Современная система высшего образования нацелена на подготовку квалифицированных и готовых к трудовым будням специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи достойно и эффективно. Обучение студентов разделено на два важных блока: теоретический и практический. На долю первого приходится преимущественная часть – более 75%, что является серьезным минусом. Низкий процент (25%) практики не позволяет ВУЗам выпустить дипломированных экспертов, которые не требуют стажировки или переобучения. Поэтому у многих «новичков» нередко возникают проблемы при трудоустройстве в рамках освоенной специализации.
Образовательная программа по любому направлению предполагает обязательное прохождение практики. Она отнимет около 3-4 недель. За это время студенты должны проникнуться новой атмосферой, понять суть и необходимость специалиста, условия работы, а также попытаться научиться «работать в жизни», пользоваться полученным багажом знаний.
Практика в процессе профессиональной подготовке в ВУЗе
Миссия практики очевидна – студент должен научиться применять полученный опыт и знания в жизни (притом как в повседневной, так и профессиональной). В период прохождения практики учащиеся осознают, куда они попали, в качестве кого, что им предстоит делать, и учатся, как это все реализовывать под контролем уже практикующего эксперта. Подобная система наставничества нередко действует в период стажировки при трудоустройстве и зарекомендовала себя вполне достойно!
Выделяют три вида практики, каждая из которых имеет свою цель:
- Учебная, призванная «ввести» практикантов в курс дела и специальность. Здесь студенты впервые попадают в реальные трудовые условия, оценивают ситуацию, правила работы (график, задания и пр.), анализируют деятельность практикующих специалистов, выполняют мелкие поручения куратора (серьезные задачи им пока не доверят из-за слабой подготовки), а также реализовывают задание от кафедры (оно чаще всего носит аналитический характер). Учебная практика начинается со второго курса обучения в СУЗе или ВУЗе, по мере получения общей программы и первых базовых знаний по профессии.
- Производственная. Эта разновидность практической подготовки студентов ВУЗов предполагает более серьезный этап становления. Здесь также за практикантом прикрепляется куратор на предприятии, но он уже поручает подопечному реализацию конкретных профессиональных задач. Студент третьего курса уже должен обладать определёнными компетенциями по профессии, обретать и/или совершенствовать их в деле (но строго под контролем!). Миссия этого этапа – развить и закрепить прямые профессиональные обязанности и навыки у молодого специалиста. Производственная практика считается «полусамостоятельным» этапом подготовки, когда практикант может выполнять конкретные задачи с учетом собственных возможностей и подготовки, обращаться за помощью к наставнику.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Преддипломная. Эта разновидность практической подготовки действует на последнем курсе (до написания ВКР). Здесь практикант считается уже полноценным специалистом, который успешно преодолел учебную программу и владеет всеми необходимыми данными для работы. Миссия практики заключается в закреплении уже полученных умений и знаний, умелом их использовании в каждой конкретной ситуации, решении сложных задач, а также пополнении информационной базы для ВКР.
Весь образовательный процесс в ВУЗе предполагает последовательное изучение дисциплин по принципу «от простого к сложному». Прохождение практики (всех трех разновидностей) позволяет привить учащимся профессиональные навыки и развить определенные качества поэтапно, закрепив каждый из них. Такой подход гарантирует высокое качество обучения и профподготовки молодых специалистов.
По окончании практики каждый студент должен сформировать и защитить соответствующий отчет.
Особенности написания отчета по практике
Независимо от разновидности и продолжительности практики, чтобы данный этап подготовки был засчитан и успешно преодолен, практиканту предстоит выполнить непростую миссию: «запечатлеть» все увиденное и проделанное им документально, показать, чем и как он занимался вне ВУЗа, описать обретенные им новшества и пр.
Отчет по практике обладает определенной структурой. В нем должны присутствовать следующие разделы:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение. В этой части целесообразно кратко охарактеризовать этап подготовки: для чего нужна практика, ее продолжительность, основные задачи (поставленные перед практикантом со стороны Вуза и предприятия), основные инструменты, миссия и пр. Как правило, основные данные для вводной части предоставлены в методических рекомендациях.
