В социуме можно выделить множество кластеров и категорий людей, но всех их объединяет одна среда – образование. Каждый человек обязан получить среднее неполное или полное образование (9 или 11 классов школы). В дальнейшем каждый самостоятельно решает, какую профессию будет осваивать и в каком учреждении: ссуз или вуз. При этом никаких суровых ограничений в этом плане нет.
Сейчас в обществе нет разделений на здоровых и «больных». Более того, государство поддерживает идею об интегрированном обучении. Об этом в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое интегрированное обучение?
Сам по себе процесс интеграции означает соединение чего-либо, объединение. В системе образования данный термин используется в особом ракурсе. Под интегрированным обучением понимают вовлечение людей с различными ограниченными возможностями в общество, построение единого образовательного процесса.
Несмотря на то, что лиц с ограничениями в состоянии здоровья действует специальный режим и возможности: отдельная программа, нагрузка, условия обучения, они имеют право обучаться очно наравне со всеми студентами. Притом отклонения или ограничения могут быть как явными, так и незаметными для общества, но они не оказывают воздействия на качество учебного процесса.
Интегрированное образование предполагает одновременное обучение индивидов независимо от их социального статуса, медицинских показаний, но при этом учитывает особенности каждого студента или слушателя. В этом случае учебная программа может носить индивидуальный характер, но условия получения всех услуг в ссузе или вузе – единое для всех.
Иногда интегрированное образование относят к подвиду инклюзивного, что не совсем неправильно. Интегрированный учебный процесс шире инклюзивного, так как объединяет в себе как минимум две категории учащихся в одном «помещении», среде обитания.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Интегрированное обучение: цели, задачи, специфика
Интегрированное обучение позволяет перевоспитать общество, облегчить подготовку лиц с «особенностями в развитии», ввести их в социум.
Миссия интегрированного образования в колледжах и вузах – облегчить профессиональное становление людей с ОВЗ, пополнить их копилку конкретными «рабочими» навыками и знаниями, построить учебный процесс с учетом их возможностей и ограничений.
Образовательная программа при интегрированном обучении предполагает совмещение традиционного подхода и инклюзивного. Общие предметы, не требующие колоссальных усилий или излишних действий, возможностей студенты осваивают совместно, пребывая в одной аудитории, посещая различные мероприятия и пр. Но в случае наличия дисциплины с «противопоказанием», в этом случае предмет замещается схожим или смежным или учебный план по нему в отношении индивида пересматривается с учетом его возможностей: часть тем опускается, добавляется больше теории и пр.
Также при интегрированном образовании подбираются уникальные методы работы со студентами: специальные учебники (например, для слабовидящих или слепых), формы взаимодействия (игра, беседа, совместные проекты, онлайн-общение и пр.). Преподаватели находят подход к каждому слушателю, акцентируя внимание на их возможностях, а не отклонениях и ограничениях. Более того, одногруппники также привлекаются в помощи: выполнение заданий в командах, адаптация и общение (повседневное взаимодействие, обыденное/привычное отношение к инклюзистам).
Учебная программа при интегрированном обучении строится в нескольких сценариях: для всех студентов (без отклонений и особенностей в развитии), для лиц с ОВЗ (с учетом их возможностей и ограничений). Письменные проекты, исследования и иные мероприятия проходят в традиционной форме. Аттестация (зачеты, экзамены) — с учетом действующего расписания. Отличия будут лишь непосредственно в учебном процессе:
- Продолжительность занятий: лица с ОВЗ при наличии справок от врачей имеют право чаще отлучаться во время занятий, пребывать в вузе определённое количество времени (например, не более 4-6 часов в день) и пр.;
- Преподаватель помогает в усвоении программы с учетом особенностей подопечного: помогает в усвоении предмета, консультирует по всем вопросам, корректируют работу с учетом нагрузки и степени понимания темы/предмета, делают упор на сильные стороны учащегося и пр.;
- Набор дисциплин учитывает «ограничения» индивида: опускаются противопоказанные моменты или дисциплины, замещаются на более простые или схожие темы/задания и т.д.
Интегрированное обучение действует в нескольких формах:
- Традиционная, когда в одной аудитории находятся все дети: обычные, одаренные, с ОВЗ и иными особенностями;
- Коррекционная группа, в которой собраны индивиды с одним и тем же или схожим признаком, отклонением. Здесь учебная программа будет способствовать не только профессиональному развитию, но и устранению дефекта, минимизации его проявления и пр.;
- Дистанционная. В этом случае студенты учатся в онлайн-режиме, используя современные технологии;
В России наиболее распространены две формы интегрированного обучения: коррекционная и дистанционная. Применение традиционного формата для лиц с ограниченными возможностями провоцирует некоторые проблемы:
- Напряженную психологическую обстановку. Студенты – народ молодой и эмоционально подвижный. Они не всегда адекватно реагируют на «особенных» индивидов, провожая их «косым взглядом», недоумением или высказываниями;
- Сложную адаптацию «инклюзистов» и общества: первым трудно адаптироваться, наблюдая на себе излишнее внимание, вторым – тяжело видеть людей с ограничениями и отклонениями;
- Отставание отдельных лиц от учебной программы в силу слабой подготовки или отклонений или деградация сильных учеников из-за меленого темп обучения (так как дополнительная помощь оказывается индивидам с ОВЗ).
Современное интегрированное обучение в колледжах и вузах
В последнее время внимание к «особенным» людям со стороны государства усилилось. Если раньше в школах, колледжах или вузах встретить ребенка с отклонениями было трудно (они обучались преимущественно надомно, индивидуально), то сегодня подобное явление – не редкость.
Интегрированное образование трансформировалось благодаря новейшим технологиям: развитию интернета, НТП и пр. Сегодня учебный процесс при интегрированной программе включает в себя следующие блоки:
- Лекционный курс. Здесь возможно множество форм взаимодействия: индивидуальный график обучения, список рекомендованной к изучению литературы, электронный учебник, готовые лекции, аудио- или видеоматериалы и пр.
- Веб-базированное взаимодействие. Данный раздел предполагает получение заданий по специальным каналам: на электронную почту, в личном кабинете при официальном сайте ссуза или вуза. Текущая форма обучения призвана развить самостоятельность у учащихся, усилить их позиции, углубить знания и привить конкретные навыки с учетом возможностей, посильности программы и пр.
- Интерактивное обучение, которое заключается во взаимодействии с педагогами одногрупниками удобным способом: личная (очная) встреча, но чаще прибегают к использованию современных интернет-технологий – видеосвязь, специальные приложения (видеозвонок, Zoom и т.д.);
- Консультирование и оперативное общение: тьюторство и наставничество, контроль за ходом выполнения учебного плана, помощь в выполнении заданий и проектов и т.д.
В ходе интегрированного обучения в колледжах и вузах делается особый акцент на научно-исследовательской деятельности, привлекая «инклюзистов» к выполнению особой миссии – развитии науки и техники, изучению современных проблем и поиску их инновационного решения.
Доминирующая часть обучения при интегрированной форме носит «письменный характер»: выполнение контрольных и самостоятельных работ, курсовых и научно-исследовательских проектов отчетов, лабораторных работ занимает более 45% от образовательной программы. Лекции и теоретические моменты сводятся к минимуму. Прохождение практики возможно на определённых условиях: предприятие готово взять на себя ответственность за практическую подготовку студента, обеспечив соответствующие условия, практическая часть посильная для учащегося и не противоречит его физическим и иным возможностям.
Интегрированное обучение подходит всем и каждому, независимо от финансового положения, социального или иного статуса, интеллектуальных и физических способностей, медицинских показаний и пр. Данная концепция позволяет уравнять шансы на качественное обучение, получить знания и освоить желаемую профессию с опорой на способности таланты и возможности.
Достоинства и недостатки интегрированного обучения в России
Среди преимуществ нового формата подготовки квалифицированных кадров можно отметить:
- Перевоспитание общества по отношению к «особенным» индивидам;
- Адаптация инклюзистов в современных реалиях и направление из мощи в полезном русле, развитие сильных сторон;
- Повышение степени профессиональной пригодности граждан, расширение доступа к образовательным ресурсам;
- Развитие образовательной среды: внедрение инноваций, изобретение новых форм и методов обучения, преподавания и развития.
Среди негативных черт интегрированного обучения можно отметить:
- Слабая оснащенность учебных заведений: не везде присутствуют пандусы, компьютерные классы и интернет-технологии;
- Сложности адаптации программ под инклюзиста;
- Отсутствие в штате квалифицированных педагогов, имеющих доступ к коррекционной работе и развитию студентов с ОВЗ;
- И пр.
Команда Дисхелп готова помочь всем студентам в выполнении задач любого рода: о подбора информационной базы (тьюторство) до написания и оформления научно-исследовательских работ. Высокое качество услуг, индивидуальный подход и конфиденциальность данных гарантированы каждому клиенту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!