Неполное профессиональное образование – это…

Обучение – процесс длительный, требующий массы усилий и затрат на развитие определенных знаний, навыков и качеств. Но порой на пути к новшествам возникают непреодолимые препятствия, вынуждающие досрочно завершить обучение, приостановив или прекратив ход освоения программы. В этом случае имеет место специфический термин – неполное профессиональное образование.

Неполное профессиональное образование – это…
Обучение – процесс длительный, требующий массы усилий и затрат на развитие определенных знаний, навыков и качеств. Но порой на пути к новшествам возникают непреодолимые препятствия, вынуждающие досрочно завершить обучение, приостановив или прекратив ход освоения программы. В этом случае имеет место специфический термин – неполное профессиональное образование.

Понятие и признаки неполного профессионального образования

Само по себе наименование говорит за себя открыто. Неполное профессиональное образование предполагает освоение определенной части образовательной программы в рамках конкретной специальности (профессии). В данном случае очевидным признаком рассматриваемой категории выступает незавершенность обучения. Притом причины отчисления или оперативного завершения профессиональной подготовки не имеют значения. Получить неполное профессиональное образование можно по инициативе суза/вуза или по личной инициативе.

Если «копнуть» глубже, то второй специфической чертой неполного профессионального образования выступает то, что получить его можно только на базе специализированных учреждений, которые оказывают соответствующие услуги – колледжи, техникумы, институты и университеты и пр.

Особенности получения неполного профессионального образования
Особенности получения неполного профессионального образования

Третьим признаком неполного профессионального образования выступает сомнительное качество и слабая котировка на рынке труда. До 2007 года рассматриваемая парадигма имела юридическую силу и документальное подтверждение, но с внедрением Болонской системы она утратила все свои полезные качества. Поэтому сегодня одним из «симптомов» этой ниши выступает ее низкий уровень котируемости и недостаточный объем компетенций, недостаточный для полноценного выполнения возложенных на специалиста обязательств.

Таким образом, под неполным профессиональным образованием понимают освоение части программы на любом уровне образования (начиная от бакалавриата и выше). Притом в зависимости от постигнутого объема зависит качество подготовки, теоретический и практический набор компетенций, состояние профессиональной пригодности.

В настоящее время неполное профессиональное образование не имеет легальной силы и не позволяет обладателю подтверждать его документально (кроме академической справки), устраиваться в рамках соответствующей «недополученной» профессии.

Функции неполного профессионального образования

Неполное профессиональное образование равносильно частичному погружению в определенную профессию. Такой подход в системе образования появился неспроста.

С его помощью новоиспеченные студенты оценивали ожидания и реальность в отношении выбранной программы обучения, заведения и пр. В ходе обучения они сопоставляли полученные знания с текущими представлениями, а на практике – наблюдали за работой уже состоявшихся специалистов и «примеряли» возложенные на них обязанности «на себя». То есть неполное профессиональное образование реализовывало разъяснительную или информационную задачу, проясняя детали относительно деятельности специалиста.

Базовые задачи неполного профессионального образования
Базовые задачи неполного профессионального образования

Второй не менее важной задачей неполного профессионального образования заключается подготовка «рабочего класса» с минимальным набором качеств, позволяющих выполнять простейшие задания и виды работ по специальности. До 2007 года в стране неполное профессиональное образование котировалось и позволяло оперативно восполнять дефицит рабочих рук на заводах, в промышленной среде. В частности, студенты, освоившие 2-3 курса программы, могли успешно трудиться на базовых нишах по профессии. Конечно, без дополнительного обучения и стажировки по месту работы не обходилось. Но именно благодаря неполному профессиональному образованию удавалось избежать застоя в производстве и промышленности, вовремя приводить молодые кадры и «рабочие руки».

Третьей функцией неполного профессионального образования выступает адаптационная, позволяющая узнать требования в образовательном заведении по отношению к студентам, определить и оценить качественный и предметный состав программы, примерить «учебную нагрузку» и определить основной контингент: преподавательский состав, инфраструктура, требовательность по отношению к учащимся, место для практики, социальное и иное положение студентов-одногруппников и пр. Благодаря неполному профессиональному образованию студент может понять, подходит ли ему текущая программа, заведение для построения профессиональной или научной карьеры в дальнейшем, как к выпускникам и заведению относятся работодатели и пр.

Важно отметить, что неполное профессиональное образование не способно подготовить высококвалифицированного специалиста, но при этом позволяет студентам на ранних стадиях определить посильность выбранной программы, степенно ее соответствия ожиданиям и требованиям рынка труда, принять обоснованное решение о продолжении обучения или смене профессиональной плоскости.

Виды и общая характеристика неполного профессионального образования

Неполное профессиональное образование – это общая траектория обучения, предполагающая частичное освоение выбранной специальности.

В зависимости от того, в каком ракурсе и учреждении производилось обучение, можно выделить два основных вида:

  • Среднее неполное образование, предполагающее незаконченное освоение программы при колледже или техникуме. В этом случае студент осваивает сугубо бакалаврский уровень (прикладной бакалавриат);
  • Высшее неполное образование. В рамках этого сценария студент проходил программы при вузе, но по определенным причинам не завершил ее. В этом срезе можно выделить неполное высшее образование бакалавра, специалиста (по программам специалитета), магистра и пр.

В зависимости от того, имела ли специальность свидетельство об аккредитации, можно выделить неполное профессиональное образование аккредитованного и неаккредитованного типа. По первому типу студенты имеют право пользоваться всеми причитающимися по закону благами, финансовыми и иным мерами поддержки, получать материальную помощь и отсрочку от армии и пр. в Данном случае досрочное прекращение обучения приостановит получение всех соответствующих услуг и благ.