- Основная часть. Этот раздел призван подчеркнуть готовность студента к самостоятельной работе. Важно грамотно разбить текст на главы и подпункты, всесторонне описать «трудовую деятельность», показать умение выполнять намеченные цели и задачи. Целесообразно разбить материал на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части достаточно кратко описать деятельность предприятия: чем оно занимается, как долго действует, основные виды деятельности, масштабы, конкуренты, проанализировать организационную и производственную структуры и пр. Практическая часть предполагает проведение тотального анализа объекта с выполнением различных расчетов, графиков. Здесь же целесообразно оформить выполнение «индивидуального задания от кафедры».
- Заключение. Данный раздел призван подвести итог всего мероприятия. Здесь важно отметить именно «практический результат»: чему научился студент, какие задания и задачи выполнял, как справился с намеченными целями, индивидуальным заданием, с какими трудностями столкнулся и как их разрешил и пр. Важно, чтобы цель практики (с учетом ее вида) была достигнута.
- Список литературы. Здесь важно привести все источники и информации, которыми пользовался практикант. Ими могут быть всевозможные справки из отделов, устав организации, отчеты, финансовая и бухгалтерская отчетность и пр. Важно не просто их перечислить, но и прикрепить к отчету в виде приложений.
- Приложения.
Отчет по практике в зависимости от ее разновидности будет иметь свои особенности. Учебная практика предполагает общий анализ ситуации и обстановки, выполнение простейших аналитических задач и их оформление. На этапе производственной подготовки специалиста отмечается самостоятельная работа, выполнение расчетов и анализа конкретной стороны или ситуации, решение реальных задач и их документальное сопровождение. Преддипломная практика призвана продемонстрировать готовность молодого специалиста: умение работать с большим объемом информации, принимать решения с учетом факторов и обстоятельств, работать в режиме многозадачности, следовать четким регламентам и стандартам и пр.
Одним из важнейших сопутствующих документов, прилагаемых к отчету о практике, является характеристика (от куратора предприятия), которая призвана подчеркнуть личностные и профессиональные качества практиканта, его навыки, работу и подготовку, развитие, а также подтвердить грамотное выполнение отчета и всех описанных им действий, компетенций.
Основные этапы выполнения отчета по практике
Отчет по практике – формальный документ, призванный отразить основные виды деятельности и результаты действий практиканта. В процессе его формирования можно выделить три основных этапа: подготовительный, основной, оформительный.
Подготовительная стадия предполагает реализацию следующих действий:
- Знакомство с методическими рекомендациями;
- Уточнение нюансов в ВУЗе: продолжительность практики, что им необходимо делать, получение индивидуального задания от кафедры и пр.
- Конкретизация полномочий на объекте (базе практики, предприятии).
Здесь важно понять цель мероприятия, сформировать план отчета и план действий (что нужно собрать, как и где, для чего, что делать с информацией и пр.). Все ключевые моменты и постулаты отражены в методических рекомендациях. Поэтому сначала нужно досконально изучить их, а затем приступить к планированию деятельности.
Основной этап предполагает реальную работу студента, которая заключается в реализации двух видов мероприятий:
- Выполнение основных целей и задач согласно методическим рекомендациям, то есть формальный подход: сбор данных для написания отчета, проведение расчетов и анализ ситуации и пр.
- Выполнение поручений куратора от предприятия с целью обретения реальных профессиональных качеств и навыков.
Фактически во врем практики студен должен параллельно заниматься, как выполнением формального задания, так и решением реальных задач. Здесь важно собрать максимум информации об объекте исследования, грамотно проанализировать его деятельность с учетом намеченных целей, задач, заданий, описать результаты исследования в выводах. Облегчит задачу грамотно сформированный план отчета и план мероприятий (что и где собирать, какая информация пригодится, а что следует опустить и пр.).
Оформительная часть предполагает систематизацию данных и их интерпретацию с учетом предъявленных требований: объем, текст, графические материалы, структура и содержание отчета и пр.
Стандартными требованиями, предъявляемыми к отчету по практике, являются: структура (план), текст (шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, поля страницы, отступ, ссылки и сноски и пр.), графические материалы (расположение, наименование, нумерация), объем проекта (в среднем достигает 25 страниц).
При возникновении проблем, связанных с формированием отчета по практике, можно обратиться за помощью к экспертам ОЦ Дисхелп. Наша команда готова помочь студентам всех направлений подготовки. У нас трудятся высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы в самых разных отраслях. Мы гарантируем высокое качество работ. Грамотность, безопасность сделки и индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!