Какая учеба и без конспектов? Притом записывать темы, примеры, делать пометки приходится е только студентам колледжей и университетов, но даже школьникам, практикующим специалистам.
Конспектирование – один из важнейших навыков не только для студента, но и квалифицированного специалиста. Ежедневно нам приходится делать какие-либо пометки, записи. (притом как по собственной инициативе, чтобы не позабыть, так и по рабочей необходимости). В этом деле важно не просто записывать дословно все подряд, а умело выделять суть и опираться на нее.
К сожалению, школьников приучают лишь к тотальному диктанту. Многие выпускники МОУ СОШ не способны самостоятельно сделать эффективный конспект, в связи с чем на первом курсе обучения в СУЗе или вузе у них возникают проблемы на лекциях, где педагог не диктует, а рассказывает, а студентам приходится быстро фиксировать самые важные моменты.
Сегодня специалисты Дисхелп поделятся советами по грамотному конспектированию, описав самые популярные и эффективные методики.
СОДЕРЖАНИЕ
Коротко о главном: самое важное о конспектировании
Конспектирование – это не просто вырабатываемый навык, а самое настоящее искусство, требующее особого подхода к информации и тексту: избирательность, краткость и емкость, творческий подход. Каждый из указанных компонентов позволяет зафиксировать наиболее важные и значимые моменты из всей рассказанной истории или темы.
Внешне конспект предстает чаще всего в виде записей «от руки» в тетради или на отдельных листах бумаги. Реже подобные способы фиксации данных предстают в напечатанном виде (чаще всего такой формат встречается в педагогов – план-конспект занятия и пр.).
Обратите внимание на такую особенность конспектирования – это сугубо письменный процесс, требующий фиксации данных в символьной, буквенной, схематической или иной форме.
При подготовке конспекта важно следовать определенным правилам. К их числу относят следующие каноны.
Избирательность означает, что слушатель должен понять суть рассказа и зафиксировать лишь отдельные фрагменты, которые в дальнейшем позволят ему при необходимости вспомнить предмет, предоставят минимальную, но необходимую и важную базу для работы, определят последовательность мыслей и действий.
Краткость и емкость являются частью избирательности, но чаще всего относят их к «трансформации текста». Данные принципы конспектирования означают, что автор должен фиксировать основные тезисы, формулы, сложные моменты с точным пояснением. Не стоит фиксировать дословно. Достаточно выделить термин, тезис и пояснить его. То есть в основе этого закона лежит правило преобразования информации, ее умелой переработки с выделением сути и ключевых моментов.
Творческий подход при конспектировании способен в значительной степени облегчить процесс формирования нового текста, лекции. Применение схем, графиков, обозначений упрощает процесс понимания, фиксации. Порой то, что можно уложить на нескольких страницах в форме текста, успешно и быстро, просто и понятно помещается в одной или нескольких схемах.
Конспект – это прежде всего опора для студента, а не для педагога. Но нередко лекторы требуют предоставить полностью все законспектированные лекционные занятия. Притом они не просто пролистывают тетрадь учащегося, но и обращают внимание на оформление, выделение основных тем, терминов, формул, наличие примеров и пр. Поэтому, чтобы в конце семестра у студента не возникло проблем, следует изначально понять: какие требования к конспектам предъявляет конкретный преподаватель, какая информация пригодится непосредственно учащемуся при подготовке к различным аттестациям (контрольная или лабораторная работа, зачет или экзамен, тестирование или самостоятельная работа и пр.).
Самые распространенные ошибки студентов при конспектировании материалов
Конспектирование представляет собой процесс переработки найденных (увиденных или замеченных, прочитанных) или услышанных материалов. Конспект может быть основан на письменных (книги, научные работы, исследования, учебные и справочные материалов) и устной (например, лекционное занятие) ресурсах. Независимо от того, в каких условиях учащемуся приходится усваивать и фиксировать данные, важно делать это грамотно и эффективно, качественно.
Самая частая ошибка слушателя – это попытка дословно зафиксировать материал: переписать его из книги или провести «тотальный диктант» на паре, пытаясь угнаться за преподавателем. В этом случае качество конспекта сводится к нулю, эффективность усвоения пройденного материала также низкая, ведь учащийся не «перерабатывает» сведения, а просто их переписывает. Да, есть вероятность, что он запомнит отдельные моменты, но не факт, что они окажутся значимыми для него в будущем.
Ошибка №2 — отвлечения во время занятия или слишком долгие раздумья. Если студент решил кратко зафиксировать основную мыль и долго не может подобрать правильную формулировку, то это может «вылиться» в пробел, как в знаниях, так и в тетради. Пока индивид подбирает нужные слова, он пропускает немаловажные детали, моменты. Поэтому целесообразно фиксировать хотя бы тезисно, схематично, если не удается быстро переформулировать текст. Делайте небольшие заметки, чтобы не утратить логичность и последовательность лекции.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Немаловажным аспектом при конспектировании является внимание и понимание материала. Самой частой ошибкой студентов и слушателей различных курсов является то, что они фиксируют порой то, что не сумели усвоить, а задать вопрос для разъяснения нюансов боятся или стесняются. Важно конспектировать то, что Вы поняли, усвоили, но делать пометки относительно сложных, непонятных терминов, приемов также можно – они послужат дополнительными вопросами для самостоятельного изучения.
Самые популярные методики эффективного и качественного конспектирования текста
На сегодняшний день существует свыше тысячи приемов по грамотному фиксированию текстов, диктантов и иных материалов. Конечно, каждый студент или слушатель самостоятельно подбирает и пользуется привычным или пригодным для него приемом. Сегодня мы расскажем о наиболее востребованных и успешных методиках.
Метод Корнелла
Данный прием был изобретен в середине XIX столетия одним из профессоров Корнелльского университета. Несмотря на довольно солидный возраст алгоритма, он успешно применятся современными студентами и слушателями во время занятий, особенно там, где приходится фиксировать большой объем информации. Чаще всего его используют гуманитарии.
В основе метода Корнелла лежит следующая схема. Лист бумаги делится на 4 части: линия сверху отделяет поле для даты и заголовка темы, под нижней линией автор формирует итоговый вывод. Далее страница делится на 2 столбца (один шире другого). В правой (более широкой) части страницы целесообразно фиксировать наиболее важные материалы, детали, более подробный текст, а слева (в узкой части) – фиксировать тезисы, понятия, имена, наименования теорий и законов, значимые даты, формулы и пр.
Целесообразно делать пометки друг напротив друга: тезис в одной колонке, его расшифровка напротив в соседнем столбце. Также допустимо делать пометки-вопросы, для уточнения отдельных моментов в процессе самостоятельного изучения ил повторения пройденного материала.
Метод боксов
Данный прием чаще всего используется ля тех, у кого развита визуальная память. Он в значительной степени облегчает изучение таких дисциплин, как история, иностранного языка, физики и пр., там, где можно разбить информацию на смысловые блоки, вехи и пр.
Суть метода блока заключается в следующем. Слушателю необходимо разделить страницу на квадраты или прямоугольники, но так, чтобы в нем можно было уместить суть: тезисы основные термины, даты, план и пр. Расположение геометрических фигур может быть произвольным, хаотичным или последовательным – это решает слушатель, формирующий конспект.
Наверху страницы целесообразно пометить тему, которая будет освещаться. В верхней части или над каждым квадратом делается небольшой заголовок (то, что будет описываться в нем), а внутри делаются пометки: даты, законы, имена и фамилии, формулы, факты и пр.
Данный прием позволяет распределить информацию по смысловым блокам, легче ее переработать, запомнить и усвоить.
Метод Билла Гейтса
Стать всемирно известным и богатым – непросто. В этом деле важна не просто внимательность концентрация и стремление к намеченной цели, но и разборчивость, тщательное планирование, оперативное конспектирование. Именно столь уникальный метод фиксирования данных удалось изобрести основателю компании Microsoft – Биллу Гейтсу.
Этот прием имеет немало сходство с приемом Корнелла и методом боксов, но все же его выделяют в отдельную «касту». Билл Гейтс всегда фиксирует информацию от руки, несмотря на достижения современной техник, технологий, программ и пр.
Суть приема Б. Гейтса заключается в следующем. Лист бумаги нужно разделить на 4 части. Каждый из блоков будет посвящен конкретным действиям и пометкам. Первый – основные термины, формулы, понятия, даты, факты и пр. Второй – основные мысли, подробности и детали, связанные с изучаемыми материалами, третий – вопросы, возникающие в ходе усвоения материала, четвертая часть посвящается примерам или предложениям.
