектов, которая тесным образом соприкасается с учебным материалом и проведением самостоятельного научного исследования, является семестровая работа.

Понятие и признаки семестровой работы

Семестровая работа представляет собой самостоятельное научное исследование, призванное подчеркнуть степенно усвоения пройденного теоретического материала в рамках конкретного предмета. Чаще всего данный проект выполняют студенты гуманитарного плана, но и техническим профессиям этот вид изысканий не чужд. Притом сталкиваются с ней в основном старшекурсники-бакалавры и магистранты, студенты специалитета.

Семестровая работа – это не традиционная или типичная студенческая письменность. Рассматриваемый вид исследования обладает рядом специфических черт.

Основные правила выполнения семестровых работ
Основные правила выполнения семестровых работ

Во-первых, он формируется студентом единолично и призван продемонстрировать степень усвоения ранее пройденного материала, продемонстрировать навыки применения полученных знаний на практике, развитие конкретных качеств, способностей и профессиональных компетенций.

Во-вторых, частота подготовки семестровых работ ограничена. Данное исследование выполняется преимущественно по профильным или основным предметам в рамках постигаемой специальности. Притом подготовка этого вида проектной деятельности производится не чаще 1 раза в течение семестра.

В-третьих, в основу семестровой работы принято класть курс, пройденный в предшествующем семестре или свежее изученный на занятиях материал. То есть в качестве информационной базы служит изученный, разобранный и пройденный в рамках учебного плана материал. В рамках рассматриваемого исследования студенту предстоит показать владение терминологией и правилами, а также умение использовать их в решении соответствующих проблем и задач.

В-четвертых, семестровая работа привержена к определенной дисциплине и теме, притом последний критерий (тема) должен быть актуальным. В данном случае прослеживается явное сходство с курсовой работой. Притом важно отметить, что в течение семестра студент будет выполнять один из проектов: либо семестровая работа, либо курсовая работа.

В-пятых, специфической чертой является пограничное положение изыскания. Семестровая работа находится на меже контрольного и курсового проекта. В одной стороны, автор должен грамотно и емко изложить суть по заявленной теме, полагаясь на изученные материалы. Дополнение свежими фактами и актуальной информацией допустимо. С другой стороны, он должен показать умение пользоваться описанными канонами в практическом разделе, то есть самостоятельно провести прикладное или эмпирическое исследование и оценить ситуацию, реальное состояние проблемы и пр. В этом проявляется очевидное сходство с курсовой работой.

В-шестых, подготовка семестровой работы контролируется преподавателем, который проводит занятие в рамках соответствующей дисциплины (лектор или экзаменатор). Фактически, выбирать научного руководителя не нужно, так как он назначается автоматически.

В-седьмых, подготовка семестровой работы сказывается на общей успеваемости студента и оказывает влияние на допуск к аттестации в рамках предмета (по которому она выполняется). Более того, аттестация проекта происходит заочно и очно. Первый вариант предполагает оценку сугубо письменной работы, без дискуссии и вопросов. Второй вариант позволяет студенту отстоять выдвинутую позицию и решение лично в ходе собеседования, выступления перед научным руководителем, ответа на дополнительные вопросы и пр. Формат защиты и сдачи семестровой работы утверждается педагогом.

Таким образом, семестровая работа студента – это особое научное исследование, призванное показать степень усвоения ранее пройденного материала и развитие достаточных профессиональных и общих качеств для решения практических и иных задач.

Выполнение семестровых работ позволяет оценить умение студента ориентироваться в информационном поле, грамотно подбирать инструментарий и методы решения поставленных задач, обосновывать позицию и решение.

Классификация семестровых работ

Семестровая работа – это не универсальный письменный проект. В зависимости от действующего вида, она выполняет соответствующие функции, в чем проявляется специфика исследования.

Вид семестровой работы

Предназначение

Содержание, ключевые элементы, порядок выполнения

Отчетная Подтверждение факта прохождения определенной части образовательной программы, чаще всего прикладного характера. Проявляется в виде комплексной лабораторной работы, отчета о НИР или отчета по практике Анализ текущей ситуации на примере статистических данных, отрасли, конкретного предприятия, проведение учебного ил научного исследования в условия вуза (лаборатории)
Контрольная Оценка знаний в рамках освоенной части программы (по результатам предыдущего или текущего семестра) Развернутый ответ на теоретический вопрос по предмету, решение задач
Теоретическая (научно-исследовательская) Развернутое описание темы (обзор) на основе пройденной информации и научной литературы, дополнительных материалов (самоизучение) Раскрытие основных терминов, правил, приемов и методик по теме (как минимум на базовом уровне)
Аналитическая (расчетно-графическая) Полное раскрытие темы с научной и практической точек зрения Теоретический раздел – емкое описание существенных моментов по теме, практический – применение описанных технологий на основе статистических, общих или частных данных

В зависимости от цели выполнения семестровой работы можно выделить отчетную и контрольную. Первый вариант призван аттестовать студента в рамках определенного этапа обучения: освоение теоретического материала, прохождение практики, развитие практических навыков в рамках лабораторных исследований и пр. Второй вид нацелен сугубо на контроль и оценку текущего уровня подготовки на основе изученного материала и программы в рамках аудиторной и домашней работы.

