Порядок разработки примерной и рабочей программ ФГОС

Обязанность по разработке образовательной программы изначально лежит на преподавателе, а утверждение – на администрации образовательного заведения с учетом особенностей цикла (профиля), в рамках которого освещается дисциплина. Как правило, сложности с проектированием и оформление программ по ФГОС возникают как у начинающих, так и у опытных работников. Сегодня мы расскажем, как правильно формировать программу обучения, на что ориентироваться и пр.

Порядок разработки примерной и рабочей программ ФГОС
Обязанность по разработке образовательной программы изначально лежит на преподавателе, а утверждение – на администрации образовательного заведения с учетом особенностей цикла (профиля), в рамках которого освещается дисциплина. Как правило, сложности с проектированием и оформление программ по ФГОС возникают как у начинающих, так и у опытных работников. Сегодня мы расскажем, как правильно формировать программу обучения, на что ориентироваться и пр.

Разбираемся в понятиях: примерная и рабочая программа – что есть что?

Образовательная программа – это общий ракурс обучения, представляющий собой «сборник» дисциплин или основных тем, которые необходимо пройти учащимся. Притом нередко на практике путают три категории между собой: примерная образовательная программа, образовательная программа учреждения и рабочая программа педагога.

Итак, образовательная программа учебного заведения представляет собой комплекс дисциплин, поэтапное прохождение которых позволяет студентам узнать тонкости профессии, обрести определенные качества, знания и навыки, которые пригодятся им в перспективе в трудовой деятельности. Фактически, это официальный документ, который будет содержать конкретные цели, задачи, этапы, инструменты и набор предметов (общий перечень дисциплин календарный план и пр.). Он задает траекторию обучения очерчивая допустимый перечень изучаемых направлений (наук), ожидаемые результаты, организационные и иные моменты реализации.

Структура и содержание примерной и рабочей программы ФГОС
Структура и содержание примерной и рабочей программы ФГОС

Примерная образовательная программа – это своего рода эталон, образец, который преподаватели, разработчики-методисты или учебные заведения в целом берут на заметку для выработки «собственной траектории» обучения по конкретным направлениям и предметам. Фактически, это ранее сформированная программа, выдвинутая на утверждение. После одобрения она попадает в «резерв».

Рабочая программа представляет собой комплекс тем, заданий и иных приемов по погружению в конкретный предмет: темы, основные термины, правила и каноны, примеры, задания для самостоятельной работы и пр.

Если проанализировать состав и определение каждой категории, от можно понять, что каждое последующее понятие является детализацией предыдущего.

Важно отметить, что тотальная разработка примерной и рабочей программы по ФГОС происходит всего 1 раз, далее авторам или «пользователям» предстоит ее лишь актуализировать: откорректировать согласно новшествам, достижениям НТП, потребностям системы образования и отрасли, с учетом различных факторов и пр.

Что следует учитывать при проектировании и разработке примерной и рабочей программы?

Разработка примерной и рабочей программы согласно действующим стандартам – процесс важный, ответственный и трудоемкий. Разработчикам предстоит не просто описать, что они намерены внедрить и как, для каких целей и почему, зачем, но и учесть ряд факторов:

  • Для какого учреждения и ступени образования проектируется план обучения: ДОУ, МОУ, ссуз или вуз и пр. В зависимости от этого будет зависеть глубина погружения в каждый предмет или тему, особенности выполнения заданий (уровень сложности, наличие НИР и прочих моментов);
  • Целевая аудитория: обычный среднестатистический учащийся, ученик или студент с ОВЗ, особенности текущей подготовки или требования к целевой аудитории (какими знаниями и навыками необходимо обладать и пр.);
Факторы, влияющие на состав примерной и рабочей программ ФГОС
Факторы, влияющие на состав примерной и рабочей программ ФГОС
  • Продолжительность обучения и потенциальные результаты: сколько и как изучать программу, чему должны научиться слушатели;
  • Способы проверки учащихся: частота проведения письменных и устных проверок и пр.;
  • Действующие требования Минобразования: ГОСТы, ФГОС, нормативы (необходимый минимум, список дисциплин/тем и пр.).

На этапе проектирования важно предоставить ответы на, казалось бы, простые вопросы:

  • Для кого предназначена программа обучения?
  • Чем она будет полезна, чему научит?
  • Как преподавать профиль/дисциплину с максимальной эффективностью: какие подходы методы и инструменты использовать, как мотивировать и стимулировать учащихся и пр.?
  • В какой сфере будут пригодны полученные знания и навыки?
  • На какой срок рассчитано погружение в профиль, дисциплину, тему и пр.?

При этом важно оперативно отслеживать законодательные изменения и обязательно учитывать их.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура и содержание примерной и рабочей программы ФГОС

Итак, каждому разработчику важно уяснить, что примерная и рабочая программа – это официальный документ, поэтому он будет четко структурирован, выполнен в конкретном стиле, жанре и пр. В целом состав указанных файлов схожий.

НО: примерная программа – это образец или общая траектория, а рабочая – детальный план с конкретизацией тем, количества часов на их прохождение и пр.

Общий вид примерной и рабочей программы выглядит следующим образом:

  • Титульный лист с отражением основных данных: для какого образовательного заведения, для какой специальности/группы, сведения о разработчике и пр.;
Образец оформления титульной страницы примерной рабочей программы ФГОС
Образец оформления титульной страницы примерной рабочей программы ФГОС
  • Содержание – краткий и емкий перечень основных разделов образовательной программы;
Образец раздела "Оглавление" примерной рабочей программы ФГОС
Образец раздела «Оглавление» примерной рабочей программы ФГОС
  • Основная часть: здесь приводится описание и тотальное разъяснение всех моментов обучения (от дисциплин, тем, их планированию по годам или разбивка на учебный год, конкретизация тем, инструментов, необходимых ресурсов и пр.);
  • Заключение, в котором автор примерной или рабочей программы конкретизирует потенциальные результаты, соответствие новоразработанного плана обучения реалиям, необходимость внедрения и пр.

Самой объемной частью примерной и рабочей программы ФГОС выступает основная. Она разделяется на три основополагающих компонента, каждый из которых преследует определённую цель: описать миссию плана, перечень предметов и способы их освоения, условия реализации намеченной траектории.

В составе основной части примерной и рабочей программ будут присутствовать следующие разделы:

  • Целевой.

Накануне целевого раздела автору предстоит представить пояснительную записку – своего рода введение, которое обосновывает актуальность, новизну, значимость, целесообразность и необходимость внедрения новой программы.

В рамках этого модуля задаются основные параметры обучения и разъясняется миссия проекта: предназначение, обретаемые компетенции и качества, функции (воспитательная, профессиональная, просветительская, развивающая, познавательная и пр.), возможности использования инноваций, подходы в образовательном процессе, основы социально-педагогической работы (методы воздействия и стимулирования учащихся, инструменты), целевая аудитория (возраст, общие параметры и характеристики, особенности слушателей и пр.).

Из чего состоит рабочая программа ФГОС (основные разделы)?
Из чего состоит рабочая программа ФГОС (основные разделы)?
  • Содержательный.

В рамках данного раздела конкретизируется перечень осваиваемых дисциплин с уточнением в календарном графике, глубиной погружения в каждый предмет или тему (по возможности с уточнением академических часов), описанием методологии и инструментария преподавания (притом важно конкретизировать работу с обычными слушателями и лицами с ОВЗ, способами взаимодействия), отразить формат обучения (очный/заочный/дистанционный), список тем или заданий для самоизучения и самоконтроля.

Содержательный раздел сначала описывает примерный план обучения (годовой) в рамках конкретной специальности, а затем конкретизирует перечень тем заданий и прочие нюансы в рамках планируемой дисциплины (календарно-тематический план). Здесь же уместно описать способы взаимодействия со студентами: лекции семинары, внеурочная деятельность и прочие нюансы.

  • Организационный.

Здесь составителю предстоит уточнить условия реализации намеченного проекта, уточнив необходимую материально-техническую базу, примерная учебная нагрузка (сколько часов потребуется для усвоения дисциплины с учетом календарного графика, годового плана и пр.), список методических пособий (какая литература пригодится для изучения, дополнительного погружения и пр.).

Фактически, организационный блок примерной/рабочей программы – это своего рода инструкция по ее внедрению в реалиях с описанием необходимых условий правил и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы разработки и утверждения примерной рабочей программы ФГОС

Первая стадия создания программы обучения для образовательного заведения – проектирование, где составитель намечает основные цели и моменты обучения. Здесь целесообразно сначала отметит для себя существенные условия: требования ФГОС, рекомендации учебного заведения, особенности направления подготовки (целевые компетенции, дополнительные навыки и качества), характерные черты целевой аудитории, особенности последний образовательных тенденций и новшеств, возможности составителя.

Этапы подготовки примерной и рабочей программ ФГОС
Этапы подготовки примерной и рабочей программ ФГОС

Второй этап – непосредственная разработка. На данном этапе целесообразно иметь под рукой «образец» в виде примерной программы (найти ее можно в резерве учебного заведения, на сайте Минобрнауки и пр.). Важно умело сформировать «новый комплект» дисциплин, тем и заданий с учетом современных тенденций. При разработке или совершенствовании рабочей программы важна именно новизна и инновация, задействование современных форм, инструментов и методов подготовки учащихся с учетом их возможностей и текущей подготовки.

На этапе разработки примерной рабочей программы важно подготовить годовой план обучения, а затем конкретизировать его в рамках календарно-учебного плана с констатацией тем, заданий, вариантов проверок уровня подготовки и усваиваемости материалов, описать основные виды деятельности учащихся и т.д.

Третий этап – оформительный. Примерная рабочая программа – это официальный документ, который формируется строго в научном стиле. Каждый раздел целесообразно обосабливать (пробелами, начинать с нового листа) или выделять жирным шрифтом. Описание программы предоставляется в текстовой форме, а все проектируемые мероприятия – дисциплины, темы и часы – преимущественно в табличном варианте.

В случае проектирования определенных последовательностей, алгоритмов (что делать, как и когда), возможно использование графических материалов.

Четвертый этап – утверждение примерной рабочей программы или отказ от нее и направление нам доработку. В случае положительного исхода программа моментально становится эталонной – примерной, то есть образцовой и подлежит внедрению с нового учебного года (а при корректировке – может внедряться по возможности).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации экспертов Дисхелп по проектированию и разработке примерной рабочей программы

Независимо от того, по какой причине предстоит разрабатывать примерную рабочую программу, важно разобраться в ситуации и понять: для кого она предназначена, какова ее роль (в учебном заведении, общей образовательной программе, для слушателей и пр.), какие новшества будут присутствовать в ней и их миссия.

Обязательно при проектировании или совершенствовании действующей программе ориентируйтесь на официальные данные и требования Минобрнауки: достижения научного прогресса, возможности задействования современного оборудования и технологий, личные наработки и представления, опыт, определить проблемы ранее действовавшей программы (если она была), учесть опыт и рекомендации опытных коллег и пр.

Примерная программа – это общее описание курса или дисциплины, а рабочая программа – детальное описание с конкретизацией тем и особенностей предмета, заданий и прочих нюансов.

На разработку качественной примерной рабочей программы уходит не один день, что потребует от практика немало времени и сил на столь трудоемкий процесс. Ведь сначала ему предстоит провести самоанализ, анализ внешней и внутренней среды, определить возможности внедрения инноваций и пр. Облегчить участь педагога, методиста или разработчика готова команда Disshelp, владеющая всеми тонкостями и новшества в системе общего и профессионального образования. Высокое качество услуг по проектированию, разработке и оформлению примерных рабочих программ гарантировано каждому.

В арсенале наших специалистов свыше нескольких сотен образовательных программ по всем ступеням образования, каждая из которых сумела завоевать свою нишу в системе подготовки школьников и студентов. Мы учитываем действующие требования ФГОС, актуальные проблемы образования и рекомендации заказчика. Оформить заказ можно на нашем сайте.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Порядок разработки примерной и рабочей программ ФГОС”

  • Здравствуйте. Сколько по срокам занимает разработка рабочей программы по юридическим предметам? И сколько будет стоить корректировка чернового варианта и его оформление согласно ГОСТ? Работаете ли вы дистанционно или обязательно приезжать в офис? Живу в другом регионе.

    • Здравствуйте! Разработка рабочей программы в среднем занимает 20-30 дней, чтобы оценить стоимость корректировки, первоначально нам необходимо ознакомиться с имеющимся материалом. Дистанционно работаем, визит в офис необязателен.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *