Порядок применения среднего значения и стандартного отклонения в психологической практике

Процесс обучения и воспитания детей зависит от ряда факторов: генетика, предрасположенности чада, форма взаимодействия ребенка и взрослых, социальные и иные роли, характер и пр. Неважно, имеет ли учащийся какие-либо отклонения или проблемы со здоровьем, главное - грамотно подобрать к нему подход, чтобы эффективность образовательного процесса, воспитательного элемента была максимальной. В этом деле на помощь приходят психологические исследования.

Порядок применения среднего значения и стандартного отклонения в психологической практике
Процесс обучения и воспитания детей зависит от ряда факторов: генетика, предрасположенности чада, форма взаимодействия ребенка и взрослых, социальные и иные роли, характер и пр. Неважно, имеет ли учащийся какие-либо отклонения или проблемы со здоровьем, главное — грамотно подобрать к нему подход, чтобы эффективность образовательного процесса, воспитательного элемента была максимальной. В этом деле на помощь приходят психологические исследования.

Общие показатели в исследованиях
Какие бывают показатели в научных исследованиях?

На сегодняшний день существует масса стандартных и новых методов организации и проведения психологических изысканий. В большинстве случаев они основываются на таких приемах, как наблюдение или эксперимент, анализ и сравнение, математическое моделирование, статистические отклонения и пр. Сегодня мы расскажем о возможностях использования среднего значения и стандартного отклонения в психологии.

Что это такое?

Далеко не всегда выборка может оказаться репрезентативной, то есть полученные результаты в отношении небольшой группы испытуемых в некоторых случаях остается «частным показателем» и не может быть распространена на генеральную совокупность. Такое происходит, если исследователь не учел ряд факторов, неграмотно сформировал экспериментальную группу и пр.

Более того, не все показатели могут свидетельствовать о наличии или отсутствии явления/признака среди людей в целом, в обществе. Порой проявления некоторых из процессов свойственно узкому кругу лиц.

Одним из популярных методов исследования, применяемых в психологии, который стандартизирует полученные результаты и позволяет распространить их на генеральную совокупность, является использование средних значений и стандартных отклонений.

Указанные показатели относят к самым простым описательным характеристикам психологического, статистического и иного исследования, позволяющего определить общую тенденцию и погрешность. Именно эти коэффициенты успешно используют студенты психологического профиля в курсовых, дипломных работах, научных изысканиях (статьях, НИР) и отчетах по практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Понятие среднего значения в психологическом исследовании

Расчет среднего значения аналогичен среднему арифметическому. Данная операция пригодится как студенту, так и практикующему специалисту, занимающему научно-исследовательской деятельностью.

Среднее значение предполагает выполнение следующих действий:

  • Суммирование нескольких показателей;
  • Полученную сумму необходимо разделит на количество сложенных показателей.
Расчет среднего значения в психологии
Что такое среднее значение в исследовании по психологии?

Например, психолог оценивал уровень тревожности в группе их 10 человек. Для получения среднего значения он должен сложить показатели (их должно быть 10) между собой, а затем разделить на 10 (количество испытуемых).

Расчет среднего значения позволяет определить общую тенденцию, что позволяет сделать общий вывод по группе испытуемых в целом. Также расчет среднего арифметического позволяет оценить положение и результат каждого отдельного объекта исследования по отношению к среднему показателю: ниже или выше, о чем это свидетельствует и пр. Например, средний показатель для группы из 10 человек составил 6. Если коэффициент конкретного испытуемого составляет 8, то он считается высоким, а если менее 6 (допустим, 2) – то низким.

Расчет среднего показателя позволяет сделать вывод о степени выраженности показателя в группе: насколько он весом, каким влиянием обладает, какие тенденции наблюдаются в группе (сколько индивидов обладает более высокими/низкими параметрами и пр.).

Акцентируем внимание на том, что простое сравнение средних значений в психологии недопустимо. В исследованиях необходимо пользоваться специальными методиками (параметрическими и непараметрическими). К числу наиболее распространенных методов психологического исследования, позволяющих сравнить средние данные, относят критерий Стьюдента, Манна-Уитни и пр.

Следует отметить, что средний показатель (среднее арифметическое) – это не единственный показатель, способный подчеркнуть общее направление в группе, тенденцию. К числу аналогичных коэффициентов можно отнести медиану, моду, но они не применимы в психологии.

Понятие стандартного отклонения в психологическом исследовании

Стандартное отклонение позволяет оценить погрешность эксперимента. Оно демонстрирует разброс данных, степень их влияния на конкретный или общий процесс, ход исследования, изменчивость. Благодаря этому статистическому критерию можно узнать, насколько точны расчеты, в какой мере они проявляются среди испытуемых и пр.

Стандартное отклонение в психологическом исследовании
Формула для расчета стандартного отклонения

Обратите внимание, чем выше значение стандартного отклонения, тем больше разброс показателей в группе, что в значительной степени усложняет аналитический процесс, формулирование полноценного вывода и установление единой тенденции среди испытуемых.

Стандартное отклонение (именно этот показатель) обозначается буквой «сигма» σ. Рассмотрим на примере, как им пользоваться.

Допустим, исследователь оценивал уровень эгоцентризма среди мальчиков и девочек. Число испытуемых – 10 в каждой группе. Среднее значение среди мальчиков составило 6,5, а стандартное отклонение 3. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что большинство объектов исследования мужского пола укладывается в диапазон 3,5-9,5. Среди девочек среднее значение составило 5, а стандартное отклонение – 1. Значит, доминирующая часть объектов женского пола входит в диапазон 4-6. Отсюда можно сделать вывод: доля мальчиков с эгоцентризмом превосходит долю девочек с этим же признаком. Притом у мальчиков показатель эгоцентризм выше и больше разбросан, чем у девочек.

Таким образом, среднее значение и стандартное отклонение позволяют сделать психологическое исследование более объективным и аргументированным, выявить общие тенденции, проанализировать состояние каждого испытуемого в общей массе. Для их расчета не требуется колоссальных усилий и знаний, достаточно подставить имеющиеся данные в формулу, выполнив несложные математические операции.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!