Порядок установления причинно-следственных связей в научных работах

В любом важном научно-исследовательском проекте автору предстоит грамотно диагностировать и описать проблему, оценить текущее положение дел (следствие) и выработать оптимальное решение, способное разрешить все нюансы и привести к положительному исходу (избежать больших потерь). Но на самом деле важно не просто констатировать «уязвимое звено» и показать ее воздействие на объект, но и установить причинно-следственные связи.

Порядок установления причинно-следственных связей в научных работах
В любом важном научно-исследовательском проекте автору предстоит грамотно диагностировать и описать проблему, оценить текущее положение дел (следствие) и выработать оптимальное решение, способное разрешить все нюансы и привести к положительному исходу (избежать больших потерь). Но на самом деле важно не просто констатировать «уязвимое звено» и показать ее воздействие на объект, но и установить причинно-следственные связи.

Что это такое?

Прежде чем решать какую-либо проблему, важно понять: почему она возникла, что спровоцировало такие изменения? Поэтому каждому автору предстоит провести целый комплекс действий и определить потенциальные или реальные первопричины негативных перемен и текущих событий. Согласитесь, ведь у каждого начала есть свое основание, причина, определенный толчок. Уже на этой почве у автора зарождаются определения предположения-гипотезы, которые он должен проверить. Ведь целесообразно лечить не симптом болезни, а первопричину.

Установление причинно-следственных связей в исследовании предполагает определение связей между конкретными событиями, результатами и определение степени воздействия каждого элемента или фактора в этой цепи на объект. Такой подход позволяет определить «самое слабое звено» и определить максимально эффективную траекторию по решению проблемы.

Сущность причинно-следственной связи
Сущность причинно-следственной связи

Анализ причинно-следственных связей можно представить, как уникальный метод исследования, применяемый в любой студенческой и научно-исследовательской работе.

Этапы установления причинно-следственных связей в НИР

Установить причинно-следственную связь бывает непросто, но очень важно. Поэтому мы подготовили инструкцию по реализации действия для констатации основных моментов:

Миссия данного этапа сбор и проверка информации на предмет актуальности, достоверности и обоснованности;

  • Непосредственная оценка положения: на данной стадии целесообразно изучить общее положение дел в науке и на объекте, провести первичную диагностику «проблемных зон» и определить конкретную причину, которая в значительной степени ухудшает деятельность компании/объекта. Здесь же уместно сформировать общую характеристику объекта исследования, проанализировать основные технико-экономические показатели или провести анализ согласно описанной в теории методике для получения информации относительно действующих проблем и нюансов.

Основная задача данного этапа – осмыслить текущие процессы, определить динамику основных показателей и характер изменений, выделить первичный (явные) проблемные зоны. Здесь же целесообразно определить признаки изменений и симптомы проблемы (как она начала проявляться и на каком этапе).

Схема определения причинно-следственных связей в студенческих и научных работах
Схема определения причинно-следственных связей в студенческих и научных работах
  • Определение доминирующего фактора-провокатора, негативных изменений и существенных признаков, свидетельствующих об ухудшении ситуации. Здесь целесообразно выделить наиболее яркие, сильные изменения показателей в худшую сторону (из ранее реализованной методики) и провести факторный анализ для констатации первопричин (какой показатель или элемент провоцирует ухудшение и почему). Притом проводить оценку необходимо в динамике. Главное – определить степень воздействия доминирующего фактора на следствие (текущий результат). Фактически результаты данного этапа позволят определить корректирующее направление: что следует изменять и как;
  • Описание установленной причинно-следственной связи с констатацией фактов по схеме: первопричина – проблема – действия – следствие.

Далее на основе полученных результатов автор НИР вырабатывает план мероприятий по решению проблемы, где будет опираться на устранение первопричины (доминирующего фактора) и проверять выработанный механизм: прогнозирование результатов или их апробация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методы установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах

Диагностика причинно-следственных связей сводится не просто к осмыслению и поиску ответа на вопрос: почему возникла проблема и как ее решить? Для проведения констатации первопричины необходимо разобраться в ситуации «от» и «до». Для этого авторы НИР и студенты применяют следующие простые, но эффективные приемы и методы.

Вариант №1. Метод сходств. Суть данного приема сводится к установлению схожих черт в одном и том же событии, но в разных временных периодах или условиях. Притом доминирующим фактором будет считаться именно схожий признак.

Например, один и тот же результат Р достигается при выполнении определённый условий: АВС, АВД, АЛТ. Во всех случаях сходство очевидно – условие А. Тогда можно предположить, что именно этот параметр является «провокатором».

Вариант №2. Метод различий. Для реализации данного сценария необходимо анализировать две ситуации со схожим или одинаковым результатом. Притом здесь важно установить, при каком действии в первой ситуации возникает явление, а во втором оно не происходит (то есть выявить различие). Если ситуации отличаются между собой только конкретным параметром и ли обстоятельством, то скорее всего он и есть первопричина.

Например, явление С появляется при выполнении комбинаций действий АВС и ВСВ. При второй комбинации результат достигается быстрее, но действия разнятся. Скорее всего, ухудшает или тормозит процесс условие А.

Вариант №3. Метод сопутствующих изменений или факторный анализ. Здесь главное расчленить масштабное событие на составные и взаимосвязанные звенья, а затем поочередно меняя их оценивать характер изменений. Данный прием чаще всего используется в технических, экономических, естественнонаучных исследованиях, где результат можно рассчитать на основе конкретной формулы.

Вариант №4. Эксперимент. Здесь исследователь реализует один и тот же опыт несколько раз. Если он допускает изменения в действиях, схемах и формулах, то обязательно должен их зафиксировать и отметить полученный результат, а затем оценить его характер. При реализации одного и того же эксперимента (по принципу «1 в 1») он перепроверяет достоверность результатов. Чаще всего такой прием реализуется в психологических, социологических и маркетинговых, педагогических исследованиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Принципы и роли причинно-следственных связей в исследовании

Определение причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах предполагает соблюдение простейших правил, которые гарантируют верность дальнейших суждений и решений:

Основные функции причинно-следственных связей в НИР
Основные функции причинно-следственных связей в НИР
  • Актуальность и динамичность данных. Данный момент предполагают, что автору предстоит основательно оценивать текущее положение дел, то есть полагаться на актуальные (свежие, текущие) данные, а также сопоставлять их в динамике (с показателями предшествующих периодов, базовыми или нормативными данными);
  • Достоверность. При констатации причин, следствий и связей важно использовать только подлинные и проверенные данные, официальные ресурсы, научную литературу, отчетность и пр. В противном случае все полученные результаты будут банальными домыслами и не более того.
  • Связность. Анализ причинно-следственных связей призван показать связь между явлениями и процессами и определить, какое именно з них оказало негативное воздействие на объект и результат. Без связи между событиями понять первопричину не удастся.
  • Объективность. При оценке ситуации автор НИР не должен быть прямо заинтересован в исходе событий. Важно учитывать всевозможные факторы и события, оценивать их доступными способами.
  • Аргументированность. Все выводы автора по результатам причинно-следственного и факторного анализа должны быть обоснованными и базироваться на конкретных фактах: расчеты, результаты сравнительного анализа и т.д.

Роль установления причинно-следственных связей в студенческих и научно-исследовательских работах велика, так как именно установление первопричины способствует выработке эффективного и оптимального (по срокам, действиям и пр.) мероприятиям по решению проблемы. Притом автору удастся устранить не симптом, а именно «корень зла», гарантировав оптимизацию, улучшение ситуации и минимизировав аналогичный рецидив (повторение).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оформление процесса установления причинно-следственных связей в НИР

Сам по себе алгоритм констатации провоцирующего фактора и первопричины, спровоцировавшей ухудшение ситуации, раскрывается на протяжении всей работы, начиная с теории – где описывается общая методика исследования, и заканчивая практикой – где она поэтапно реализуется с углублением в отдельные моменты.

Самый оптимальный вариант оформления данного исследовательского процесса – это использование графических и табличных данных с анализом материалов, отраженных в них.

Как схематически оформить причинно-следственные связи?
Как схематически оформить причинно-следственные связи?

Также допускается для установления общей картины использовать диаграмму Ишикавы (Исикавы), которая отразит конечный результат (следствие), основные факторы и «подфакторы». Далее, их анализ позволит выявить доминант и определить стратегию и тактику по решению проблемы.

Аналитика и процесс выявления причинно-следственных связей строится на вышеописанных методах и приемах, аналитике и грамотной формулировке полученных результатов с учетом принципа научной аргументации: полученные результаты должны быть оценены с научной и практической точек зрения.

Конечное выделение причинно-следственной связи должно быть сформулировано в выводах по главе и заключении по схеме: первопричина – проблема (причина) – действия – следствие – план мероприятий по решению проблемы – оценка результатов.

Общее оформление процесса должно соответствовать типичными ГОСТам и параметрам при выполнении курсовых, дипломных, диссертационных работ и НИР, специфическим требованиям отрасли (чертежи, расчеты, программы, документация и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *