Особенности подготовки на архитектурном факультете (общая характеристика, какие программы доступны, особенности учебного процесса, НИР, в каких вузах действует Архитектур.Фак)

В большинстве случаев профессии и специальности распределяют по группам: гуманитарные (где доминирует теория, философия, размышления и минимум физических усилий), техническая (считающаяся сложной, точно, научной), творческая и пр. Но существуют также профессии, которые можно отнести одновременно ко всем категориям, ведь там преобладает и размышление, и воображение, и точность со сложностями, научные каноны и пр. Одним из таких направлений подготовки выступает «Архитектура». Освоить его можно, как на базе узкоспециализированного, так и многопрофильного вуза, но строго на базе отдельно стоящего факультета. Сегодня мы расскажем, чему же учат студентов Архитектурных подразделений и направлений.

Особенности подготовки на архитектурном факультете (общая характеристика, какие программы доступны, особенности учебного процесса, НИР, в каких вузах действует Архитектур.Фак)

В большинстве случаев профессии и специальности распределяют по группам: гуманитарные (где доминирует теория, философия, размышления и минимум физических усилий), техническая (считающаяся сложной, точно, научной), творческая и пр. Но существуют также профессии, которые можно отнести одновременно ко всем категориям, ведь там преобладает и размышление, и воображение, и точность со сложностями, научные каноны и пр. Одним из таких направлений подготовки выступает «Архитектура». Освоить его можно, как на базе узкоспециализированного, так и многопрофильного вуза, но строго на базе отдельно стоящего факультета. Сегодня мы расскажем, чему же учат студентов Архитектурных подразделений и направлений.

Общая характеристика архитектурного факультета или вуза

Специальность «Архитектура» представлена не просто подготовкой будущих чертежников. Она многолика, разнопланова и многогранна. Подумайте, где и в каких условиях Вы можете встретить архитектора, чем он занимается? С одной стороны, его работа связана с рисунками, планами и чертежами. Это так. Но с другой – в его профессии играет немаловажную роль воображение, творчество, знание истории и истории МХК, знание художественных, графических и технических, естественнонаучных предметов.

Чтобы стать квалифицированным архитектором, важно поступить в правильное заведение. Что значит «правильный вуз»? Это тот образовательный центр, где действует подходящее архитектурное направление подготовки, есть соответствующие условия для воспитания специалиста. Поверьте, таких учреждений немного.

Профессии при архитектурном факультете вуза
Профессии при архитектурном факультете вуза

Подготовка будущих архитекторов во всех их проявлениях происходит на базе строительных, индустриальных, творческих и многопрофильных колледжей и вузов. Притом для данной профессии чаще всего выделяется отдельный факультет.

Найти сугубо «архитектурный факультет» в целом трудно. Чаще всего данное направление пересекается с дизайном. Данные специальности имеют немало общих моментов и предметов, поэтому объединены под одно крыло. Но стоит путать указанные каналы подготовки: да, они смежны, схожи, но это не одно и то же.

На базе архитектурных вузов и подразделений предусмотрено становление архитекторов различного жанра:

  • Архитектор-генпланист. Его миссия состоит в проверке и корректировке генеральных планов в строительной среде. Он должен не просто грамотно спроектировать местность, но и учесть массу факторов при возведении объекта: инфраструктура, безопасность, техногенные и климатические условия, экономика. Данный специалист помогает застройщику воплотить идею, воссоздать ее в чертежном, правовом, экономическом и ином ракурсе для полноценной оценки, реализации.
  • Архитектор-проектировщик. Данный эксперт занимается проектированием и планированием объектов с учетом техники безопасности. Здесь особое внимание уделяется знанию технических, строительных азов, творческий подход к наполнению объекта (внутри и снаружи). Он конкретизирует основную идею, уточняя мелочи: площадь помещений, несущие стены и дополнительные конструкции, наполнение, форма окон/дверей и пр.
  • Архитектор-реставратор. Основная задача этого специалиста заключается в воссоздании исторических памятников, зданий и сооружений в их первозданном виде. Притом это касаемо не только внешней оболочки, но и внутреннего направления. Притом цель – создать максимально близкий объект по его историческому описанию, но при этом в ход идут современные материалы, инструменты и средства.
  • Ландшафтный архитектор. С помощью такого дипломанта происходит развитие инфраструктуры, благоустройство территорий, проектирование коммуникаций, дополнительных сооружений, местности (парки, скверы, придомовые территории и пр.). Особенностью их работы является действие на открытой территории, природе. Здесь важна не просто фантазия. Польза и уместность предложений, но и экологическая безопасность.
  • Архитектор-исследователь/преподаватель. В данном случае дипломанты занимаются изучением теоретических и практических аспектов, выявлением новых тенденций и возможностей в архитектурной среде, развивают новые мысли и идеи по совершенствованию их деятельности, помогают в становлении новых специалистов, делятся личным опытом и пр.

Исходя из вышеописанных видов архитекторов можно сделать вывод, что они популярны и задействованы в самых разных сферах деятельности: от строительства, благоустройства территорий до учета недвижимости, государственных структур (всевозможные бюро, Минстрой, городские кадастры, администрации и муниципалитеты и пр.), исторических и научных центрах, творческих мастерских, педагогической среде.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

По статистике, наиболее востребованными архитекторы являются в строительных организациях и государственных структурах. Но молодые специалисты чаще всего находят работу в онлайн-режиме через всевозможные биржи, работая на частных клиентов (физических лиц) и пр.

Какие образовательные программы доступны на базе архитектурного факультета или вуза?

На сегодняшний день на базе архитектурных подразделений колледжей и вузов насчитывается около 2 десятков узких и общих направлений подготовки, каждое из которых нацелено на воспитание специалиста для конкретной отрасли, реализации определенной миссии, связанной с восстановлением или преображением окружающей среды.

Образовательные программы на архитектурном факультете
Образовательные программы на архитектурном факультете

В числе популярных и известных архитектурных образовательных программ, доступных на базе бакалавриата, специалитета и магистратуры, можно выделить:

  • Архитектура (общий профиль). Программа связана с архитектурным проектированием, разработкой архитектурных и технических заданий для дальнейшего воспроизведения на практике;
  • Архитектура гражданских зданий предполагает подготовку специалистов, которые смогу грамотно, неординарно спланировать городскую и иную среду, придав ей колорита, комфорта.
  • Зеленая архитектура городской среды (ландшафтная архитектура и проектирование). Здесь студенты постигают азы естественных наук и проектирования, воссоздавая местные парки, экологические центры, украшая город необычными насаждениями, создавая природные скульптуры (проекты для стрижки растений, деревьев и пр.), а также помогая развивать экологический туризм;
  • Архитектурная среда. Данная программа воспитывает архитекторов-дизайнеров (2 в 1), способных преобразить серые будни города новыми красками, объектами и сооружениями. Притом их миссия действует не только снаружи, но и внутри помещения.
  • Архитектура промышленных сооружений. На базе данной программы происходит воспитание архитекторов промышленных, производственных центров, торговых центров и прочих бизнес-структур. Они должны учесть всевозможные аспекты: комфорт, специфику оборудования, площадь, техника безопасности, пожарные, санитарные и иные нормы, подключив при этом к рабочим целям такие параметры, как удобство, логистика (транспортная сеть), комфорт, логика расположения цехов или иных подразделений (куда определит офисы, куда опасное производство и пр.) и пр.
  • Архитектура социально-культурных объектов. Здесь речь идет о воспитании специалистов, которые могут как реставрировать исторические и иные памятники, так и создавать новые предметы для преображения местности. Они занимаются внешним проектированием, а также подбором наиболее пригодных материалов для реализации проекта.
  • Прикладная информатика в архитектуре. Здесь готовят современных архитекторов, владеющих ручными и современными технологиями проектирования, способных применять компьютерное моделирование, макетирование, современные программы по черчению и пр.
  • Архитектура предприятия. Данная специальность связана больше с организационными и экономическими сферами. Эти специалисты обеспечивают информационный обмен и взаимодействие между различными структурами компании. Выпускник являются комбинированными экспертами: программист – аналитик – специалист по закупкам – логист и пр. Их работа связана преимущественно с информационными каналами и разработкой решений в сфере управления.

Таким образом, существующие архитектурные программы соотносятся с различными сферами деятельности: от строительства и благоустройства, учета недвижимости до экономики, ГМУ, программирования, творчества и пр.

Притом каждая из представленных архитектурных групп будет уникальна в части набора предметов и обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как поступить в архитектурный факультет?

При колледжах и вузах чаще всего действует факультет архитектуры и дизайна. Приемная кампания в этом подразделении поэтапная.

Первый этап предполагает предоставление результатов ЕГЭ в рамках утвержденных комбинаций, которые зависят от узости профиля и сферы применения дипломанта. В большинстве случаев для поступления требуется пройти экзамен по одному из обязательных предметов – русский или математика, а также профильным – общество, информатика, физика, иностранный язык.

Вступительные испытания на архитектурном факультете
Вступительные испытания на архитектурном факультете

Второй этап отборочной программы состоит в прохождении дополнительных испытаний при колледже или вузе, предоставление портфолио готовых работ и пр. В данном случае ДВИ может быть реализовано в различных форматах: рисунок, черчение, композиция, архитектурная графика, композиция из геометрических фигур, рисунок фрагментов интерьера, рисунок головы, собеседование (чаще всего применимо при поступлении в магистратуру).

Перечень вступительных испытаний и график их проведения целесообразно уточнять непосредственно в том колледже или вузе, куда намерены поступать. Сроки приема документов – едины, но расписание ДВИ может разниться, как и минимальный проходной балл, наличие льгот/квот и пр.

Специфика обучения на архитектурном факультете: что изучают и чему учат студентов?

Состав учебной программы и набор дисциплин напрямую зависит от узости и специфики, отраслевой принадлежности профессии. Существуют общие и специальные предметы.

