В каждом вузе действует определенная система управления. Притом она функционирует, как на легальном и полноправном уровне, обеспечивая бесперебойность оказания соответствующих услуг, так и носит вспомогательный характер. Ко второй категории принято относить инициативные и добровольные объединения непосредственно учащихся в целях повышения качества работы учреждения и содействия учащимся в решении учебных проблем. Одним из таких специфичных звеньев административной системы вуза выступает студенческое самоуправление.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Пребывание в университете предполагает не просто освоение профессии, тотальное изучение определенной специальности и ее специфики, но и дополнительное образование в виде так называемой «школы жизни», она предполагает личностное и организационное становление личности, раскрытие лидерских качеств и талантов студента, полезных контактов и навыков. В этих целях при учебном заведении действует масса дополнительных секций и возможностей: начиная от классических спортивных, творческих кружков и заканчивая научными лабораториями и центрами, студенческим самоуправлением.
Под студенческим самоуправлением понимают инициативное объединение учащихся с целью оказания содействия вузу в организации достойных условий по подготовке специалистов, а также дополнительному развитию подопечных, решению учебных и иных вопросов, проблем.
Фактически, студенческое самоуправление – это совместная деятельность студентов и административного аппарата университета по созданию благоприятного климата и условий для всестороннего развития каждого учащегося.
Цель создания студенческого самоуправления – оценка и совершенствование текущих условий пребывания студентов в университете, а также содействие учащимся в решении возникающих проблем в учебной, социальной и иной плоскостях.
В числе основополагающих задач студсамоуправления можно выделить:
- Закрепление и развитие новых традиций в учебном заведении для сплочения студенческого коллектива и преподавательского состава;
- Совершенствование условий пребывания в вузе для всех сотрудничество и учащихся: развитие активной жизненной позиции, оптимизация психологического климата, предложение вариантов по совершенствованию материально-технической базы и пр.;
- Посредничество между студенчеством и официальными представителями, управленцами и педагогами университета: определение потребностей, интересов и желаний студентов по дополнительному развитию, регулирование конфликтных или спорных ситуаций, представительство интересов студентов и пр.;
- Развитие организационных навыков у студентов, становление лидерских качеств;
- Развитие и поддержка инициатив студентов для раскрытия их талантов, творческого и лидерского становления и совершенствования и т.д.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что студенческое самоуправление – важнейший компонент и структура в составе каждого учебного заведения, который помогает понять учащихся, выявить их интересы и грамотно воздействовать на них посредством корректной мотивации, тесного сотрудничества и взаимодействия администрации вуза или колледжа, педагогов и учащихся.
Рассматриваемый орган при вузе выполняет немаловажные функции. Во-первых, студенческое самоуправление содействует совершенствованию учебного процесса и повышению качества образовательных услуг. То есть выполняет учебную функцию.
Во-вторых, данный «добровольческий отряд» готов в посильной мере оказывать юридическую и социальную помощь учащимся: представлять их интересы в спорных ситуациях, содействовать соблюдению действующих правил в учебном заведении и пр.
В-третьих, на данную структуру возлагается организационная функция. Она проявляется в планировании и проведении культурных, досуговых, массовых и иных мероприятий для учащихся.
В-четвертых, содействующая миссия СтудСамоУправления заключается в оказании поддержки и помощи в решении социальных проблем: консультирование по вопросам получения социальных пособий и дополнительных выплат, решение вопросов по проживанию студентов в общежитии, оказание поддержки и помощи студентам, находящимся в неблагоприятной жизненной/финансовой или иной ситуации и пр.
В-пятых, еще одной функцией является поддержка выпускников и содействие в их трудоустройстве, помощи по подготовке к первому собеседованию, организует встречи и ярмарки вакансий с предприятиями-партнерами университета и пр.
В-шестых, рассматриваемая структура также успешно развивает молодежную политику в вузе, учитывая мнение учащихся в части развития дополнительных секций по интересам, введения единой формы или требований к внешнему виду, регулируя вопросы имиджа определенной группы или факультета и пр.
Студенческое самоуправление обладает рядом специфических признаков, подчеркивающих его роль и значимость в образовательном заведении. Ключевыми принципами функционирования рассматриваемого звена являются:
- Системность. Данный постулат предполагает, что в студенческом самоуправлении все вопросы и решения принимаются в сплоченном и едином коллективе, который представляет собой совокупность отдельных студентов, единиц и пр.
- Автономность. Несмотря на неформальный и вспомогательный характер структуры, она действует самостоятельно, независимо и добровольно, но с учетом внутренних регламентов образовательного заведения;
- Иерархичность, предполагающая наличие четкой структуры с конкретными должностями и полномочиями в отношении каждого участника;
- Самодеятельность. Данный признак, пожалуй, явно и четко подчёркивает особенности работы СтудСамоУправления. Он предполагает самостоятельное функционирование и действие в дозволенных рамках, а также наличие конкретных полномочий и компетенций в самых различных срезах студенческой жизни и деятельности университета;
- Планомерность и целенаправленность. Данный постулат предполагает, что работа студенческого самоуправления будет тщательно спроектирована, иметь конкретные цели и планы, темп работы и пр. То есть он будет действовать не просто инициативно, а продуманно и осознанно;
- Добровольность и инициативность. Этот признак подчеркивает характер образования и состава органа. Он формируется сугубо на инициативных началах. Притом инициативу или предложение по основанию СтудСовета или СтудСамоУправления выдвигают студенты с лидерскими качествами. А пополнение «штата» происходит по собственному желанию каждого учащегося и независимо от его успеваемости, курса обучения и осваиваемой специальности;
- Партнерство. Принцип партнёрства означает, что вуз и студенты будут действовать в одной упряжке и решать все вопросы, проблемы и иные нюансы совместно, согласованно, учитывая взаимные интересы и предложения, требования и рекомендации, возможности.
Указанные признаки так или иначе подчеркивают связь студентов и университета, возможности участия в жизни каждого учащегося и вуза в целом, а также сплоченность педагогического и учащегося коллективов.
Таким образом, студенческое самоуправление при колледже или университете можно представить в трех вариациях. Во-первых, это добровольная и целенаправленная деятельность студентов по совершенствованию условий обучения и работы учебного заведения в целом. Во-вторых, это «воспитательный орган», позволяющий всестороннее, мотивированно и интересно разить профессиональные, личностные и иные качества всех подопечных. В-третьих, это официальное средство самовыражения и самореализации студентов.
История развития студенческого самоуправления в России
Первые упоминания о СтудСамоУправлении уходят в далекое прошлое – во времена активной жизни философов. В частности, Ж.Ж, Руссо отмечал, что все правители и представители верховной власти должны действовать на безвозмездных началах, а не отдельную плату, так как они фактически выдвигают инициативу, предложение по совершенствованию условий для всех жителей и для себя в том числе. Именно на этих началах действует и современное СтудСамоУправление (ССУ).
Становление ССУ в России проходило поэтапно. Первый шаг на пути к становлению данного органа был сделан в период существования СССР. В 1918 году был основан Народный Комиссариат Народного Просвещения, который установил единый порядок работы учебных заведений и возможности сотрудничества студентов и педагогов, системы управления. Притом важным моментом было правило: мнение и предложения студентов не должны противоречить политике учебного заведения, общей идеологии образования и современным политическим движениям. Все инициативы подвергались тотальному анализу и контролю.
Второй этап становления студенческого самоуправления приходится на появление внутривузовских комитетов. Данный сценарий также реализовывался в период СССР. Стать частью ССУ могли не все студенты, а лишь те, кто состоял в рядах комсомола. В данном случае деятельность ССУ подталкивала к развитию научно-исследовательской деятельности студентов, партнерским отношениям и пр.
Современное студенческое самоуправление появилось уже ближе к 2000 годам. Данный этап в значительной степени расширил полномочия и возможности работы органа: вход студентов в состав данного элемента свободный и добровольный, работа – инициативная и совместная, результаты нацелены на повышение качества образования и всестороннее развитие учащихся. В работе студентов появилась демократия, свобода, возможности творческого развития и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как устроено Студенческое самоуправление?
