Обучение – процесс длительный, требующий массы усилий и затрат на развитие определенных знаний, навыков и качеств. Но порой на пути к новшествам возникают непреодолимые препятствия, вынуждающие досрочно завершить обучение, приостановив или прекратив ход освоения программы. В этом случае имеет место специфический термин – неполное профессиональное образование.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки неполного профессионального образования
Само по себе наименование говорит за себя открыто. Неполное профессиональное образование предполагает освоение определенной части образовательной программы в рамках конкретной специальности (профессии). В данном случае очевидным признаком рассматриваемой категории выступает незавершенность обучения. Притом причины отчисления или оперативного завершения профессиональной подготовки не имеют значения. Получить неполное профессиональное образование можно по инициативе суза/вуза или по личной инициативе.
Если «копнуть» глубже, то второй специфической чертой неполного профессионального образования выступает то, что получить его можно только на базе специализированных учреждений, которые оказывают соответствующие услуги – колледжи, техникумы, институты и университеты и пр.
![что дает неполное профессиональное образование? Особенности получения неполного профессионального образования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-33674-1.png)
Третьим признаком неполного профессионального образования выступает сомнительное качество и слабая котировка на рынке труда. До 2007 года рассматриваемая парадигма имела юридическую силу и документальное подтверждение, но с внедрением Болонской системы она утратила все свои полезные качества. Поэтому сегодня одним из «симптомов» этой ниши выступает ее низкий уровень котируемости и недостаточный объем компетенций, недостаточный для полноценного выполнения возложенных на специалиста обязательств.
Таким образом, под неполным профессиональным образованием понимают освоение части программы на любом уровне образования (начиная от бакалавриата и выше). Притом в зависимости от постигнутого объема зависит качество подготовки, теоретический и практический набор компетенций, состояние профессиональной пригодности.
В настоящее время неполное профессиональное образование не имеет легальной силы и не позволяет обладателю подтверждать его документально (кроме академической справки), устраиваться в рамках соответствующей «недополученной» профессии.
Функции неполного профессионального образования
Неполное профессиональное образование равносильно частичному погружению в определенную профессию. Такой подход в системе образования появился неспроста.
С его помощью новоиспеченные студенты оценивали ожидания и реальность в отношении выбранной программы обучения, заведения и пр. В ходе обучения они сопоставляли полученные знания с текущими представлениями, а на практике – наблюдали за работой уже состоявшихся специалистов и «примеряли» возложенные на них обязанности «на себя». То есть неполное профессиональное образование реализовывало разъяснительную или информационную задачу, проясняя детали относительно деятельности специалиста.
![роль неполного профессионального образования Базовые задачи неполного профессионального образования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-33674-2.png)
Второй не менее важной задачей неполного профессионального образования заключается подготовка «рабочего класса» с минимальным набором качеств, позволяющих выполнять простейшие задания и виды работ по специальности. До 2007 года в стране неполное профессиональное образование котировалось и позволяло оперативно восполнять дефицит рабочих рук на заводах, в промышленной среде. В частности, студенты, освоившие 2-3 курса программы, могли успешно трудиться на базовых нишах по профессии. Конечно, без дополнительного обучения и стажировки по месту работы не обходилось. Но именно благодаря неполному профессиональному образованию удавалось избежать застоя в производстве и промышленности, вовремя приводить молодые кадры и «рабочие руки».
Третьей функцией неполного профессионального образования выступает адаптационная, позволяющая узнать требования в образовательном заведении по отношению к студентам, определить и оценить качественный и предметный состав программы, примерить «учебную нагрузку» и определить основной контингент: преподавательский состав, инфраструктура, требовательность по отношению к учащимся, место для практики, социальное и иное положение студентов-одногруппников и пр. Благодаря неполному профессиональному образованию студент может понять, подходит ли ему текущая программа, заведение для построения профессиональной или научной карьеры в дальнейшем, как к выпускникам и заведению относятся работодатели и пр.
Важно отметить, что неполное профессиональное образование не способно подготовить высококвалифицированного специалиста, но при этом позволяет студентам на ранних стадиях определить посильность выбранной программы, степенно ее соответствия ожиданиям и требованиям рынка труда, принять обоснованное решение о продолжении обучения или смене профессиональной плоскости.
Виды и общая характеристика неполного профессионального образования
Неполное профессиональное образование – это общая траектория обучения, предполагающая частичное освоение выбранной специальности.
В зависимости от того, в каком ракурсе и учреждении производилось обучение, можно выделить два основных вида:
- Среднее неполное образование, предполагающее незаконченное освоение программы при колледже или техникуме. В этом случае студент осваивает сугубо бакалаврский уровень (прикладной бакалавриат);
- Высшее неполное образование. В рамках этого сценария студент проходил программы при вузе, но по определенным причинам не завершил ее. В этом срезе можно выделить неполное высшее образование бакалавра, специалиста (по программам специалитета), магистра и пр.
В зависимости от того, имела ли специальность свидетельство об аккредитации, можно выделить неполное профессиональное образование аккредитованного и неаккредитованного типа. По первому типу студенты имеют право пользоваться всеми причитающимися по закону благами, финансовыми и иным мерами поддержки, получать материальную помощь и отсрочку от армии и пр. в Данном случае досрочное прекращение обучения приостановит получение всех соответствующих услуг и благ.
