Особенности адаптации первокурсников

Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией. Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом. В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.

Особенности адаптации первокурсников

Смена условий – один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией.

Проще говоря, адаптацией называется реакция организма на новые условия. Адаптацию проходят люди на протяжении всей жизни, привыкая к новым законам, требованиям и пр. Детсадовцы, школьники и студенты – особый «слой» населения, у каждого из которых адаптация проходит особым образом.

В данной статье мы рассмотрим специфику адаптации у студентов первого курса ВУЗов.

Виды адаптации первокурсников

Процесс адаптации первокурсников захватывает все сферы их деятельности, жизни. С поступлением в ВУЗ изменяются не только условия обучения (новое учебное заведение), но и круг общения, интересы, приоритеты и пр.

Специалисты выделяют следующие виды адаптации студентов первого курса:

Студенты-первокурсники
Адаптация у студентов первого курса
  • Организационная

Данный вид адаптации предполагает, что учащийся попадает в новые условия «обитания», обучения. Здесь ему предстоит перестроить режим дня, привыкнуть к новой нагрузке, методам обучения, правилам поведения и условиям пребывания в ВУЗе. Фактически студент должен принять действующие правила, тотально изучить их и усвоить.

Организационная адаптация происходит нелегко. На протяжении первого месяца обучения первокурсники погружаются в новую учебную среду, привыкают к новому расписанию, требованиям педагогов и пр.

Далее данный вид адаптации отстраняется на второй план, так как обычно правила пребывания в ВУЗе едины. Отличаться может лишь взаимодействие с педагогами: одни более требовательны, другие – лояльны.

  • Деятельностная

Данный вид адаптации происходит параллельно с организационной. Она предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (например, действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости учащегося и пр.).

  • Профессиональная

Она включает в себя знакомство с выбранным направлением деятельности. Обычно профессиональная адаптация настигает студента во время прохождения производственной и преддипломной практики, где он изучает профиль «изнутри»: видит, чем занимается специалист, каковы его права и обязанности, ответственность, повседневная служба и решение форс-мажоров и пр. Первокурсники проходят данный вид адаптации формально, когда им рассказывают, чем им предстоит заниматься.

Профессиональная адаптация также настигает выпускников ВУЗов, когда они проходят собеседование и устраиваются на работу. Им вновь предстоит пройти все круга «ада», изучить правила и требования, должностные инструкции и пр.

  • Социально-психологическая

Это самый сложный вид адаптации. Порой даже психологи не могут предугадать, как себя поведет в человек в конкретной ситуации, как отреагирует его психика на новые условия.

Данная разновидность адаптации предполагает установление новых деловых и личных связей. Также она проявляется в самоутверждении, принятии нового статуса и завоевании доверия со стоны коллег, друзей, педагогов.

Учащемуся предстоит привыкнуть к новому коллективу (одногруппникам, педагогам), принять и усвоить новые правила обучения и пр. Важно спокойно воспринимать все изменения, находить в них положительные стороны и стараться не нарушать обязательных требований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие факторы оказывают воздействие на адаптацию первокурсников?

Поступление в ВУЗ – важный этап в жизни каждого учащегося. Порой от правильного выбора образовательного заведения и специальности зависит дальнейший успех на работе, а иногда и в жизни в целом.

На адаптацию первокурсников оказывают воздействие следующие факторы:

Обучение на первом курсе
Что влияет на адаптацию первокурсников
  • Социологические факторы

К данной группе относят возраст, социальное происхождение, наличие образования.

С возрастом адаптация к новым условиям воспринимается легче, как должное. В молодом возрасте, при наличии больших амбиций, яркого и непокорного характера принять новые условия сложнее: возможны сопротивления, проявление агрессии, недовольства.

В первую очередь, социальные факторы сказываются на взаимоотношениях первокурсников между собой: могут возникать недопонимания из-за социального или религиозного происхождения, на фоне успехов на учебном поприще (наличие медалей, высокие баллы ЕГЭ, победители Олимпиад и пр.).

Адаптация студентов первого курса в значительной степени зависит от поведения педагогов и требований, которые они предъявляют к учащимся. От отношений преподавателей к студентам зависит уровень заинтересованности последних, их мотивация и желание получать новые знания и умения.

К данному блоку относят уровень интеллекта, самомотивацию студента, настрой учащегося (желание развиваться в рамках выбранной специальности), отношения в коллективе и пр. Чтобы справиться с ними, необходимо обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, дружелюбие и др.

Как облегчить адаптацию первокурсников ВУЗа?

В адаптации студентов первого курса можно выделить три зоны:

Адаптация первокурсников
Какие бывают стороны в адаптации

Личная сторона заключается в восприятии первокурсника происходящих изменений в его жизни. Чтобы самостоятельно справиться с возникшими преградами, необходимо уметь направлять энергию в нужное русло (например, заниматься спортом, общественной деятельностью), грамотно расставлять приоритеты и планировать свой день и пр.

Родительская сторона также может облегчить адаптацию первокурсника, если будет интересоваться элементарными вещами: как прошел его день, с кем он познакомился, нравится ли ему учиться, как он воспринимает новые условия и оценивает сам ВУЗ, что рассказывает о педагогах и пр. Здесь родители могут дать дельный совет и поддержать свое чадо.

Педагогическая сторона также должна помогать первокурсникам в процессе адаптации. Нередко для сплочения коллектива устраивают общественные мероприятия (субботник, соревнования и эстафеты, общие мероприятия (день студента, посвящение в студенты и пр.)).

Таким образом, каждый человек вынужден адаптироваться к новым условиям на протяжении всей жизни. Чтобы упростить этот процесс, нужно спокойно воспринимать происходящее, изучать новые требования и стараться им соответствовать.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!