Сегодня органы студенческого самоуправления действуют практически в каждом заведении профессионального образования: начиная от колледжей и заканчивая вузами.
Студенческое самоуправление – это не просто конкретный самостоятельный орган, а целая система элементов, затрагивающая все основные аспекты существования и работы колледжа или вуза. Его можно представить в самых различных вариациях и формах существования:
- Профсоюзные организации. В данном случае студенты объединяются для защиты собственных право и интересов, развития культурных и научных ценностей, решения различных проблем, связанных с учебой или дополнительным образованием на базе суза/вуза и пр. Данный вариант добровольного объединения учащихся позволяет регулировать конфликтные ситуации и находить компромиссное решение, учитывать социальное и учебное положение учащихся и принимать решение о «помиловании», поощрении и пр., планировать и организовывать общий и культурны отдых, досуг учащихся, совершенствовать систему обучения и условия пребывания в вузе и пр. Данный орган действует при учебном заведении в целом (один на все времена).
- Студенческий совет. В данном случае объединение студентов помогает учащимся в организации внеурочной деятельности по развитию научных, личностных, профессиональных, лидерских и иных качеств. Как правило, деятельность СтудСовета сводится в большей части к организации культурных внутривузовских мероприятий и раскрытию талантов молодежи, привлечению студентов к дополнительным видам деятельности: спортивные и творческие секции, волонтерство, круглые столы и тренинги, конференции и соревнования и пр. СтудСовет действует при каждом факультете;
ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ? |
||
Структура ССУ |
Состав органа ССУ |
Функции участников |
Профсоюзная организация | Председатель из числа администрации вуза
Секретарь (из работников вуза) Участники: педагоги, студенты |
Решение организационных вопросов по реализации учебного процесса
Решение вопросов о наказании или поощрении отдельных лиц (педагогов, студентов) Защита прав и интересов работников и студентов Регулирование спорных ситуаций |
Студенческий совет | Председатель СтудСовета – декан, заместитель декана. Представитель факультета
Секретарь – из работников Факультета, вуза Участники – студенты и педагоги факультета |
Озвучивание и реализация инициатив педагогов, студентов по работе факультета
Регулирование спорных и конфликтных ситуаций Представительство интересов студентов Развитие имиджа и престижа факультета |
Студенческие объединения | Управление осуществляется сотрудниками вуза: декан, ректор, заведующий кафедры и пр.
Участники: студенты, аспиранты, ассистенты |
Оптимизация условий обучения и пребывания сотрудников, учащихся в подразделении или вузе в целом |
Совет общежития | Административное лицо – комендант общежития
Участники – студенты, проживающие во внутривузовском общежитии или кампусе, старосты этажей |
Организация и обеспечение порядка в общежитии, дисциплины и ответственности проживающих |
Студенческий отряд | Управление осуществляется деканом, заместителем декана или куратором группы (педагогом)
Участники – студенты |
Совершенствование профессиональной деятельности студентов посредством их привлечения к дополнительной практике, работе по профилю, содействию оказания помощи населения и пр. |
- Студенческие объединения. Данные элементы СтудСамоУправления нацелены на совершенствование условий пребывания и обучения учащихся в заведении. Подобные органы способны регулировать общие правила: требования ко внешнему виду, вопросы по трудоустройству или поиску места для прохождения практики, развитие дополнительных профильных секций (научные, исследовательские, дополнительные кружки по профильным предметам и пр.), предложения по обустройству аудиторий и пр. Студенческие Объединения могут действовать при вузе в целом, а также на базе каждого факультета или кафедры;
- Совет общежития. В этом случае студенты задействуются для организации порядка при общежитии. Как правило, рассматриваемый орган формируется добровольно или в выборном порядке. В его составе действуют старосты этажей, отвечающие за дисциплину и сохранность вузовского имущества. Участники обеспечивают тесное взаимодействие коменданта и студентов, проживающих в общежитии, решают организационные и бытовые вопросы (дежурство, график уборки и пр.). Данный орган утверждается в каждом общежитии или его корпусе;
- Штаб студенческих отрядов и непосредственно студенческие отряды. Студенческие отряды представляют собой целенаправленные тематические объединения учащихся с учетом их интересов, специализаций и видов деятельности. Работа данных элементов нацелена на профессиональное дополнение и дополнительное развитие индивидов. Направление студотряда чаще всего совпадает с осваиваемой специальностью: строительное, педагогическое, сельскохозяйственное, медицинское, правовое и пр. В данном случае студенты оказывают профессиональную и посильную для них помощь нуждающимся, напоминая тимуровцев.
Согласитесь, что система Студенческого самоуправления весьма разнообразна и многогранна. Участие в ней – сугубо добровольное и инициативное. Попасть в ССУ может любой студент учебного заведения независимо от его возраста, специальности, курса обучения, успеваемости и пр. Главное – искреннее желание и стремление усовершенствовать учебную среду.
В зависимости от того, в каком именно формате ССУ будет трудиться учащийся, можно выделить следующие варианты «должностей».
При наличии у студента положительной репутации и лидерских качеств, достойного авторитета среди учащихся и педагогов, он может заниматься руководящие должности: руководитель проекта, помощник председателя, куратор и пр.
В зависимости от текущих возможностей, талантов и способностей, интересов студента он может также трудиться в качестве рядового участника, непосредственно принимая участие в намеченных мероприятиях, реализуя утвержденный план и пр.
Обратите внимание, что независимо от роли и «должности» студента в составе Студсамоуправления, он будет принимать участие во всевозможных культурно-массовых мероприятиях, продвигать идеи и традиции вуза, привлекать внимание других студентов к возможностям дополнительного развития и полезного проведения досуга и пр.
Учтите, что деятельность студенческого самоуправления контролируется и координируется администрацией суза или вуза, педагогами и пр.
Как попасть в членство Студенческого самоуправления?
Стать частью студенческого самоуправления может каждый студент. Притом вступить он может только в тот орган, который действует при учебном заведении, где происходит профессиональное становление. То есть поступить в один вуз и стать членом Студсовета иного университета невозможно. Студенты будет работать над окружающей его средой, условиями пребывания.
Для того чтобы войти в ряды ССУ достаточно придерживаться следующей схемы:
- Обратиться к куратору группы или в деканат для уточнения: есть ли студенческое самоуправление при вузе, требования к участникам и правила работы, что нужно для вступления. Как правило, достаточно подать заявление о приеме в членство ССУ в деканат.
Если подобной структуры при университете нет, то для начала нужно собрать единомышленников определить цели и основные направления работы, а затем обратиться в деканат для упразднения инициативного органа;
- Определение роли каждого нового члена, исходя из его репутации, возможностей, талантов и интересов. Притом нередко деканат или администрация вуза при включении студента в состав ССУ учитывает его успеваемости и достижения, характеристику со стороны педагогов, куратора и пр.;
- Формирование программы мероприятий с выделением роли и действия для каждого участника, определение компетенций членов ССУ.
То есть для вступления в состав Студенческого самоуправления достаточно желания, инициативы и заявления. Притом каждый студент может в любой момент войти и выйти из состава рассматриваемой структуры по личной инициативе. Но автоматическое выбытие возможно только при отчислении из учебного заведения (по мере завершения обучения, по собственному желанию, на фоне академической задолженности и пр.).
Важно отметить, что решение об участии в рамках студенческого самоуправления должно быть взвешенным. Индивид должен понимать и осознавать, что данная работа будет инициативной и безвозмездной, второстепенной. Учебу для него никто не отменит и не облегчит.
Член ССУ является студентом, а значит обязан выполнять правила учебного заведения, посещать все занятия в рамках осваиваемой специальности, готовить домашнее задание и защищать курсовые работы, отчеты по практике и НИР, ВКР и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!