Правила информационной ориентации в самых разных ситуациях: проектная деятельность, экзамен, выступление или дискуссия и пр.

Каждый человек ежедневно обменивается той или иной информацией: случайно, целенаправленно, спонтанно и пр. С каждым словом он передает не только суть, но и заряд энергии. Но для студента быстро и правильно ориентироваться в информационном поле – секрет успеха и залог выживания в любой ситуации. Сегодня мы расскажем о базовых принципах информационной ориентации и опишет самые популярные техники на все случаи жизни для универсантов и аспирантов.

Правила информационной ориентации в самых разных ситуациях: проектная деятельность, экзамен, выступление или дискуссия и пр.

Каждый человек ежедневно обменивается той или иной информацией: случайно, целенаправленно, спонтанно и пр. С каждым словом он передает не только суть, но и заряд энергии. Но для студента быстро и правильно ориентироваться в информационном поле – секрет успеха и залог выживания в любой ситуации. Сегодня мы расскажем о базовых принципах информационной ориентации и опишет самые популярные техники на все случаи жизни для универсантов и аспирантов.

Понятие и функции информационной ориентации

Студенты и аспиранты чаще всего сталкиваются с необходимостью работать с большим объемом разнообразной информации. Притом такая работа сводиться не просто к вычитке, но и проверке качества ресурсов, уместности и возможностей по их употреблению. Пользователям и исследователям в ходе обучения и проведения НИР приходится работать с научными статьями и работами, интернет-ресурсами, блогами и форумами и пр. Изученные ими материалы пригождаются не единожды.

Умение оперативно вспоминать и пользоваться пройденным материалом называется информационной ориентацией. Данный навык не является врожденным, а скорее приобретенным. Притом, чем больше и чаще работать с первоисточниками, тем быстрее развивается соответствующее умение и или быстрее совершенствуется соответствующий навык.

Базовые ориентиры студента при подготовке к дискуссии
Базовые ориентиры студента при подготовке к дискуссии

Рассматриваемая парадигма затрагивает не только теоретические аспекты. Пользователю предстоит научиться грамотно описывать практические техники, инструментарий, действия и полученный результат.

Среди основных функций информационной ориентации можно выделить:

  • Развивающая. Она проявляется в расширении лексикона и теоретического багажа, который постепенно превращается в практические компетенции (по мере переработки и решения соответствующих задач). По мере изучения первоисточников универсант получает определенную порцию полезной информации, которую он усваивает и может в дальнейшем применять согласно личным и научным целям, при общении и пр.
  • Критическая и фильтрующая. Она состоит в том, что индивид при прочтении анализирует материал, выделяя их него важные моменты, факты, полезную информацию. То есть благодаря получению «пищи для ума» учится ее анализировать, сортировать, находить ей применений в нужной ситуации;
  • Переводческая. Данная миссия проявляется только при работе с иноязычными материалами. Чтобы их понять, необходимо перевести на русский или найти официальный перевод первоисточника и в дальнейшем применять их по мере необходимости;
  • Поисковая. Благодаря информационной ориентации студенты, имеют оперативный и беспрепятственный доступ к тем или иным вопросам, темам, предметам. То есть понимания суть или базовые категории, им легче понять: что искать, где лучше добыть информацию, какая именно база им необходима для продвижения и развития и пр.

Информационная ориентация для студента – залог успеха в учебе и исследовательской деятельности, на любом испытании. Главное – правильно и умело ею пользоваться в любой ситуации, подбирая необходимый инструментарий.

Как развить навыки ориентации в информационном поле?

Умение работать с информацией – золотой навык для каждого студента, аспиранта и ученого, а также для простого любознательного пользователя. Согласитесь, с образованным и/или эрудированным человеком приятно и интересно поддерживать диалог. Но порой информационная ориентация – необходимое качество индивида, без которого ему просто не выжить на текущих условиях.

Чтобы развить такой навык, важно располагать следующими базовыми умениями:

  • Поиск информации. Для начала нужно понимать, что искать и где можно раздобыть соответствующие ресурсы;
  • Фактчекинг. Студенту предстоит проверять качество информации, чтобы рассортировать ее и отобрать необходимое и достоверное;
  • Группировка и систематизация данных. Чтобы пользоваться материалами и изученными темами, важно находить место для их применения, употребления и упоминания. Притом важно ен просо цитировать или копировать, но и уметь преобразовывать ее под «нужный акцент», с конкретной задачей – обосновать, описать, сравнить, выделить и пр.;
  • Синтез. Он помогает воссоздать конкретную картину и целенаправленно задействовать в определенном ключе те или иные фрагменты из первоисточника.

Чтобы развить навык информационной ориентации, пользователю достаточно знать соответствующие принципы. Во-первых, студенту важно уметь критически мыслить и оценивать материал, распознавая опорные моменты, суть и факты.

Принципы информационной ориентации
Принципы информационной ориентации

Во-вторых, информационная ориентация предполагает тренировку памяти, чтобы быстро усваивать новый материал и оперативно пользоваться им по мере необходимости (вспоминать, находить способы применения).

В-третьих, важно ориентироваться на актуальность данных. Согласитесь, что архивные данные по-своему ценны, передают опыт, помогают сопоставить результаты, но развитие новых тенденций возможно только на свежих результатах, последних достижениях, современных публикациях и работах.

В-четвертых, не менее важно соблюдать нормы авторской этики и плагиата. Каждый автор должен уважать чужие труды, достижения, идеи и заслуги. Поэтому, используя сторонние труды, важно грамотно и легально их заимствовать, должным образом оформлять в составе проекта.

В-пятых, знание материала не гарантирует успеха. Важно уметь им пользоваться, то есть быть гибким, понимать, что и когда можно и нужно отметить, где найти материал для повторения и пр.

Информационная ориентация проходит несколько этапов:

  • Получение запроса на информацию? То есть изучение или постановка конкретного вопроса;
  • Поиск информации. В данном случае все зависти от ситуации и текущих обстоятельств: поиск в собственной памяти или в рамках поиска новых материалов, на базе конспектов и пр.;
  • Формулирование ответа. В данном случае происходи та самая систематизация данных, их сортировка, группировка, структурирование и интерпретация, то есть подача согласно поставленному вопросу.

Обратите внимание, что информационная ориентация требует понимания, что искать (то есть должен быть поставлен вопрос или задача) и умение оперировать располагаемыми данными (по возможности дополнить их новой или более свежей информацией).

Таким образом, в основе информационной ориентации лежат принципы целенаправленного поиска, преобразования, проверяемости и гибкости. При частом и глубоком исследовании тем, изучении разных первоисточников данный навык развивается быстрее и лучше.

Ключевые моменты при подготовке ответа на экзамене

Экзамен – судьбоносный момент в жизни каждого студента. Ведь именно от качества и полноты предоставленного ответа. Решения зависит как итоговая оценка, так и в целом судьба учащегося: продолжит ли он обучение или нет, появится ли у него академическая задолженность или минует его. Именно информационная ориентация способна помочь универсанту в преодолении всех сложностей и выполнении любых заданий.

При подготовке к аттестации навыки информационной ориентации ускорит и упростит данный процесс. Для этого достаточно воспользоваться имеющимися записями и конспектами, учебниками, рекомендованной литературой. На основе этих ресурсов студент сможет освежить текущие знания, углубить их по мере необходимости.

Задание

Суть

Что делать?

Вопрос Определить искомый элемент и основное действие: ключевое слово, опорное слово и пр. Дать определение термину, пояснить правило, найти автора правила или метода, отметить суть приема и условия его применения и пр.
Задача Выделить известные параметры, ответить ключевой вопрос Определить тему и метод решения, отметить достаточность располагаемых фактов, собрать все недостающие элементы и реализовать метод, найти ответ

Как пользоваться принципами информационной ориентации во время аттестации или экзамена?

Первым делом необходимо внимательно изучить экзаменационный билет. Начнем с устных вопросов или вопросов, на которые нужно предоставить развернутый ответ.

В данном случае можно опираться на следующие моменты: ключевые или опорные слова, термины, фамилии и пр. Выделят ключевые слова и термины или формулировки задания. Они помогут понять, какие моменты и понятия нужно раскрыть, с именами каких авторов и ученых они связаны, какие методы и подходы они предлагали, какие общенаучные и базовые инструменты можно использовать и пр. То есть имея под рукой «тематические термины», опору, можно логически развить ответ.

Информационная ориентация отлично работает при решении задач. Главное – разобраться в условиях дано. Достаточно выделить текущие аргументы и факты, действия над ними, понять основной вопрос – что нудно найти или определить. Далее дело за малым: вспоминая тему с соответствующим параметрами, важно понять их связь, достаточность материалов для ее решения, возможности поиска или замены отдельных параметров, подстановка собранных аргументов и поиск итогового решения.

Обратите внимание, что на экзамене важно не молчать. Неважно из какой научной плоскости был взят материал для ответа. Главное – умело его преподнести, сформулировать ответ четко, логично, связно.

То есть на экзамене в качестве основы в рамках информационной ориентации будут служить такие моменты, как:

  • Тема и термины;
  • Фамилии ученых и наименования их теорий;
  • Формулы и их тематическая приверженность, наименование коэффициентов и пр.

Для универсанта главное зацепиться хотя бы за 1-2 знакомых термина, категории и на их основе выстроить свой ответ. Если же знания оставляют желать лучше, можно воспользоваться возможностью выйти из аудитории и быстро освежить в памяти материал с помощью шпаргалок, лекций или интернета.

На что ориентироваться при выполнении домашнего задания и подготовке к предстоящей паре (тема, задание, вопросы)?

Выполнение домашнего задания устного и письменного плана требует от студента немало усилий и умения быстро работать с большим потоком данных: вычитывать, сортировать, сокращать, преобразовывать и пр.

Элемент задания

База для формирования ответа

Методы

Вопрос Термины и ключевые слова, фамилии и название приема, тема в рамках изучаемого предмета Обзор, реферирование, обобщение
Тестирование Опорные или ключевые слова, наименование изобретений или законов, фамилии ученых Фильтрация и избирательность, сортировка, сопоставление, критический анализ
Задача Располагаемые аргументы и известные факты, условия и обстоятельства, действия, ключевой вопрос Тематический обзор и разбор, подбор формул и альтернативных решений. Подстановка, анализ, обобщение

Домашнее задание может быть представлено в самых разных вариациях: устный опрос по теме, выступление с докладом, тематическая дискуссия. Для его выполнения достаточно воспользоваться следующим умениями в рамках информационной ориентации:

  • Внимательно прочитайте задание и выделите из него суть: о чем требуется рассказать или какую задачу решить;
  • Ориентируйтесь на тему занятия и вспомните лекционный материал. В нем чаще всего освещены ключевые термины, правила и методы;
  • Подберите дополнительные первоисточники, которые дополнят базовый конспект новыми фактами, углубят ваши знания и представления по теме в данном случае важна избирательность и умение дополнять, вписывать новые фрагменты в контекст;
  • Систематизируйте собранные материалы в связный и единый текст. Важно отметить все грамотно, поэтапно, выделив соответствующие термины, и связанные с ними мотивы, факты, фамилии и приемы.

Решение задач – дело не менее кропотливое. О порядке разбора и выполнения таких заданий мы уже писали. При подготовке домашнего задания основной ориентир – тема. Тщательно в ней разобравшись и изучив необходимый инструментарий, подходы, формулы, решить любую задачу не составит труда.

Решать задачи в домашних условиях не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить теорию и тщательно в ней разобраться, изучить детали, понять основные правила и принципы. Далее останется лишь подставить располагаемые материалы в соответствующие методы, провести ряд несложных математических и аналитических манипуляций и получить конечный ответ с соответствующим обоснованием и научной характеристикой.

Как грамотно поддержать дискуссию студенту или аспиранту?

Одним из способов проверки качества подготовки универсанта по предмету или определенной теме является его умение поддерживать дискуссию. Как правило, подобные варианты предполагают первичное выступление автора проекта или исследования с научным докладом, а затем диалог с членами комиссии по принципу «вопрос-ответ».

Дискуссия – самый объективный способ понять и определить уровень подготовки докладчика или автора проекта. Посредством наводящих, общих и каверзных вопросов члены комиссии понимают глубину погружения в тематику исследования, общее владение ею, владение профильным предметом и пр.

Как поддержать дискуссию?
Как поддержать дискуссию?

Информационная ориентация в данном случае будет начинаться с предварительной подготовки. Студенту или аспиранту предстоит провести глубокое и всестороннее исследование темы, разобраться в рамках исследовательского вопроса и описать его решение с четким обоснованием в определённом формате: курсовая работа, научная статья, диссертация и ли дипломная работа и пр. Но в проект будет положена лишь определённая часть от общей информационной массы. Остальная база поможет ему выбраться из «вопросной студии».

На подготовительной стадии важно сформулировать четкую защитную речь. А также подумать о потенциальных вопросах: о чем могут спросить на аттестации, как можно ответить на потенциальные вопросы и пр.

