Любая студенческая или научная работа основывается на трудах ученых, мнении экспертов, учебной или справочной литературе. Важнейшим моментом в исследовании темы является обзор ранее выдвинутых и существующих по настоящее время теорий, понятий, методик и пр. Автору необходимо разобраться в ключевых аспектах, понять, какие меры уже предпринимались, насколько они были эффективны, и что он может предложить нового. Именно на этой основе происходит формирование теоретической базы студенческой или научной работы.
Первый раздел курсовой или дипломной работы, диссертации всегда посвящен обзору литературы по выбранной теме исследования. Он призван отметить основные аспекты теоретических знаний: изучение основных понятий, хронология теорий и мероприятий по решению проблемы, текущее положение дел в науке/отрасли и пр. Здесь важно показать развитие проблемы с течением времени, значение каждого предложенного мероприятия, степень решения вопроса и его актуальность, значимость на сегодняшний день.
Именно на его основе можно понять, какие меры предпринимались и что нового может привнести автор. Благодаря такому анализу исследователь может продумать дальнейший ход исследования и привнести свой вклад.
Сегодня мы расскажем, как грамотно подвести итог в теоретической главе, и что отметить в разделе «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».
Именно эта часть студенческой работы позволяет студенты выделить результаты исследования и связать между собой разделы.
Анализ литературы в курсовой, дипломной или диссертационной работе
Изучение источников информации по выбранной теме производится в первой главе проекта. Притом данная манипуляция является обязательной. Без нее подготовка проекта просто невозможна.
Здесь автору необходимо обратиться только к надежным и проверенным источникам информации: научные статьи, ВАК-статьи, монографии и диссертации, учебная литература и пр. Все сведения должны быть обоснованными и достоверными, непротиворечивыми.
Но самое главное: они должны раскрывать со всех допустимых сторон исследовательский вопрос, отмечая предпринимаемые ранее меры и текущее положение дел.
Теоретическая глава проекта призвана подчеркнуть актуальность вопроса, его нерешенность, важность и значимость, влияние на объект исследования. В этом разделе исследователь должен убедить читателя в том, что проблема остается именно нерешенной и важной.
Именно поэтому важно показать, какие подходы к решению проблематики существуют или существовали. Не менее важно отметить эффективность данных приемов в настоящий момент, показав тем самым необходимости инноваций и перемен.
Обзор литературы лучше всего производить в хронологическом порядке, то есть в той последовательности, когда зарождалась и появилась на свет та или иная идея. Такой подход позволит не только оценить логичность повествования, но и определить, как происходило изучение и развитие темы, кто, что и когда предлагал, к чему привели эти меры и пр.
Согласитесь, что изучать проблему по мере ее развития намного легче и понятнее, нежели чем читать обрывки из разных эпох. Этот ход поможет понять и установить причинно-следственные связи, тенденции и наметить новые пути и способы решения.
Обратите внимание, что в теоретической части следует рассматривать не все подряд теории и мнения, а только наиболее важные, которые оказали непосредственное воздействие на решение вопроса, проблемы, сумели оказать влияние на объект исследования, привнесли определенные (как положительные, так и отрицательные) перемены. Для этого автору придется внимательно изучить большой объем информации и оставить проверенные данные, предварительно оценив ценность каждого труда. Притом изучаемые работы должны быть проверены на отсутствие противоречий и ошибок, аргументированность и обоснованность, автор должен обладать достойной репутацией в научных кругах. Только такие материалы помогут разобраться в теме и получить определенный результат.
Учтите, что все задействованные материалы и источники информации должны быть не просто включены в состав проекта, но и отмечены в составе списка библиографии. Притом неважно, какую роль они сыграли в исследовании: основной первоисточник или дополнительный. Все отсылки на труды других исследователей должны быть включены в литературный перечень.
Не менее важно придерживаться правила легального заимствования и цитирования. В противном случае может пострадать уникальность текста и проекта в целом.
Теоретическая глава исследования позволяет комиссии и читателю оценить:
- Навыки исследователя по работе с большим объемом информации, разборчивость в источниках. Здесь важно показать умение кооперировать первоисточники, обобщать полученные сведения и выделять наиболее значимые труды, теории;
- Умения по систематизации собранных материалов в единый и последовательный текст. В данном случае автору предстоит не просто соединить различные сведения и факты, но и грамотно их преподнести. Для этого придется грамотно систематизировать данные, частично перефразировать материал (чтобы создать уникальный текст), сохранив при этом изначальный подтекст и суть;
- Анализ теорий и методик с целью выявления их достоинств, недостатков для обоснования актуальности и значимости каждого из них. То есть без сравнительного анализа и обзора теорий не обходится ни один проект;
- Новизна научного исследования: сравнение ранних теорий и предложенных автором мер, что он привносит в современную науку или отрасль. Данная парадигма ставится только по мере проведения исследования, когда автор сумел выделить что-то новое, что ранее не освещалось в схожих трудах. Также этот элемент подчеркивает вклад автора, его инновацию;
- Владение профессиональной, научной и иной терминологией. На протяжении проекта автор будет употреблять различные категории. Он должен показать не только их понимание, значение, но и умение пользоваться, вписывать в контекст;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В основе теоретического раздела могут лежать как учебные и справочные материалы, научные работы, так и архивные, статистические данные. Притом они используются в сочетании: то есть на протяжении всего проекта используется не какой-то один первоисточник, а целая комбинация. Притом каждый новый ресурс будет не дублировать, а дополнять имеющуюся информационную базу. Здесь должен присутствовать не только текст, но и табличные, графические данные, позволяющие выделить сходства и отличия, действие теорий.
Выводы по результатам анализа литературы
Раздел с таким наименованием чаще всего присутствует в диссертациях, но в дипломных и курсовых работах он тоже имеет место в виде «Выводы по Главе 1» и пр. Он предназначен исключительно для кратких итогов о проделанной работе.
Здесь автор научного изыскания должен отметить ключевые труды, которые легли в основу его исследования. То есть исследователю предстоит выделить и обосновать основную информационную базу, доказательства. Важно подчеркнуть как ранние теории, так и существующие и действующие по сей день правила, степень их эффективности и необходимость новшеств. Они позволяют оценить степень разработанности тематики, наметить перспективы дальнейшего развития темы и варианты решения исследовательского вопроса. Исследователь отмечает, какие нерешенные стороны изучаемого вопроса или явления имеются в настоящее время, как они отражаются на объекте исследования, подчеркивая тем самым актуальность и значимость темы.
Здесь целесообразно выделить ключевые аспекты в виде списка. Так автор сумеет не только отметить самое важное, но и грамотно распределить свои мысли в нужном порядке, логично и последовательно, кратко и емко. К таким моментам можно отнести ключевое слово (по теме – основной термин и его определение), основные теории и их авторов, их роль в развитии изучаемого вопроса, ранее предложенные меры по решению проблемы исследования, присутствие и проявление проблемы в современной науке или отрасли.
Данный раздел должен кратко обрисовать картину: что было и есть, показать важность и необходимость новых мероприятий с целью развития мысли и решения вопроса.
В курсовой и дипломной работе пункт «Выводы по главе…» или «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования» затягивается на 1-3 страницы печатного текста. В диссертациях данный раздел может быть растянут на десяток и более страниц.
Обратите внимание, что в научных работах во вводной части имеется литературный обзор, который не должен подробно описывать теоретическую главу исследования и выводы по ней. Он призван отметить ключевые труды, которые легли в основу изыскания, на что и кого полагался автор. В выводах по результатам анализа литературы исследователю необходимо подчеркнуть значимость темы, нерешенность проблемы и необходимость новых мер.
Таким образом, выводы по результатам анализа литературы представляют собой обобщение теоретической главы и исследования в целом. Их миссия емко подчеркнуть актуальность исследовательского вопроса, противоречия и необходимость перемен, воздействия на проблематику. Притом уже здесь исследователь может подчеркнуть свои намерения или идею, подтолкнув тем самым себя и читателей к ее проверке.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!