Методика написания и оформления аспирантской выпускной квалификационной работы

Каждый аспирант, чтобы подтвердить свой профессионализм, умение применять теоретические знания на практике, успешно решать поставленные задачи, должен пройти аттестацию и защитить ВКР. Этот этап является завершающим в процессе обучения. Структура, содержание и оформление работы регламентировано на законодательном уровне.

Аспирантская ВКР

Обучение в аспирантуре, как правило, завершается защитой кандидатской диссертации и присуждением соответствующей ученой степени. Но законом также не воспрещено получение диплома аспиранта после написания и защиты НКР.

Каждый аспирант, чтобы подтвердить свой профессионализм, умение применять теоретические знания на практике, успешно решать поставленные задачи, должен пройти аттестацию и защитить ВКР. Этот этап является завершающим в процессе обучения. Структура, содержание и оформление работы регламентировано на законодательном уровне.

Дипломная работа выполняется аспирантом самостоятельно, представляя собой уникальное исследование, соответствующее всем предъявляемым требованиям и отражающее актуальные вопросы, слабые зоны, требующие решения. ВКР должна показать готовность автора вести научный поиск, определять проблемы и способы их устранения, доказывать свою точку зрения.

Целью защиты аспирантской ВКР является оценка багажа знаний и практических опытов аспиранта, сопоставление его навыков, профкомпетенций с образовательными стандартами. На защите выпускник демонстрирует свои профессиональные способности, личностные и ораторские качества. В частности, он должен показать:

— может ли он проводить критический анализ и полноценно оценивать современные научные достижения, выявлять проблемные зоны, работать с научной литературой и проводить собственные исследования;

— в силах ли проектировать, планировать исследования с учетом имеющихся у него знаний и умений;

— готовность принимать участие в различных российских и международных исследованиях, работать в команде (привлекать сторонних консультантов и узких специалистов, консультироваться с ними и пр.);

— аналитические способности: воспроизводить расчеты, правильно формулировать выводы, аргументировать их, сопоставлять факты и определять тенденции, их характер и влияние и т.п.;

— готовность выполнять научные отчеты и публикации по проведенным исследованиям;

— и пр.

Содержание и структура аспирантской ВКР

Содержание ВКР аспиранта должно быть связано с тем направлением, по которому он обучается. Это исследование выполняется им самостоятельно.

Как правило, требования к научно-квалификационной работе аспиранта идентичны требованиям по подготовке кандидатской диссертации. Допустимы небольшие послабления со стороны университета. Уточнить их можно в методических рекомендациях, у научного руководителя или на кафедре.

Этапы создания аспирантской ВКР

Этап 1. Выбор темы

Аспиранту необходимо выбрать тему исследования в рамках программы профобучения. Важно, чтобы она была не только актуальна и изучена другими учеными, но и интересна автору исследования.

Тема ВКР должна быть направлена на решение современной проблемы, которая имеет значение для развития дальнейшего науки или отрасли в целом. Также она должна укладываться в рамки научной специальности.

Этап 2. Закрепление темы на кафедре. Выбор научного руководителя

На данном этапе учащийся должен закрепить за собой выбранную тему, составить и согласовать план с научным руководителем, который будет курировать ход написания ВКР, давать рекомендации по ее совершенствованию.

Закрепление темы научно-квалификационного проекта – обязательное условие для выполнения исследования и допуска к защите. Данное действие призвано идентифицировать автора и его труд, а также сделать его индивидуальным (уточнив объект исследования и пр.). Два одинаковых проекта, выполненных разными лицами, априори быть не может.

Этап 3. Содержание аспирантской ВКР

В готовом исследовании в обязательном порядке должны быть отражены:

— актуальность проблемы и необходимость ее решения, новизна и практическая значимость работы;

— теоретические аспекты по теме: небольшой литературный и/или исторический, историографический обзор, пояснение терминов и правил, методик и пр.;

практическая часть, доказывающая целесообразность реформы и меры, направленные на решение проблемы, их эффективность.Здесь автору предстоит изучить и отметить конкретную, реальную ситуацию и предложить меры по ее урегулированию;

— выводы, обоснование решения и точка зрения автора исследования.

Этап 4. Структура аспирантской ВКР

Квалификационная работа аспиранта – это не просто письменная работа, а важнейший документ, к которому предъявляются конкретные формальные требования по структурированию. В составе дипломного проекта аспиранта должны присутствовать следующие элементы:

— титульный лист;

— содержание (оглавление);

— основной материал, включающий введение, теоретическая и практическая части;

— заключение;

— библиографический список;

приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рассмотрим подробнее каждый из разделов.

  • Введение. В этой части следует отразить актуальность темы, цель и задачи, предмет и объект, практическую значимость и новизну работы, методологическую базу и основные источники литературы, труды авторов, на которые опирался аспирант при написании ВКР. Здесь важно емко описать ход проделанной работы и выдвигаемые исследователем положения.
  • Основная часть. Здесь автор описывает все мероприятия и обосновывает полученные итоги. Данный раздел подразделяется на теоретический и практический. В первом необходимо рассмотреть основные тезисы, правила и принципы, мнения авторитетов и опытных исследователей, методы и механизмы постановки, исследования и решения проблемы, которые пригодятся автору в следующей главе. В практической части следует наглядно показать слабые места, доказать необходимость их устранения и выдвинуть свои меры по совершенствованию деятельности объекта. В составе практической главы должен присутствовать рекомендательный подпункт, в котором аспирант выдвигает конкретные действия, направленные на решение проблемы, рассчитывает и обосновывает их эффективность, демонстрирует апробацию своей гипотезы.
  • Заключение. В этом разделе необходимо кратко показать ход исследования (акцент только на основных мероприятиях и важнейших результатах), степень достижения цели, указать предлагаемые меры и доказать их эффективность и целесообразность. Автору следует выделить гипотезу и конечный результат, его эффективность и обоснованность, перспективность.
  • Библиографический список. В него обычно входит около 80-100 ресурсов. Аспирантам рекомендуется использовать современные и актуальные диссертации, труды других ученых, научные статьи по теме. Обязательно должны быть указаны материалы, опубликованные в изданиях-ВАК по теме.
  • Приложения. В этот раздел выносят громоздкие графические данные, таблицы, схемы.

Этап 5. Проверка на соответствие

Перед тем как приступить к написанию аспирантской ВКР, необходимо уточнить методические рекомендации на кафедре. В данном документе указываются основные требования, предъявляемые к работе в части структуры, содержания, оформления, плагиата.

Также работа должна соответствовать общепринятым нормам: ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ Р 7.0.12-2011. Объем аспирантской ВКР достигает 80-180 страниц.

Пример оформления титульного листа обычно прикладывается к методическим рекомендациям. Его с легкостью можно адаптировать под собственные нужды: исправить сведения об авторе, научном руководителем, кафедре и корректно отметить тему исследования. Не забудьте изменить  дату защиты.

Весь текст должен быть изложен в научном стиле, без ошибок. Важно соблюдение принципов логичности, краткости, емкости, четкости, ясности, связности.

Зачастую для защиты аспирантской ВКР требуется иметь несколько публикаций в ВАК-изданиях. Данный момент следует уточнить в учебном заведении или у научного руководителя.

Также к ВКР должен быть приложен отзыв научного руководителя, в котором будут указаны краткая характеристика аспиранта, его профессиональные качества, рекомендации к защите.

Подготовленную рукопись проверяет научный руководитель и специально уполномоченная комиссия. Данная процедура именуется нормоконтролем. Обычно научный руководитель акцентирует внимание на качестве исследования, полученных результатов и обоснованности выводов, а комиссия – на корректности и правильности оформления с учетом действующих норм и рекомендаций. Важно успешно преодолеть нормоконтроль, в противном случае получить допуск к итоговой аттестации не удастся.

Поэтому старайтесь изначально ответственно подходить к выполнению исследования и его описанию в научно-квалификационной работе, следуя все заявленным требованиям.

Этап 5. Предзащита

На данном этапе аспирант представит свое исследование независимой комиссии, которая определит недочеты, укажет их и даст время на корректировку.

Важно уточнить, как будет проходить эта процедура: как «репетиция» (с устным выступлением выпускника) или формальная проверка письменной работы. Если намечается «репетиция», то важно подготовиться к ней: написать и выучить защитную речь, перечитать свой труд и быть готовым к дополнительным вопросам и пр.

Этап 6. Устранение ошибок, следование рекомендациям комиссии и куратора

Данный этап – немаловажен и фактически обязателен к исполнению. Если на итоговой аттестации будут замечены те же недостатки, что и на предзашите, пренебрежение замечаниями и рекомендациями, то это послужит «звоночком» к шквалу дополнительных вопросов, дискуссии и не исключено снижение итогового балла. Важно грамотно отстоять свою позицию. Но лучше всего учесть все недочеты и советы, доработав рукопись.

Этап 7. Защита

Чтобы успешно представить исследование, аспиранту следует подготовить доклад или автореферат (речь), в котором будут отражены основные моменты ВКР. В среднем выступление длится около 10 минут.

Таким образом, написание аспирантской ВКР представляет собой одну из важных и сложных задач. На создание проекта потребуется немало времени и сил, поэтому не стоит откладывать его на последний момент. В этой работе должны быть отражены все личностные и профессиональные качества, способности и возможности учащегося. Экзаменаторы должны оценить по достоинству труд аспиранта с учетом действующих требований и стандартов.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!