Обучение по экономическому или управленческому профилю предполагает не просто теоретическое и научное погружение в избранную специализацию, но и участие в проектной и практической деятельности. Работа будущих экономистов и менеджеров не обходится без расчетной части и ее анализа. Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения такого студенческого труда, как курсовая работа по экономической аналитике.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематические особенности проекта
Написание курсовой работы – одна из непосредственных обязанностей студента, предусмотренная любой образовательной программой независимо от постигаемой им ступени образования. Бакалавры, магистранты и специалисты пишут эти проекты согласно выбранной им специализации.
Разработка курсовых по экономике – прерогатива учащихся соответствующего факультета и направления подготовки. В данном случае автору предстоит выбрать подходящую ему тему.
Среди направлений для исследования обычно выделяют тот или иной сегмент экономики, актуальную на момент подготовки проекта проблематику. В большинстве случаев исследовательский вопрос студенческой работы затрагивает следующие моменты:
- Технико-экономический анализ предприятия;
- Анализ ликвидности и платежеспособности;
- Анализ финансовой устойчивости;
- Анализ рентабельности;
- Факторный анализ и пр.
То есть в качестве объекта автор будет рассматривать определенную фирму или ее отдел, направление деятельности.
Курсовая оценка предприятия, как вид студенческой работы, будет ориентирована на исследование общенаучной или частной проблематики. Она, в свою очередь, подчеркивается в теме проекта.
Так или иначе, избранная парадигма или исследовательский вопрос будет затрагивать экономическую деятельность объекта с опорой на вычисление специальных показателей. То есть без специальных методов, математических и аналитических операций курсовая деятельности предприятия не обойдется.
Обратите внимание, что тема проекта будет напрямую соприкасаться с постигаемой профессией и затрагивать соответствующие аналитические подходы, правила, методики. Поэтому будьте готовы разбираться во всех тонкостях.
Исследовать предприятие – курсовая особенная. Здесь специфика темы состоит в том, что автору предстоит изучать экономические явления на конкретном примере, объекте, производит комплексный или узкий экономический анализ. То есть в основе проекта будут лежать математические операции, аналитика и учет соответствующих правил, ограничений, системы обозначений и пояснений.
Тематическая приверженность студенческой работы в данном случае очерчивает экономическую плоскость и подходы к изучению и решению исследовательского вопроса.
Важно отметить, что масштабы и характер исследования может быть разным. Студенты могут изучать особенности развития как отдельно взятой компании, так и рынка, отрасли, региона, государственного рынка в целом и пр.
Направление исследования |
Общая характеристика |
Специфические сегменты |
Организация, фирма | Исследование конкретной компании | Оценка финансовых, статистических и иных показателей, конкурентоспособности, рентабельности и перспективности и пр. |
Региональный рынок, сегмент | Общий анализ ситуации | Определение тенденций, проблем, причинно-следственных связей, эффективности текущих мер |
Определенная отрасль | Выделение основных компаний и конкурентов, выделение наиболее сильных производств, определение слабых сегментов и проблем | |
Теоретические аспекты | Научное описание заявленной тематики и проблематики | Проверка эффективности теоретических и научных законов |
Экономика государства в целом | Общий анализ ситуации в стране и за ее пределами в рамках обозначенного исследовательского вопроса | Анализ отрасли, анализ топовых предприятий, оценка общей экономической обстановки с акцентом на базовые показатели: бедность, социальный уровень, состояние регионов и пр. |
В данном случае можно легко определить и характер погружения в избранную плоскость:
- Анализ предприятия – курсовая прикладного типа;
- Изучение особенностей рынка, отрасли – больше статистическое или теоретическое исследование.
В зависимости от ширины и глубины темы, зависит дальнейшее наполнение и инструментарий по подготовке студенческого проекта.
Структура и содержание
Разработка курсовых по экономической аналитике предполагает учет формальных и неформальных требований, затрагивающих особенности структурирования информации и логики исследования.
При подготовке этого проекта важно соблюдать традиционную структуру: введение, основная часть и заключение. Притом каждый из разделов будет содержать определенные специфические моменты.
Вводный раздел призван выделить ход и границы исследования. Студенту предстоит показать актуальность выбранной темы, какой инструментарий он намерен использовать для ее раскрытия и решения проблемы, какой исследовательский вопрос поставил и как намерен его решать (гипотеза, идея), обозначить цель и задачи научно-исследовательской деятельности. То есть автору важно показать, что избранное им направление перспективно и требует действий.
Введение в студенческой работе по экономической аналитике устанавливает мотивы и ориентиры: что намерен изучать автор, какие действия предпринимать, ради чего (или к чему стремится).
Курсовая работа будет иметь четкие ограничения: объект позволит конкретизировать область действий, а предмет – очертит глубину и ширину погружения в тему с научной и практической точек зрения.
Основная часть проекта складывается из нескольких глав, каждая из которых освещает тему с определенного ракурса.
В теоретической главе следует отметить такие моменты, как:
- Раскрыть термины, категории и правила, связанные с выбранным направлением и обозначенным исследовательским вопросом;
- Показать историческое развитие тематики и ранее предпринимаемые меры по решению противоречий;
- Соотнести различные точки зрения в рамках обозначенного противоречия;
- Описать методы диагностики и классические подходы к решению проблемы.
Практическая часть проекта предполагает анализ предприятия в курсовой. В данном случае студенту предстоит провести кропотливую работу с множественными математическими расчетами специальных показателей.
Для того, чтобы сформировать базовую характеристику объекта исследования, достаточно рассчитать классические технико-экономические показатели и провести их анализ: отметить изменения, тенденции, о чем они свидетельствуют, по возможности – установить причинно-следственные связи наиболее весомых аспектов с помощью факторного анализа и пр.
Далее важно конкретизировать проблему в рамках исследуемого объекта. Для этого используется специализированный инструментарий. Если предполагается курсовая оценка предприятия, то важно использовать соответствующие показатели с выделением изменений, симптомы проблематики. Если автор изучает региональные и отраслевые аспекты, то уместны такие методы как SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности объекта, использование маркетинговых и социологических исследований и пр.
При изучении отечественного рынка и тенденций на нем уместен статистический анализ данных с акцентом на соответствующий объект и проблему. Здесь не обойдется без горизонтального и вертикального инспектирования, сравнительного подхода, оценки степени эффективности тех или иных мер и пр.
То есть аналитическая или практическая часть предполагает изучение конкретной ситуации, ее разбор с применением соответствующих подходов и инструментов. Именно в этом разделе студент демонстрирует умение подбирать и применять знания, оценивать ситуацию и вырабатывать рекомендации, определять наиболее эффективные пути и пр.
В заключении важно отметить полученные результаты, обосновать новизну значимость проведенного тематического исследования, обозначить авторскую позицию и отметить возможности дальнейшего развития темы. Немаловажно провести параллель с введением и отметить степень достижения намеченной цели. То есть в этом пункте важно показать, чего добился автор, к каким выводам пришел.
Информационная база для написания курсовой по экономической аналитике
Подготовка студенческого проекта требует тщательного выбора и обработки первоисточников, которые помогут разобраться в теме и отметить перспективы ее развития, особенности.
Разработка курсовых по экономической аналитике требует использования самых разных источников информации.
Для формирования теоретической главы автору достаточно тщательно разобраться в теме, изучив учебные пособия, научные статьи и обзоры, научные доклады, диссертации. Чтобы лучше понять, как пользоваться теми или иными формулами, можно изучить примеры решения экономических задач, посмотреть анализ материалов с разбором данных.
В основе практической части лежит анализ предприятия. Курсовая в этом случае приобретает научно-исследовательский или прикладной характер, требуя от автора определенных действий. Для выполнения этого раздела потребуется более узкая информация по объекту исследования: экономическая и финансовая отчетность, сведения о направлениях деятельности, статистические данные и пр. Притом оценка ситуации будет производиться на основе расчетно-аналитических операций согласно действующим формулам, методам.
Если в студенческой работе автор изучает конкретную фирму, то ему потребуется доступ к его внутренней отчетности: бухгалтерская и финансовая документация, сведения о поставщиках и партнерах, данные о целевой аудитории, рынках сбыта и пр. все зависит от узости исследовательского вопроса, проблематики. Чаще всего подобные исследования проводятся при написании преддипломных материалов.
Если разработка курсовых предполагает исследование рынка в целом, отрасли, то здесь в основу проекта кладут статистические данные различных ведомств: МинЭкономразвития, МинФин, министерство (отвечающее за развитие конкретной отрасли: промышленности, транспорта, строительства и пр.). Как правила. Основные и общие сведения можно найти на их официальных сайтах.
Обратите внимание, что независимо от того где, какая информация нужна для раскрытия темы и решения исследовательского вопроса, курсовая деятельности объекта производится только на качественной основе. То есть в состав проекта студент должен включить только проверенные, достоверные и надежные сведения. Для расчета экономических показателей нужно обладать точными данными, параметрами. Только в этом случае возможно получить достоверный результат, пригодный для внедрения и развития в перспективе.
Поэтому, прежде чем активно пользоваться информацией, воспользуйтесь приемами фактчекинга, отсейте сомнительные и неточные сведения, сформируйте качественную основу для своего исследования.
Этапы выполнения
Чтобы подготовить хорошую студенческую работу и успешно ее защитить, важно не только подобрать достойную информационную базу, но и следовать базовой траектории.
Шаг |
Краткое описание |
Основные действия |
Выбор темы | Утверждение варианта из готового списка или самостоятельная формулировка | Определение личных интересов автора и подходящего направления для изучения, разработка темы |
Информационный момент | Поиск материалов по теме | Изучение фактов, правил, тенденций в рамках заявленного направления |
Научный аппарат | Определение ограничений и распределение мероприятий для раскрытия темы | Разработка научного аппарата, методологического аппарата |
Реализация программы исследования | Проведение НИР | Аналитика, расчеты, оценка данных, обобщение и пр. |
Документирование | Структурирование и систематизация материалов | Написание проекта |
Оформление | Приведение материалов в вид согласно требованиям вуза, ГОСТ и пр. | Форматирование данных |
Разработка курсовых всегда начинается с тематического ориентирования. Здесь автору предстоит понять суть осваиваемого направления или дисциплины, выбрать подходящую интересную для себя и актуальную тему. Чаще всего для этих целей на кафедре формируется список готовых тем.
Обратите внимание, что тема будет соприкасаться с экономическим сегментом и требовать анализа ситуации, параметров, результатов. Без этого выполнить студенческий проект не удастся.
После утверждения соответствующего заголовка и направления исследования, автору предстоит спроектировать и спланировать ход работы. Необходимо продумать, с чего начать тематическое погружение, как провести и описать анализ предприятия в курсовой. Важно сформировать четкий план, по возможности с пометками – что и где отметить, какие термины и каноны употребить, каких авторов задействовать (если есть рекомендации и советы руководителя) и пр. Здесь же важно обозначить научный аппарат.
Далее следует третий этап – сбор информации. Здесь происходит тотальное изучение темы с акцентом на поставленный автором исследовательский вопрос. Важно отобрать сотоветствующие первоисточники, факты, показатели и пр. В данном случае проводит всесторонняя курсовая оценка предприятия или объекта исследования, уточняется методика работы, возможности автора по развитию темы и решению противоречия. И пр.
Собирать первоисточники нужно, ориентируясь на план проекта и программу исследования. Для теоретического раздела достаточно задействовать учебные пособия, научную литературу, для аналитической части – частная информация объекта, статистические параметры и отчетность, результаты различных исследований и пр.
Обратите внимание, что планирование и информационный сбор можно совместить или поменять местами. Имея представления по теме, автору будет проще продумать план и программу исследования.
Следующий шаг – самый сложный и кропотливый, требующий внимательности. Он предполагает реализацию намеченного плана и программы исследования на основе располагаемой информационной базы и инструментария. Здесь автору предстоит при формировании теоретического раздела грамотно скооперировать первоисточники и описать методику по диагностике проблемы, которой он намерен воспользоваться при подготовке последующих частей.
Далее студенту предстоит лишь грамотно оформить курсовую согласно требованиям ГОСТ и методическим рекомендациям вуза.
Порядок проведения экономического анализа в проекте
Курсовая по экономической аналитике требует анализа объекта и проблемы исследования. В данном случае будут применяться узкоспециализированные и общие методы работы.
Анализ предприятия в курсовой потребует расчета базовых показателей на основе экономической, бухгалтерской и финансовой отчетности:
- Динамика выручки, прибыли, себестоимости продукции;
- Оценка обеспеченности предприятия запасами сырья, оборотными и внеоборотными активами;
- Фондоемкость и фондоотдача;
- Кадровый анализ и потребности в специалистах;
- Рентабельность активов, продаж, производства и пр.
На основе этой информации происходит общая курсовая оценка предприятия, выделение изменений и направлений, которые требуют внимательного изучения, исследования. Здесь автор отмечает проблемный сегмент, то есть общую плоскость, где лежит проблема.
Далее происходит постепенное погружение с целью диагностики противоречия и четкой постановки исследовательского вопроса на конкретном примере. То есть студент прибегает к определению причинно-следственных связей, устанавливает соответствующие изменения и их характер с акцентом на проблематику и тематические рамки. В данном случае инструментарий сужается до специализированного в зависимости от плана, этапа и масштабов проекта. Студент рассчитывает точечные показатели или используется специальные методы для выделения противоречия, его оценки.
То есть в практической части анализ предприятия в курсовой постепенно сужается до конкретной проблематики с целью определения причин ее появления, развития, ухудшения ситуации и поиска способов по ее решению.
После всех манипуляций автору предстоит подвести итог по проделанной работе и выделить противоречие, причину его появления, возможности решения или смягчения, перспективы развития темы. Притом важно привести четкие факты, подтверждающие корректность заявлений и умозаключений.
Курсовая деятельности объекта требует от автора применения четко отработанной и продуманной методики, учета действующих правил и ограничений. Только в этом случае индивиду удастся подготовить качественный материал и успешно его защитить.
Специфика оформления
Стоит отметить, что оформление курсовой по экономической аналитике происходит не просто в рамках общих правил, но и требует тщательной переработки информации и ее грамотной интерпретации.
Обратите внимание, что в основной части проекта не будет присутствовать подробных расчетов и описаний математических операций, расшифровки каждого использованного числа в формуле и пр. все вычисления автор выполняет в черновике, отдельно. Курсовая деятельности объекта исследования будет преподносить лишь результаты применения избранны методов.
Все числовые сведения, информацию необходимо грамотно систематизировать. Для анализа данных важно сгруппировать соответствующие показатели в таблице. Чаще всего проводят изучение коэффициентов и отдельных параметров за несколько лет (последние 3-5 лет).
Числовые сведения принято преподносить в виде таблиц и графиков. В первом случае отмечают общие тенденции, изменения, а во втором – наглядно отмечают причины и следствия, взаимосвязи между различными моментами, сравнение показателей или объектов исследования и пр.
О том, как правильно оформлять таблицы в курсовой или преподносить графические материалы с учетом ГОСТовских регламентов, мы писали ранее.
Курсовая деятельности объекта исследования предполагает, что в практическом разделе текст будет лишь освещать и уточнять результаты исследования, то есть анализировать соответствующие моменты, подводить выводы, акцентировать внимание на изменениях и проблематике. Факты же преподносятся в таблицах и графиках.
В целом, исследуемое предприятие – курсовая необходимость. Без соответствующего момента студент не сможет подготовить качественный труд и показать практическую компетентность и профессиональную подготовку.
Сложности и ошибки при подготовке проекта
Разработка курсовых по экономической аналитике не обходится без ошибок. Притом чаще всего они встречаются при выполнении практической главы.
Самой популярной огрехой авторов является математическая неточность или ошибки в расчетах. Здесь проблемы возникают на фоне невнимательности или неумения грамотно пользоваться соответствующим инструментарием, нехваткой данных или неправильной заменой (подбором материалов). В этом случае результаты исследования становятся бесперспективными, так как их точность и достоверность страдает напрямую.
Вторая ошибка состоит в неверной трактовке полученных результатов. Авторы нередко неправильно описывают выявленные тенденции и некорректно отмечают, о чем они говорят, на фоне чего возникли. В этом случае математическая часть может быть корректной, но интерпретация результатов – ошибочна. Притом в дальнейшем такая трактовка толкает на выработку неэффективных мер или вовсе на «пустую» траекторию.
Лингвистические недочеты – не исключение. Студенты, на фоне слабого владения материалом или плохой разборчивости в тексте. Слабого лексикона, неумело пользуются соответствующими правилами, категориями. Ошибки в написании терминов, неточное или не вполне верное толкование понятий приводит к искажению фактов, сути. Построение сложных предложений лишь усложняет восприятие информации.
Частое включение числовых данных и показателей в выводы также способно запутать читателя. В выводах лучше всего обобщать и отмечать основные тенденции. Для обоснования достаточно приводить 1-2 показателя, а не копировать весь анализ и пр.
Бывают ситуации, когда универсантам сложно соблюдать строгие рамки плана и программы исследования. Если информации недостаточно или чрезмерно много, то возникают проблемы с ее переработкой и применением. На фоне дефицита обычно авторы вынуждены «выдумывать» недостающие моменты или стараться подменить их известными параметрами, что также может привести к ложным результатам. При избытке первоисточников – наблюдаются проблемы с их регулированием и подачей. Нередко объем проекта в этом случае получается больше положенного.
Также вузовцы испытают сложности при интерпретации данных или выводов. Чаще всего ошибки встречаются при построении графиков и диаграмм с использованием инструментов Ворд или иных сервисов. Каждый показатель должен иметь свое место, обозначение, подчеркивать тенденции и пр. Если график выполнен некорректно, то и выводы будут такими же. Поэтому разбирайтесь в том. Что и где будет располагаться, как отмечать это.
Самая частая ошибка – в оформлении проекта. Похоже, что это неизбежная участь каждого студента, которому требуется разработка курсовых. Исследователю предстоит учесть общие правила написания студенческой работы и учесть все нюансы при отражении хода изыскания и полученных результатов. Как минимум, придется придерживаться научного стиля, требований по форматированию текста и иных элементов, соразмерности глав и параграфов, структурирования информации. Как правило, именно на фоне недочетов в оформлении авторы не проходят нормоконтроль.
Еще одним нюансом является неправомерное или некорректное использование первоисточников. Копирование чужих трудов наказуемо. Проект попросту не пройдет проверку на плагиат и будет направлен на доработку. Поэтому старайтесь меньше копировать. Употребляйте цитаты умеренно и уместно, тщательно перерабатывайте источники информации.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по выполнению курсовой по экономической аналитике
Разработка курсовых по экономической аналитике – один из основных и обязательных проектов для студентов ЭкономФака. Чтобы написать его достаточно следовать простейшим советам от экспертов ДиссХелп:
- Выбирайте тему, близкую по духу. Проанализируйте список готовых вариантов и согласуйте свой выбор с научным руководителем;
- Изучите выбранное направление. Такой ход поможет разобраться в сути, текущих тенденциях и ситуации, отметить существующие проблемы и вопросы;
- Разработайте план курсовой. Определите, о чем будет идти речь в каждом разделе с акцентом на тему и проблему. Продумайте научный аппарат.
- Проверяйте источники информации перед их применением. Удостоверьтесь, что они достоверны и точны. Не стоит обосновывать авторскую позицию и результаты на сомнительной парадигме.
- Тщательно перерабатывайте материалы. Не стоит часто цитировать сторонних авторов. Реферируйте, перефразируйте сведения, но обязательно отмечайте автора оригинала.
- Выбирайте посильные для вас методы и способы интерпретации данных.
- Тщательно аргументируйте результаты и выводы исследования;
- При оформлении проекта учитывайте методические рекомендации и ГОСТы. Не стоит отклоняться от них.
- По мере написания курсовой, обязательно проведите вычитку текста. Удостоверьтесь, что все написано грамотно, понятно, однозначно. Если трудно оценить качества материалов самому, то стоит обратиться за помощью к научному руководителю или сторонним специалистам.
- Проверьте материал на плагиат, чтобы не возникло проблем с допуском. Если уникальность текста ниже требуемого, то пересмотрите и перепишите текст. Доработка в этом случае неизбежна.
Не забудьте подготовиться к защите. Не исключено, что научный руководитель будет задавать дополнительные вопросы по теме, попросит пояснить отдельные момент (расчеты, выводы). Поэтому обязательно повторите и перечитайте подготовленный проект, чтобы быть во всеоружии.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
в целом ничего особенного. Главное – правильно высчитывать. Подставлять в формулы и анализировать, обосновывать с соответствующей точкой зрения (по науке). Но расчетная часть будет более плотной, точной, детальной.