По характеру научного исследования можно выделить теоретические (научные, обзорные) проекты, где автор излагает сугубо научную точку зрения в рамках заявленной темы, проблемы (с акцентом на предмет и специальность). Второй вид – прикладной или аналитический (расчетно-графический), где помимо краткого и емкого научного описания темы исследователю предстоит выполнить эмпирическое или прикладное исследование на основе располагаемой информации: расчеты и анализ, оценка проблемы и ситуации и пр.

Таким образом, в зависимости от разновидности семестровой работы будет отличаться глубина и ширина исследования, методология выполнения проекта.

Особенности подготовки семестровой работы

Выполнение семестровой работы требует от студента тщательного и обоснованного подхода, соблюдения традиционных правил. Об этапах и принципах написания данного вида научного исследования мы писали ранее.

Написание семестровой работы обладает следующими специфическими чертами.

Во-первых, выбор темы исследования производится строго в рамках пройденной части рабочей программы по дисциплине. Она может быть предложена педагогом (их списка готовых тем на кафедре) или сформулирована автором самостоятельно. Притом тему важно выбрать и утвердить. Семестровая работа – это обязательная часть проектной деятельности студента.

Во-вторых, семестровая работа является регламентированным видом исследования. Поэтому перед развитием темы важно ознакомиться с общими требованиями. Для этого достаточно внимательно прочитать методические рекомендации и уточнить нюансы, непонятные моменты у научного руководителя. Как правило, на данном этапе становится очевидна структура семестровой работы и основное содержание проекта.

Базовые ориентиры при выполнении семестровых работ
Базовые ориентиры при выполнении семестровых работ

Строение рассматриваемой студенческой работы типичная, но главное – уложить в нее соответствующее наполнение: обзор темы на основе пройденных материалов и рекомендованной литературы, дополнительных первоисточников (преимущественно с акцентом на научную литературу).

В структуре семестровой работы ведущая роль отводится основной части. Здесь автору предстоит описать суть и реализованные действия. В идеале студенту предстоит преобразовать подобранный материал для практической части в математический или подаваемый анализу вид с акцентом на предмет и специальность (развиваемые качества и навыки).

В теоретическом разделе семестровой работы предстоит предоставить краткий литературный обзор по выбранной теме, вопросу или проблеме. Притом важно затронуть именно пройденные моменты и дополнить их актуальными данными.

Практическая часть рассматриваемого студенческого проекта сводится к анализу собранных данных: расчеты показателей, выделение тенденций (динамики) и оценка ее характера, установление причинно-следственных связей, решение задач или кейса с обоснованием каждого шага и пр.

Обратите внимание, что в рамках семестровой работы автору не обязательно разрабатывать решение в отношении проблемы. Если проект носит контрольно-оценочный, достаточно емко ответить на поставленные теоретические вопросы и развернуто решить практические задания, получить конечный ответ.

Если семестровая работа относится к сугубо научной плоскости, то в данном случае достаточно всесторонне изучить выбранную тему: с научной точки зрения, а также с практической – проанализировать текущее положение дел на основе статистических данных, отрасли и пр.

В-третьих, подготовка семестровой работы требует грамотного оформления. В данном случае действующие базовые требования ГОСТ.

Таким образом, важно тщательно разобраться в правилах и тонкостях написания семестровой работы, чтобы подготовить качественный проект и успешно пройти аттестацию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сложности и ошибки при выполнении семестровых работ

Подготовка семестровой работы нередко сопровождается у студентов рядом нюансов.

На фоне некорректного восприятия сути, миссии проекта, они выполняют его по аналогии с классической курсовой работой или отчетом о НИР. На самом деле выполнение семестрового проекта – дело утонченное. В данном случае необходимо кратко описать тему и выполнить практическое задание. Притом раскрытие выбранного вопроса, проблемы должно проходить строго в рамках предметного курса (рабочей программы, учебного плана) и специфики постигаемой специальности.

Также ошибки при написании семестровой работы бывают связаны и невнимательностью автора по отношению к виду студенческой работы. Нередко аналитические проекты не имеют должного обоснования в выводах, а теоретические материалы предстают сугубо в монотонной текстовой форме. Требования о корректном и разнообразном разъяснении темы, использовании оптимальных и эффективных подходов действуют и в этом случае.

Наиболее частой огрехой авторов является неправильное использование теоретического и научного багажа: неуместное использование фактов и формул, методик, решение задач более «долгим» путем (при наличии более оптимальных методик), неправильное употребление терминов, научных канонов и пр. В данном случае важно тщательно разобраться в теме, отобрать посильные и понятные правила, формулы или технологии и применить их в практическом разделе (не забыв описать в первой главе).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!