Студенты ВУЗов познают научные границы с помощью разных форм занятий. Если в школе практикуются уроки и кружки, то в ВУЗе обучение более разнообразно. Здесь студенты посещают лекции и отвечают на семинарах, практикумах, проверяют знания на зачетах и экзаменах. Помимо этого, образовательная программа предполагает выполнение контрольных работ, написание курсовых проектов и ВКР.
Сегодня мы расскажем о такой форме занятий, как коллоквиум. Что это такое, как проходит и как к нему подготовиться? Об этом в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
В переводе с латинского «коллоквиум» означает «беседа». Само по себе занятие происходит в форме собеседования, небольшой дискуссии, в ходе которой педагог может определить активность студентов, уровень их подготовки по отдельной теме или пройденному курсу в целом.
Коллоквиум проводится не так часто. Основная цель этого занятия – оценка подготовки студента, уровня его знаний и умений. Если преподаватель заметил, то определенная тема не была усвоена большинством, учащиеся затрудняются ответить на вопросы, то он может откорректировать ход последующих лекций, чтобы внести прояснения, и материал был полностью усвоен.
О проведении коллоквиума студентов оповещают заранее. Обычно он организуется не более 2 раз в течение одного семестра.
Разновидности коллоквиумов
В целом коллоквиум проводится в едином формате – беседа, но предназначение этой беседы может быть разным. В зависимости от этого различают следующие виды коллоквиумов:
- Аудиторное занятие.
По сути это обычный семинар, на котором студенты отвечают на конкретные вопросы, выполняют определенные задания, но при этом обсуждают все рассмотренное. Такой подход позволяет разъяснить сложные вещи простыми словами, сделать материал более понятным.
Чаще всего на аудиторных коллоквиумах рассматривают детально тему, которую студенты сжато проходили на лекциях. Также с помощью данной форму занятий можно проверить уровень подготовки учащегося к занятию. Сделать это можно устно (устроив опрос) или письменно (организовав самостоятельную работу).
- Экзамен или зачет.
Проведение коллоквиума вместо стандартного экзамена – подход неординарный, но в то же время позволяющий оценить знания активных студентов, определить пассивных учащихся, уровень их компетентности. Такой подход значительно сокращает поведение экзамена. В отличие от стандартной процедуры, где каждый студент готовит ответ и потом защищает вытянутый билет, здесь преподаватель плавно переходит с одной темы на другую, наблюдая за реакцией студентов, их ответами и рассуждениями.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Данная форма целесообразна в отношении гуманитарных наук: психологии, философии, истории, социологии, политологии и пр., где можно порассуждать, оценить ситуацию и пр.
- Научные собрания, конференции и пр.
Участие в научных конференциях также можно приравнять к коллоквиумам, ведь здесь каждый автор рассказывает о своей работе, а затем отвечает на вопросы единомышленников и оппонентов, активно обсуждают тему и работу.
В зависимости от формы проведения коллоквиумы бывают:
- Письменные.
В этом случае студенты предоставляют письменный ответ на поставленные вопросы в течение ограниченного периода времени. Это может быть сделано в форме контрольной или самостоятельной работы, прохождение тестов и решение задач и пр.
- Устные.
Здесь вариаций для организации и проведения занятия больше: простая беседа между преподавателем и учащимся, защита реферата, доклада, дискуссия целой группой, массовое обсуждение определенного раздела или курса, игра (например, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?» или обычная викторина) и пр.
Организация и проведение коллоквиума
Независимо от того какую форму и вид коллоквиума выбрал преподаватель он будет тщательно к нему готовиться.
Если он намерен провести в игровой форме опрос, то здесь он определит условия игры, возможно, подготовит дополнительные атрибуты (музыкальное сопровождение, карточки и пр.). Для проведения мини-экзамена потребуется подготовка экзаменационных билетов и т.д.
Даже если коллоквиум проводится, как обычный семинар, преподавателю необходимо подготовить вопросы, дополнительные задания, схему действия и оценки работы студентов и пр.
О проведении коллоквиума преподаватель сообщает студентам заранее, отмечая, какие именно темы или разделы нужно подготовить, повторить.
Как студенту подготовиться к коллоквиуму?
Следует отметить, что учащийся должен знать весь предмет в целом, а не отдельные его фрагменты и части (темы, вопросы и пр.). Поэтому целесообразно повторять весь пройденный материал. Если же преподаватель отметил, что на коллоквиуме будут затронуты лишь определенные моменты, то особое внимание необходимо уделить именно им: поднимите все лекции, семинары, по возможности дополнительно поищите информацию в Интернете, журналах и книгах.
Если коллоквиум будет походить в устной форме (дискуссия), т никакие шпаргалки студента не спасут. Здесь важно знать материал и свободно в нем ориентироваться, грамотно и быстро формулировать свои мысли и пр. Если же коллоквиум проходит в письменной форме, то шпаргалки еще могут вытащить учащегося из «бедственного» положения.
Помочь студенту на коллоквиуме могут даже самые минимальные знания, логика и подвешенный язык. Поэтому читайте, повторяйте и будьте морально готовы ко всему.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!