В любом важном научно-исследовательском проекте автору предстоит грамотно диагностировать и описать проблему, оценить текущее положение дел (следствие) и выработать оптимальное решение, способное разрешить все нюансы и привести к положительному исходу (избежать больших потерь). Но на самом деле важно не просто констатировать «уязвимое звено» и показать ее воздействие на объект, но и установить причинно-следственные связи.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Прежде чем решать какую-либо проблему, важно понять: почему она возникла, что спровоцировало такие изменения? Поэтому каждому автору предстоит провести целый комплекс действий и определить потенциальные или реальные первопричины негативных перемен и текущих событий. Согласитесь, ведь у каждого начала есть свое основание, причина, определенный толчок. Уже на этой почве у автора зарождаются определения предположения-гипотезы, которые он должен проверить. Ведь целесообразно лечить не симптом болезни, а первопричину.
Установление причинно-следственных связей в исследовании предполагает определение связей между конкретными событиями, результатами и определение степени воздействия каждого элемента или фактора в этой цепи на объект. Такой подход позволяет определить «самое слабое звено» и определить максимально эффективную траекторию по решению проблемы.
Анализ причинно-следственных связей можно представить, как уникальный метод исследования, применяемый в любой студенческой и научно-исследовательской работе.
Этапы установления причинно-следственных связей в НИР
Установить причинно-следственную связь бывает непросто, но очень важно. Поэтому мы подготовили инструкцию по реализации действия для констатации основных моментов:
- Анамнез: для начала автору необходимо собрать максимум информации относительно объекта исследования и/или по теме НИР. Притом важно изучать не только текущее положение дел, но и иметь на руках сведения за последние 3-5 лет для определения динамики, изменения, оценки принимаемых ранее решений и пр.
Миссия данного этапа – сбор и проверка информации на предмет актуальности, достоверности и обоснованности;
- Непосредственная оценка положения: на данной стадии целесообразно изучить общее положение дел в науке и на объекте, провести первичную диагностику «проблемных зон» и определить конкретную причину, которая в значительной степени ухудшает деятельность компании/объекта. Здесь же уместно сформировать общую характеристику объекта исследования, проанализировать основные технико-экономические показатели или провести анализ согласно описанной в теории методике для получения информации относительно действующих проблем и нюансов.
Основная задача данного этапа – осмыслить текущие процессы, определить динамику основных показателей и характер изменений, выделить первичный (явные) проблемные зоны. Здесь же целесообразно определить признаки изменений и симптомы проблемы (как она начала проявляться и на каком этапе).
- Определение доминирующего фактора-провокатора, негативных изменений и существенных признаков, свидетельствующих об ухудшении ситуации. Здесь целесообразно выделить наиболее яркие, сильные изменения показателей в худшую сторону (из ранее реализованной методики) и провести факторный анализ для констатации первопричин (какой показатель или элемент провоцирует ухудшение и почему). Притом проводить оценку необходимо в динамике. Главное – определить степень воздействия доминирующего фактора на следствие (текущий результат). Фактически результаты данного этапа позволят определить корректирующее направление: что следует изменять и как;
- Описание установленной причинно-следственной связи с констатацией фактов по схеме: первопричина – проблема – действия – следствие.
Далее на основе полученных результатов автор НИР вырабатывает план мероприятий по решению проблемы, где будет опираться на устранение первопричины (доминирующего фактора) и проверять выработанный механизм: прогнозирование результатов или их апробация.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методы установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах
Диагностика причинно-следственных связей сводится не просто к осмыслению и поиску ответа на вопрос: почему возникла проблема и как ее решить? Для проведения констатации первопричины необходимо разобраться в ситуации «от» и «до». Для этого авторы НИР и студенты применяют следующие простые, но эффективные приемы и методы.
Вариант №1. Метод сходств. Суть данного приема сводится к установлению схожих черт в одном и том же событии, но в разных временных периодах или условиях. Притом доминирующим фактором будет считаться именно схожий признак.
Например, один и тот же результат Р достигается при выполнении определённый условий: АВС, АВД, АЛТ. Во всех случаях сходство очевидно – условие А. Тогда можно предположить, что именно этот параметр является «провокатором».
Вариант №2. Метод различий. Для реализации данного сценария необходимо анализировать две ситуации со схожим или одинаковым результатом. Притом здесь важно установить, при каком действии в первой ситуации возникает явление, а во втором оно не происходит (то есть выявить различие). Если ситуации отличаются между собой только конкретным параметром и ли обстоятельством, то скорее всего он и есть первопричина.
Например, явление С появляется при выполнении комбинаций действий АВС и ВСВ. При второй комбинации результат достигается быстрее, но действия разнятся. Скорее всего, ухудшает или тормозит процесс условие А.
Вариант №3. Метод сопутствующих изменений или факторный анализ. Здесь главное расчленить масштабное событие на составные и взаимосвязанные звенья, а затем поочередно меняя их оценивать характер изменений. Данный прием чаще всего используется в технических, экономических, естественнонаучных исследованиях, где результат можно рассчитать на основе конкретной формулы.
Вариант №4. Эксперимент. Здесь исследователь реализует один и тот же опыт несколько раз. Если он допускает изменения в действиях, схемах и формулах, то обязательно должен их зафиксировать и отметить полученный результат, а затем оценить его характер. При реализации одного и того же эксперимента (по принципу «1 в 1») он перепроверяет достоверность результатов. Чаще всего такой прием реализуется в психологических, социологических и маркетинговых, педагогических исследованиях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принципы и роли причинно-следственных связей в исследовании
Определение причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах предполагает соблюдение простейших правил, которые гарантируют верность дальнейших суждений и решений:
- Актуальность и динамичность данных. Данный момент предполагают, что автору предстоит основательно оценивать текущее положение дел, то есть полагаться на актуальные (свежие, текущие) данные, а также сопоставлять их в динамике (с показателями предшествующих периодов, базовыми или нормативными данными);
- Достоверность. При констатации причин, следствий и связей важно использовать только подлинные и проверенные данные, официальные ресурсы, научную литературу, отчетность и пр. В противном случае все полученные результаты будут банальными домыслами и не более того.
- Связность. Анализ причинно-следственных связей призван показать связь между явлениями и процессами и определить, какое именно з них оказало негативное воздействие на объект и результат. Без связи между событиями понять первопричину не удастся.
- Объективность. При оценке ситуации автор НИР не должен быть прямо заинтересован в исходе событий. Важно учитывать всевозможные факторы и события, оценивать их доступными способами.
- Аргументированность. Все выводы автора по результатам причинно-следственного и факторного анализа должны быть обоснованными и базироваться на конкретных фактах: расчеты, результаты сравнительного анализа и т.д.
Роль установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах велика, так как именно установление первопричины способствует выработке эффективного и оптимального (по срокам, действиям и пр.) мероприятиям по решению проблемы. Притом автору удастся устранить не симптом, а именно «корень зла», гарантировав оптимизацию, улучшение ситуации и минимизировав аналогичный рецидив (повторение).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Оформление процесса установления причинно-следственных связей в НИР
Сам по себе алгоритм констатации провоцирующего фактора и первопричины, спровоцировавшей ухудшение ситуации, раскрывается на протяжении всей работы, начиная с теории – где описывается общая методика исследования, и заканчивая практикой – где она поэтапно реализуется с углублением в отдельные моменты.
Самый оптимальный вариант оформления данного исследовательского процесса – это использование графических и табличных данных с анализом материалов, отраженных в них.
Также допускается для установления общей картины использовать диаграмму Ишикавы (Исикавы), которая отразит конечный результат (следствие), основные факторы и «подфакторы». Далее, их анализ позволит выявить доминант и определить стратегию и тактику по решению проблемы.
Аналитика и процесс выявления причинно-следственных связей строится на вышеописанных методах и приемах, аналитике и грамотной формулировке полученных результатов с учетом принципа научной аргументации: полученные результаты должны быть оценены с научной и практической точек зрения.
Конечное выделение причинно-следственной связи должно быть сформулировано в выводах по главе и заключении по схеме: первопричина – проблема (причина) – действия – следствие – план мероприятий по решению проблемы – оценка результатов.
Общее оформление процесса должно соответствовать типичными ГОСТам и параметрам при выполнении курсовых, дипломных, диссертационных работ и НИР, специфическим требованиям отрасли (чертежи, расчеты, программы, документация и пр.).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!