Вид неполного профессионального образования

Специфика получения

Условия обретения

Среднее Доступно на базе колледжей и техникумов Важно иметь официальный статус студента
Высшее Действует только на базе университетов, институтов и академий
Бакалаврское Распространяется только на студентов по программам бакалавриата Необходимо проходить обучение по программе на соответствующем уровне образования
Специалитетское Затрагивает судьбу студентов по программам специалитета
Магистерское Распространяется только на магистерские программы
Бюджетное Доступно только студентам, обучающимся за счет государства Важно иметь статус студента-бюджетника
Платное Доступно только студентам платного обучения Важно иметь статус студента-контрактника
Инициативное Инициатором прекращения профессионального обучения стал сам студент Решение о прекращении обучен6ия студент принял единолично, самостоятельно
Вынужденное Основанием для отчисления стало снижение показателей успеваемости, нарушение условий договора и пр. Отчисление из учебного заведения проходило не по воле студента

При постижении неаккредитованной специальности не предоставляет студенту изначально никаких гарантий, притом состав учебной программы может отличаться от базовых параметров ФГОС. Учащиеся не имеют право на получение отсрочки от армии и иных «поддерживающих мер». Притом после отчисления индивид фактически приостанавливает или прекращает получение только образовательных услуг.

В зависимости от основы обучения можно выделить неполное профессиональное образование бюджетного и платного типа. В первом случае учащийся осваивает профессию бесплатно (за счет государства) и получает при этом стипендию. Во втором случае – студенты платят за образование «из собственного кошелька» без права на получение каких-либо финансовых выплат со стороны суза или вуза.

В случае восстановления студент возвращается в ту же среду, в которой изначально постигал выбранную профессиональную нишу. В случае отсутствия свободных мест на прежних основаниях ему могут предложить иной формат или вариант для продолжения обучения.

В зависимости от того, по чьей инициативе было приостановлено или прекращение освоение профессии, можно выделить неполное профессиональное образование по желанию студента или по решению учебного заведения (вынужденное). В первом случае основанием от отчисления послужила личная инициатива учащегося, а во втором – провал на экзаменах и пересдачах, низкая успеваемость, несоблюдение условий договора и пр.

Таким образом, неполное профессиональное образование имеет массу разновидностей, но в любом случае предполагает освоение лишь части выбранной профессии независимо от оснований и первопричин.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Особенности и перспективы неполного профессионального образования

Неполное профессиональное образование – категория специфическая. С одной стороны, она подчеркивает уровень подготовки молодого или несостоявшегося квалифицированного специалиста. С другой стороны, на сегодняшний день лица с рассматриваемым уровнем образования не котируются на рынке труда, и соответствующая ниша не имеет существенной ценности.

В то же время грядущие реформы предполагают официальное и легальное возрождение неполного профессионального образования. Новшества предполагают внедрение возможности по получению диплома о неполном профессиональном образовании при условии, что студент освоит не менее 2 курсов от всего объема образовательной программы и успешно преодолеет соответствующие сессии, не будет иметь академической задолженности. Новый документ также позволит устраиваться на работу в рамках постигнутых компетенций и получать первичный трудовой опыт и стаж.

Также неполное профессиональное образование предоставит студентам право на восстановление на изначальных условиях пребывания в учебном заведении.

Обратите внимание, что получить неполное профессиональное образование без прохождения зачетов и экзаменов, написания и защиты курсовых работ невозможно.

В целом, можно отметить, что неполное профессиональное образование позволит оперативно восполнять дефицит простейших «рабочих рук».


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

5 комментариев к “Неполное профессиональное образование – это…”

  • Сейчас и такое практикуется? Неужели отучившись половину в сузе можно кем-то работать? Ведь недостаточно знаний и навыков. Неужели программы пересмотрят и сделают акцент на практике? Зачем тогда профессионалитет? Как альтернатива среднему неполному образованию?

    • Здравствуйте, Игнат! Система профессионального образования претерпевает серьезные перемены с целью оперативно восполнить дефицит кадров и повысить качество подготовки дипломантов. Возможно, на этом фоне появляются новые ступени и формы образования.

  • О неполном высшем образовании слышал, но и его ведь сначала ликвидировали, а сейчас снова возрождают. О неполном среднем профессиональном образовании слышу впервые и честно говоря не понимаю, как оно будет работать. Как «недоученный специалист» будет решать проблемы и поставленные перед ним задачи, не имея полных представлений и знаний? Он ведь больше будет относиться к неквалифицированному труду: зарплата будет невысокой, работа простейшей и посильной для текущего уровня восприятия. Немного странный формат, посмотрим, как приживется.

    • Добрый день, Марсель. Действительно неполное профессиональное образование – это специфическая категория. С одной стороны, она подчеркивает уровень подготовки молодого или несостоявшегося квалифицированного специалиста. С другой стороны, на сегодняшний день лица с рассматриваемым уровнем образования не котируются на рынке труда, и соответствующая ниша не имеет существенной ценности. В то же время грядущие реформы предполагают официальное и легальное возрождение неполного профессионального образования. Рекомендуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/chto-znachit-nepolnoe-vysshee-obrazovanie/

  • Дефицит простых рабочих кадров провоцирует такой подход. Сейчас молодеешь буквально одержима именно высшим образованием. Никто не хочет работать простым слесарем, сварщиком и пр. Все стремятся в менеджеры – руководить. Но в целом система неплоха и раньше действовала успешно. Просто возрождает давно забытое старое.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *