Каждый учитель должен подтверждать свою квалификацию. Для этого ему придется не просто проходить специальные курсы, но и заниматься самоанализом, учитывать проблемы и ошибки, имеющийся опыт, чтобы качественно совершенствовать в профессиональном плане. Одним из важнейших документов, который может продемонстрировать профессиональную пригодность и компетентность педагога, является аналитический отчет о деятельности учителя.
Что отражается в аналитическом отчете учителя?
Аналитический отчет учителя представляет собой официальный документ, где проводится анализ его профессиональной деятельности за определенный период времени с акцентом на используемый им методологический, методический аппарат и результаты обучения.
Данный документ должен готовиться непосредственно учителем. В нем отражаются те методы и программы, которые он применяет в ходе обучения детей. То есть в этом документе производится качественный самоанализ. Притом он должен быть объективным и аргументированным.
Аналитический отчет в составлении непрост. В нем должен присутствовать не только текст, но и графические материалы, призванные наглядно показать действие навыков педагога и их результат.
Не менее важно показать не только, как педагог преподносит новые сведения и знания детям, но и значимость его деятельности и применяемых методов. В данном случае важно выделить степень заинтересованности учащихся в предмете или теме, скорость и качестве усвоения преподнесенной им информации и пр. Показать данные критерии возможно только с помощью анализа качественных и количественных показателей.
Все материалы отчета должны быть основаны на достоверных и обоснованных сведениях. В его основу кладут формальные и экспериментальные данные. К формальной части относят учебные планы, рабочие программы, методический материал и пр. К «экспериментальной» касте относят результаты обучения: итоги проверочных и контрольных работ, устных опросов по итогам занятия и пр.
В этом документе учитель должен отразить результаты своей профессиональной деятельности и оценить эффективность своих действий. Данный документ представляет собой самоанализ педагога и отражение его «самооценки» за определенный период времени (обычно ежегодно или за последние 3 года).
Структура аналитического отчета учителя
Аналитический отчет преподавателя – это не просто воспоминания и рассуждения специалиста относительно своей деятельности. Оно не будет похоже на эссе по профессии или банальный отчет. Здесь важно четко и ясно показывать ход обучения, действия педагога и результаты учащихся в одной связке.
Рассматриваемый документ – официальный, деловой акт, подчеркивающий уровень профессионализма учителя. Существуют определенные правила по его подготовке. Одним из таких канонов выступает наличие четкой структуры.
Структура аналитического отчета может различаться. Стандартная форма предполагает наличие таких разделов, как титульный лист, оглавление, введение, основной материал (аналитическая и проектная части), заключение, библиографический список, приложение. В некоторых случаях введение и заключение опускаются, а сам отчет напоминает реферат с аналитическими элементами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рассмотрим стандартную форму аналитического отчета учителя.
- Титульный лист.
На этой странице отражаются личные данные учителя: ФИО, место работы, должность, заглавие отчета, город (место) и год составления отчета и пр. По мере составления отчета на титульном листе ставится печать организации и подпись руководителя, который подтверждает достоверность всех отраженных сведений.
- Оглавление.
Данный раздел конкретизирует структуру аналитического отчета и отражает ключевые моменты, которые будут освещаться в нем. Данный раздел может отсутствовать, если объем документа не превышает 10 страниц печатного текста.
- Введение.
На этом этапе автор должен обозначить проблемы, с которыми он столкнулся и которые он пытался решить. Проблемы должны быть не общего характера (проблемы с руководством, отсутствие материалов и пр.), а приоритетными, связанными с образовательным процессом и учениками, спецификой (начальные классы, по конкретной дисциплине и т.д.).
Также в данном разделе отражают актуальность поставленной проблемы, цель и задачи, предмет и объект.
Цель должна быть ориентирована на развитие детей, а задачи призваны конкретизировать ее, то есть перечислить этапы по ее достижению.
- Основной материал.
Этот раздел аналитического отчета учителя подразделяется на две части: аналитическую и проектную.
В аналитической главе необходимо показать результаты педагогической деятельности: анализ успеваемости учеников, степень усвоения материала (проведение контрольных работ, тестирований, опросы), отражение методов и приемов по обучению и социализации учащихся, анализ факторов, препятствующих развитию и пр.
Все данные основной части аналитического отчета отражаются с разбивкой на тематические подпункты: учебно-воспитательная работа, внеклассная работа, классное руководство, современные технологии в образовательном процессе, участие в конкурсах, повышение квалификации и пр.
В проектной части учителю следует отразить проблемы, с которыми он столкнулся в ходе профессиональной деятельности и предложит мероприятия по их решению. В этом разделе педагог фактически разрабатывает план действий на перспективу, который поможет ему справиться с трудностями.
- Заключение.
Здесь необходимо отразить степень достижения поставленной цели, поставленную проблему, оценку деятельности учителя, разработать основные направления работы в образовательном заведении.
В каждом разделе должны быть графические данные, демонстрирующие результаты деятельности педагога. Под каждым из графиков, таблиц, должны быть пояснения и аргументированные выводы.
- Список использованной литературы.
В этом разделе необходимо отразить утвержденные образовательные программы, методики, ГОСТы и пр.
Таким образом, аналитический отчет учителя должен отразить ключевые моменты его работы, методы, навыки и объективную оценку его профпригодности и компетентности.\
Обратите внимание, что каждый составитель может дополнить аналитический отчет учителя дополнительными разделами, которые помогут ему подчеркнуть те или иные особенности в его работе, инновации, способности, неординарный подход и самое главное – эффективность.
Рекомендации по подготовке аналитического отчета учителя
Подготовка аналитического отчета педагога может производиться не только для повышения квалификации или ее подтверждения. Этот документ может формироваться также по личной инициативе, чтобы понять свои сильные и слабые стороны, определить направление для самосовершенствования и дальнейшего развития.
При подготовке такого отчета важно опираться на качественные сведения. В его основу кладут сугубо личный опыт в преподавании, работе с детьми, официальные документы (регламентирующие учебный процесс) и академические результаты слушателей.
Выводы, преподносимые по результатам самоанализа, должны носить не просто субъективный характер (личное мнение педагога), но и быть тщательно аргументированными. Только в этом случае оценка относительно деятельности преподавателя будет справедливой и качественной, а выдвигаемые рекомендации на перспективу — рабочими и полезными.
Оформление такого акта важно производить согласно действующим общим рекомендациям или классическим нормам: единый размер и цвет шрифта, настройка полей, четкая структура и информативные заголовки и пр. Как правило, такие документы унифицированы, не стоит чрезмерно импровизировать и проявлять творческий подход к его форматированию.
Не бойтесь отмечать недостатки в своей работе, выделять те или иные сложности, проблемы, неудачи. Они отражают не несоответствие должности, а наличие направлений для совершенствования, поиска новых путей решения соответствующих моментов и аспектов.
Чтобы аналитический отчет учителя получился более правдоподобным, объективным, можно предоставить его на изучение руководству. Администрация образовательного заведения сможет отметить особенности и нюансы для доработки. Также доверить данную миссию можно эксперта ОЦ DissHelp, которые помогут понять, как его правильно подготовить, сто в нем отметить, как оформить и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!