Вид неполного профессионального образования |
Специфика получения |
Условия обретения |
Среднее | Доступно на базе колледжей и техникумов | Важно иметь официальный статус студента |
Высшее | Действует только на базе университетов, институтов и академий | |
Бакалаврское | Распространяется только на студентов по программам бакалавриата | Необходимо проходить обучение по программе на соответствующем уровне образования |
Специалитетское | Затрагивает судьбу студентов по программам специалитета | |
Магистерское | Распространяется только на магистерские программы | |
Бюджетное | Доступно только студентам, обучающимся за счет государства | Важно иметь статус студента-бюджетника |
Платное | Доступно только студентам платного обучения | Важно иметь статус студента-контрактника |
Инициативное | Инициатором прекращения профессионального обучения стал сам студент | Решение о прекращении обучен6ия студент принял единолично, самостоятельно |
Вынужденное | Основанием для отчисления стало снижение показателей успеваемости, нарушение условий договора и пр. | Отчисление из учебного заведения проходило не по воле студента |
При постижении неаккредитованной специальности не предоставляет студенту изначально никаких гарантий, притом состав учебной программы может отличаться от базовых параметров ФГОС. Учащиеся не имеют право на получение отсрочки от армии и иных «поддерживающих мер». Притом после отчисления индивид фактически приостанавливает или прекращает получение только образовательных услуг.
В зависимости от основы обучения можно выделить неполное профессиональное образование бюджетного и платного типа. В первом случае учащийся осваивает профессию бесплатно (за счет государства) и получает при этом стипендию. Во втором случае – студенты платят за образование «из собственного кошелька» без права на получение каких-либо финансовых выплат со стороны суза или вуза.
В случае восстановления студент возвращается в ту же среду, в которой изначально постигал выбранную профессиональную нишу. В случае отсутствия свободных мест на прежних основаниях ему могут предложить иной формат или вариант для продолжения обучения.
В зависимости от того, по чьей инициативе было приостановлено или прекращение освоение профессии, можно выделить неполное профессиональное образование по желанию студента или по решению учебного заведения (вынужденное). В первом случае основанием от отчисления послужила личная инициатива учащегося, а во втором – провал на экзаменах и пересдачах, низкая успеваемость, несоблюдение условий договора и пр.
Таким образом, неполное профессиональное образование имеет массу разновидностей, но в любом случае предполагает освоение лишь части выбранной профессии независимо от оснований и первопричин.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![помощь студентам disshelp.ru](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности и перспективы неполного профессионального образования
Неполное профессиональное образование – категория специфическая. С одной стороны, она подчеркивает уровень подготовки молодого или несостоявшегося квалифицированного специалиста. С другой стороны, на сегодняшний день лица с рассматриваемым уровнем образования не котируются на рынке труда, и соответствующая ниша не имеет существенной ценности.
В то же время грядущие реформы предполагают официальное и легальное возрождение неполного профессионального образования. Новшества предполагают внедрение возможности по получению диплома о неполном профессиональном образовании при условии, что студент освоит не менее 2 курсов от всего объема образовательной программы и успешно преодолеет соответствующие сессии, не будет иметь академической задолженности. Новый документ также позволит устраиваться на работу в рамках постигнутых компетенций и получать первичный трудовой опыт и стаж.
Также неполное профессиональное образование предоставит студентам право на восстановление на изначальных условиях пребывания в учебном заведении.
Обратите внимание, что получить неполное профессиональное образование без прохождения зачетов и экзаменов, написания и защиты курсовых работ невозможно.
В целом, можно отметить, что неполное профессиональное образование позволит оперативно восполнять дефицит простейших «рабочих рук».
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Сейчас и такое практикуется? Неужели отучившись половину в сузе можно кем-то работать? Ведь недостаточно знаний и навыков. Неужели программы пересмотрят и сделают акцент на практике? Зачем тогда профессионалитет? Как альтернатива среднему неполному образованию?
Здравствуйте, Игнат! Система профессионального образования претерпевает серьезные перемены с целью оперативно восполнить дефицит кадров и повысить качество подготовки дипломантов. Возможно, на этом фоне появляются новые ступени и формы образования.
О неполном высшем образовании слышал, но и его ведь сначала ликвидировали, а сейчас снова возрождают. О неполном среднем профессиональном образовании слышу впервые и честно говоря не понимаю, как оно будет работать. Как «недоученный специалист» будет решать проблемы и поставленные перед ним задачи, не имея полных представлений и знаний? Он ведь больше будет относиться к неквалифицированному труду: зарплата будет невысокой, работа простейшей и посильной для текущего уровня восприятия. Немного странный формат, посмотрим, как приживется.
Добрый день, Марсель. Действительно неполное профессиональное образование – это специфическая категория. С одной стороны, она подчеркивает уровень подготовки молодого или несостоявшегося квалифицированного специалиста. С другой стороны, на сегодняшний день лица с рассматриваемым уровнем образования не котируются на рынке труда, и соответствующая ниша не имеет существенной ценности. В то же время грядущие реформы предполагают официальное и легальное возрождение неполного профессионального образования. Рекомендуем также прочитать данную статью: https://disshelp.ru/blog/chto-znachit-nepolnoe-vysshee-obrazovanie/
Дефицит простых рабочих кадров провоцирует такой подход. Сейчас молодеешь буквально одержима именно высшим образованием. Никто не хочет работать простым слесарем, сварщиком и пр. Все стремятся в менеджеры – руководить. Но в целом система неплоха и раньше действовала успешно. Просто возрождает давно забытое старое.