Обучение в колледже или вузе независимо от выбранной профессии, специальности и даже ступени образования предполагает поэтапное погружение студента в профессиональную нишу. Учебный процесс подлежит тщательному планированию, в ходе которого происходит распределение предметов. Так в составе любой образовательной программы можно найти как минимум две большие группы дисциплин – базовые и профильные.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции базовых предметов
Студенты начальных курсов не в силах моментально погрузиться в сложные предметы и аспекты, свойственные непосредственной конкретной отрасли, нише, профессии. Для их наилучшего постижения и развития профессиональных компетенций, качеств необходимо обладать минимальными представлениями и стандартными приемами. В начальном становлении будущих дипломантов ведущую роль играют базовые дисциплины.
Под базовыми предметами понимают общеразвивающие и начальную ступень узких дисциплин (свойственных конкретной научной плоскости или отрасли), призванные развить стандартные и повсеместно применимые навыки: анализ данных, математические операции и расчеты, проектирование и планирование, освоение начальных знаний (правила, законы, теории, стандартные или классические методики и пр.) и т.д.
![Зачем нужны базовые предметы? Сущность базовых дисциплин в учебной программе](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32460-1.png)
Основная задача базовых предметов в составе образовательной программы – подготовить специалиста к усвоению более сложных деталей и нюансов, обрести первичные представления об отрасли и научной плоскости.
Базовые предметы неслучайно так называются. Фактически они позволяют учащемуся развить жизненно и профессионально необходимые полномочия для дальнейшего погружения в специальность, работу, научную деятельность. Это тот самый рабочий инструментарий, без которого невозможно обойтись даже в сложнейших ситуациях.
Среди функций базовых дисциплин в составе обучения студентов можно отметить:
- Общеразвивающая. Она проявляется в расширении кругозора и повышении уровня эрудиции, грамотности, становлении и автоматизации традиционных умений: собирать и обрабатывать информацию, пользоваться знаниями в удобном месте и моменте, анализ данных, математические расчеты и логические операции и пр.;
- Подготовительная или ознакомительная. В рамках базовых предметов студенты изучают первичные и основные положения. Категории, правила по профессии, то есть обретают минимальные рабочие навыки, без которых освоение узких дисциплин невозможно. Подготовительная функция проявляется в изучении основных или простейших профессиональных категорий: терминов, правил, алгоритмов, нормативов, системы обозначений и пр.;
Без освоения базовых предметов стать высококвалифицированным специалистом невозможно. С помощью рассматриваемой категории дисциплин учащиеся развивают основополагающие знания и навыки, которые в последующем совершенствуют, дополняют более специфичными моментами и пр.
Какие предметы относятся к базовой части программы суза или вуза?
Все базовые дисциплины можно классифицировать на две группы: общая и специфическая.
Общие базовые предметы призваны всесторонне развивать будущего специалиста, развивая в нем основополагающие умения и общие (повсеместно применимые) компетенции. К данной категории принято относить следующие предметы.
Дисциплина |
Предназначение |
Русский язык, литература | Расширение словарного запаса, повышение уровня грамотности |
История, обществознание | Развитие общих знаний об историческом развитии родины, становление аналитических и социальных качеств, умений, развитие логики |
Физкультура | Общее развитие физических данных, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата |
Иностранный язык | Расширение общих компетенций, повышение конкурентоспособности на рынке труда |
Математика | Развитие математических навыков и логики, точности, внимательности |
Информатика | Постижение минимальных навыков по работе с ПК, освоение основополагающих программ и приложений, инструментов, способов по работе с информацией |
Философия | Развитие логического и аналитического мышления, способностей по выделению закономерностей, обоснованию авторской позиции и пр. |
Психология | Изучение особенностей построения отношений, развитие коммуникабельности и коммуникаций, социализация и пр. |
То есть базовая предметная ниша общего плана призвана развить начальные навыки и умения, которые помогут студенту в постижении более сложных задач, дисциплин и пр.: писать, выражать мысли, считать, аргументировать, анализировать, обосновывать и пр. Согласитесь, что данные компетенции требуются всегда и везде.
Специальная базовая программа (предметы) призваны углубить познания студентов строго в профессиональном направлении (по специальности, профессии). Их миссия – отточить основные, наиболее распространенные или простейшие специфические преставления и полномочия.
Данная часть образовательной программы напрямую зависит от характера и отраслевой (научной) принадлежности специальности. Например, экономисты будут активно изучать историю становления профессии, базовые экономические теории и правила, методики экономического анализа, азы формирования экономической отчетности (основная или простейшая) и пр.
В данном случае базовые предметы ориентированы сугубо на профессиональное русло и захватывают его теоретические, научные аспекты с минимумом прикладных компетенций. Учащиеся получают преимущественно простейший рабочий инструментарий.
Специальные базовые предметы призваны предоставить студентам основополагающие научные и профессиональные категории, действующие законы, начальные методы и методики работы. Именно после постижения специальной базовой части программы учащиеся отправляются на ознакомительную практику и начинают выполнять серьезные научно-исследовательские проекты.
Фактически с помощью общих и базовых предметов учащиеся колледжей и вузов обретают минимальный набор знаний и умений, который на старших курсах подлежит углублению, совершенствованию и развитию в более узком сегменте.
Сущность и миссия профильных дисциплин в составе образовательной программы
Основная часть программы, призванная подготовить высококвалифицированного эксперта в определенной отрасли и конкретном ее сегменте, представлена в виде профильных дисциплин. Под ними понимают специальные, свойственные определенной профессии и плоскости знания, навыки, без которых выполнять свои рядовые и основные обязанности эксперт не сможет.
Профильные дисциплины студенты изучают на старших курсах. Притом все они основываются на базовой части программы и фактически углубляют ее, акцентируя внимание на специфических, важнейших, современных подходах, знаниях в рамках конкретного узкопрофессионального сегмента.
![Зачем нужны профильные предметы? Миссия профильных дисциплин в учебной программе](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32460-2.png)
Миссия профильных предметов в составе образовательной программы – развить специфические полномочия и качества, свойственные только определённому специалисту, отрасли, научной плоскости. Именно на основе этих знаний и навыков эксперт может занимать определенную должность, претендовать на научный и карьерный рост.
Состав профильных дисциплин напрямую зависит от уровня образования и выбранной специальности, научной и отраслевой принадлежности программы. Притом данная часть учебной траектории подлежит обновлению в первую очередь. Она призвана предоставить студентам актуальные знания, основные и достаточные для работы компетенции, представления.
В рамках профильных предметов акцент делается на научно-исследовательской и практической составляющих. Студенты углубляют теоретические познания современными правилами, терминами, подходами к решению профессиональных и научных проблем, осваивают актуальный инструментарий (методики, программы, приложения). Более того, вместе с теорией и практикой происходит формирование личностно-профессиональных качеств: для гуманитариев свойственно развитие и автоматизация внимательности, анализа данных, наблюдательности, сравнительно-сопоставительных итераций, рассудительности, обоснованности и пр. Для точных наук и технических профилей свойственен акцент на точности, расчетах, проектировании и конструировании, всестороннем (экономическом, техническом и пр.) обосновании.
Среди функций профильных дисциплин в обучении можно отметить:
- Углубляющая, призванная предоставить максимально глубокие и актуальные знания по профессии;
- Практическая. Профильный блок призван развить основополагающие умения и навыки, способности по преобразованию теоретических представлений в конкретные инструменты, компетенции;
- Научно-исследовательская. Данная функция проявляется в том, что в рамках профильного блока студенты учатся не просто применять традиционные подходы, но и подбирать наиболее эффективные способы решения проблем с учетом располагаемых возможностей;
- Специальная. Она проявляется в том, что профильные предметы изучают студенты конкретной специальности. То есть они свойственны конкретной программе, нише, сфере деятельности.
Таким образом, именно профильные дисциплины занимаются подготовкой компетентного. Узкоспециализированного эксперта для отрасли, организации и позволяют дипломанту занимать определенную должность. На профильных предметах основывается профессия.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![помощь студентам disshelp.ru](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Какие предметы считаются профильными?
Профильные предметы на фоне своей специфичности напрямую зависят от следующих факторов.
Во-первых, состав профильных дисциплин напрямую соприкасаются с профессией, а значит будут ориентированы на изучение определённых научных и отраслевых норм, инструкций, регламентов, правил и канонов. Например, экономисты будут усиленно изучать всевозможные методики расчета, анализа, современные экономические программы и пр. Юристы погрузятся в изучение действующего законодательства и способов его реализации, документооборот и пр.
![особенности профильных дисциплин Специфика профильных предметов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32460-3.png)
Во-вторых, набор профильных предметов также учитывает уровень развития студентов, то есть постигаемую ступень образования. Бакалавры будут активно изучать основные рабочие инструменты, приемы, а магистранты и специалисты устремятся к проведению научных исследований и оттачиванию более узких, специфичных (современных) техник.
В-третьих, профильные предметы изучают параллельно и взаимосвязанно, дополняя друг друга и воспитывая полноценного специалиста. При этом для развития на данном уровне требуется именно базовая подготовка. Без нее постичь «верх пилотажа» не удастся.
Таким образом, профильные дисциплины требуют предварительной подготовки и считаются более глубокими, узко ориентированными, нацеленными на воспитание дипломированного специалиста с учетом требований рынка труда. Притом данный блок дисциплин развивает не только практические компетенции, но и научно-исследовательские качества.
Особенности базовых и профильных предметов в системе профессионального образования
Для наиболее четкого разграничения базовых и профильных предметов в рамках освоения выбранной профессии, предлагаем проанализировать следующую таблицу.
Признак для сравнения |
Базовые предметы |
Профильные предметы |
Целевая аудитория | Все студенты, особенно первокурсники и второкурсники | Студенты, постигающие определенную специальность, профессию, старшие курсы |
Компетенции | Общее развитие | Развитие специальных навыков и качеств, свойственных конкретному специалисту |
Глубина погружения | Минимальная, средняя | Максимальная |
Характер изучения | Обязательны, но при определенных обстоятельствах базовый блок может быть пропущен | Обязателен для всех студентов |
Тематические рамки | Базовые термины и правила, историческое развитие профессии | Современные термины, нормативы, приемы, методики, программы и пр. |
Письменные работы | Присутствуют, простейшие | Присутствуют, в том числе НИР |
Аттестация | Зачеты и экзамены |
Базовые предметы призваны подготовить студента к более глубокому погружению в профессию, поэтому они захватывают лишь основные правила, термины, классические подходы. В отношении данного блока предусмотрены лекции и семинары, письменные работы – контрольные, лабораторные, курсовые работы и пр.
Базовая часть образовательной программы обязательна к освоению. Но если студент уже имеет за плечами профильное образование, то базовый блок может быть пропущен.
Профильные дисциплины более специфичные, глубокие. Обойти их стороной невозможно. Притом они реализуются в рамках аудиторной работы, а также требуют самообразования, практики. Письменные проекты – более серьезные и ориентированные на углубление текущих познаний. Они представлены в виде научно-исследовательских работ, отчетов о НИР, НИР и НИОКР, дипломный проект и пр.
Важно отметить, что только комбинация из базовых и профильных предметов позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается рынок труда.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!