Каждый блок освещает определенную сторону изучаемого вопроса и позволяет конкретизировать факты уточнить нюансы и непонятные моменты, сформулировать общий итоговый вывод по ситуации.
Метод нумераций
Текущая схема основана на следующем: студент пытается по максимуму записать информацию, чуть ли не дословно. Но здесь важно следовать определенному принципу: каждая новая мысль должна записываться с новой с троки. При этом немаловажно нумеровать строки.
По факту – это диктант с выделением основных мыслей. Выделять строки и суть, тезисы нужно цветной, яркой ручкой, а весь сопутствующий (раскрывающий суть) текст – обычной.
Данный прием позволяет структурировать лекцию и максимально подробно ее зафиксировать. В его основе лежит закон упорядочивания: каждый номер подчеркивает новую мысль или аспект по теме. Именно он используется боле чем в 75% случаев обучения в колледжах и вузах.
Метод индексов
Данная методика основывается на «изобретательности» слушателя, который фиксирует материал удобным для него способом, используя общепринятые и «собственноручно» созданные сокращения и обозначения (их целесообразно выписывать в конец тетради с расшифровкой и в дальнейшем пользоваться повсеместно для запоминания). Также допускается создание схем, рисунков, таблиц, чертежей, которые в сжатой форме подчеркнут наиболее важные моменты по изучаемой теме.
Используя данный прием важно самому не запутаться в сокращениях и разобраться в собственных рисунках и записях.
Чтобы конспекты были пригодными для дальнейшего использования. Качественными и эффективными, используйте наиболее подходящий для себя метод. Если что-то не успели записать, оставьте место, а позже попросите материал у соседа по парте, одногруппника или друга. Также допустимо использование вспомогательных приемов: запись лекции, использование диктофона и пр.
Следует отметить, что в большинстве случаев способы ведения конспектов основываются на разбиении информации и выделении базовых категорий: термины и определения-пояснения, даты и действия, авторы, мероприятия и пр. Именно в грамотном расчленении данных кроется секрет качественной записи данных.
Обратите внимание, что каждый индивид пользуется наиболее удобным для него способом конспектирования. Притом нередко техники и методы записи могут разниться в зависимости от ситуации, условий получения информации, формальных и иных требований и пр. Не исключено сочетание нескольких различных тактик или применение собственного стиля фиксации данных (введение специфической системы сокращений или обозначений и пр.). Главное – быстро и грамотно записывать суть, чтобы в дальнейшем можно было оперативно сориентироваться в теме. Но в любом случае все заметки и записи будут простыми для восприятия, информативными, лаконичными.
Вышерассмотренные подходы – далеко не единственные в своем роде. Но каждый из вариантов обладает своей спецификой, нюансами, которые важно знать. А каким способом конспектирования пользуетесь Вы?
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
по мне так, у каждого студента свои правила и манеры конспектирования, которые он вырабатывает в процессе обучения, исходя из личного опыта скорости письма, личных навыков по сокращению слов и особенностей ситуации. Бывает педагоги утраивают не лекции, а диктант, а бывает надо выкручиваться и записывать что придется.
если бы преподаватели не требовали предъявлять конспекты лекции для получения допуска к зачету или экзамену, то вряд ли бы студенты вообще что-то записывали на занятиях. Сейчас в значительной степени облегчают обучение современные гаджеты: можно записать занятие найти нужный конспект или книгу в интернете. Лично у нас в вузе не буду конкретизировать) преподаватели любят сначала кратко рассказать тему, а потом диктовать важные моменты. Самостоятельности на лекции нет. Поэтому ни один из описанных приемов мне не поможет, но в целом методики интересные.
я бы посоветовал не только выборочно делать записи. Чтобы ускорить ход конспектирования, каждый студент может ввести свою систему сокращений и обозначений и пользоваться ею по всем предметам. Работает на отлично. Главное потом самому разобрать, что написал)
тезисное конспектирование и использование системы сокращений в помощь. так сможешь и суть выделить, основные моменты обозначить и даже описать их сокращенно, символьно, но понятно. можно даже завести систему собственных сокращений.