Ни одна наука не стоит на месте. Практически каждый день у ученых рождаются новые идеи по решению актуальных и значимых проблем. Одной из наиболее подвижных и важных сфер деятельности является педагогика, где совершенствованием отрасли, методики преподавания, воспитания и развития детей занимаются сами учителя и преподаватели, которые организуют педагогический эксперимент и исследование.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Педагогическое исследование представляет собой процесс, нацеленный на совершенствование существующих знаний и навыков, повышение эффективности их использования во благо общества, его развития. Организация подобных экспериментов носит исключительно «практический» характер, проходит посредством «проб и ошибок».
Педагогическое исследование может быть представлено при помощи трех уровней:
- Эмпирический, который предполагает установление новых фактов и актуальной проблемы, свойственной педагогической среде и практике;
- Теоретический, который подчеркнет низкую эффективность старых методов обучения и воспитания, выявит тенденции, выделят наличие конкретной проблемы;
- Методологический, призванный определить дальнейшую стратегию преподавания с учетом современных возможностей и необходимости для повышения работы педагога, качества образования и пр.
Фактически педагогическое исследование предполагает выделение проблемы, ее теоретическое обоснование, а затем разработку рекомендаций по ее смягчению или устранению наиболее эффективным или оптимальным способом, притом предлагаемый вариант должен быть апробирован практикующим специалистом. Ни одно педагогическое исследование не обойдется без организации и проведения соответствующего эксперимента.
Педагогические исследование: каким оно бывает?
Несмотря на наличие определенного плана и несколько уровней выполнения исследований в педагогике, их можно классифицировать следующим образом:
- Аналитические или обзорно-аналитические. Данные работы призваны проанализировать текущую ситуацию, выявить актуальные и современные тенденции в сфере преподавания, образования, отметить наличие проблем или противоречий. Данное исследование призвано подчеркнуть решенные вопросы и моменты, которые до сих пор не были определены, решены;
- Критические. Данный проект призван подчеркнуть несовершенство старых теорий, их низкую эффективность на современном этапе развития науки. Критика всегда позволяет выявить слабые и сильные стороны, оптимизировать ситуацию. Поэтому подобные исследования чаще всего оформляют в виде научных статей, где достаточно указать результат, обосновать позицию и пр.
- Теоретическое, когда автор должен изначально подчеркнуть развитие проблемы с учетом описанных теорий (старых и новых), определить степень ее решения и возможности разработки новых методов совершенствования ситуации, учесть былой опыт и пр.
- Эмпирическое, которое предполагает умелое сочетание теории и практики. В данном случае специалист должен учитывать теоретические аспекты и анализировать суровые трудовые будни, реалии, предпринимать попытки по решению выявленных проблем. Здесь исследование может носить описательный характер, когда остаточно выявить и описать проблему, условия ее возникновения. Также работа может быть объяснительной, когда автор пытается разъяснить факторы, воздействующие на развитие проблемы, описывает возможные варианты решения или ее смягчения, но без четкой аргументации и апробации.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Экспериментальное или методическое. В этом случае исследователь разрабатывает план действий с целью реального решения диагностированной проблемы, затем апробирует собственные рекомендации при помощи эксперимента, фиксируя и описывая полученные результаты, при необходимости совершенствуя собственную методику преподавания. Здесь практическая часть неизбежна: она демонстрирует возможности педагога и учащихся, эффективность его предложений и пр.
Правила организации педагогического исследования
Педагогическое исследование – специфично. Его результаты применимы исключительно в педагогической среде и оказывают воздействие непосредственно на учащихся всех ступеней образования, качество обучения уровень подготовки специалистов и пр. Поэтому к экспериментам и научным работам данного «жанра» предъявляют ряд требований.
Педагогическое исследование должно учитывать следующие принципы:
- Принцип последовательности и логичности.
Данный параметр предполагает, что в ходе исследования проблемы, разработки ее решения автор должен учитывать прошлый опыт: кто и какие действия предпринимал, к чему они привели, какие факторы были учтены и не учтены и пр. Полагаясь на опыт предшественников удастся не только избежать многочисленных ошибок, но и добиться лучшего результата.
- Принцип системности.
Системность предполагает, что автор будет учитывать все параметры, особенности, факторы, воздействующие не только на развитие проблемы или противоречия, но и непосредственно на объект исследования. Все нюансы должны быть в одной связке.
- Личностный и деятельностный подход.
Данный постулат призван учесть не только существующие правила и ограничения но и возможности каждой из сторон: исследователя (какими инструментами он обладает достаточно ли опыта для проведения исследования и эксперимента) и объекта (текущее положение, его способности и возможности и пр.). Важно учитывать характер испытуемых лиц, их текущие навыки и знания, проблемы, которые усложняют процесс их развития (состояние здоровья и самочувствия, уровень развития, таланты. Условия проживания и обучения оснащенность помещения и пр.).
- Планомерность.
Каждое действие, этап и предложение автора должно быть тщательно спланировано: как, когда, в какой последовательности нужно делать и пр. Отклони я от плана могут привести к искажению конечных результатов, пролонгированию эксперимента и повышенным затратам (как денежным, так и временным, ресурсным). Поэтому необходимо учесть все критерии и параметр ы, «смонтировать» план действий и следовать ему. Хаотичные и бесконтрольные эксперименты в педагогике не допустимы.
- Оперативность и своевременность.
Педагогический эксперимент должен быть ограничен во времени, притом продолжительность его проведения определяет сам исследователь: это может быть несколько занятий или целый триместр/семестр, учебный год и пр. Главное — получить и оценить результаты, проанализировать их и доказать эффективность предлагаемых новшеств или определить недостатки в выдвинутой концепции, усовершенствовать ее.
Повторить педагогический эксперимент точь-в-точь не удастся, поэтому важно моментально фиксировать полученные итоги эксперимента.
Организация и проведение педагогического эксперимента призваны усовершенствовать воспитательную и развивающую работу педагога. Данное мероприятие призвано найти новые способы мотивации и повышения интереса учащихся к учебе, лучшего усвоения пройдённого курса и решения определённой проблемы. Под проблемой не стоит воспринимать только успеваемость. Это может быть любое отклонение от действующих норм, правил и реалий: рассеянность, слабая заинтересованность, сложности в процессе обучения отдельных категорий и пр.
В ходе выполнения педагогического исследования эксперимента автор устанавливает причинно-следственные связи между проблемой и следствием ее воздействия (как и на чем она отражает, как и почему возникает), исследует процесс ее протекания, как особое педагогическое явление и пр.
В результате всех действий он получает полноценную картину, отражающую реальность учебного процесса и проблемы, предлагает и оценивает меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса и системы.
Таким образом, педагогическое исследование позволяет теоретически и практически обосновать наличие реальной проблемы, разработать оптимальные и эффективные способы педагогического воздействия на учащихся, доказанные и апробированные методы воспитания и развития подопечных.
Какие требования предъявляют к педагогическим исследованиям и экспериментам?
Педагогическое исследование должно включать в себя следующие компоненты:
- Гипотеза, автор должен подчеркнуть проблему и потенциальный вариант ее решения, который впоследствии будет проверяться;
- Необходимые условия для проведения исследования и эксперимента: должен быть подобран подходящий объект (это проще всего удается сделать практикующим педагогам на примере определенного класса или учащихся (отличников, хорошистов и пр.));
- Эксперимент не должен усугубить текущую ситуацию, поэтому важно объективно оценить возможности объекта и собственные возможности;
- Анализ и оценка полученных результатов на каждом этапе исследования;
- Разработка рекомендаций по дальнейшему использованию полученных результатов.
Отсюда можно выделить ключевые этапы реализации педагогического эксперимента:
Этап №1. Рождение идеи на основе реальной проблемы.
Этап №2. Диагностика проблемы на примере объекта исследования с учетом текущих условий и инструментов.
Этап №3. Прогностический и организационный моменты. Здесь исследователю предстоит грамотно сформулировать основные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, гипотеза, новизна и значимость, разработать план проведения исследования.
Этап №4. Организационно-подготовительный. Здесь автор должен подготовиться к реализации намеченного плана: собрать объекты исследования, создать необходимые условия, разработать план занятий, заданий с учетом новшеств и пр.
Этап №5. Экспериментальный или практический. Здесь происходит воплощение задуманного в жизни с моментальной фиксацией результатов. Важно отметить, что данная часть может быть представлена в разных формах: наблюдение, внедрение новых методов преподавания (аудиоуроки, видеокурсы, внеклассное чтение). Результаты могут быть представлены в виде контрольных работ, опросных листов (анкетирование), беседа и устный опрос, тестирование, создания новых условий и пр.
Этап №6. Аналитический. Исследователю предстоит тщательно изучить полученные итоги, определить их эффективность, определить сложности, с которыми он столкнулся и пр.
Этап №7. Рекомендательный. На данной стадии автор педагогического исследования должен разработать инструкции для своих коллег и последователей по внедрению новшеств на практике. Это целесообразно, если ему удастся доказать свою гипотезу, показать ее эффективность и значимость.
Таким образом, педагогический эксперимент успешно сочетает в себе творческий подход и действующие стандарты, которые позволяют решить реальные проблемы в системе образования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
педагогам проще всего заниматься научной деятельностью, т а как у них фактически все «под боком»: объект исследования — перед глазами, проблема – то, с чем им трудно совладать, способ решения – их профессионализм. Им остается лишь грамотно все это изложить на бумаге. А при помощи вот таких статей все становится еще более простым! Спасибо автору за хароший материал.
Спасибо Дисхелп за качественное проведение и оформление педагогического исследования. учусь заочно, самостоятельно одолеть этот этап не смогла бы. Специалист ОЦ справился с задачей в два счета: при необходимости связывался со мной, предлагал несколько вариантов, грамотно оформил и даже приложил небольшую характеристику работы — речь для защиты. Сервис на высоте качество услуг – тоже. Очень рада нашему знакомству и сотрудничеству. Буду советовать вас друзьям.