Понятие и специфика базовых и профильных предметов

Обучение в колледже или вузе независимо от выбранной профессии, специальности и даже ступени образования предполагает поэтапное погружение студента в профессиональную нишу. Учебный процесс подлежит тщательному планированию, в ходе которого происходит распределение предметов. Так в составе любой образовательной программы можно найти как минимум две большие группы дисциплин – базовые и профильные.

Понятие и специфика базовых и профильных предметов
Обучение в колледже или вузе независимо от выбранной профессии, специальности и даже ступени образования предполагает поэтапное погружение студента в профессиональную нишу. Учебный процесс подлежит тщательному планированию, в ходе которого происходит распределение предметов. Так в составе любой образовательной программы можно найти как минимум две большие группы дисциплин – базовые и профильные.

Понятие и функции базовых предметов

Студенты начальных курсов не в силах моментально погрузиться в сложные предметы и аспекты, свойственные непосредственной конкретной отрасли, нише, профессии. Для их наилучшего постижения и развития профессиональных компетенций, качеств необходимо обладать минимальными представлениями и стандартными приемами. В начальном становлении будущих дипломантов ведущую роль играют базовые дисциплины.

Под базовыми предметами понимают общеразвивающие и начальную ступень узких дисциплин (свойственных конкретной научной плоскости или отрасли), призванные развить стандартные и повсеместно применимые навыки: анализ данных, математические операции и расчеты, проектирование и планирование, освоение начальных знаний (правила, законы, теории, стандартные или классические методики и пр.) и т.д.

Сущность базовых дисциплин в учебной программе
Сущность базовых дисциплин в учебной программе

Основная задача базовых предметов в составе образовательной программы – подготовить специалиста к усвоению более сложных деталей и нюансов, обрести первичные представления об отрасли и научной плоскости.

Базовые предметы неслучайно так называются. Фактически они позволяют учащемуся развить жизненно и профессионально необходимые полномочия для дальнейшего погружения в специальность, работу, научную деятельность. Это тот самый рабочий инструментарий, без которого невозможно обойтись даже в сложнейших ситуациях.

Среди функций базовых дисциплин в составе обучения студентов можно отметить:

  • Общеразвивающая. Она проявляется в расширении кругозора и повышении уровня эрудиции, грамотности, становлении и автоматизации традиционных умений: собирать и обрабатывать информацию, пользоваться знаниями в удобном месте и моменте, анализ данных, математические расчеты и логические операции и пр.;
  • Подготовительная или ознакомительная. В рамках базовых предметов студенты изучают первичные и основные положения. Категории, правила по профессии, то есть обретают минимальные рабочие навыки, без которых освоение узких дисциплин невозможно. Подготовительная функция проявляется в изучении основных или простейших профессиональных категорий: терминов, правил, алгоритмов, нормативов, системы обозначений и пр.;

Без освоения базовых предметов стать высококвалифицированным специалистом невозможно. С помощью рассматриваемой категории дисциплин учащиеся развивают основополагающие знания и навыки, которые в последующем совершенствуют, дополняют более специфичными моментами и пр.

Какие предметы относятся к базовой части программы суза или вуза?

Все базовые дисциплины можно классифицировать на две группы: общая и специфическая.

Общие базовые предметы призваны всесторонне развивать будущего специалиста, развивая в нем основополагающие умения и общие (повсеместно применимые) компетенции. К данной категории принято относить следующие предметы.

Дисциплина

Предназначение

Русский язык, литература Расширение словарного запаса, повышение уровня грамотности
История, обществознание Развитие общих знаний об историческом развитии родины, становление аналитических и социальных качеств, умений, развитие логики
Физкультура Общее развитие физических данных, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата
Иностранный язык Расширение общих компетенций, повышение конкурентоспособности на рынке труда
Математика Развитие математических навыков и логики, точности, внимательности
Информатика Постижение минимальных навыков по работе с ПК, освоение основополагающих программ и приложений, инструментов, способов по работе с информацией
Философия Развитие логического и аналитического мышления, способностей по выделению закономерностей, обоснованию авторской позиции и пр.
Психология Изучение особенностей построения отношений, развитие коммуникабельности и коммуникаций, социализация и пр.

То есть базовая предметная ниша общего плана призвана развить начальные навыки и умения, которые помогут студенту в постижении более сложных задач, дисциплин и пр.: писать, выражать мысли, считать, аргументировать, анализировать, обосновывать и пр. Согласитесь, что данные компетенции требуются всегда и везде.

Специальная базовая программа (предметы) призваны углубить познания студентов строго в профессиональном направлении (по специальности, профессии). Их миссия – отточить основные, наиболее распространенные или простейшие специфические преставления и полномочия.

Данная часть образовательной программы напрямую зависит от характера и отраслевой (научной) принадлежности специальности. Например, экономисты будут активно изучать историю становления профессии, базовые экономические теории и правила, методики экономического анализа, азы формирования экономической отчетности (основная или простейшая) и пр.

В данном случае базовые предметы ориентированы сугубо на профессиональное русло и захватывают его теоретические, научные аспекты с минимумом прикладных компетенций. Учащиеся получают преимущественно простейший рабочий инструментарий.

Специальные базовые предметы призваны предоставить студентам основополагающие научные и профессиональные категории, действующие законы, начальные методы и методики работы. Именно после постижения специальной базовой части программы учащиеся отправляются на ознакомительную практику и начинают выполнять серьезные научно-исследовательские проекты.

Фактически с помощью общих и базовых предметов учащиеся колледжей и вузов обретают минимальный набор знаний и умений, который на старших курсах подлежит углублению, совершенствованию и развитию в более узком сегменте.

Сущность и миссия профильных дисциплин в составе образовательной программы

Основная часть программы, призванная подготовить высококвалифицированного эксперта в определенной отрасли и конкретном ее сегменте, представлена в виде профильных дисциплин. Под ними понимают специальные, свойственные определенной профессии и плоскости знания, навыки, без которых выполнять свои рядовые и основные обязанности эксперт не сможет.

Профильные дисциплины студенты изучают на старших курсах. Притом все они основываются на базовой части программы и фактически углубляют ее, акцентируя внимание на специфических, важнейших, современных подходах, знаниях в рамках конкретного узкопрофессионального сегмента.

Миссия профильных дисциплин в учебной программе
Миссия профильных дисциплин в учебной программе

Миссия профильных предметов в составе образовательной программы – развить специфические полномочия и качества, свойственные только определённому специалисту, отрасли, научной плоскости. Именно на основе этих знаний и навыков эксперт может занимать определенную должность, претендовать на научный и карьерный рост.

Состав профильных дисциплин напрямую зависит от уровня образования и выбранной специальности, научной и отраслевой принадлежности программы. Притом данная часть учебной траектории подлежит обновлению в первую очередь. Она призвана предоставить студентам актуальные знания, основные и достаточные для работы компетенции, представления.

В рамках профильных предметов акцент делается на научно-исследовательской и практической составляющих. Студенты углубляют теоретические познания современными правилами, терминами, подходами к решению профессиональных и научных проблем, осваивают актуальный инструментарий (методики, программы, приложения). Более того, вместе с теорией и практикой происходит формирование личностно-профессиональных качеств: для гуманитариев свойственно развитие и автоматизация внимательности, анализа данных, наблюдательности, сравнительно-сопоставительных итераций, рассудительности, обоснованности и пр. Для точных наук и технических профилей свойственен акцент на точности, расчетах, проектировании и конструировании, всестороннем (экономическом, техническом и пр.) обосновании.

Среди функций профильных дисциплин в обучении можно отметить:

  • Углубляющая, призванная предоставить максимально глубокие и актуальные знания по профессии;
  • Практическая. Профильный блок призван развить основополагающие умения и навыки, способности по преобразованию теоретических представлений в конкретные инструменты, компетенции;
  • Научно-исследовательская. Данная функция проявляется в том, что в рамках профильного блока студенты учатся не просто применять традиционные подходы, но и подбирать наиболее эффективные способы решения проблем с учетом располагаемых возможностей;
  • Специальная. Она проявляется в том, что профильные предметы изучают студенты конкретной специальности. То есть они свойственны конкретной программе, нише, сфере деятельности.

Таким образом, именно профильные дисциплины занимаются подготовкой компетентного. Узкоспециализированного эксперта для отрасли, организации и позволяют дипломанту занимать определенную должность. На профильных предметах основывается профессия.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Какие предметы считаются профильными?

Профильные предметы на фоне своей специфичности напрямую зависят от следующих факторов.

Во-первых, состав профильных дисциплин напрямую соприкасаются с профессией, а значит будут ориентированы на изучение определённых научных и отраслевых норм, инструкций, регламентов, правил и канонов. Например, экономисты будут усиленно изучать всевозможные методики расчета, анализа, современные экономические программы и пр. Юристы погрузятся в изучение действующего законодательства и способов его реализации, документооборот и пр.

Специфика профильных предметов
Специфика профильных предметов

Во-вторых, набор профильных предметов также учитывает уровень развития студентов, то есть постигаемую ступень образования. Бакалавры будут активно изучать основные рабочие инструменты, приемы, а магистранты и специалисты устремятся к проведению научных исследований и оттачиванию более узких, специфичных (современных) техник.

В-третьих, профильные предметы изучают параллельно и взаимосвязанно, дополняя друг друга и воспитывая полноценного специалиста. При этом для развития на данном уровне требуется именно базовая подготовка. Без нее постичь «верх пилотажа» не удастся.

Таким образом, профильные дисциплины требуют предварительной подготовки и считаются более глубокими, узко ориентированными, нацеленными на воспитание дипломированного специалиста с учетом требований рынка труда. Притом данный блок дисциплин развивает не только практические компетенции, но и научно-исследовательские качества.

Особенности базовых и профильных предметов в системе профессионального образования

Для наиболее четкого разграничения базовых и профильных предметов в рамках освоения выбранной профессии, предлагаем проанализировать следующую таблицу.

Признак для сравнения

Базовые предметы

Профильные предметы

Целевая аудитория Все студенты, особенно первокурсники и второкурсники Студенты, постигающие определенную специальность, профессию, старшие курсы
Компетенции Общее развитие Развитие специальных навыков и качеств, свойственных конкретному специалисту
Глубина погружения Минимальная, средняя Максимальная
Характер изучения Обязательны, но при определенных обстоятельствах базовый блок может быть пропущен Обязателен для всех студентов
Тематические рамки Базовые термины и правила, историческое развитие профессии Современные термины, нормативы, приемы, методики, программы и пр.
Письменные работы Присутствуют, простейшие Присутствуют, в том числе НИР
Аттестация Зачеты и экзамены

Базовые предметы призваны подготовить студента к более глубокому погружению в профессию, поэтому они захватывают лишь основные правила, термины, классические подходы. В отношении данного блока предусмотрены лекции и семинары, письменные работы – контрольные, лабораторные, курсовые работы и пр.

Базовая часть образовательной программы обязательна к освоению. Но если студент уже имеет за плечами профильное образование, то базовый блок может быть пропущен.

Профильные дисциплины более специфичные, глубокие. Обойти их стороной невозможно. Притом они реализуются в рамках аудиторной работы, а также требуют самообразования, практики. Письменные проекты – более серьезные и ориентированные на углубление текущих познаний. Они представлены в виде научно-исследовательских работ, отчетов о НИР, НИР и НИОКР, дипломный проект и пр.

Важно отметить, что только комбинация из базовых и профильных предметов позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается рынок труда.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!