Порядок проведения научно-педагогических исследований

Педагогическое научное исследование призвано сформировать новые принципы и методы получения педагогических знаний и умений. Оно представляет собой разновидность познавательной деятельности, которая направлена на открытие новых принципов, закономерностей обучения, воспитания и развития.

Порядок проведения научно-педагогических исследований

Педагогическое научное исследование призвано сформировать новые принципы и методы получения педагогических знаний и умений. Оно представляет собой разновидность познавательной деятельности, которая направлена на открытие новых принципов, закономерностей обучения, воспитания и развития.

Уровни научно-педагогических исследований

Написание научных трудов по педагогике предполагает прохождение трех основных уровней развития научной мысли:

Научно-педагогические исследования
Уровни научно-педагогических исследований

– эмпирический. Данная стадия позволяет установить новые факты в педагогике путем изучения информации в рамках выбранной темы: старые им новые направления, их сравнение и анализ, выявление актуальных проблем и пр.

– теоретический. На данной стадии формируется основная идея научно-педагогического исследования: формируются новые теории (гипотезы), общие положения новой идеи;

-методологический: разрабатываются методы их реализации, прогнозируется потенциальный эффект от реализации новой педагогической концепции.

Обоснование и доказательство эффективности выдвинутой гипотезы производится путем проведения «педагогического эксперимента». Этот метод позволяет собрать достоверные данные, получить реальную картину и подобрать оптимальные способы коррекции ситуации.

Этапы проведения научно-педагогических исследований

Прежде, чем проводить исследование педагог должен определить следующие элементы: что необходимо изучить для раскрытия вопроса (теории и, концепции, закономерности, действующие методики), определить проблему, разработать меры по ее решению, показать их эффективность. Важно, чтобы гипотеза и план действий строились на принципах логичности, последовательности и четкости.

Для этого необходимо пройти следующие этапы:

Научно-педагогические исследования
Этапы исследования

Этап №1. Определение идеи педагогического исследования и эксперимента.

На этой стадии автору научно-педагогического исследования предстоит определить свою задумку – что он хочет усовершенствовать, показать и предложить. Здесь выдвигается гипотеза, которую он будет доказывать или опровергать на протяжении всей работы.

Зачастую идеи сводятся к соединению различных действующих методик, принципов и приемов, определению эффективного «микса», который позволит улучшить те или иные показатели педагогической деятельности.

Сама по себе задумка исследователя еще не определяет итог работы. Результат педагог получит после тотальной проработки методологии внедрения предложенной гипотезы и проведения эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №2. Диагностика.

На данном этапе автор научно-педагогического исследования должен проанализировать литературу по выбранной теме, изучить теоретические и практические основы действующих методик, провести их анализ. Данный подход позволит диагностировать актуальную проблему.

Важно, использовать только актуальные данные. Учебные и методические пособия позволят раскрыть профессиональные термины, а определить проблему научной работы можно только при изучении свежих научных трудов: диссертаций, монографий, аналитических отчетов, научных статей и пр.

Этап №3. Формулировка проблемы научно-педагогического исследования.

Проблема – это выявление в ходе анализа современных и старых теорий, концепций противоречий, пробелов. Они могут проявляться между определенными сторонами (например, результатом и способом его получения).

Формулировка проблемы предполагает, что автор проекта досконально изучил ее, определил, откуда она идет, с чем связана, какими симптомами проявляется, на чем отражается.

На этом этапе важно отметить актуальность проблемы, подтвердить это конкретными фактами.

Этап №4. Прогнозирование хода развития событий.

Данная стадия предполагает разработку алгоритма действий, которые приведут к решению проблемы. Здесь педагогу необходимо определить хронологию действий, определить цели и задачи, гипотезу исследования, подробно описать, что и как нужно делать.

Цель – предполагаемый (желаемый) результат.

Задачи – этапы достижения цели, то есть те действия, которые приведут к поставленному ориентиру исследования.

Гипотеза – новая идея или то, что нужно усовершенствовать.

План-программа – разработка нового механизма, реализацию которого поможет педагогу решить проблему, доказать/опровергнуть выдвинутую задумку.

Прогнозирование – отражение потенциальных результатов, предположений, к чему должен привести новый алгоритм действий, предложенный педагогом.

Этап №5. Практический этап (эксперимент).

На этой стадии фактически происходит «апробация результатов». Педагог применяет разработанный им план действий и определяет его эффективность, достоинства и недостатки.

Перед проведением эксперимента необходимо определить следующие элементы: объект и его особенности, ключевые показатели (которые будут анализироваться в ходе исследования, показывать эффективность выдвинутой гипотезы), методы исследования и порядок действий, мгновенное фиксирование полученных результатов. Важно тщательно спланировать формирующую стадию эксперимента (основные условия), констатирующую (изменение конкретных факторов и учет их влияния), контролирующую (проверку и анализ полученных данных и формирование выводов).

Благодаря проведению эксперимента исследователь может откорректировать свой план, пересмотреть гипотезу, сделать определенные (а самое главное аргументированные и обоснованные) выводы, полагаясь на достоверные данные.

Этап №6. Обобщение результатов.

На этом уровне исследователь должен «прокомментировать» ход исследования, потенциальные результаты и полученные данные апробации (эксперимента). Также здесь автор конкретизирует актуальность, методологию, новизну, значимость исследования. Фактически на данном этапе формируются такие разделы научно-педагогического исследования, как введение и заключение.

Таким образом, проведение научно-педагогического исследования позволяет выявить ключевые проблемы в образовательной и воспитательной среде, а также разработать оптимальный план по их решению.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!