Непосредственно во время публичной защиты важно вслушиваться в вопрос и его формулировку. Обратите внимание на следующие моменты:

  • О чем спрашивают? Как правило, суть вопроса кроется в термине (что просят пояснить, показать, обосновать)
  • Какое действие необходимо воспроизвести? Оно также отмечается в формулировке вопроса – пояснить, описать, проанализировать, показать, решить и пр.

Исходя из этой комбинации становится ясно, как должен прозвучать ответ на поставленный вопрос.

Обратите внимание, что все задания и вопросы на публичном выступлении затрагивают только тему исследования или вопрос из экзаменационного билета. За эти тематические границы ни один вопрос не будет выходить.

Постарайтесь предоставить емкий и информативный ответ, четко в рамках поставленного вопроса. Не стоит отдаляться от него в иные области, смежные или похожие категории и пр. Если же не можете сориентироваться в теме и вспомнить необходимый материл, тогда прибегайте к логическому рассуждению на основе известных вам фрагментов, фактов, понятий. Лучше отметить хоть что-то, чем ничего.

Постарайтесь структурировать ответ. Сделайте акцент на «спрашиваемой категории» или термине, дайте в первую очередь ему определение. А далее действуйте по обстоятельствам – можете развить вопрос – развивайте. Нет – рассуждайте.

Обращайте внимание, если вас поправляют или дополняют. Уцепитесь за поправку, направление или ее характер и постарайтесь сориентироваться, откорректировать свою речь или дополнить ее соответствующими моментами. Также не упускайте из вида мнение других участников дискуссии, опирайтесь на них при освещении вопроса: опровергайте или соглашайтесь, но главное – имейте при этом «туз» (аргумент) в рукаве.

Не бойтесь критики. Адекватно ее воспринимайте и мотайте на ус. Уверены в собственной правоте – отстаивайте. Есть сомнения, лучше занять нейтральную позицию или согласиться с оппонентом, приведя соответствующие факты.

Дискуссия должна быть взаимной, информативной, аргументированной и результативной.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Советы по развитию информационной ориентации для студентов и аспирантов

Информационная ориентация немыслима без минимального знания темы и умения рассуждать, анализировать. Поэтому ни один студент, аспирант и пользователь не сможет подготовить качественный доклад, проект, решить задачу или сформулировать ответ на поставленный вопрос без соответствующей базы. Поэтому, чтобы ориентироваться в теме, вопросе или задании, важно понимать, что от вас требуют и к какой теме или категории, модулю относится соответствующей аспект.

Чтобы ориентироваться в теме и любом задании, важно быть как минимум начитанным или внимательно изучать предмет согласно учебной программе и плану. При наличии конспекта лекции студент сможет быстро понять, какие термины и понятия лежат в основе соответствующей темы, какие приемы и моменты нужно посетить, чем можно дополнить лекцию и пр.

Информационная ориентация требует хорошей тренировки и работы памяти, мозга. Поэтому важно развивать такие качества, как концентрация внимания, умение вспоминать материал и пр. Поэтому тренируйте память посильными способами, установите режим дня и планируйте время на выполнение задания, подготовку к предстоящим испытаниям.

Периодическое повторение пройденного курса или темы, вторичная или очередная вычитка текста поможет вспомнить суть вопроса, ключевые моменты и факты, результаты. При таком подходе докладчик или исследователь быстрее ориентируется в собственном документе, хорошо владеет материалом и может быстро ответить на базовые вопросы по теме.

Чтобы восполнить пробелы в знаниях можно воспользоваться интернетом. Ускорить поиск помогут нейросети, специализированные сервисы, искусственный интеллект или тематический запрос в браузере. Но не стоит слепо верить всему, что пишут. Не забывайте о проверке данных. Старайтесь отобрать самое важное и запомнить это.

Формулируя ответ, будьте избирательны. Далеко не все знания могут пригодиться, чтобы предоставит качественный и емкий ответ. Не стоит распыляться и уходить ы смежные области. Будьте точны и корректны, следуйте вопросу или заданию.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Правила информационной ориентации в самых разных ситуациях: проектная деятельность, экзамен, выступление или дискуссия и пр.”

  • в целом, в любом вопросе есть свои подсказки. неважно, на паре, на экзамене или в ходе написания курсовой реферата. главное – найти ключевое слово (над чем работать) и действие в вопросе (что нужно сделать: описать, оценить, изменит и пр.). а дальше сосредоточиться на этих моментах и все. даже при минимальном знании теории удастся выкрутиться и хотя бы набрать минимальный балл для аттестации, закрыть данный этап без долгов. проверено лично!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *