Правила и формы взаимодействия преподавателя и студента

В процессе обучения студенты доминирующую часть времени проводят в одном и том же окружении: среди одногруппников и преподавателей. Немаловажную роль в профессиональном становлении будущих дипломантов играют взаимоотношения педагога и учащегося. Сегодня мы расскажем о существующих вариантах взаимодействия упомянутых лиц.

Правила и формы взаимодействия преподавателя и студента
В процессе обучения студенты доминирующую часть времени проводят в одном и том же окружении: среди одногруппников и преподавателей. Немаловажную роль в профессиональном становлении будущих дипломантов играют взаимоотношения педагога и учащегося. Сегодня мы расскажем о существующих вариантах взаимодействия упомянутых лиц.

Формальный контакт преподавателя и студента

Поступая в колледж или университет, индивид обретает гордый статус – студент, получая вместе с ним соответствующие права и обязанности. Но помимо этого, в рамках нового учебного процесса ему предстоит тесно сотрудничать с преподавателями.

Общение студента и педагога в стенах суза или вуза относится к формальному контакту. Данный вариант предполагает обязательное или вынужденное общение квалифицированного специалиста с учащимися с целью передачи им знания в рамках заявленных дисциплин, а также содействия в развитии профессиональных и личностных качеств, достаточных для работы в конкретной отрасли, на определенной должности и пр.

Формальное взаимодействие педагогов и студентов можно отметить в рамках следующих видов деятельности.

Первый вариант – работа на учебном занятии. В данном случае взаимодействие преподавателя и слушателей предполагает, что лектор или организатор семинара заинтересует учащихся темой, поможет в ней разобраться, а целевая аудитория – будет задавать вопросы, выполнять задания и активно работать.

Особенности взаимодействия педагога и студента
Особенности взаимодействия педагога и студента

В рамках данного сценария наблюдается взаимодействие в рамках следующих схем:

  • Лектор освещает тему, а студенты формируют тезисный или подробный конспект для построения, усвоения и закрепления;
  • Преподаватель опрашивает студентов, проверяя готовность домашнего задания, а студенты – отвечают
  • Педагог развивает дискуссию по теме занятия с целью расширения кругозора, развития аналитических навыков и пр.;
  • Научный работник выдает задания к исполнению, помогая преодолеть трудности, разъясняя особенности и специфику моментов. Помимо этого, он проверяет ход выполнения и результаты работы студентов, выделяя ошибки;
  • Координирует действия учащихся по ходу учебной деятельности, направляя на верный путь;
  • Содействует саморазвитию студентов посредством подбора тематической или предметной литературы для углубленного изучения, развития определенных навыков и пр.

То есть взаимодействие преподавателя и студентов во время учебного занятия сводится к беседе, дискуссии, а также выполнению практических заданий, где педагог – координирует действия и помогает получить конкретный результат, а студент следует обозначенной траектории.

Важно отметить, что нередко преподаватели-предметники выдвигают ряд дополнительных требований к студентам. В этом случае отношения могут быть более напряженными или сложными, но не выходящими за рамки общих правил. Например, для допуска к зачету или экзамену по предмету преподаватель может потребовать предъявить конспекты всех лекционных тем, отработать все пропуски независимо от причины и пр.

Второй вариант взаимодействия – проектная деятельность. В этом случае преподаватель превращается в научного руководителя, который помогает подопечному в проведении научного исследования или выполнении конкретных действий, исследовании темы и проверяет полученные результаты. В данном случае педагог лишь координирует и контролирует ход выполнения и оценивает полученные результаты, дает рекомендации относительно совершенствования и пр.

У автора студенческой работы в рамках подобного взаимодействия возникает масса дополнительных прав и обязанностей:

  • Он самостоятельно выбирает тему исследования, но утверждает ее с научным руководителем. Уже на данном этапе отмечается тесный контакт учащегося и наставника;
  • Автор самостоятельно продумывает ход исследования, проектирует и планирует его, а затем согласует и утверждает план работы у научного руководителя;
  • Студент лично выполняет проект, оформляет полученные результаты с учетом действующих требований в строго обозначенные сроки. Педагог на протяжении всего этого процесса координирует и контролирует действия подопечного, периодически проверяет подготовленные фрагменты, отмечает замечания и дает рекомендации по их устранению;
  • Исследователь готовит проект к защите путем оформления вспомогательных документов – презентации, макетов, схем и пр. Научный руководитель принимает работу и оценивает его.

Таким образом, в рамках проектной деятельности взаимодействие педагога и студента сводится к тому, что автор самостоятельно проводит исследование, а в случае возникновения вопросов и проблем, может обратиться за советом к научному руководителю. В данном случае контакт педагога и учащегося сводится к обсуждению хода исследования в рамках заявленной темы и контролю за ходом реализации НИР.

Виды совместной проектной деятельности педагога и студента
Виды совместной проектной деятельности педагога и студента

Результаты проектной деятельности и рассматриваемого типа контакта позволяет развить у студента самостоятельность, навыки по работе с информацией в рамках обозначенных тематических и формальных границ, а также углублять знания в рамках предмета и темы, расширяя тем самым профессиональный кругозор. Миссия преподавателя в данном случае сводится к корректному и правильному направлению подопечного: консультирование по возникающим вопросам, указание замечаний (уязвимых мест), содействие в подборе литературы для более тщательного изучения и пр.

Третий вариант взаимодействия педагога и студента – наставническая или консультационная деятельность. В данном случае речь идет не об обязательной проектной деятельности, а больше дополнительном развитии учащихся посредством привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, дополнительной активности внеурочного планам. Чаще всего педагоги стараются заинтересовать студентов участием в различных мероприятиях и развитием академической карьеры. Студенты же выбирают нишу, исходя из собственных интересов, талантов и желаний.

То есть в данном случае взаимодействие научного работника и студента будет сугубо добровольным и инициативным, а самое главное – замотивированным. Согласитесь, что выполнять задание, которое интересно и привлекательно, легче!

Суть такого контакта состоит в следующем:

  • Преподаватель продолжает содействовать углублению знаний и навыков студента в рамках конкретной научной плоскости или вида деятельности, темы, предмета, а студент – развивает сильные стороны, полагаясь на собственные интересы и возможности;
  • Педагог мотивирует подопечного к участию в различных мероприятиях: научные конференции, конкурсы, олимпиады, гранты и пр., обретая навык консультанта и пополняя собственную копилку соавторством. В этом случае студент пополняет собственное портфолио новыми достижениями, а педагог – отмечает это в своей копилке, что облегчает процесс построения научной карьеры;
  • Студент вырабатывает навыки проведения исследования или участия в различных состязаниях, тренируя при этом собственную наблюдательность, подготовку, ораторские способности и пр.

Таким образом, сотрудничество педагога и учащегося в рамках консультаций, наставничества предполагает совместную работу над определенным делом, где студент – учится и совершенствуется, а педагог – самореализуется в подопечном, а победа – делится на двоих.

Успех оказывается более высоким, если отношения наставника и подопечного более дружественные, доверительные, мягкие, но не выходящие за формальные и культурные рамки.

Четвертый вариант взаимодействия преподавателя и студента – аттестационный. В этом случае студенту предстоит продемонстрировать, чему он научился, что знает и владеет, а педагог – оценит по достоинству испытуемого, а также сможет оценить качество своей работы (сумел ли он донести до подоплечного суть, развить в нем необходимые навыки и качества и пр.).

Виды взаимодействия педагога и студента во время аттестации
Виды взаимодействия педагога и студента во время аттестации

Данный вариант взаимодействия самый важный и сложный. Во-первых, студенты боятся сессии, как огня, а преподаватели не любят этот период за нервность и напряжённость (ведь за ними начинают бегать учащиеся для отработки долгов и получения допуска к экзамену).

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что в основе взаимодействия преподавателя и студента лежит диалог, где педагог – разъясняет и консультирует учащегося, а второй – вникает, внимает и пользуется новообретенными знаниями и навыками.

Неформальное взаимодействие педагога и студента

Помимо учебного процесса, преподаватели и студенты также могут взаимодействовать в неформальной обстановке. В этом случае их деятельность может быть связана как с освоением учебной программы, так и сторонними делами.

Неформальное общение педагога и учащегося может проходить в следующих вариантах:

  • Случайная встреча в общественном месте и банальная поддерживающая беседа;
  • Внеурочная деятельность, дополнительные занятия: тьюторство, репетиторство, наставничество и пр.;
  • Совместное участие в проектной деятельности вне учебного процесса: конкурсы, творческие проекты, неформальные мероприятия и встречи и пр.;
  • Спортивные соревнования между преподавателями и студентами, игровая деятельность и пр.

Неформальное взаимодействие студентов и педагогов чаще всего проходит на нейтральной территории или не затрагивает учебный процесс. В данном случае они могут оказаться в одной лодке ли по разные стороны баррикад (соперниками). Подобное взаимодействие снижает уровень напряженности и недопониманий между рассматриваемыми категориями лиц, позволяя установить более доверительный контакт.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Правила эффективного взаимодействия преподавателя и студента

Независимо от типа сотрудничества между педагогом и студентом (формальный ил неформальный), важно придерживаться классических правил общения.

Принципы эффективных взаимоотношений педагога и студента
Принципы эффективных взаимоотношений педагога и студента

Во-первых, каждая из сторон должна уважительно относиться к собеседнику. Недопустимы оскорбления, несоблюдение субординации, простейших правил культуры и этикета. Важно обращаться к собеседнику на Вы, выражаться с учетом требований цезуры, грамотно и вежливо.

Во-вторых, необходимо четко понимать границы допустимого взаимодействия. Не стоит звонить педагогу среди ночи, чтобы уточнить те или иные моменты по НИР. Важно понимать границы общения и следовать этикету.

В-третьих, взаимодействие преподавателя и студентам будет выгодным при грамотной мотивации каждой из сторон. Только при наличии явных преимуществ и достоинств, плюсов от совместной работы результаты будут впечатляющими. Для этого важно понимать, что принесет сотрудничество каждой из сторон.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!