Правила, порядок разработки дидактических тестов

Образовательный процесс предполагает изложение педагогом новой для учащихся информации по конкретной дисциплине и теме, развитие и воспитание школьников и студентов. Одним из обязательных элементов учебной программы является проверка пройденного курса. Она может проходить в разных формах: опрос, контрольная или самостоятельная работа, тестирование и пр. В любом случае проверка полученных знаний и умений должна проходить согласно плану. Для этого разрабатываются дидактические материалы.

Правила и порядок разработки дидактических тестов
Образовательный процесс предполагает изложение педагогом новой для учащихся информации по конкретной дисциплине и теме, развитие и воспитание школьников и студентов. Одним из обязательных элементов учебной программы является проверка пройденного курса. Она может проходить в разных формах: опрос, контрольная или самостоятельная работа, тестирование и пр. В любом случае проверка полученных знаний и умений должна проходить согласно плану. Для этого разрабатываются дидактические материалы.

Что такое дидактический тест?

Дидактические тесты представляют собой тестовые задания, предназначенные для проверки степени усвоения пройденного материала (определенной темы или модуля) и определения достижений учащихся: насколько хорошо они разобрались в теме, что им дается легче или сложнее, какие проблемы (пробелы в знаниях) имеются.

Что такое дидактический тест?
Понятие дидактического теста

Дидактические тесты – это контрольное задание в форме теста. Задания могут быть самыми разными: соотнести термин и определение (его расшифровку), выбрать из предложенных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос, написать ответ к задаче (ход решения указывать не нужно) и пр. Необходимо, чтобы в тесте содержались как теоретические, так и практические задания. Теоретические упражнения предполагают ответ на вопрос, а практические – решение определенных задач, выполнение конкретных действий для получения ответа.

Использование данной формы контроля знаний и умений позволяет оценить успехи учащихся по количественной шкале: чем больше правильных ответов, тем выше итоговая оценка.

Структура и содержание дидактического теста

Дидактические тесты должны учитывать пройденный курс и затрагивать определенные моменты дисциплины: модуль или конкретную тему. Поэтому тестирование должно иметь заглавие, отражающие «спектр действия»: определенная тема или несколько тем, дисциплина, категория учащихся (класс или возраст) и пр.

Следом за заглавием должны быть пояснения, затрагивающие правила прохождения теста: что нужно делать, в какой последовательности, сколько времени продлится контроль и пр.

Структура дидактического текста
Из чего состоит дидактический тест и как его разработать?

Ниже размещаются непосредственно задания. Важно, чтобы они были разного уровня сложности и затрагивали исключительно те разделы и моменты, которые освящались на занятиях. Также допустимо включение в тест упражнений для проверки самостоятельной работы учащихся (вопросов, порученных на самостоятельное изучение).

Важно, чтобы педагог располагал правильными ответами к каждому вопросу. Чтобы проверка рубежа была легкой и заключалась в банальном сравнении ответов учащихся и готового верного ответа.

Шкала оценки – это финальный рубеж, который заключается в сопоставлении количества верных ответов с определенной шкалой. Преподаватель должен заранее продумать, сколько верных заданий должно быть выполнено для получения каждой отметки, определить допустимый диапазон.

Специфика разработки дидактических материалов и тестов

Если дисциплина предполагает не только знание теоретического багажа, но и получение определенных навыков (решение задач, построение графиков и пр.), то важно, чтобы тестирование позволяло полноценно оценить весь пройденный курс. Поэтому при разработке заданий важно учитывать особенности предмета, пройденного модуля или темы.

Заниматься планированием и разработкой дидактического теста должен только квалифицированный педагог, который в курсе: что изучили дети, как проходили занятия и пр. Доверять данное дело возможно только проверенным экспертам (например, Дисхелп!), имеющим представление и опыт в выполнении подобных поручений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Задания в тесте не должны быть однотипными или слишком запутанными. Вопросы излагаются простым и понятным для ребенка языком. Возможно повышение уровня сложности (задания), но его формулировка должна быть четкой и ясной.

Количество верных ответов к упражнению рекомендуется делать 1, но в некоторых случаях допустимо использовать несколько верных вариантов ответа. Об этом должно быть сказано в задании или озвучено непосредственно перед тестированием.

К дидактическому тесту предъявляются определенные требования со стороны Минобразования. К их числу относят:

Какими должны быть дидактические тесты?
Требования к дидактическим тестам
  • Дидактические тесты строятся в отношении объемных тем или модулей, охватывают большой объем пройденной информации. Притом важным условием является то, что учащиеся должны их изучить, пройти совместно с педагогом, и только потом проходить тестирование. Фактически тест должен проверить пройденный курс обучения;
  • Планирование теста должно способствовать не только проверке знаний школьников и студентов, но и дальнейшему планированию обучения (при необходимости допустимо корректировка учебной программы для устранения пробелов, разъяснения проблемных моментов);

Важно отметить, что дидактические тесты считаются самыми объективными и надежными вариантами проверки знаний и навыков учащихся. Если на контрольной работе студенты могут пользоваться шпаргалками, то тестирование данную возможность перечеркивает. Ученики должны знать тему/модуль и правильно выбрать нужный ответ, исходя из знаний и представлений, логического размышления. Шпаргалки в этом деле бесполезны.

О проведении дидактического теста учащихся информируют заранее, чтобы они могли вспомнить пройденное и подготовиться.

Образец дидактического теста

Аннотация дидактического теста
Как выглядит дидактический тест?
Инструкция по выполнению дидактического теста
Инструкция для студентов по выполнению теста
Образец теста
Пример дидактического теста
Пример дидактического теста
Образец дидактического теста
Тестовые задания
Как выглядят задания в тесте?
Бланк для ответов
Куда вписывать ответы на вопросы?

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Правила, порядок разработки дидактических тестов”

  • В свое время проходила практику в школе, и там учителя давали готовые планы уроков, все необходимые материалы. Но когда начала сама работать учителем, то столкнулась с серьезной проблемой – не умела правильно подбирать и разрабатывать дидактические материалы. В статье все подробно и понятно расписано. Думаю, она будет очень полезна начинающим педагогам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *