Метод анализа и синтеза в аудите: практическое применение в дипломных и курсовых проектах

Аудит – одна из уникальных экономико-управленческих парадигм, где важно уметь проводить математические расчеты, исследовать сведения и грамотно оперировать ими. В числе ведущих методов исследования этой области являются анализ и синтез. Указанные подходы хоть и относятся к числу общенаучных методов, но в аудите они обретают свою специфику.

Метод анализа и синтеза в аудите: практическое применение в дипломных и курсовых проектах

Аудит – одна из уникальных экономико-управленческих парадигм, где важно уметь проводить математические расчеты, исследовать сведения и грамотно оперировать ими. В числе ведущих методов исследования этой области являются анализ и синтез. Указанные подходы хоть и относятся к числу общенаучных методов, но в аудите они обретают свою специфику.

Понятие и роль анализа и синтеза данных в аудите

Метод анализа и синтеза (его также называют методом переработки и обобщения) представляет собой комплекс подходов, которые нацелены на разбор информации, оценку ситуации с дальнейшим подведением конкретного вывода-обобщения. То есть это универсальный инструмент, который пригодится каждому студенту при написании курсовых работ, научных статей или подготовке домашнего задания и пр. Но в аудите такой подход обретает более конкретный и узкий смысл.

В общем смысле анализ призван расчленить материал на более простые составные части, чтобы было легче отследить тенденции, изменения, установить причинно-следственные связи, определить «слабое звено» и сфокусироваться на нем. С его помощью студент может тщательно изучить каждый элемент системы, оценить его влияние, роль и др. То есть такой поход ориентирован на детализацию и упрощение материалов.

Основание для сравнения

Анализ

Синтез

Предназначение Расчленение Объединение и обобщение
Цель Уточнение деталей и тенденций, причинно-следственных связей Восстановление целостной картины с акцентом на существенный результат и факты
Особенности Помогает выявить скрытые закономерности и особенности объекта Позволяет создать новое, оптимизировать объект с учетом его недостатков и возможностей
Сфера применения в студенческих работах Основная часть проекта В завершении каждой главы или подпункта, при написании заключения
Функции Констатирующая, детализирующая, перерабатывающая Обобщающая, воссоединяющая, перерабатывающая
Принадлежность к определенной группе методов

Общенаучный прием

Синтез же ориентирован на обобщение информации и восстановление целостной картины, но с учетом выделенных тенденций, особенностей, изменений и факторов и т.д. Такой инструмент предоставляет общие сведения, но с акцентом на существенные или наиболее значимые результаты.

При выполнении курсовых и дипломных работ по аудиту невозможно обойтись без указанных способов. Они оба затрагивают процесс обработки первоисточников и получения конкретного, аргументированного результата с возможностью обобщения и подведения общих итогов.

В рамках аудиторской деятельности метод анализа и синтеза нацелен на разбор экономической информации и ее структурирование по определенным параметрам, тенденциям, группам. Благодаря такому комплексному подходу студент выделяет определенные изменения в экономическом, финансовом и документальном состоянии, а затем формирует общий вывод-мнение относительно качества, достоверности, надежности фирмы. Анализ помогает конкретизировать положение дел, а синтез – подготовить грамотное заключение.

Сочетание анализа и синтеза считается классическим и основополагающим. Без такого комплексного подхода эксперт не сможет разобраться в информации и определить ее качество, особенности в развитии и состоянии исследуемой организации, сформулировать четкий, однозначный и аргументированный вывод.

Студентам достаточно овладеть указанными инструментами, чтобы научиться проводить аудит на основе базовой финансовой и бухгалтерской отчетности. Но без знания экономической теории в этом деле не обойтись, ведь важно не просто рассчитать и показать изменение, но и описать его характер, значение, влияние (как отдельно, так ив целом).

Аналитические процедуры в аудите

Сама по себе процедура аудита чаще всего воспринимается как работа с сугубо документальными данными. Но на самом деле эксперту предстоит работать с самыми разными видами информации, предварительно раздобыв и перепроверив их. Анализ материалов в этом случае играет основополагающую роль.

Виды анализа
Виды анализа

При подготовке аудиторского заключения и отчета исследователь полагается на следующие аналитические приемы:

  1. Техника фактического контроля.

Она предполагает оценку реального состояния объекта с помощью наблюдения, опроса, проверок. То есть изначально специалисту предстоит работать с качественной информацией, которую он раздобудет лично и в процессе поиска которой удостоверится в эффективности, достоверности экономических и финансовых процессов.

В рамках этого вида можно выделить следующие подходы для проведения экономического исследования:

  • Инвентаризация. Она представляет собой проверку всех активов и пассивов в денежном эквиваленте.
  • Ревизия. Это проверка финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проверки устанавливается факт наличия ресурсов, их объем, порядок учета, соответствие учетных и фактических данных. Она может проводиться внутренними силами объекта или сторонними приглашенными лицами. Чаще всего для проведения ревизии остаточно сравнить отчетность, проводить фактический контроль на складах не требуется, только для уточнения отдельных параметров.
  • Обследование. Оно основано на реальном посещении всех структурных подразделений объекта аудита с целью визуального наблюдения за работой. Такой подход позволяет понять внутренние бизнес-процессы, особенности взаимодействия отделов, тонкости ведения учета, управления и пр.
  • Контрольная операция. Чаще всего такой маневр используется для проверки эффективности или ресурсозатратности оборудования. Он предполагает воспроизведение определенного цикла под наблюдением аудитора. Специалист зафиксируем объем израсходованных ресурсов. Количество произведенного товара, проанализирует весь производственный цикл или определённый этап и вынесет свой вердикт.

Техника фактического контроля позволяет убедиться в точности и достоверности информации, соотнести реальные сведения с документальными и понять честность, точность и корректность в ведении бухгалтерской и финансовой отчётности.

  1. Документальный контроль.

Этот вид аналитических операций призван изучить официальную отчетность предприятия и определить по ней формальные тенденции, перемещения, отклонения и особенности в деятельности объекта. В основном работа сводится к изучению бухгалтерской и финансовой, частично – договорной отчетности с проведением необходимых расчетов экономических показателей и их переработкой, описанием.

К наиболее распространенным типам таких итераций относят:

  • Формальная проверка. Она предполагает банальный обзор и просмотр собранной документации на предмет ясности, доступности информативности, соответствия действующим правилам оформления и гостам. Серьезные расчеты здесь не проводятся. Достаточно соотнести активы и пассивы, дебит с кредитом, собственный и заемный капитал, посмотреть в динамике выручку и прибыль и пр.
  • Контрольное сличение. Эта мера представляет собой отслеживание товара за определённый период времени с четким установлением количества прибывших-убывших единиц. В данном случае важно иметь под рукой первичную отчётность, акты прихода-расхода, инвентаризационные ведомости (если они есть).
  • Взаимный контроль. Он основан на соотнесении нескольких разных документов, но с одной конкретной целью (получить сведения об определенном процессе, состоянии и пр.). Важно соотносить различные группы актов: бухгалтерскую отчетность с актами движения средств, договорами о покупке-продаже и пр. То есть важно соотнести и понять точность и достоверность отражения материалов на основе всего документооборота.

Документальная проверка позволяет установить общие проблемы или заметить формальные тенденции, которые затем можно отследить в реалиях и определить особенности их влияния.

  1. Экономический анализ.

Этот аналитический прием основан на экономических и математических операциях. Чаще всего для его воспроизведения достаточно располагать бухгалтерской отчётностью и разбираться в ней (что значат показатели, как их вычислить и проверить, о чем свидетельствует соотношение отдельных строк или как на основе данных оценить финансовое состояние фирмы, риск возникновения банкротства и др.).

Чаще всего студенты при выполнении курсовых и дипломных работ по аудиту полагаются на следующие приемы:

  • Сравнительный анализ. С его помощью устанавливают изменения показателей и определяют характер отклонений. Сравнение проводится преимущественно между фактическими и документальными сведениями, текущими и нормативными значениями.
  • Горизонтальный анализ. Он основан на изучении динамики показателей бухгалтерской отчетности или рассчитанных коэффициентов в натуральном и процентном соотношении. С его помощью легко установить прирост или сокращение ресурсов, заметить изменение в положение фирмы и др.
  • Вертикальный анализ. Он нацелен на определение доли и роли каждого параметра, элемента бухотчетности в общей массе активов и пассивов. То есть он позволяет оценить структуру ресурсов и обязательств, понять, как она менялась с течением времени, определить те или иные закономерности и описать их.

Экономический анализ позволяет оценить общее экономическое положение дел, выделить изменения в структурном составе и определить динамику ключевых показателей, их влияние, формально оценить риски и угрозы.

  1. Статистические приемы.

Эта группа подходов призвана конкретизировать характер изменений и установить причинно-следственные связи на основе математических методов. Чаще всего их использую для констатации повторяющихся или взаимосвязанных ошибок (когда одна погрешность привела к появлению другой ошибки).

Студенты при подготовке учебно-исследовательских работ по экономике и аудиту полагаются на статистический выборочный метод и так называемые атрибутивные выборки. В первом случае им предстоит перепроверить материал, определить частоту и масштабы искажений, их влияние на конечный результат и вывод. Второй вариант нацелен на проведение экспертизы на определенной группе документов, которые подвергают проверке на достоверность, грамотность, точность и пр. На их основе далее делается вывод относительно корректности и достоверности всей отчетности.

В основе статистического подхода лежит принцип математической точности, экономической аналитики и проверяемости.

Как правило, для проведения качественной проверки объекта требуется грамотно скооперировать несколько видов анализа, исходя из выявленных недочетов, сомнений и проблем в деятельности компании, а также исходя из уровня подготовки эксперта.

Методы синтеза в аудите

Синтезировать материалы не так просто, как может показаться на первый взгляд. В аудите важно понимать., как и какую информацию можно сочетать, объединять, а какую нужно выделить отдельно, перепроверить и пр. Поэтому студентам приходится несладко при выполнении курсовых и дипломных работ. Притом без синтеза в том деле просто не обойтись!

Что такое синтез материалов?
Что такое синтез материалов?

Проведение экономических и аудиторских исследований предполагает сочетание анализа и синтеза. Поэтому в числе синтезирующих подходов чаще всего выделяют:

  • Дедукция. Посредством такого подхода автор проекта устанавливает связь изучаемой проблемы с действующим в экономической теории правилом, определяется факт применения той или иной концепции, правила. То есть 1 элемент подчиняется глиальному или общему правилу.
  • Индукция. Чаще всего такой прием используется, когда невозможно соотнести проблему с общей базой или положением дел. При таком раскладе тщательно изучают располагаемый материал и выводят конкретное правило-вывод, которое действует при таком раскладе и может найти применение далее в более широких форматах.
  • Сопоставление. Текущий подход основан на сравнении материалов и определении совпадений. Благодаря «обобщению и объединению» в этом случае можно установить характер изменений, понять причины и следствия, описать ситуацию по аналогии со схожими моментами или по аналогии с экономической наукой и др.

То есть синтезирующий подход помогает правильно сделать вывод относительно замеченных отклонений или перемен, обобщить ситуацию и оценить влияние таких тенденций на общее положение дел объекта.

Чаще всего прием используется как объединение результатов аудита, когда эксперту предстоит собрать все обнаруженные и уточненные им «крупицы» в единую целостную картину. Например, студент может сгруппировать отдельные показатели в одну общую таблицу и провести их общий анализ, отметив тем самым особенности сложившейся ситуации, влияние изменений на объект или его определённый сегмент и пр.

В рамках аналитических манипуляций он также позволяет сравнить те или иные значения с нормами ил конкурентами, понять сходства и отличия и показать особенности происходящих операций, процессов и текущих результатов. Чаще всего рассматриваемый метод применяется при оценке корректности бухгалтерской отчетности, полноты отражения данных: сверка по периодам, соотношение активов и пассивов и т.д.

Правила анализа и синтеза

У каждого подхода есть свои правила и ограничения в части его применения. Рассматриваемый нами метода также имеет определенные принципы, которые необходимо соблюдать.

Принципы метода анализа и синтеза
Принципы метода анализа и синтеза

Во-первых, такая техника должна применяться уместно. То есть в исследовании будет определенное место для переработки и обобщения собранной информации. Чтобы воспользоваться этим приемом, важно располагать достаточной информационной базой и понимать, как ею распоряжаться, как ее отметить в работе. Если сведений для описания конкретного этапа, картины недостаточно, то активировать его не удастся.

Во-вторых, связность и логичность. Метод основан на том, чтобы разобраться в конкретной ситуации, обозначит отдельные точки соприкосновения и «отдаления», показать их влияние на объект, а затем грамотно воссоединить такие результаты в единую картину, сформулировать четкий вывод. Поэтому важно уметь не только расчленять, но и связывать информацию, грамотно ее преподносить в единой и логичной связке.

В-третьих, студенту предстоит соблюдать принцип обоснованности. Притом в рамках обозреваемого подхода он проявляется двояко. С одной стороны, с его помощью происходит формирование доказательной базы, то есть универсант получает конкретные аргументы, на основе которых будет выстраивать «линию защиты». С другой стороны, метод «переработки и обобщения» призван помочь в обосновании полученных результаты исследования, то есть на его основе происходит уточнение и разъяснение деталей, обобщение картины – подытоживание с четким выражением мнения, результата и общего вывода, авторской позиции. Фактически, принцип обоснования предполагает сбор доказательной базы и ее эффективное применение в НИР.

В-четвертых, правило последовательности. Оно считается центральным и основополагающим в ходе использования рассматриваемого инструмента по обработке данных. Аналитико-синтезирующий метод всегда идет «за ручку», вместе. Синтез невозможно произвести без предварительного анализа. Это аксиома. Анализ без «объединения» возможен, но не приведет к конкретному итогу и умозаключению. Поэтому в ходе выполнения научно-исследовательской деятельности автору придется полагаться на оба подхода и определенной последовательности: сначала анализ – потом синтез.

В-пятых, реализация инструмента должна быть результативной. Принцип результативности и общности предполагает, что исследователь придет к конкретному итогу, который урегулирует проблему и поможет определиться с перспективами, позволит сформулировать определенные прогнозы и рекомендации. На основе собранной информационной базы студент должен сформировать окончательный вывод. В нем будет выражен общий стержень и мнение автора, конкретный конечный результат, подчеркивающий состоятельность или несостоятельность идеи.

Таким образом, применение аналитико-синтезирующей техники должна быть продуманной, логичной, связной и приводить к обоснованным и точным результатам. Пользоваться ею нужно умело и уместно.

Как пользоваться методом анализа и синтеза при выполнении студенческих работ?

Этот способ считается универсальным. Но несмотря на его распространенность и популярность, не все студенты знают, как им правильно пользоваться и в какой последовательности воспроизводить те или ирные действия. В этом параграфе, предлагаем вам ознакомиться с общим планом мероприятию. Который облегчит ход реализации аналитико-синтезирующего подхода.

Этапы анализа и синтеза информации
Этапы анализа и синтеза информации

Первым делом автору студенческой работы необходимо произвести сбор и обработку основной информации в рамках выбранной темы. В таком случае важно получить общие представления по ней, выделить основные направления, концепции, инструментарий и пр. То есть достаточно просто собрать всю доступную информационную базу и изучить ее.

Затем пользователю предстоит отсортировать ее и распределить согласно плану работы. Важно понять, какие первоисточники подходят теме, как ими пользоваться, где их употребить (в какой части) и в каком качестве (просто обзор или обоснование и т.д.). Здесь важно отмести лишние и бесполезные ресурсы, оставить тот самый «оптимальный объем источников», достаточный для развития темы и обоснования результатов, выводов. То есть здесь происходит «планирование»: какие материалы нудны и важны, как ими можно будет распорядиться при выполнении НИР и пр.

Третьим шагом является анализ материалов. То есть именно здесь начинается обработка собранной информационной базы по теме исследования, ее переработка и умелое оперирование фактами, результатами. В рамках аудита этот процесс сводится к тому, что специалист будет подчеркивать конкретные изменения, тенденции, устанавливая причинно-следственные связи их появления и определяя влияние на объект, аргументируя все закономерности и изменения с научной и практической точек зрения. Затем он отберет ключевые моменты, параметры, которые нужно отразить в отчете или заключении.

Следующий этап – обобщение. Он предполагает преобразование информации в единую и целостную картину, формирование четкого и ясного вывода по результатам анализа, где будут отражены существенные изменения и рекомендации специалиста с четким обоснованием. Очень важно обеспечить непротиворечивость сведений.

Четвертая стадия – оформление. Универсант будет следовать четким рекомендациям и гостам при выполнении студенческой работы. То есть ему предстоит правильно отформатировать подготовленный текст, соблюсти определенные нормы повествования и др.

Фактически, использование метода «переработки и обобщения» в студенческих работах требует определенной последовательности действий. Вузовцу достаточно полагаться на классическую траекторию: вычитка- анализ – синтез – оформление, но в рамках каждого шага буде определенный набор действий, призванный привести к конкретному результату.

Информационная основа

Для проведения экономического исследования достаточно базироваться на следующих типах практической информации:

Что нужно для использования метода анализа и синтеза?
Что нужно для использования метода анализа и синтеза?
  • Учредительные документы организации. Они необходимы для получения общих сведений об организации, ее финансовом состоянию основных видах деятельности и состоянии на рынке;
  • Бухгалтерская отчетность. Чаще всего студентам достаточно располагать бухбалансом и отчетом о прибылях и убытках. На их основе автор проекта проводит горизонтальный и вертикальный мониторинг, определяет основные экономические процессы и общее состояние активов и пассивов, финансовое состояние фирмы, оценивает риск возникновения банкротства, рассчитывает основные экономические показатели и выделяет существенные тенденции.
  • Статистическая отчетность по предприятию. Они помогают индивиду проследить в динамике изменения тех или иных коэффициентов, оценить реальное положение дел в сравнении с предшествующими периодами, нормативными значениями и т.п. При таком подходе легко установить причинно-следственные связи и выделить наиболее весомые изменения, влияющие на ход деятельности.

Указанная практическая информационная база основана на официальной отчетности объекта исследования. Именно она служит фундаментом для аудита. Но его проведение немыслимо без пояснений и описаний, четкого обоснования на основе учебной и научной литературы. С ее помощью автор расшифровывает значение и характер тех или иных показателей, их динамики.

Также важно располагать действующими нормами и гостами. Только при таком раскладе возможно установить изменения, тенденции и показать их роль.

Вся собранная база подвергается экономическим расчетам, сравнительному инспектированию, переосмыслению и констатации конкретных закономерностей, изменений. Только при грамотно сочетании материалов возможно получить конечный результат и четкий вывод, рекомендации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сложности использования анализа и синтеза

Реализация такой тактики нередко сопровождается рядом «встречных» камней, которые усложняют ход проведения НИР. Ниже мы приведем наиболее распространенные нюансы. С которыми соприкасаются универсанты.

  1. Трудности при расчленении информации выделении точечных, отдельных или промежуточных результатов. Не всегда располагаемая информационная база оказывается достаточной, чтобы подробно изучить ситуацию и понять, что послужило толком к тому или иному изменению. Поэтому студентам приходится полагаться не только на общие ресурсы, но и стараться раздобыть более точные сведения об объекте, запросив дополнительные справки, отчетность, изучив сведения в СМИ и пр.;
  2. Отсутствие четких конструктивных параметров для оценки или сравнения. Не всегда универсанты располагают качественными данными. Очень важно удостовериться в том, что используемые в НИР нормативы и регламенты корректны и действительны. Госты нередко меняют. Автору курсовой или дипломной работы следует проверить редакцию гостов.
    Если сравнение основывается на ресурсах предшествующих лет, то стоит убедиться, что они точны, достоверны и корректны.
  3. Сложности в проведении экономических расчетов. Это самая распространенная ошибка при проведении «аудиторских исследований», которая приводит к ложным результатам или некорректным выводам. Любая ошибка в математических расчетах или аналитике чревата серьезными проблемами. Поэтому важно быть предельно внимательным, точным, тщательно перепроверять каждый итог.
  4. Проблемы в интерпретации. Студенты могут не совсем корректно и точно воспринимать те или иные моменты, что приведет к неправильному их истолкованию в рамках проекта. Очень важно уметь оперировать профессионализмами и научными терминами, корректно описывать выявленные тенденции и их характер. Поэтому любой непонятный или сомнительный момент, результат, лучше всего прояснить, изучив дополнительно литературу.
  5. Сложности в структурировании. Они возникают при переработке собранной информации и оформлении студенческой работы. В этом случае важно рассортировать информацию по уровню ее связности в рамках каждого этапа-раздела. В таблицы можно поместить основные показатели, подчеркивающие конкретные тенденции или общую картину, на графиках – только взаимосвязанные параметры, которые оказывают влияние на объект в определенный момент. Также проблемы могут возникнуть на этапе преобразования данных из одного вида в другой. Здесь важно быть предельно точным и внимательным.

В целом, анализ и синтез чаще всего вызывают сложности именно в момент переработки собранных материалов и их интерпретации. Студенты нередко сталкиваются с таким вопросами, как:

  • Что значит тот или иной показатель?
  • О чем говорит изменение того или иного параметра?
  • Как показать изменения?
  • Как описать результаты и что отметить в выводе?

Но при грамотном подходе и умении определять основную информацию и второстепенную, найти ответы на указанные вопросы, не составит труда.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!