Общие – изучаются всеми учащимися независимо от выбранной ими архитектурной ниши. К данной категории относят развивающие занятия – история, философия, социология, политология, экология, менеджмент, история, информатика и пр. Начиная со 2-3 курса студенты постепенно погружаются в азы профессии посредством освоения специальных предметов, среди которых будут присутствовать творческий, IT и специализированный модули.

Если программа носит больше строительный характер, то студенты будут постигать технические, естественные науки, экономические и правовые аспекты проектирования и строительства, геодезия и пр.

Формы занятий на архитектурном факультете
Формы занятий на архитектурном факультете

В случае связи профессии с туризмом, сервисом, управлением будут добавлены соответствующие дисциплины: логистика, управление персоналом, управление системами, основы закупочной деятельности, техника безопасности, экономика, право, экология и пр.

Если будущий архитектор планирует заниматься реставрированием, воссозданием инфраструктуры, то ему предстоит тщетно изучить историю МХК, история отечественной архитектуры, творческие аспекты (колористика, дизайн и пр.), захватив часть строительных дисциплин.

Для подготовки и развития сугубо архитектурных знаний и навыков подключается дополнительные предметы. Происходит это чаще всего на старших курсах, но часть из них (на базовом уровне) осваивается с первого курса: прикладная информатика, программирование, изучение всевозможных графических редакторов, программ и основ проектирования/макетирования. Обязательным моментом выступает освоение черчения, начертательной геометрии, инженерной графики и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Более того, будущие архитекторы должны владеть сугубо архитектурными представлениями. Для этих целей они изучают историю архитектуры и дизайна, историю МХК, архитектурную композицию и конструкции, архитектурную эргономику, архитектурное макетирование, основы архитектурного делопроизводства (техническая, экономическая и иная документация), история архитектуры и градостроительства, архитектурное проектирование и пр.

Становление квалифицированных экспертов предусматривает аудиторные занятия (лекции, семинары), прохождение практики на базе ведущих строительных, градостроительных, проектировочных и дизайнерских компаний, госструктур по оценке/проектированию/возведению недвижимости и развитию инфраструктуры города/региона и пр. Более того, студенты в обязательном порядке выполняют научные и творческие проекты, развивая новейшие тенденции, продвигая собственные идеи, концепции и решая актуальные проблемы.

Исследования и письменные работы на архитектурном факультете
Исследования и письменные работы на архитектурном факультете

Обратите внимание, что компетентный архитектор будет не просто уметь чертить или пользоваться соответствующими программами. Он должен иметь четкое представление о том, каким должен быть объект (с математической, графической, технической, экономической, экологической и правовой точностью!) и знать, как его реализовать не только на бумаге, но и в жизни.

Подготовка студентов АрхиФаков предполагает комбинированный подход: совмещение лекций, семинаров с практикумами, лабораторными работами, деятельности в творческих и современных компьютерных (IT, графических, программных и пр.) мастерских (живопись, рисунок, композиция, лепка и макетирование, графика и пр.), встречи с практикующими специалистами, тренинги, участие в научных конференциях и иных культурных, проектировочных мероприятиях, грантах и пр.

Обучение архитекторов — процесс интересный и насыщенный, требующий внимательности и широкого воображения, чувства стиля и знания точных наук одновременно.

Где действует архитектурный факультет?

Найти «чисто архитектурой факультет» или вуз сегодня в целом крайне трудно или невозможно. В большинстве случаев данный профиль действует на базе строительных колледжей и вузов, университетов и ссузов в сфере искусств (творческих), в стенах многопрофильных центров. Самый распространённый вариант – это факультет архитектуры и дизайна.

На сегодняшний день поступить на архитектора может каждый желающий, соответствующий требованиям вуза: имеющий за плечами необходимую комбинацию ЕГЭ (желательно с высокими или конкурентоспособными баллами), портфолио, начальное «художественное» образование и подготовленный к ДВИ индивид.

Где можно найти архитектурный факультет или архитектурные программы?
Где можно найти архитектурный факультет или архитектурные программы?

Среди узкоспециализированных вузов, занимающихся воспитанием дипломированных архитекторов можно выделить: МАРХИ, НГАСУ, МАСИ, КГАСУ, НГУАДИ, МГАХИ, РАЖВиЗ, МГХПА и пр.

Факультет архитектуры и дизайна или архитектурные специальности можно также найти на базе многопрофильных, топовых и технических, индустриальных вузов. Наиболее популярными из них выступают РУДН, СФУ, КФУ, СевГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, УрФУ, ЮФУ и пр.

Благодаря большому ассортименту предложений по архитектурным направлениям при ссузах и вузах каждый абитуриент сможет подобрать наиболее удобные и выгодные для него условия обучения, варианты поступления.

Выбирая архитектурный профиль, будьте готовы к сложному обучению, ведь на пути будут математические, IT, технические, естественные и иные науки, в рамках которых предстоит выполнять исследования, студенческие работы, проходить практику в специфических условиях (полевые, офисные, промышленные, лабораторные и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *