Порядок совместной работы диссертанта и научного руководителя

Диссертация – один из важнейших научных трудов, требующий особого внимания, терпения и усидчивости. В этой работе мало провести простой анализ литературы, выявить проблему, важно разработать никем ранее не придуманный механизм, способ решения проблемы. На написание диссертационных проектов уходит несколько лет (3-4 года).

Порядок совместной работы диссертанта и научного руководителя

Диссертация – один из важнейших научных трудов, требующий особого внимания, терпения и усидчивости. В этой работе мало провести простой анализ литературы, выявить проблему, важно разработать никем ранее не придуманный механизм, способ решения проблемы. На написание диссертационных проектов уходит несколько лет (3-4 года).

Кто может быть научным руководителем диссертации?

Аспирант/соискатель должен выбрать научного руководителя, который будет контролировать ход выполнения индивидуального графика, давать рекомендации и наставления в части написания исследования.

Выбирая научного руководителя диссертации, обратите внимание на опыт педагогической деятельности, его портфолио (сколько диссертаций было защищено под его руководством и какие результаты были получены), его репутацию в научных кругах и пр.

Администрация ВУЗа не может назначить научным руководителем диссертанта простого (рядового) преподавателя. Кандидат на эту «должность» должен соответствовать конкретным требованиям:

– иметь за плечами ученую степень «доктор наук» (в отдельных случаях разрешается, чтобы ученая степень была «кандидат наук»), то есть опыт по защите диссертационных работ. Контролировать процесс написания столь серьезной работы может только эксперт, самостоятельно прошедший «все круги ада»;

– лицо должно разбираться в той области наук, в рамках которой соискатель выполняет диссертацию;

– иметь за плечами звание «доцент» или старший научный сотрудник», опыт педагогической деятельности.

Совместная работа диссертанта и научного руководителя – залог успеха

Соискатель ученой степени может начать тесное взаимодействие со своим научным руководителем еще на стадии выбора темы. Здесь «куратор» поможет ему определиться с уровнем сложности (насколько тема сложна и интересна, имеется ли достаточный объем доступных материалов по ней) и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Далее научный руководитель должен составить индивидуальный график обучения аспиранта. В этом документе будут указаны, когда и какие материалы он должен будет сдавать на проверку, проходить аттестацию и пр.

Соискатель должен составить план диссертации и согласовать его с научным руководителем. Наставник поможет откорректировать план, структуру работы, подскажет в каких разделах, что нужно рассмотреть, на какие источники информации лучше опираться и пр.

Основные функции научного руководителя

Чем же может помочь научный руководитель диссертанту, если выполнение исследования должно осуществляться соискателем самостоятельно? На самом деле, именно от научного руководителя (его опыта, знаний, профессиональных навыков) зависит качество диссертации.

Рассмотрим круг действий, которые осуществляет наставник от ВУЗа с помощью анализа его функций:

  1. Проводит консультации и отвечает на все возникающие вопросы авторов, аспирантов и пр.
  2. Контролирует ход выполнения индивидуального графика обучения. По итогам каждой аттестации научный руководитель должен уведомить деканат ВУЗа об успеваемости аспиранта. Он составляет отзыв о его работе и предлагает либо продолжить обучение, либо отчислить его за неуспеваемость. Данный критерий не относится к соискателям, так как они не обязаны посещать занятия в ВУЗе.
  3. Помогает аспиранту подобрать качественные, достоверные источники информации, дает рекомендации по их обработке и интерпретации в работе;
  4. Проверяет диссертацию, как частями, так и полностью, отмечая достоинства и недостатки;
  5. Оказывает помощью в подготовке к сдаче кандидатского минимума;
  6. Контроль в части прохождения педагогической практики;
  7. Проверяет и дает рекомендации по составлению автореферата, презентации к диссертации;
  8. Пишет отзыв на диссертацию, отмечая, с какими трудностями автор столкнулся, исследуемую проблему и ее особенности, достоинства и недостатки работы и пр.

Следует отметить, что научный руководитель не обязан присутствовать на защите диссертанта. В то же время его присутствие может послужить хорошей поддержкой для выпускника/соискателя.

Вывод

Таким образом, совместное «творчество» научного руководителя и диссертанта позволит последнему получить ученую степень, привнести вклад в развитие отрасли или науки. От профессиональной подготовки и компетентности наставника фактически зависит качество диссертации, а также успех на ее защите.

Научный интерес диссертанта и его куратора должен быть общим, единым, тогда этот «тандем» приведет к желаемому результату.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!