Далеко не каждый педагог и студент знает, что можно не просто заставлять и принуждать учиться, а действовать более эффективно и рационально, воздействуя на индивида незаметно. Делается это с помощью уникальных психологических приемов и техник, о которых мы расскажем ниже. Речь пойдет о так называемом нейролингвистическом программировании.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое НЛП?
Нейролингвистическое программирование (сокращенно НЛП) представляет собой психологический прием, позволяющий грамотно замотивировать и побудить индивида к конкретному действию. Обратите внимание, не ставить и вынудить, а именно побудить к действиям, пробудить интерес к явлению/процессу или предмету. Согласитесь, немаловажный аспект и кардинально иной подход. С помощью подобных схем обучение представляет не как что-то обыденное и обязательное, а как неизведанное, интересное и доступное каждому!
Система НЛП рассматривает человека и его психику, как сложный компьютер, который можно наполнить различными программами, подстроить под конкретные требования и условия, повлиять на все процессы с помощью качественной «настройки параметров».
Обратите внимание, что каждый метод НЛП на разных людях сказывается по-разному, так как каждый индивид уникален и воспринимает происходящее по-своему (исходя из уровня текущей подготовки, психологической зрелости, общего развития и интересов и пр.). Поэтому там, где один прием показал эффективность, не гарантирует такого же исхода в другом месте или на ином объекте воздействия.
Нейролингвистическое программирование следует понимать как комплекс мер или своего рода психотерапию, набор психотехник, способных доносить до человека конкретную информацию для коррекции его видения, мышления и поведения. То есть ключевым инструментом «управления» выступает поток информации и способ ее донесения, работа с сознанием индивида.
На сегодняшний день существует свыше нескольких сотен методик и комплексов НЛП, которые успешно применяются в образовательном процессе и даже в повседневной жизни. Порой студенты вовсе не догадываются, что педагог практикует подобные методы обучения и наоборот (да-да, даже студент в какой-то мере может манипулировать преподавателем с помощью таких алгоритмов).
Сфера применения нейролингвистического программирования в целом не имеет жестких ограничений. Данные методики успешно применяются не только квалифицированными практиками, но и простыми людьми в самых разных сегментах: торговля, личные отношения, спорт, маркетинг и реклама, подбор персонала, военные сборы и армия, на таможне, сфера искусств, IT-индустрия и пр. Поэтому владеть подобными техниками будет полезно всем и каждому.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обратите внимание, что само наименование методов уже поясняет принцип их работы: нейро – воздействие на мозг, лингвистическое – языковое разъяснение, говорение или общение, программирование – аналогично побуждению, воздействию, целеполаганию и целедостижению.
НЛП – это инструмент для грамотного построения коммуникаций с помощью вербальных и вербальных психотехник. Сегодня мы расскажем о наиболее популярных приемах данного воздействия на сознание человека.
Как подобрать оптимальную или максимально эффективную технику НЛП?
Итак, как мы уже обмолвились, освоить нейролингвистическое программирование посильно каждому желающему вне зависимости от его уровня подготовки, мастерства. В этом деле важно лишь желание. Конечно, у квалифицированных психологов воздействовать получится лучше, чем у «самоучки», но почему бы не опробовать новый способ?
Для каждого человека целесообразно подбирать отдельную методику работы на базе НЛП. Но в случае группового обучения у слушателей возникает немало общностей, сходств, схожих моментов и единая цель, поэтому возможно применять конкретный подход или техник.
Чаще всего педагоги и психологи в ходе выбора соответствующего метода воздействия ориентируются на способ восприятия информации или сенсорный опыт. Здесь принято выделять три основные группы и соответствующие им методы НЛП:
- Визуальный тип. Люди данного склада лучше воспринимают и усваивают информацию, которую могут рассмотреть в виде различных образов, а их ключевой фразой становится «давайте представим». Поэтому «нейролингвисту-программисту» следует ориентироваться на эту особенность и задействовать соответствующие приемы: описывать цвет, форму, показывать и разъяснять посредством зарисовок и схем, выделять суть и содержание излагаемой идеи цветом, интонацией, картинкой.
- Аудиальный тип – к нему относят людей, которые быстро улавливают суть и воспринимают новую информацию на слух. Их ключевая фраза «Послушайте», «я слышу» и пр. здесь преподавателю или собеседнику лучше всего пользовать «интонационной игрой», чтобы корректно и эффективно воздействовать на его решение.
- Кинестетический тип, предполагающий развитие жестикулярной и мышечной памяти. Здесь важно именно показать руками глазами и иными частями тела масштабы, объемы, возможности, описав их словесно, пояснив все нюансы.
В целом на практике не существует конкретных точечных приемов, которые бы полностью соответствовали вышеописанным типам. Притом в случае группового обучения применение одного метода будет малоэффективным. Поэтому педагоги полагаются на комбинированный подход, стараясь донести до всех и каждого существенные моменты, углубиться в определенный момент и пр.
При этом студент может выбрать для себя наиболее пригодный алгоритм самообучения или саморазвития с учетом собственных способностей, предпочтений, возможностей и особенностей, упростив тем самым познавательный процесс и профессиональный рост.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как научиться и освоить техники НЛП?
Каких-либо возрастных, профессиональных или иных ограничений для изучения и освоения приемов нейролингвистического программирования нет. Поэтому изучать и практиковать их может каждый желающий, но для этого потребуется время на освоение и обретение соответствующих знаний, а практика и опыт появятся позже (по мере применения теории в жизни).
Можно выделить три основных этапа знакомства с системой НЛП:
- Подготовительный или теоретический. Здесь индивид должен подобрать подходящую литературу или информационную базу, которая раскроет для него основное понятия, способы воздействия или управления, техники, приемы, особенности «жанра» и пр. В этом деле важно не просто читать психологическую литературу, научные статьи и публикации, а грамотно спланировать «погружение» в новую для себя сферу. Лучше всего воспользоваться услугами тьюторов или репетиторов, обратиться за помощью к педагогам по психологии, пройти онлайн-курсы по нейропрограммированию и пр.
- Проверка «на себе». После изучения теории следует перейти к практике. Сперва все проверяется на «собственной шкуре»: такой подход позволит убедиться в состоятельности метода, конкретизировать условия и особенности его применения на личном опыте и пр. Затем «юный нейролингвист-программист» сможет переносить полученные знания и опыт на окружение (индуктивный метод). Здесь происходит закрепление пройденного материала и обретение реального навыка в сфере НЛП.
- Использование методик НЛП в повседневной жизни и при необходимости. Далее «ученик», чтобы не утратить обретенные новшества, должен применять их повсеместно или при необходимости, оттачивая мастерство и получая определенный (запланированный) результат.
Принципы успешного НЛП
В основе нейролингвистического программирования можно выделить четыре основных правила, реализация которых позволит достичь намеченной цели.
Принцип #1. Субъективность.
Здесь важно учитывать, что одна и та же ситуация разными индивидами будет восприниматься по-разному. Один увидит в произошедшем или намечающемся событии положительные аспекты, другой – негативные черты. Поэтому важно понять, исходя из мировоззрения объекта: что он видит и какие действия необходимо предпринять для исправления ситуации, как повлиять на него.
Например, сокращение на рабочем месте: для Ольги – стресс, потрясение и шок, трагедия, а для Анны – толчок для совершенствования и поиска себя, поиска более выгодного предложения. В первом случае – важно помочь Ольге преодолеть депрессию, ликвидировать панику и увидеть плюсы. Во втором – показать грамотный подход к планированию свободного времени, установку новых ориентиров и поиск подходящей работы. То есть основная задача НЛП кроется в «настрое» и установке корректного ориентира для дальнейших действий с учетом восприятия обстоятельств, определения существенных моментов «что делать и для чего, как».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принцип #2. Карты и стереотипы.
Методик нейролингвистического программирования учитывают также уже имеющийся опыт человека. Каждый из нас следует определенной траектории, которая строится на личном опыте: собственные убеждения, привычки, традиции, принципы, характер установки, воздействие близких и окружения. Корректно и грамотно выбранная методика НЛП позволяет отречься от негативных (пессимистичных сценариев) и построить более совершенный алгоритм действий, констатировать реальную и достижимую цель, определить способ ее достижения на базе доступных и вполне привычных инструментов (то есть научить пользоваться инструментарием в разных ситуациях).
Важно сначала оценить привычный механизм, а затем пересмотреть его и адаптировать под новые условия с положительным эффектом.
Принцип #3. Язык.
Изменение поведения человека производится посредством коммуникаций, общения. Согласитесь, если описывать ошибку, как провал, то она будет восприниматься именно так. Но если интерпретировать ее, как «полученный опыт», то отношение к ситуации изменится и траектория дальнейших действий станет более очевидной: индивид поймет необходимость действий и перемен, переосмыслит ситуацию и выделит оптимальный вариант дальнейшего развития и пр. Главное – мысль, язык общения, эмоции. Именно они «настраивают» перспективы.
Грамотное применение методик НЛП позволяет человеку выбраться из любой ситуации. Но главными достоинствами данной системы выступают:
- Управление собственными эмоциями, физическим здоровьем. Данный навык позволяет корректно и объективно реагировать на происходящие перемены, аргументированно отстаивать собственное мнение и позицию, создавать хорошее настроение и устанавливать ориентиры, быть готовым ко всему;
- Коммуникационные навыки. Люди, владение НЛП, легко и быстро располагают к себе людей, обретают полезные контакты, вызывают симпатию, не боятся просить помощи и предлагать ее другим;
- Рассматривают возникающую проблему со всех ракурсов. Такой подход позволяет не только увидеть плюсы и минусы, но и выработать оптимальный алгоритм решения. Притом нередко схема действий оказывается легкой, посильной, физически и эмоционально приглядной и эффективной.
- Строить траекторию достижения целей в учебе, работе, личной жизни по принципу быстро и легко с учетом собственных возможностей и способностей.
Таким образом, схемы нейролингвистического программирования позволяют построить индивидуальную траекторию успеха, которая помогает индивиду достигать намеченных целей легко и приятно, выгодно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Топ-6 самых безопасных и эффективных методик НЛП для студентов
Техника №1. «Языковые фокусы» или фрейминг. Суть данного приема в том. Чтобы описать явление/процесс с помощью определенного оттенка, который способен изменить начальное представление о восприятие индивида. Здесь уместные различные тактики:
- Переопределение или синонимирование, когда замена слова способна изменить частично «подтекст» без искажения сути. В этом случае происходит «смена настроения» и информация воспринимается иначе.
- Противоположность, когда выделяется исключение из правила или убеждения, раскрывается потенциал (новый ход);
- Оценка последствий, когда предлагается оценить «привычный сценарий» и понять, что будет достигнуто, степень эффективности и определенные иные возможности достижения цели или решения проблемы.
- И пр.
То есть миссия языковых приемов – всесторонне описать происходящее или интересуемое обстоятельство, очертить с разных ракурсов проблему, показать ее в разных тонах и переместить акцент в «нужное русло».
В учебе достаточно показать важность, нужность и применимость предметов: что они дают зачем нужны, как ими пользоваться и пр.
Техника №2. Переключение внимания и хитрость. Зачастую новые правила или задания воспринимаются в штыки. Чтобы избежать такой реакции, следует завуалировать действия. Для этого достаточно увести индивида «в сторону» от основной задачи, а затем плавно вовлечь в процесс.
Например, мошенники зачастую сначала «заговариваю жертву», отвлекая ее внимание от сути: задаю банальные или настораживающие (устрашающие) вопросы, а заем переходят к действиям. Преподаватель или студен может действовать аналогично: сначала описывать проблему издалека, а затем вовлекать в решение (начиная первые действия самостоятельно).
Например, студенты не желают решать пример. Преподаватель может сначала рассказать «лирическое отступление» (история происхождения формулы, как пользовались схемой ранее и пр.), а затем просто начать решать пример, задавая «риторические вопросы» аудитории – так все будут вовлечены в учебный процесс.
Техника №3. Доверие и ведение. Чтобы оказывать даже минимальное воздействие на объект, важно установить с ним прочный контакт, «втереться в доверие», получить согласие и далее «идти по пути развития вместе». Схема банальная, но очень эффективная, позволяющая установить дружелюбные отношения, упростить процесс взаимодействия обучения и развития. Притом пользоваться данным алгоритмом можно без ограничений, повсеместно.
Доверительная тактика позволяет легко устанавливать контакт, просто и ясно разъяснять нюансы, «вести» человека за собой, совместно решать возникающие проблемы.
Техника №4. «Взмах». Ее суть заключается в том первоначальной оценке ситуации и выявлении факторов, провоцирующих интерес и желание действовать, решать проблему. Далее определяется «образ» — то есть установка цели и картинки (что нужно достичь, какого состояния). Обратите внимание, что негатив должен ликвидироваться оперативно: все должно восприниматься в положительных красках.
Техника «Взмах» предполагает понимание: что нужно изменить, в какую сторону (как это видит человек, чего он хочет) и определение оптимальной траектории (действий).
Техника №5. Установление «якоря». Данная схема базируется на конкретных эмоциональных и психогенных факторах: воспоминания, запахи и вкусы, картинки, эмоции, активирующие конкретное состояние. Такой подход позволит правильно настроить индивида, расположить его к себе, задать темп и показать ориентир в ходе выполнения НИР или отдельной задачи.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Притом «якорь» будет постоянно «всплывать» в своих ситуациях и создавать конкретный сценарий, регулировать правила поведения или схему действий в рамках привычного шаблона и текущей ситуации.
Техника №6. Согласие. Работа этого алгоритма предполагает активацию «трех да» с целью расположения к себе собеседника. Для «мнимого гипноза» достаточно задать три вопроса на которые можно ответить только согласием. Далее под воздействие «позитивных впечатлений» и закона инерции человек наверняка ответит «взаимностью» (ответным да) на любой следующий вопрос и согласится выполнить любое задание или просьбу.
Советы экспертов Disshelp по использованию методов НЛП в ходе обучения
Обращаем Ваше внимание на то, что ни одна техника нейролингвистического программирования не дает 100%-ной гарантии успеха. Несмотря на развитость психологической науки, многие не воспринимают ее всерьез. Более того, индивидуальность каждого человека также дает о себе знать: то, что применимо в одном случае может оказаться недопустимом в ином (даже при схожих обстоятельствах), поэтому будьте крайне осторожны в выборе метода воздействия на объект. Немаловажен и опыт применения подобных схем воздействия.
Студентам не рекомендуется злоупотреблять приемами НЛП в отношении педагогов, опытных психологов или практиков. Поверьте, Вас очень быстро «раскусят» и не факт, что такой подход будет одобрен преподавателем.
Пользуйтесь приемами НЛП только если уверены, что они безопасны (как для вас, так и для собеседника), подходят к ситуации и индивиду, учитывают все нюансы и особенности.
Стремитесь полагаться на приемы НЛП только в личных интересах, но тщательно просчитывая каждый шаг и оценивая промежуточные результаты, оперативно корректируя схему действий и реакцию «помощника».
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!